Научная статья на тему 'Международные налоговые отношения участников БРИКС'

Международные налоговые отношения участников БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговое администрирование / БРИКС / ОЭСР / международные налоговые отношения / налогообложение / СRS / tax administration / BRICS / OECD / international tax relations / taxation / SRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксения Евгеньевна Ю.

В статье представлен обзор налогового взаимодействия межгосударственного объединения БРИКС с учетом современной геополитической ситуации. Автором рассматриваются этапы выработки единых налоговых подходов стран БРИКС, процесс обмена налоговой информацией в рамках трансграничного обмена, информационные технологии, способствующие бесконтактному налоговому администрированию, перспективы создания единой валюты в рамках сотрудничества организации БРИКС. В результате проведенного исследования автор приходит к следующему выводу: на сегодняшний момент сотрудничество России с партнерами по БРИКС происходит по различным траекториям налогового взаимодействия — это и трансграничный обмен налоговой информацией, и создание новых информационных технологий, и, конечно, механизм обмена наилучшими практиками и тренингами по решению различных налоговых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International tax relations of the BRICS members

The article provides an overview of the tax cooperation of the BRICS interstate association, taking into account the current geopolitical situation. The author examines the stages of developing common tax approaches of the BRICS countries, the process of exchanging tax information within the framework of cross-border exchange, information technologies that facilitate contactless tax administration, prospects for creating a single currency within the framework of cooperation of the BRICS organization. As a result of the conducted research, the author comes to the following conclusion: at the moment, Russia's cooperation with BRICS partners is taking place along various trajectories of tax interaction — this includes the cross-border exchange of tax information, the creation of new information technologies, and, of course, a mechanism for the exchange of best practices and trainings on solving various tax issues.

Текст научной работы на тему «Международные налоговые отношения участников БРИКС»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 215 — 218. Audit journal. 2023;(4):215 — 218.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.227

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-21 5-21 8 NIION: 201 7-0074-4/23-1 89

EDN: https://elibrary.ru/OFFNDZ MOSURED: 77/27-021-2023-04-389

Международные налоговые отношения участников БРИКС

Ксения Евгеньевна Ю

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлен обзор налогового взаимодействия межгосударственного объединения БРИКС с учетом современной геополитической ситуации. Автором рассматриваются этапы выработки единых налоговых подходов стран БРИКС, процесс обмена налоговой информацией в рамках трансграничного обмена, информационные технологии, способствующие бесконтактному налоговому администрированию, перспективы создания единой валюты в рамках сотрудничества организации БРИКС. В результате проведенного исследования автор приходит к следующему выводу: на сегодняшний момент сотрудничество России с партнерами по БРИКС происходит по различным траекториям налогового взаимодействия — это и трансграничный обмен налоговой информацией, и создание новых информационных технологий, и, конечно, механизм обмена наилучшими практиками и тренингами по решению различных налоговых вопросов.

Ключевые слова: налоговое администрирование, БРИКС, ОЭСР, международные налоговые отношения, налогообложение, СRS

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя Н.В. Рубан-Лазареву, доктора экономических наук, профессора Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Ю К.Е. Международные налоговые отношения участников БРИКС // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 215—218. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-215-218. EDN: https://elibrary.ru/OFFNDZ.

TAXES AND TAXATION

Original article

International tax relations of the BRICS members

Kseniya E. Yu

Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article provides an overview of the tax cooperation of the BRICS interstate association, taking into account the current geopolitical situation. The author examines the stages of developing common tax approaches of the BRICS countries, the process of exchanging tax information within the framework of cross-border exchange, information technologies that facilitate contactless tax administration, prospects for creating a single currency within the framework of cooperation of the BRICS organization. As a result of the conducted research, the author comes to the following conclusion: at the moment, Russia's cooperation with BRICS partners is taking place along various trajectories of tax interaction — this includes the cross-border exchange of tax information, the creation of new information technologies, and, of course, a mechanism for the exchange of best practices and trainings on solving various tax issues.

Keywords: tax administration, BRICS, OECD, international tax relations, taxation, SRS

Acknowledgements: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser N.V. Ruban-Lazareva, Doctor of Economics, Professor of the Department of Taxes and Tax Administration of the Finance University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Yu K.E. International tax relations of the BRICS participants // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):215—218. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-215-218. EDN: https://elibrary.ru/OFFNDZ.

© Ю К.Е., 2023

В современной сложной геополитической ситуации, сложившейся вокруг Российской Федерации под влиянием европейских санкций, руководство нашей страны задало новый курс развития, направленный на укрепление многостороннего и двустороннего сотрудничества с дружественными государствами. С этой целью Россия начала принимать активные действия, направленные на усиление своего присутствия на различных международных площадках и в различных международных организациях. Одним из главных межгосударственных объединений, с которым наша страна активно продолжает наращивать политические и экономические связи для совместной экономической и глобальной интеграции, является объединение стран БРИКС.

На сегодняшний день сотрудничество России с партнерами по БРИКС продолжает динамично развиваться в налоговой сфере по различным направлениям — начиная от обмена налоговой практикой и продолжая перспективой создания единой валюты. Ежегодно проходят встречи с руководителями налоговых администраций членов стран БРИКС, растет количество подписанных документов о сотрудничестве в налоговой сфере, формируются рабочие группы по отдельным вопросам.

БРИКС является межгосударственным объединением, включающим в себя пять государств: Бразилию, Россию, Индию, КНР, ЮАР. С 1 января 2024 г. планируется расширение организации. Приглашены к присоединению еще шесть стран: Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Главной задачей БРИКС являются создание благоприятного поля для движения инвестиций, развитие предпринимательской деятельности, поддержание взаимной торговли.

Встреча министров финансов государств — участников БРИКС в апреле 2012 г. стала главным шагом к сотрудничеству в сфере налогового администрирования. В результате переговоров было принято решение об образовании единого налогового поля обмена информацией, были разработаны подходы, связанные с предотвращением налогового мошенничества. Через год на форуме в Москве по налоговому администрированию ОЭСР1 [1, с. 2—3] руководители налоговых служб обсу-

1 Организация экономического сотрудничества и развития.

дили создание единого подхода в вопросах соблюдения налогового законодательства, усиления обмена лучшими налоговыми практиками, повышения квалификации сотрудников налоговых служб. Единый налоговый подход позже был изложен в Форталезской декларации [2, п. 17].

Между странами БРИКС существует трансграничный обмен налоговой информацией. Все пять стран являются членами Глобального фо-рума2, материнской организацией которого является ОЭСР. Членство в Глобальном форуме стран БРИКС, не являющихся членами ОЭСР, связано с тем, что работу Глобального форума G203 страны БРИКС признали плодотворной и эффективной [3, c. 5].

По итогам работы в Глобальном форуме всем странам БРИКС был присвоен соответствующий рейтинг. Индии, ОАЭ и Китаю был присвоен рейтинг Compliant, т.е. соответствующий стандарту Глобального форума, ОЭСР; Российской Федерации и Бразилии — Largely Compliant (во многом, но не во всем соответствующий стандарту Глобального форума, ОЭСР).

Приведем общие замечания ко всем странам БРИКС, не повлиявшие на присвоение рейтинга:

• задержка в предоставлении соответствующей информации (Бразилия, Россия, Индия);

• не всегда можно установить статус запрашиваемой информации (Индия, Россия, Бразилия);

• отсутствие подтверждения, что вся необходимая налоговая информация доступна контролирующим органам (ОАЭ, Индия, Россия);

• необходимость в продолжении развития сети международных соглашений, предусматривающих обмен налоговой информацией (все страны БРИКС).

На сегодняшний момент страны БРИКС заинтересованы в повышении транспарентности в налоговой сфере не меньше, а может, даже и больше развитых стран. «Пятерке» необходимо продолжать развивать институты автоматического обмена информацией как между собой, так и с другими государствами. Для осуществления этой цели необходимо

2 Global Forum of Transparency and Exchange of Information of Tax Purposes.

3 Саммит G20 в Питтсбурге, сентябрь 2009 г.

создание наднационального органа сотрудничества налоговых служб стран БРИКС.

За последние два года государства БРИКС достигли значительных успехов в развитии информационных технологий, благодаря чему налоговое администрирование становится бесконтактным и встраивается в бизнес-процессы налогоплательщиков. Как отмечают руководители налоговых служб, «ограничения, связанные с пандемией СОУГО-19, явились большим стимулом для развития цифровых решений в налоговых ведомствах»4.

В качестве важного направления в области цифровизации лидеры налогового администрирования называют обмен налоговыми сведениями, поступающими в результате автоматического обмена налоговой информацией (СИЗ) [4]. Цель создания СИЗ — повышение уровня соблюдения налоговых требований, основанных на автоматическом обмене информацией по финансовой отчетности. СИЗ должен предоставлять лидерам БРИКС четкую картину об активах, находящихся у налоговых резидентов, располагаемых за пределами юрисдикции. Так, Федеральная налоговая служба РФ на базе международного автоматического обмена финансовой информацией разработала автоматизированную систему выявления налоговых рисков, направленную на идентификацию налоговых угроз. В ноябре 2022 г. автоматизированная система по выявлению налоговых рисков была отмечена как одна из ведущих практик в налоговой сфере стран БРИКС [5, с. 9—10].

С 1 января 2024 г. к БРИКС планируется присоединение шести стран. На фоне этого события стали развиваться идеи о создании единой валюты союза. Главной ее задачей будет являться снижение зависимости членов БРИКС от доллара и евро в международных расчетах, а также упрощение торговли между государствами. В долгосрочной перспективе планируется, что валюта может получить статус резервной для стран БРИКС. Подготовка инфраструктуры для создания единой платежной единицы началась еще в 2014 г., именно тогда страны БРИКС организовали Новый банк развития [6, с. 4]. Для ускоренного внедрения валюты в ближайшее время планируется создание платформы для фондовых

4 Руководители налоговых администраций БРИКС договорились о сотрудничестве в цифровизации налогового администрирования // URL: nalog.gov.ru

и национальных валютных бирж, благодаря чему повысится объем торгов валютами стран БРИКС.

Таким образом, на сегодняшний момент сотрудничество России с партнерами по БРИКС происходит по различным траекториям налогового взаимодействия. Это и трансграничный обмен налоговой информацией, и создание новых информационных технологий, и, конечно, механизм обмена наилучшими практиками и тренингами по решению различных налоговых вопросов.

Научная статья написана в рамках ВТСК по теме «Международные налоговые отношения России с дружественными странами мира», приказ № 2707/о от 16 ноября 2023 г. «Об утверждении составов временных творческих студенческих коллективов по научным исследованиям, выполненным в 2023/2024учебном году».

Список источников

1. Арзуманова Л.Л. Налоговое взаимодействие государств БРИКС в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3 (88). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-vzaimo-deyst-vie-gosudarstv-briks-v-sovremennyh-us-loviyah (дата обращения: 29.10.2023).

2. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС. г. Фортале-за, Бразилия, 15 июля 2014 г.).

3. Винницкий Д.В., Курочкин Д.А. Перспективы международной координации подходов государств БРИКС в сфере трансграничного налогообложения // Налоги и налогообложение. 2018. № 11. URL: https ://cyber-leninka.ru/article/n/perspektivy-mezhdunarod-noy-koordinatsii-podhodov-gosudarstv-briks-v-sfere-transgranichnogo-nalogooblozheniya (дата обращения: 28.10.2023).

4. Официальный сайт ФНС России.

5. Олейник Г.В. Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-interesy-briks-v-sfere-nauchno-tehnologicheskogo-sotrud-nichestva (дата обращения: 28.10.2023).

6. Леонова О.Г., Попова Н.В. Новые приоритеты БРИКС. Навстречу 12-му саммиту БРИКС в России // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/novye-prioritety-briks-navstre-

chu-12-mu-sammitu-briks-v-rossii (дата обращения: 28.10.2023).

References

1. Arzumanova L.L. Tax interaction of the BRICS states in modern conditions // Actual problems of Russian law. 2018. No. 3 (88). URL: https://cyberleninka .ru/article/n/nalogovoe-vzaimo deystvie- gosudarstv-briks-v-sovremennyh-usloviyah (date of reference: 10/29/2023).

2. Fortaleza Declaration (adopted following the results of the sixth BRICS Summit. Fortaleza, Brazil, July 15, 2014).

3. Vinnitskiy D.V., Kurochkin D.A. Prospects for international coordination of approaches of the BRICS states in the field of cross-border taxation // Taxes and taxation. 2018. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-mezh-dunarodnoy-koordinatsii-podhodov-gosudarstv-

briks-v-sfere-transgranichnogo-nalogooblozhe-niya (date of access: 10/28/2023).

4. The official website of the Federal Tax Service of Russia.

5. Oleinik G.V. BRICS national interests in the field of scientific and technological cooperation // Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnye-interesy-briks-v-sfere-nauchno-the-nologicheskogo-sotrudnichestva (date of reference: 10/28/2023).

6. Leonova O.G., Popova N.V. New BRICS priorities. Towards the 12th BRICS Summit in Russia // Socio-humanitarian knowledge. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/novye -prioritety-briks - navstre chu-12-mu-sammitu-briks-v-rossii (date of application: 10/28/2023).

Информация об авторе

К.Е. Ю — студент Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author K.E. Yu — Student of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 02.11.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 04.12.2023.

The article was submitted 02.11.2023; approved after reviewing 16.1 1.2023; accepted for publication 04.12.2023. -

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.