Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЕННОСТЯМИ В ЧАСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"'

ВНЕДРЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЕННОСТЯМИ В ЧАСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ (ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ) ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ДЕМОГРАФИЯ" / ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеев В. Б., Лир Дарья Николаевна, Лужецкий К. П., Шур П. З.

В рамках федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (или «Укрепление общественного здоровья»), являющегося составной частью национального проекта «Демография», необходима работа по обеспечению популяризации здорового питания, в том числе путём разработки и реализации специальных образовательных программ по рациональному и сбалансированному питанию. Цель работы - обсуждение алгоритма внедрения обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды в рамках национального проекта «Демография». В основе алгоритма традиционно должно быть создание многоуровневой системы (участие медицинских и немедицинских организаций) непрерывного обучения населения. Принимая во внимание один из принципов гигиенического обучения как актуальность, важно определить приоритетную целевую аудиторию для данной обучающей программы. Основными критериями выбора являются «возраст» и «территория проживания». Для достижения декларируемых целей по приобретению населением соответствующих знаний и навыков необходимо выбрать оптимальные инструменты, формы и средства обучения, а также установить взаимодействие с профильными органами и ведомствами региональной исполнительной власти, участвующими в реализации федерального проекта. Для оценки потенциального эффекта внедрения программы целесообразно использовать предложенные критерии оперативного (приобретение знаний в сфере здорового питания, а также его особенностей, способствующих снижению сопряжённых со средой обитания рисков здоровью, формирование ответственного пищевого поведения, способствующего снижению потребления критически значимых для здоровья населения пищевых продуктов, а также увеличение потребления овощей и фруктов) и отсроченного результата (снижение распространённости алиментарнозависимых заболеваний, снижение распространённости микронутриентной недостаточности, снижение распространённости заболеваний, сопряжённых с особенностями среды обитания, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижение смертности населения старшего трудоспособного возраста, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеев В. Б., Лир Дарья Николаевна, Лужецкий К. П., Шур П. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF EDUCATIONAL PROGRAM ON ISSUES OF HEALTHY NUTRITION FOR POPULATION GROUPS WITH PECULIARITIES IN TERMS OF THE IMPACT OF ENVIRONMENTAL FACTORS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE NATIONAL PROJECT "DEMOGRAPHY"

According to the federal law «Formation of a system for motivating citizens to a healthy lifestyle, including healthy eating and giving up bad habits» (or «Strengthening public health») which is a part of «Demography» National project, there is a work needed for healthy food’s popularization including the development and realization of unique educational programs dedicated to rational and balanced nutrition. The aim of the investigation is a discussion of approaches to implementation target educational healthy nutrition programs. The scientific and educational centers of healthcare institutions and Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare scientific organizations took part in developing the academic programs. Eight target programs were designed such as for preschool children, for pregnant and lactating women; for persons over working age; for persons with an increased level of physical activity; for the population working in hazardous and challenging working conditions; for people living in regions with specific environmental factors (micro-and macronutrients insufficiency, climate conditions). The development of interaction between particular departments of regional executive authority that take part in regional programs for implementing federal law «Strengthening public health» ministries or departments of the education and healthcare system is needed for reaching declared goals for the were educating the population on relevant knowledge and skills. The distribution of health nutrition educational program’s materials should be started among pupils in educational organizations considering the children’s physiologically determined learning ability. The projected difficulties can be the next: staff insufficiency in Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare local authorities and organizations; lack of creativity during the choosing of using methods; the passivity of other ministries and departments; insufficient technical equipment in educational organizations; psychological resistance to innovations.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЕННОСТЯМИ В ЧАСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"»

Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Внедрение обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, в рамках национального проекта «Демография»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 Оригинальная статья

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020

Алексеев В.Б.1, Лир Д.Н.12, Лужецкий К.П.12, Шур П.З.1

Внедрение обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, в рамках национального проекта «Демография»

1ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 614045, Пермь; 2ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 614990, Пермь

В рамках федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (или «Укрепление общественного здоровья»), являющегося составной частью национального проекта «Демография», необходима работа по обеспечению популяризации здорового питания, в том числе путём разработки и реализации специальных образовательных программ по рациональному и сбалансированному питанию. Цель работы — обсуждение алгоритма внедрения обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды в рамках национального проекта «Демография».

В основе алгоритма традиционно должно быть создание многоуровневой системы (участие медицинских и немедицинских организаций) непрерывного обучения населения. Принимая во внимание один из принципов гигиенического обучения как актуальность, важно определить приоритетную целевую аудиторию для данной обучающей программы. Основными критериями выбора являются «возраст» и «территория проживания». Для достижения декларируемых целей по приобретению населением соответствующих знаний и навыков необходимо выбрать оптимальные инструменты, формы и средства обучения, а также установить взаимодействие с профильными органами и ведомствами региональной исполнительной власти, участвующими в реализации федерального проекта. Для оценки потенциального эффекта внедрения программы целесообразно использовать предложенные критерии оперативного (приобретение знаний в сфере здорового питания, а также его особенностей, способствующих снижению сопряжённых со средой обитания рисков здоровью, формирование ответственного пищевого поведения, способствующего снижению потребления критически значимых для здоровья населения пищевых продуктов, а также увеличение потребления овощей и фруктов) и отсроченного результата (снижение распространённости алиментарнозависимых заболеваний, снижение распространённости микронутриентной недостаточности, снижение распространённости заболеваний, сопряжённых с особенностями среды обитания, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, снижение смертности населения старшего трудоспособного возраста, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни).

К л ю ч е в ы е слова: обучающие (просветительские) программы; национальный проект «Демография»; питание

Для цитирования: Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Внедрение обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, в рамках национального проекта «Демография». Гигиена и санитария. 2020; 99 (12): 1412-1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Для корреспонденции: Лир Дарья Николаевна, канд. мед. наук, зав. отделом анализа риска для здоровья населения ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 614045, Пермь. E-mail: Iir@fcrisk.ru

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Участие авторов: концепция, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи - Алексеев В.Б.; дизайн, написание текста - Лир Д.Н.; редактирование текса - Лужецкий К.П.; редактирование текста - Шур П.З. Все соавторы - утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи. Поступила 02.11.2020 Принята к печати 15.12.2020 Опубликована 25.01.2021

Vadim B. Alekseev1, Darya N. Lir 12, Konstantin P. Luzhetsky12, Pavel Z. Shur1

Introduction of educational program on issues of healthy nutrition for population groups with peculiarities in terms of the impact of environmental factors within the framework of the national project «Demography»

1Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, 614045, Russian Federation;

2Academician E.A. Wagner Perm State Medical University, Perm, 614990, Russian Federation

According to the federal law «Formation of a system for motivating citizens to a healthy lifestyle, including healthy eating and giving up bad habits» (or «Strengthening public health») which is a part of «Demography» National project, there is a work needed for healthy food's popularization including the development and realization of unique educational programs dedicated to rational and balanced nutrition. The aim of the investigation is a discussion of approaches to implementation target educational healthy nutrition programs.

Alekseev V.B., Lir D.N., Luzhetsky K.P., Shur PZ. Introduction of educational program on issues of healthy nutrition for population groups with peculiarities in terms of the impact of environmental factors within the framework of the national project «Demography»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Original article

The scientific and educational centers of healthcare institutions and Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare scientific organizations took part in developing the academic programs. Eight target programs were designed such as for preschool children, for pregnant and lactating women; for persons over working age; for persons with an increased level of physical activity; for the population working in hazardous and challenging working conditions; for people living in regions with specific environmental factors (micro-and macronutrients insufficiency, climate conditions). The development of interaction between particular departments of regional executive authority that take part in regional programs for implementing federal law «Strengthening public health» ministries or departments of the education and healthcare system is needed for reaching declared goals for the were educating the population on relevant knowledge and skills. The distribution of health nutrition educational program's materials should be started among pupils in educational organizations considering the children's physiologically determined learning ability. The projected difficulties can be the next: staff insufficiency in Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare local authorities and organizations; lack of creativity during the choosing of using methods; the passivity of other ministries and departments; insufficient technical equipment in educational organizations; psychological resistance to innovations.

Keywords: training (educational) programs; national project«Demography»; nutrition

For citation: Alekseev V.B., Lir D.N., Luzhetsky K.P., Shur P.Z. Introduction of educational program on issues of healthy nutrition for population groups with peculiarities in terms of the impact of environmental factors within the framework of the national project «Demography». Gigiena i Sanitariya (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2020; 99 (12): 1412-1417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 (In Russ.)

For correspondence: Dar'ya N. Lir, MD, Ph.D., Head of the Department of Public Health Risk Analysis Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies; Associate Professor at the Hygiene Department, Medical and Prevention Faculty, Perm, 614990, Russian Federation. E-mail: Iir@fcrisk.ru

Information about the authors:

Alekseev V.B., https://orcid.org/000 0-0001-5850-7232; Lir D.N., https://orcid.org/0000-0002-7738-6832 Luzhetsky K.P., https://orcid.org/0000-0003-0998-7465; Shur P.Z., https://orcid.org/0000-0001-5171-3105 Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no funding.

Contribution: Alekseev V.B. - conception, edition, final article's edition approval; Lir D.N. - article's design, text typing; Luzhetsky K.P. - text editing; Shur P.Z. - text editing. AII co-authors - approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article.

Received: Noveber 2, 2020 Accepted: December 15, 2020 Published: January 25, 2021

Питание относится к регулируемым факторам, которые непосредственно определяют состояние здоровья населения. Нерациональное питание приводит к изменениям пищевого статуса и способствует развитию целого ряда ассоциированных с алиментарным фактором неинфекционных заболеваний (ожирение, сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета и др.), которые подрывают здоровье и благополучие населения, а в детском возрасте может быть фактором риска нарушения роста и развития детей [1, 2]. Данные государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году» свидетельствуют, что за последние годы отмечается снижение потребления овощей на 3 кг/год/чел., хлеба и хлебобулочных изделий — на 2 кг/год/чел., а также молочных продуктов на 7 л в год на душу населения. По остальным группам пищевых продуктов уровень потребления не изменился. Выявлено, что 100% населения потребляют менее рекомендуемого уровня молочных продуктов, 99% населения недостаточно используют в питании овощи, 97% — фрукты, 83% — растительное масло. В домашних хозяйствах городской местности потребление фруктов, яиц, молочных и мясных продуктов выше, чем в хозяйствах сельской местности, на 11,8; 3,1; 2,7 и 5,8% соответственно1.

Результаты научных исследований показывают, что потребление основных макронутриентов населением различных крупных городов федеральных округов РФ не является оптимальным. Выявлено превышение по сравнению с рекомендуемым уровнем жирового компонента в рационе населения всех регионов без исключения (33—38,8% по калорийности). При этом потребление белка недостаточное

1 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. Available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details. php?ELEMENT_ID=12054 (дата обращения: 31.07.2020).

(9—11% по калорийности), а потребление углеводов — в пределах нормы (50—60% от калорийности) во всех федеральных округах [3].

Особого внимания заслуживает распространённость нарушений питания среди детей дошкольного и школьного возраста. К ним относятся низкий уровень потребления овощей и фруктов, творога и рыбы при избыточном потреблении детьми кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (фастфуд) и сладких газированных напитков, и, как результат, наблюдается избыточное потребление общего жира (свыше 35% от общей калорийности рациона при норме — 30); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15% от калорийности рациона при норме — 10%) и поваренной соли (более 5 г в сутки) в сочетании с недостаточностью углеводов (50—53% от калорийности рациона при норме 58%); а также сниженное потребление кальция, ПНЖК, витамина D и ряда других микронутриентов (фолиевой кислоты, витамина А) [1]. В рационах детей в возрасте от 1 года до 2 лет уже присутствуют колбасы и сосиски, сахар и кондитерские изделия, но снижено потребление свежих овощей и фруктов [4]. Такой характер питания встречается во всех регионах [5—9], разных типах домохозяйств с детьми, особенно в многодетных семьях [10].

Для школьников, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия), проблема рационального питания, связанная со спецификой образа жизни, пищевыми привычками, ограниченными возможностями полноценного питания в школе, отягощается дополнительными факторами, такими как дефицит йода. Йододефицит, обусловленный природными особенностями ряда территорий России, достоверно повышает риски возникновения тиреоидной патологии у подростков [11, 12].

Политика государства в области здорового питания с целью поддержания здоровья нации давно находит отражение

Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Внедрение обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, в рамках национального проекта «Демография»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 Оригинальная статья

в федеральных законах, а также в ряде нормативно-правовых и методических документах2,3 4 5 6. В этих документах в том числе закреплена необходимость повышения уровня грамотности населения по вопросам здорового питания посредством реализации образовательных программ.

В настоящее время для обеспечения социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека направлены Национальные проекты7. Одним из нацпроектов «Демография»8 предусмотрено достижение увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличения суммарного коэффициента рождаемости, увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

В рамках федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (или «Укрепление общественного здоровья»)9, являющегося составной частью национального проекта «Демография», необходима работа по обеспечению популяризации здорового питания, в том числе путём разработки и реализации специальных образовательных программ по рациональному и сбалансированному питанию.

В этой связи становятся актуальными разработка и внедрение целевых научно обоснованных обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания. Обсуждение алгоритма внедрения обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды в рамках национального проекта «Демография», является целью настоящей работы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является одним из федеральных органов, ответственных за реализацию мероприятий национального проекта «Демография» в части «Укрепление общественного здоровья». Это стало основанием для разработки Концепции создания обу-

2 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22481/ (дата обращения 31.07.2020).

3 Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (последняя редакция) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 31.07.2020).

4 «Доктрина продовольственной безопасности» (распоряжение Правительства РФ от 17.03.2010 г. № 376-р), которая в настоящее время пролонгирована (Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/80cdf1ca0 fda71aadc0abd3660386d29e759da50/ (дата обращения 31.07.2020).

5 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106196/ab b337778165250dae206cadc6dc91e21308f022/ (дата обращения 31.07.2020).

6 «Стратегия повышения качества и безопасности пищевой продукции Российской Федерации до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. Р № 1364-р). Available at: http://government.ru/docs/23604/ (дата обращения 31.07.2020).

7 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204). Available at: http:// kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 31.07.2020).

8 Паспорт национального проекта «Демография». Available at: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения 31.07.2020).

9 Паспорт федерального проекта «Формирование системы моти-

вации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». Available at: http://government.ru/ projects/selection/641/28745/ (дата обращения 31.07.2020).

чающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания (приказ Роспотребнадзора от 24.03.2020 г. № 186). Целью Концепции является формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, приверженности здоровому образу жизни, развитию культуры здорового питания, обеспечивающей ликвидацию микронутриентной недостаточности, снижение потребления критически значимых для здоровья населения пищевых веществ (пищевая соль, сахара, жиры, включая НЖК и трансизомеры), увеличение потребления овощей и фруктов, профилактику алиментарно-зависимых заболеваний посредством создания и распространения научно обоснованных адресных программ по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания.

Реализация Концепции предусматривает этапы:

1. Разработка обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания.

2. Обучение сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по вопросам методологии реализации обучающих (просветительских) программ.

3. Реализация обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания сотрудниками территориальных органов и организаций Роспотребнадзора в пилотных субъектах Российской Федерации.

4. Сбор и анализ информации о результативности и эффективности мероприятий по информированию населения о здоровом питании.

В настоящий момент пройдено два этапа — разработаны научно обоснованные обучающие программы и проведено методологическое обучение сотрудников Роспотребнадзора. В формировании обучающих программ приняли участие научно-методические и образовательные центры на базе учреждений Роспотребнадзора: ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения», ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана»; ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»; ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, а также ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».

В ходе работы создано и утверждено восемь научно обоснованных обучающих программ10:

• для детей дошкольного возраста;

• для детей школьного возраста;

• для взрослого населения всех возрастов;

• для беременных и кормящих женщин;

• для лиц старше трудоспособного возраста;

• для лиц с повышенным уровнем физической активности;

• для групп населения, работающих в тяжёлых и вредных условиях труда;

• для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия).

Программы размещены на официальных сайтах территориальных органов и организаций Роспотребнадзора (например, http://59.rospotrebnadzor.ru/271 ).

На тематических семинарах для сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора пилотных субъектов Российской Федерации (в 2020 г. для внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания определены 24 региона), проведённых в он-лайн-режиме, было доложено о содержании и инструментах реализации обучающих программ. Организатором обучения выступил ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора.

10 Приказ от 07.07.2020 г. № 379 «Об утверждении обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания» с приложениями.

Alekseev V.B, Lir D.N., Luzhetsky K.P., Shur PZ. Introduction of educational program on issues of healthy nutrition for population groups with peculiarities in terms of the impact of environmental factors within the framework of the national project «Demography»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Original article

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(Роспотребнадзор)

Научно-методические центры по вопросам здорового питания

Территориальные органы и организации Роспотребнадзора

Выбор приоритетной целевой аудитории Выбор инструментов, средств, формы обучения Выбор организаций для взаимодействия

очная дистанционная немедицинские медицинские

По возрасту: детское население взрослое население По территории проживания: с высоким уровнем загрязнения окружающей среды с природными биогеохимическими провинциями с экстремально низкой или высокой температурой • занятия (лекции, беседы) • игры, викторины, конкурсы, флешмобы • консультации, школы здоровья • видеофильмы, • печатная продукция (памятки, буклеты, календари, закладки и т.д.), • тематические сайты (разделы) образовательные • центры здоровья детей • центры здоровья • центры медицинской профилактики • центры общественного здоровья • амбулаторно-поликлини-ческие подразделения

Критерии потенциальной эффективности внедрения обучающей программы

оперативный результат отсроченный результат

• приобретение знаний в сфере здорового питания • формирование ответственного пищевого поведения • снижение распространённости алиментарнозависимых заболеваний • снижение распространённости микронутриентной недостаточности • снижение распространённости заболеваний, сопряжённых с особенностями среды обитания • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни • снижение смертности населения старшего трудоспособного возраста • увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни

Схема внедрения и распространения обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды для непрерывного обучения.

При этом следует отметить, что в практической деятельности учреждений Роспотребнадзора гигиеническое воспитание в значительной степени сосредоточено на гигиенической подготовке профессиональных групп и декретированных контингентов. Такая работа стала носить в основном противоэпидемическую направленность без должного внимания вопросам пропаганды здорового питания. В сложившихся условиях специалисты имеют затруднения в реализации механизмов распространения и внедрения материалов обучающих программ по здоровому питанию.

Специалистами ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» подготовлен проект плана внедрения и распространения обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (см. рисунок).

В преддверии третьего этапа Концепции предлагаем алгоритм плана внедрения и распространения обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды. Программа предусматривает в качестве стратегической цели приобретение знаний, формирование умений и навыков в сфере здорового питания, а также его особенностей, способствующих снижению сопряжённых со средой обитания рисков здоровью, распространённости алимен-

тарнозависимых заболеваний, увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

В основе алгоритма традиционно должно быть создание многоуровневой системы (участие медицинских и немедицинских организаций) непрерывного обучения населения вопросам здорового питания. При этом целесообразно определить последовательность действий, основные направления, осуществить выбор приоритетной целевой аудитории, выбор приемлемых форм и средств обучения, а также учитывать вероятные трудности в существующих условиях. Первоочередными основными направлениями будут являться:

• установление взаимодействия с профильными органами и ведомствами региональной исполнительной власти, участвующими в региональных программах по реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» — министерства/департаменты образования, здравоохранения;

• изучение материалов обучающей программы специалистами территориальных органов и учреждений Роспо-требнадзора;

• передача материалов обучающей программы специалистам организаций образования и здравоохранения, подведомственных региональным органам исполнительной власти, и последующее методическое сопровождение;

• изучение материалов обучающей программы специалистами организаций образования и здравоохранения, подведомственных региональным органам исполнительной власти;

1415

Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Внедрение обучающей программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, в рамках национального проекта «Демография»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 Оригинальная статья

• размещение адаптированного варианта справочно-инфор-мационного материала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://zdorovoepitanie.vesti.ru/, http://cgon.rospotrebnadzor.ru/nashi-videomaterialy/);

• составление «дорожной карты».

Целевая аудитория для внедрения данной программы не имеет ограничений (согласно новой утверждённой статистической форме 15-20 «Сведения о мероприятиях по информированию населения по вопросам здорового питания, проведённых в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография»). Однако, учитывая наибольшую физиологически обусловленную обучаемость (готовность к обучению) детского населения, предлагаем распространение материалов обучающей программы по здоровому питанию начать именно в школьной когорте. Потенциал образовательных учреждений как среды, влияющей на выработку фундаментальных жизненных стереотипов, должен быть более широко признан и использован, как это происходит в других странах [13-15].

В обсуждаемой программе рассмотренные особенности воздействия факторов окружающей среды включают как природные (неблагоприятный климат, биогеохимические провинции), так и антропогенные (загрязнение объектов внешней среды) влияния на население. Принимая во внимание один из принципов гигиенического обучения как актуальность, важно определить приоритетную целевую аудиторию для данной обучающей программы. Основным критерием выбора приоритетной целевой аудитории для обучения по программе по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, является «территория проживания». При этом будут представлять интерес территории с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, территории с природными биогеохимическими провинциями и территории с экстремально низкой или высокой температурой. Определить, относится ли та или иная территория страны к значимой по уровню загрязнения, можно с помощью интегрального показателя санитарно-гигиенической обстановки по данным доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации»11. Для получения представлений о территориях с биогеохимическими провинциями рекомендуется использовать как данные первоисточников [16], так и современные биогеохимические карты отдельных регионов [17]. Знание климатических регионов страны, а также данные средней, максимальной и минимальной температур в течение года помогут определить, относится ли территория к неблагоприятной по климатическому фактору (http://climatebase.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После определения приоритетной целевой аудитории в достижении целей настоящей просветительской кампании осуществляется выбор оптимальных инструментов, средств и форм обучения. Возможно использование как очных, так и дистанционных форм. В образовательных организациях программа может реализовываться в форме факультативного курса в составе дисциплин по основам безопасности жизнедеятельности. Детскому населению будут интересны тематические праздники, конкурсы и массовые акции (флешмобы). Перспективным направлением должно стать использование видеофильмов и печатной продукции. При этом наряду с традиционными формами предъявления информации (памятки, буклеты, выставки, картотеки, плакаты) следует шире использовать малые формы пропаганды - информа-

11 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад. Available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/ details.php?ELEMENTJD=14933&sphraseJd=2945828 (дата обращения 25.11.2020).

цию на пакетах, закладках, календарях, обложках школьных тетрадей и т. д. [18].

Для успешного внедрения любой обучающей (просветительской) программы необходимо:

• наличие кадров в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора;

• активное содействие других министерств и ведомств;

• творческий подход в выборе используемых форм и средств;

• наличие материально-технических условий в немедицинских и медицинских организациях;

• наличие ресурсов, созданных на сайтах соответствующих учреждений;

• преодоление психологического сопротивления к восприятию и внедрению инноваций.

Справедливо отметить и использовать положительный опыт реализуемых ранее программ по формированию здорового образа жизни, в том числе пищевого поведения [19—22]. Вместе с тем отсутствие повсеместности, недооценка методологических подходов, несмотря на постоянный интерес к проблемам здоровья, не позволяют до настоящего времени достичь успехов в этом вопросе.

В качестве контроля эффективности внедрения разработанных обучающих программ, в частности программы по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды, предлагаем следующие критерии оценки. Критерии для оценки оперативного результата:

• приобретение знаний в сфере здорового питания, а также его особенностей, способствующих снижению сопряжённых со средой обитания рисков здоровью;

• формирование ответственного пищевого поведения, способствующего снижению потребления критически значимых для здоровья населения пищевых продуктов (пищевой соли, сахара, жира, включая НЖК и трансизомеры), а также увеличение потребления овощей и фруктов. Критерии для оценки отсроченного результата:

• снижение распространённости алиментарнозависимых заболеваний — избыточной массы тела, ожирения;

• снижение распространённости микронутриентной недостаточности — дефицита йода, железа, витаминов А, D, В1, В2, В6, С и др.;

• снижение распространённости заболеваний, сопряжённых с особенностями среды обитания;

• увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

• снижение смертности населения старшего трудоспособного возраста;

• увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Информация для оценки оперативного результата может быть собрана при социологических исследованиях, для оценки отсроченного результата приоритетными будут эпидемиологические исследования и официальные статистические данные.

Таким образом, для достижения декларируемых Концепцией и отдельной обучающей программой целей необходимо создание эффективной многоуровневой системы (участие медицинских и немедицинских организаций) непрерывного обучения населения вопросам здорового питания, начиная с самой восприимчивой к обучению когорты — детей и лиц, проживающих на приоритетных территориях. Только постоянное и систематическое обучение по обсуждаемой проблеме и выбор адекватных методических подходов будут способствовать формированию среды для повышения информированности как детского, так и взрослого населения об основных принципах здорового питания. Для оценки потенциального эффекта внедрения программ целесообразно использовать предложенные критерии оперативного и отсроченного результата.

Alekseev V.B, Lir D.N., Luzhetsky K.P., Shur PZ. Introduction of educational program on issues of healthy nutrition for population groups with peculiarities in terms of the impact of environmental factors within the framework of the national project «Demography»

https://dx.doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

Original article

Литература (п.п. 13, 14 см. References)

1. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б. и соавт. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет. Вопросы питания. 2017; 86(4): 50-60. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2017-00059

2. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Рисник Д.В., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Обеспеченность населения России микронутриен-тами и возможности ее коррекции. Состояние проблемы. Вопросы питания. 2017; 86(4): 113-24.

3. Евстратова В.С., Раджабкадиев Р.М., Ханферьян Р.А. Структура потребления макронутриентов населением различных регионов Российской Федерации. Вопросы питания. 2018; 87(2): 34-8. https:// doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10016

4. Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Сафронова А.М., Нетребенко О.К. Программирование питанием: питание детей старше года. Педиатрия. Журнал имени Т.Н. Сперанского. 2013; 92(2): 100-6.

5. Важенина А.А., Петров В.А., Иванова И.Л. Особенности домашних рационов выходного дня у дошкольников-воспитанников дошкольных образовательных организаций. Тихоокеанский медицинский журнал. 2016; (3): 45-8. https://doi.org/10.17238/PmJ1609-1175.2016.3.45-48

6. Можаева Т.В., Чугунова О.В., Гращенков Д.В. Некоторые аспекты структуры и организации питания детей в ряде регионов России. Вопросы питания. 2016; 85(6): 95-102.

7. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Зан-ковский С.С., Булгакова Л.И. и соавт. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018; 87(6): 48-56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066

8. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания детей дошкольного и школьного возраста и его влияние на нутритивный статус. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (4): 39-40.

9. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста.

Вопросы питания. 2019; 88(3): 69-77. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2019-10031

10. Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Питание детей в современной российской семье: социально-экономический аспект. Вопросы питания. 2018; 87(2): 103-7. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10024

11. Паренкова И.А., Коколина В.Ф. Характер питания и качество жизни подростков, проживающих в условиях йододефицита. Вопросы детской диетологии. 2011; 9(1): 5-11.

12. Лужецкий К.П., Зайцева Н.В., Землянова М.А. Йоддефицитные заболевания у детей. Природные и техногенные факторы риска, диагностика, коррекция, профилактика. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co; 2011.

15. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019; (2): 4-13. https:// doi.org/10.21668/health.risk/2019.2.01

16. Ковальский В.В. Геохимическая среда и жизнь. М.: Наука; 1982.

17. Тартаковский А.М., ред. Атлас Пермского края. Пермь; 2012.

18. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. М.; 2014.

19. Шибанова Н.Ю. Методические подходы к разработке региональных образовательных программ обучения основам рационального питания различных групп населения. Вопросы питания. 2007; 76(3): 40-3.

20. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор). Гигиена и санитария. 2013; 92(3): 60-6.

21. Иванов А.В., Тафеева Е.А., Васильев В.В. Опыт реализации программы по формированию навыков здорового образа жизни среди школьников. Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 55-7.

22. Кучма В.Р., Поленова М.А., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храм-цов П.И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (8): 55-8.

References

Martinchik A.N., Baturin A.K., Keshabyants E.E., Fat'yanova L.N., 12. Semenova Ya.A., Bazarova L.B., et al. Dietary intake analysis of Russian children 3—19 years old. Voprosy pitaniya. 2017; 86(4): 50—60. https://doi. org/10.24411/0042-8833-2017-00059 (in Russian)

Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Risnik D.V., Nikityuk D.B., Tutel'yan V.A. Micronutrient status of population of the Russian Federa- 13. tion and possibility of its correction. State of the problem. Voprosy pitaniya. 2017; 86(4): 113-24. (in Russian)

Evstratova V.S., Radzhabkadiev R.M., Khanfer'yan R.A. The structure of macronutrient consumption by the population of various regions 14. of Russian Federation. Voprosy pitaniya. 2018; 87(2): 34-8. https://doi. org/10.24411/0042-8833-2018-10016 (in Russian)

Baturin A.K., Keshabyants E.E., Safronova A.M., Netrebenko O.K. Food programming: food for children over one year old. Pediatriya. Zhurnal imeni 15. G.N. Speranskogo. 2013; 92(2): 100-6. (in Russian)

Vazhenina A.A., Petrov V.A., Ivanova I.L. Home diet during weekends of preschool children. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. 2016; (3): 45-8. 16. https://doi.org/10.17238/PmJ1609-1175.2016.3.45-48 (in Russian) Mozhaeva T.V., Chugunova O.V., Grashchenkov D.V. Some aspects of the 17. structure and organization of child nutrition in a number of regions Russia. Voprosy pitaniya. 2016; 85(6): 95-102. (in Russian) 18.

Lebedeva U.M., Battakhov P.P., Stepanov K.M., Lebedeva A.M., Zankovs-kiy S.S., Bulgakova L.I., et al. Organization of nutrition of children and adolescents at the regional level. Voprosy pitaniya. 2018; 87(6): 48-56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066 (in Russian) 19.

Tapeshkina N.V. Hygienic assessment of nutrition of children of preschool and school-age children and its impact on nutritional status. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2019; (4): 39-40. (in Russian) 20.

Lir D.N., Perevalov A.Ya. Analysis of actual home nutrition of urban children of pre-school and school age. Voprosy pitaniya. 2019; 88(3): 69-77. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2019-10031 (in Russian) 21.

Migunova Yu.V., Sadykov R.M. Nutrition of children in modern russian family: social and economic aspect. Voprosy pitaniya. 2018; 87(2): 103-7. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10024 (in Russian) Parenkova I.A., Kokolina V.F. The character of nutrition and the quality 22. of life of adolescents living under conditions of iodine deficiency. Voprosy detskoy dietologii. 2011; 9(1): 5-11. (in Russian)

Luzhetskiy K.P., Zaytseva N.V., Zemlyanova M.A. Iodine Deficiency Diseases in Children. Natural and Man-Made Risk Factors, Diagnostics, Correction, Prevention [Yoddefitsitnye zabolevaniya u detey. Prirodnye i tekhnogen-nye faktory riska, diagnostika, korrektsiya, profilaktika]. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co; 2011. (in Russian) Dudley D.A., Cotton W.G., Peralta L.R. Teaching approaches and strategies that promote healthy eating in primary school children: a systematic review and meta-analysis. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2015; 12: 28. https:// doi.org/10.1186/s12966-015-0182-8

De Vlieger N., van Rossum J., Riley N., Miller A., Collins C., Bucher T. Nutrition education in the Australian New South Wales primary school curriculum: knowledge and attitudes of students and parents. Children (Basel). 2020; 7(4): 24. https://doi.org/10.3390/children7040024 Kuchma V.R., Sokolova S.B. Basic trends in behavioral health risks. Analiz riska zdorov'yu. 2019; (2): 4—13. https://doi.org/10.21668/health. risk/2019.2.01 (in Russian)

Koval'skiy V.V. Geochemical Environment and Life [Geokhimicheskaya sreda i zhizn']. Moscow: Nauka; 1982. (in Russian)

Tartakovskiy A.M., ed. Atlas of the Perm Region [Atlas Permskogo kraya]. Perm'; 2012. (in Russian)

Kuchma V.R., Sokolova S.B. Children's Behavior that is Dangerous to Health: Current Trends and the Formation of a Healthy Lifestyle [Povedenie detey, opasnoe dlya zdorov'ya: sovremennye trendy i formirovanie zdorovogo obraza zhizni]. Moscow; 2014. (in Russian)

Shibanova N.Yu. Methodic approach to elaboration of regional educational programs of teaching rational nutrition in different population groups. Voprosy pitaniya. 2007; 76(3): 40—3. (in Russian)

Markova A.I. Health promoting schools and health of schoolchildren (analytical review). Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2013; 92(3): 60-6. (in Russian)

Ivanov A.V., Tafeeva E.A., Vasil'ev V.V. Operational experience for the program for the formation of healthy lifestyle skills among schoolchildren.

Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal). 2015; 94(7): 55-7. (in Russian)

Kuchma V.R., Polenova M.A., Rapoport I.K., Stepanova M.I., Khramtsov P.I. Health-saving activities in schools of Eastern Europe and Central Asia. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2018; (8): 55-8. (in Russian)

2

3.

4.

5.

6.

7.

8

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.