DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_4_82 УДК 336.7
ВНЕДРЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
Фетисов Николай Игоревич,
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: fetisovnikolay96@gmail.com
Лебедев Алексей Витальевич,
докторант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: aleb13@bk.ru
Разумовская Елена Александровна,
доктор экономических наук, профессор, кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург, e-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com
Соколов Алексей Павлович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Россия г. Владимир, e-mail: srrpj@mail.ru
В статье анализируется вопрос о создании и внедрении обеспеченных цифровых валют в финансовую систему. Отмечается, что возможность эмиссии центральными банками собственной обеспеченной цифровой валюты активно рассматривается на протяжении последних лет. Авторами предпринята попытка провести оценку возможных преимуществ, которыми может обладать страна-эмитент цифровой валюты. Методологию исследования составили публикации центральных банков по вопросу специфики внедрения и использования цифровых валют. Обобщены и проанализированы проекты центральных банков по созданию и запуску цифровых валют, выделены особенности указанных проектов, возможные преимущества и недостатки от внедрения цифровых валют, возможные потенциальные риски от их внедрения в финансовую систему. Делается вывод о том, что при решении правовых, технических и операционных вопросов и минимизации киберрисков выпуск цифровых валют, эмитентом которых будет центральный банк, способен повысить эффективность и безопасность функционирования финансовой системы.
Ключевые слова: структура финансовой системы; финансовые инструменты цифровой экономики; социально-экономическое развитие.
UDC 336.7
IMPLEMENTATION OF A SECURED DIGITAL CURRENCY INTO THE
COUNTRY'S FINANCIAL SYSTEM
Fetisov Nikolay Igorevich,
Post-graduate student of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: fetisovnikolay96@gmail.com
Lebedev Alexey Vitalevich,
doctoral student of the Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: aleb13@bk.ru
Razumovskaya Elena Alexsandrovna,
Doctor of Economics, Professor, Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com
Sokolov Alexey Pavlovich,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Russia, Vladimir, e-mail: srrpj@mail.ru
The article analyzes the issue of the creation and implementation of secured digital currencies in the financial system. It is noted that the possibility of emission by central banks of their own secured digital currency has been actively considered over the past years. The authors made an attempt to assess the possible advantages that the issuing country of the digital currency may have. The research methodology was composed of publications of central banks on the specifics of the implementation and use of digital currencies. The projects of central banks for the creation and launch of digital currencies are summarized and analyzed, the features of these projects, possible advantages and disadvantages from the introduction of digital currencies, and possible potential risks from their introduction into the financial system are highlighted. It is concluded that when solving legal, technical and operational issues and minimizing cyber risks, the issuance of digital currencies, the issuer of which will be the central bank, can increase the efficiency and security of the functioning of the financial system.
Keywords: structure of the financial system; financial instruments of the digital economy; socioeconomic development.
Введение
Цифровые валюты (криптовалюты) активно развиваются, амбиции передовых стран сподвигают активно участвовать в создании рынков криптовалют, поскольку цифро-визация финансовой сферы - явление неизбежное, и чем раньше будет достигнута транспарентность данной индустрии в финансовой системе страны, тем выше вероятность у государства занять значимое место в новой, складывающейся под влиянием 1Т-технологий финансовой системе. В связи с этим государства все с большим энтузиазмом исследуют криптовалютный вопрос ввиду его высокого экономического потенциала.
Актуальность исследований в области виртуальных валют является крайне высокой, новый интерес возник ввиду активных разработок рядом государств идеи создания собственной обеспеченной цифровой валюты. Развитие финансовой системы в настоящий момент напрямую сопряжено с развити-
ем и тотальным внедрением 1Т-технологий, в связи с этим одной из основополагающих сущностных характеристик финансовых технологий (финтеха) является инновационная составляющая. Финансовые технологии рассматриваются как сфера, построенная на со -временных технологических решениях, как альтернатива существующим традиционным финансовым услугам либо как их модернизи -рованная версия.
Развитие Интернета привело к существенным изменениям в финансовых отношениях. Увеличение количества пользователей отразилось на развитии компаний, активно использующих глобальную сеть в коммерческих целях. Вырос рынок электронной коммерции. С 2010 по 2016 г. объемы финансиро -вания финансовых технологий увеличились в 17 раз, лидирующие позиции занимают преимущественно Китай и США. Основные факторы, влияющие на изменение финансовых отношений, представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на изменение финансовых отношений [3] НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Данные тенденции свидетельствуют о переходе к тотальной децентрализации процессов в финансовой системе. Развитие финансовых технологий мобилизует альтернативные источники финансирования, кредитования и инвестиций, способствует появлению в экономиках так называемых новых денег.
Методы исследования
Технологический прорыв и расширение использования технологий распределенных реестров породили дискуссию о возможности выпуска центральными банками собственных криптоденег. Страны все активнее обсуждают вероятность выпуска собственных государственных криптовалют. Методологической основой для данного исследования послужили публикации центральных банков стран по вопросам специфики внедрения и использования цифровых валют, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в вопросах функционирования и регулирования рынка криптовалют. С учетом мнений представителей центральных банков ряда стран выделены основные положительные и отрицательные моменты, на которые обращается внимание при рассмотрении вопроса внедрения центральными банками собственных криптовалют [7; 10]:
- Возможность предоставления альтернативного и универсально доступного законного средства платежа, обеспеченного обязательствами государства.
- Возможность обеспечения более быстрых, прозрачных и дешевых внутристрано-вых и трансграничных платежей.
- Повышение устойчивости существующих розничных платежных систем (вследствие повышения ликвидности и снижения кредитного риска в функционировании платежных систем).
- Привлечение новых участников финансового рынка, прежде всего, из сферы фин-теха в традиционную финансовую систему.
- Снижение монополии кредитных организаций по привлечению розничных депозитов.
Увеличение прозрачности налоговых поступлений и расходования бюджетных средств.
- Отсутствие расходов, связанных с хранением, транспортировкой и оборотом наличных денежных средств.
Важным аспектом развития центробан-
ковской цифровой валюты является возможность повысить с ее помощью устойчивость существующих платежных систем. Например, в случае возникновения проблем с проведением платежей из-за технического сбоя или вследствие примененных политических санкций экономические агенты могут переключиться на расчеты в цифровой валюте центрального банка. Таким образом, общая ликвидность национальной финансовой системы возрастает, а ее кредитный риск снижается.
Другие исследования подтвердили, что для такой финансовой инновации, как крип-товалюта, потенциальные риски могут носить не столь локальный, а более масштабный характер. На основании исследовании центральных банков стран можно отметить следующее:
- риск нарушения финансовой стабильности кредитных организаций и иных финансовых институтов ввиду оттока депозитов;
- риск нарушения использования персональных данных потребителя, а также кибер -риск ввиду наличия технологических уязви-мостей;
- проблемы безопасного управления ключами шифрования и обеспечения конфиденциальности информации;
- риск сокращения ликвидности на фондо -вом рынке.
Ключевой вопрос заключается в том, станут ли цифровые деньги центральных банков доступными для широкого круга экономи -ческих субъектов, в том числе и физических лиц. Если цифровые деньги станут доступны широкому кругу экономических агентов (как правило, основным к внедрению в финансовую систему страны рассматривают именно этот вариант), то может возникнуть ситуация, при которой резервы банков могут уменьшиться при сокращении депозитов.
Результаты
Одним из важнейших положительных стимулов является предложение безопасного и универсально доступного платежного инструмента в условиях снижения спроса на наличные деньги. Несмотря на то, что технологические новации значительно повысили удобство и эффективность использования электронных инструментов для финансовых платежей и взаиморасчетов, при проведении трансграничных транзакций эти пре-
имущества практически не ощущаются. Как правило, трансграничные платежи проходят медленнее, часто они менее прозрачны и проходят дороже, чем внутренние расчеты.
Внедрение национальных цифровых валют для розничных и оптовых платежей может принести ряд потенциальных преимуществ платежным, клиринговым и расчетным системам и оказать значительное влияние
на компетенции центральных банков как в области осуществления денежно-кредитной политики, так и в обеспечении финансовой стабильности. Стоит отметить, что ряд государств уже внедрил собственные обеспеченные криптовалюты. Первопроходцами в данном вопросе стали Венесуэла и Иран (табл. 1).
Таблица 1 - Проекты стран по созданию национальных обеспеченных цифровых валют
(источник: [1; 2; 5-9])
Страна Характеристика проекта
Венесуэла Криптовалюта запущена в обращение в 2018 году. Обеспечение - нефть, бензин, золото, алмазы. Ее можно использовать для расчетов внутри страны и обменивать на другие криптовалюты
Иран Криптовалюта запущена в обращение в 2019 году. Обеспечение - золото. Цель - внедрение собственной платежной системы, альтернатива системе SWIFT
Китай Криптовалюта на пробной основе запущена в обращение в 2020 году. Цель - частичная замена китайской денежной базы, замена наличных денег в обращении
Швеция Проект «e-krona», цифровая валюта рассматривается как потенциальная замена наличных денег
Норвегия Цифровая валюта рассматривается как потенциальная замена наличных денег
Уругвай Проект «e-peso», пилотный проект стартовал в 2017 году. Был положительно оценен участниками. Однако в настоящий момент ЦБ Уругвая не планирует вводит «e-peso» на полноценной основе в качестве замены наличным
Канада Проект «CAD Coin», цифровая валюта для оптовых платежей, предполагается параллельное сосуществование с фиатными деньгами
США Проект «Fedcoin», цифровая валюта - дополнение к наличным деньгам
Таиланд Цифровая валюта для межбанковских расчетов, предполагается параллельное сосуществование с фиатными деньгами
Франция Внедрение цифровой валюты для межбанковских расчетов.
Индия Создание официальной цифровой валюты, выпускаемой резервным банком Индии - цифровая версия фиатной валюты
Россия «Цифровой рубль» - третья форма денег, Банк России - эмитент цифрового рубля, цифровой рубль - обязательство Банка России
Венесуэла стала первой страной, запустившей собственную цифровую валюту -«Ре^о», обеспечением которой служат, по заявлениям властей, нефть, бензин, золото и алмазы. Тем не менее пример Венесуэлы весьма специфический и существует скорее не «благодаря», а «вопреки». Создание государственного стейблкоина стало попыткой разрешения безнадежной экономической ситуации, нежели желанием развития цифровых технологий. Экономика Венесуэлы находится в жестких потрясениях от гиперинфляции, и внедрение собственной цифровой валюты виделось как мера возврата доверия населения к местной валюте. Кроме того, создание «Ре^о» могло отвлечь общество от реально существующих экономических проблем.
Иран находится под жесткими санкциями США, и одной из примененных мер по отношению к нему стало отключение страны от
международной системы SWIFT. Такой шаг вынудил Иран искать альтернативную платежную систему, чтобы не остаться не у дел в мировой экономике. Решение было найдено в создании государственного стейблкоина. Анонсированным криптовалютным проектом стал «Peyman» - национальная криптовалю-та Ирана, обеспечением которой является золото «под негласные гарантии государства».
Центральный банк Уругвая реализовал свой проект «e-peso» (электронный песо) в 2017 г. Регулятор и участники пилотного проекта положительно оценили опыт экспериментального применения криптовалюты в розничных платежах, отметили высокую слаженность работы и отсутствие технических инцидентов за все время тестирования. Вместе с тем глава центрального банка Уругвая М. Бергара высказала мнение о невостребованности полномасштабного выпуска e-peso
в обращение с целью замены бумажных банкнот. В случае если регулятором будет принято решение о переходе на цифровые банкноты, гражданам будет предложен переходный период для привыкания к использованию новой платежной технологии.
Свои проекты анонсировали также центральные банки Швеции, Норвегии, Канады, Таиланда, Франции, России (табл. 1).
В апреле 2020 г. о пробном запуске собственного стейблкоина объявил Китай. Народный Банк Китая занимает относительно нейтральную позицию касаемо обращения криптовалют. Первый официальный документ, отражающий позиции денежных властей КНР, был опубликован в отношении Bitcoin - Уведомление Народного Банка Китая, министерства промышленности и информационных технологий, комиссий по регулированию банковской, страховой деятельности и сферы ценных бумаг - относительно защиты рисков от использования Bitcoin. В документе Bitcoin рассматривается как особый виртуальный товар, который не пользуется юридическим статусом, предоставляемым валюте. Bitcoin не должен использоваться на рынке в качестве валюты. Уведомлением установлено, что финансовые и платежные учреждения не должны вести какую-либо деятельность, связанную с обращением Bitcoin. Впоследствии в Китае стало разрешено проведение операций с криптовалютой для физических лиц, однако запрет на использование криптовалюты сохраняется для юридических лиц. Кроме того, по-прежнему сохраняется полный запрет на привлечение средств путем ICO (Initial Coins Offering - первичное размещение «монет»).
Процесс внедрения цифровых валют в существующую денежно-кредитную систему довольно неоднозначен. Он сопряжен с рядом финансовых и системных рисков как для самого регулятора, так и для участников денежной и платежной систем. В частности, в настоящее время не ясны характеристики, которыми будут обладать цифровые валюты центральных банков, не определены модели их эмиссии, а также преимущества и недостатки выпуска цифровых валют в сравнении с существующими денежными формами. Главное - неясно, какое потенциальное влияние окажет эмиссия цифровых валют на денежно-кредитную систему.
Выпуск центробанковской цифровой валюты, вероятно, не изменит основной механизм реализации денежно-кредитной политики центральных банков, включая использование операций на открытом рынке и регулирование ключевой процентной ставки. Однако если объемы платежей в центробанковской цифровой валюте будут расти и не будут компенсироваться соответствующим снижением в обращении наличных денег, могут возникнуть проблемы, связанные с необходимостью расширения активов, которые центральный банк может держать в качестве обеспечения.
В целом степень влияния цифровых валют центральных банков на денежно-кредитную политику будет зависеть от их популярности. Это, в свою очередь, будет связано с характеристиками нового вида денег. Как было показано ранее, вероятно, что крипто-валюты центральных банков будут конкурировать с наличными деньгами и деньгами коммерческих банков, а также могут быть использованы как средство платежа. Таким образом, можно выделить градацию влияния новой валюты на денежно-кредитную политику (табл. 2). Каждая следующая ступень отражает увеличение роли регулятора в финансовой и денежной сфере.
Развитие направления криптовалют центральных банков видится довольно перспективным. Внедрение в экономическую систему обеспеченных центробанковских криптовалют может предоставить следующие преимущества:
- ускорение осуществления платежей с возможным сокращением издержек на их проведение;
- альтернативное средство платежа взамен постепенно уходящим из оборота наличным деньгам;
- быстрый приток капитала в страну-эмитент криптовалюты;
- возможность введения альтернативной платежной системы с дальнейшим переходом от доллара США как основной мировой валюты к платежам в криптовалюте.
Дискуссия
Цифровизация финансовой системы рождает новые блага и возможности. Появляются неожиданные вызовы и угрозы, которые носят наднациональный характер, могут быть не привязаны к конкретным юрисдикци-
ям и не в полной мере урегулированы наци- трансформации экономики и набравшими ональным законодательством. Эти вызовы популярность криптовалютами. и угрозы связаны с процессами цифровой
Таблица 2 - Степень реализации внедрения цифровых валют центральных банков в разных сценариях
(источник: [1; 2])
Сценарии для цифровых валют ЦБ Описание Условия с точки зрения характеристик цифровых валют ЦБ Эффект на денежно-кредитную политику и значимость цифровых валют ЦБ
Конкуренция с наличными деньгами Переход от наличных денег в пользу цифровых валют ЦБ Удобство использования, анонимность(в зависимости от дизайна) Минимальный
Конкуренция с платежными системами Отток средств с текущих (карточных) счетов в цифровые валюты ЦБ А также: удобство использования при оплате товаров и услуг Значительный: рост роли ЦБ на рынке платежных систем
Вытеснение депозитов в коммерческих банках Отток средств с депозитов в цифровые валюты ЦБ А также: вознаграждение Значительный: изменение пассивов банков и ЦБ
Ключевым вопросом, которому обоснованно уделяется внимание при анализе влияния внедрения цифровых валют в существующий дизайн финансовой системы, является мнение [6] о специфике криптовалютного вопроса с точки зрения базовых рисков для традиционной мировой валютной системы. Выделены следующие потенциальные риски:
- оспаривание долларового стандарта;
- устранение ряда посредников с рынка;
- распространение большого количества стартапов.
В целом степень влияния цифровых валют центральных банков на денежно-кредитную политику будет зависеть от ее популярности. Это, в свою очередь, будет связано с характеристиками нового вида денег. Как было показано ранее, вероятно, что крипто-валюты центральных банков будут конкурировать с наличными деньгами и деньгами коммерческих банков, а также могут быть использована как средство платежа. Введение центробанковской цифровой валюты может также сказаться на конкурентоспособности различных кредитных институтов. Являясь высоколиквидным и безрисковым активом, центробанковская цифровая валюта может начать конкурировать с депозитами в крупных, системно значимых коммерческих банках.
В условиях растущего использования децентрализованных и частных криптовалют, а также стейблкоинов потенциальных достоинств внедрения центробанковских цифровых валют больше, чем недостатков. При
решении правовых, технических и операционных вопросов и минимизации киберрисков выпуск цифровых валют, эмитентом которых будет центральный банк, способен повысить эффективность и безопасность функционирования финансовой системы.
Выводы
Использование принципиально нового вида цифровых валют, обладающих обеспечением и гарантиями со стороны государства, является потенциально интересным вариантом для осуществления повседневных платежей. Криптовалюты, у которых отсутствует обеспечение, интересны только для спекулятивных операций, их волатиль-ность не допускает транзакционное использование на регулярной основе.
В рамках активного развития цифровой экономики внедрение обеспеченных государственных цифровых валют для ряда стран может явиться решением, способным принести конкурентные преимущества. При этом ряд вопросов требует уточнения. В классическом понимании криптовалюты являются анонимным финансовым инструментом, что в рамках государственного регулирования неприемлемо, поскольку рынок анонимных транзакций не является прозрачным и может использоваться в преступных целях. В связи с этим в рамках внедрения государственного регулирования рынка цифровых валют видится оптимальной следующая модель: по отношению к необеспеченным децентрализованным криптовалютам - обязательное лицензирование криптобирж на торговлю
виртуальными валютами и конкретизация видов криптовалют, с которыми биржа имеет право проводить операции. Все виды крип-товалют должны быть одобрены в уполномоченном органе по контролю финансового рынка страны. Внедрение государственных
Список источников _
обеспеченных криптовалют предоставит возможность совершения трансграничных платежей с меньшими издержками, также с развитием и совершенствованием блокчейн-систем доступно обеспечение большей быстроты платежа.
1. Банк России. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков: аналитическая записка. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/71328/analytic_note_190418_dip.pdf (дата обращения: 01.05.2021).
2. Банк России. Концепция цифрового рубля. - URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/info_20210408.pdf (дата обращения: 01.05.2021).
3. Борисова, О. В. Трансформация финансовых отношений в условиях цифровой экономики / О. В. Борисова // Финансовый менеджмент. - 2019. - № 2. - С. 82-90.
4. Долгиева, М. М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты / М. М. Долгиева // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 116-129.
5. Киюцевская, А. М. Финтех: современные тенденции и вызовы для денежно-кредитной политики / А. М. Киюцевская // Вопросы экономики. - 2019. - № 4. - С. 137-151.
6. Кочергин, Д. А. Центробанковские цифровые валюты: ключевые характеристики и направления влияния на денежно-кредитную и платежную системы / Д. А. Кочергин, А. И. Янгирова // Финансы: теория и практика. -2019. - № 4. - С. 80-98.
7. Кочергин, Д. А. Цифровые валюты как новая форма денег центральных банков / Д. А. Кочергин, А. И. Янгирова // ЭКО. - 2019. - № 10. - С. 148-171.
8. Обзор Центрального банка (2021). - URL: https://cbpn.currencyresearch.com (дата обращения: 01.05.2021).
9. Центробанк Ирана отключили от системы SWIFT. - URL: https://ria.ru/20181112/1532645718.html (дата обращения: 01.05.2021).
10. Щеголева, Н. Г Криптовалюты как вектор диджитализации мировой валютной системы: риски и тренды / Н. Г Щеголева, Р. Г Малсагова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 74. - С. 273296.
References_
1. Bank Rossii. Est' li budushhee u cifrovy'x valyut central'ny'x bankov: analitiche-skaya zapiska. URL: http://www.cbr. ru/content/document/file/71328/analytic_note_190418_dip.pdf (data obrashheniya: 01.05.2021).
2. Bank Rossii. Koncepciya cifrovogo rublya. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/info_20210408.pdf (data obrashheniya: 01.05.2021).
3. Borisova O.V. Transformaciya finansovy'x otnoshenij v usloviyax cifrovoj e'ko-nomiki, Finansovyj menedzhment, 2019, no. 2, pp. 82-90.
4. Dolgieva M.M. Zarubezhny'j opy't pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sfere oborota kriptovalyuty', Lex Russica,
2018, no. 10 (143), pp. 116-129.
5. Kiyucevskaya A.M. Fintex: sovremenny'e tendencii i vy'zovy' dlya denezhno-kreditnoj politiki, Voprosy e'konomiki,
2019, no. 4, pp. 137-151.
6. Kochergin D.A., Yangirova A.I. Centrobankovskie cifrovy'e valyuty': klyuchevy'e xarakteristiki i napravleniya vliyaniya na denezhno-kreditnuyu i platezhnuyu sistemy', Finansy: teoriya i praktika, 2019, no. 4, pp. 80-98.
7. Kochergin D.A., Yangirova A.I. Cifrovy'e valyuty' kak novaya forma deneg central'ny'x bankov, EKO, 2019, no. 10, pp. 148-171.
8. Obzor Central'nogo banka. URL: https://cbpn.currencyresearch.com (data obrashheniya: 01.05.2021).
9. Centrobank Irana otklyuchili ot sistemy' SWIFT. URL: https://ria.ru/20181112/1532645718.html (data obrashheniya: 01.05.2021).
10. Shhegoleva N.G., Malsagova R.G. Kriptovalyuty' kak vektor didzhitalizacii miro-voj valyutnoj sistemy': riski i trendy'. Gosudarstvennoe upravlenie, E'lektronny'j vestnik, 2019, no. 74, pp. 273-296.