УНИВЕРСИТЕТА
О.Е.Кугафина(МПОА)
Александр Александрович СИТНИК,
доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с возможным введением в обращение цифровых валют центральных банков. В частности, анализируются теория частных денег, понятие криптовалют, особенности эмиссии денежных средств, а также практика центральных банков иностранных государств по разработке и внедрению в финансовую систему цифровых валют, позиция Банка России по данному вопросу, выявляются преимущества и недостатки обращения цифровых валют центральных банков. Ключевые слова: цифровые валюты центральных банков, крипто-валюта, виртуальные валюты, центральный банк, Банк России, циф-ровизация, частные деньги, эмиссия, деньги, валюта.
DOI: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.180-186
A. A. SITNIK,
Associate Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law),
Associate Professor [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
DIGITAL CURRENCIES OF CENTRAL BANKS
Abstract. This paragraph is devoted to the consideration of issues related to the possible introduction of central banks digital currencies. In particular, it analyzes the theory of private money, the concept of cryptocurrencies, features of the issue of funds, as well as the practice of central banks of foreign countries on the development and implementation of digital currencies in the financial system, the position of the Bank of Russia on this issue, identifies the advantages and disadvantages of the circulation of central banks digital currencies.
Keywords: central banks digital currencies, cryptocurrency, virtual currencies, central bank, Bank of Russia, digitalization, private money, emission, money, currency.
С экономической точки зрения деньгами является инструмент, выполняющий четыре основные функции: средства обращения, платежа, накопления и меры стоимости. Право дополняет теорию денег важным условием — деньгами в юридическом смысле могут быть только знаки, эмитируемые государством. Между тем вопрос о целесообразности закрепления за государством монопольного права на эмиссию денег с разной степенью интенсивности © А. А. Ситник, 2020 уже давно ведется в науке.
УНИВЕРСИТЕТА Цифровые валюты центральных банков ' ^^ '
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
Наиболее известным апологетом теории частных денег является австрийский экономист Ф. А. фон Хайек1. Данный ученый, являясь приверженцем направления экономического либерализма, полагал необходимым лишить правительство (автор не отграничивал центральный банк от правительства) права на эмиссию и регулирование денег и ввести конкуренцию валют — любое лицо сможет выпускать деньги в обращение и, повинуясь законам рынка, в конкурентной борьбе победят наиболее сильные и стабильные валюты.
По мнению Ф. А. фон Хайека, государство не способно дать обществу деньги лучшего качества, чем те, которые создаются без его участия, государственные деньги — менее надежные и пригодные к обращению, а монопольное право правительства на эмиссию денег ведет к усилению могущества государства, что автор считал пагубным.
Идеи фон Хайека, популярные у сторонников либертарианства, стали особенно активно обсуждаться в связи с появлением криптовалют. До этого возможность широкого обращения частных денег была практически нереализуемой. Так, государство обладает необходимыми инструментами принуждения, посредством которых можно легко пресечь практику выпуска в обращение наличных денежных суррогатов. В свою очередь, безналичные деньги не могут существовать вне банковской системы, которая со всей очевидностью регулируется тем же государством в лице центрального банка. Появление технологии блокчейн пошатнуло многовековой постулат об исключительности государственной эмиссии денег.
Представляя определенный научный интерес, теория частных денег тем не менее не выдерживает серьезной критики. Слишком легко Ф. А. фон Хайек смешивает правительство и центральный банк, не углубляясь в особенности механизма проведения государственной денежно-кредитной политики. Не оценены должным образом последствия конкуренции частных валют. В конечном итоге -1-д
рынок денег будет монополизирован наиболее крупными и сильными его участ- А В
никами. Трудно ожидать, что они не воспользуются своим преимуществом для °0
того, чтобы диктовать политическую волю правительству, становясь, таким об- рПп
ГГ и Е
разом, самим правительством. Нп р
Более того, рассматриваемая конкуренция будет иметь глобальный характер (что имеет место в настоящее время применительно к государственным день- ЦлЛ гам). В связи с этим эмитенты частных денег смогут влиять не только на свое правительство, но и на правительства иностранных государств. Очевидно, что НЕП
широкое распространение частных денег будет служить исключительно частным ХеА
интересам отдельных групп в противовес общему публичному интересу. У^-И
На основании ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется ис- МН гп ключительно Центральным банком РФ. В то же время справедливость данной ГГ>
формулировки также становилась предметом научных споров. Следует отме- пг Пк
тить, что на сегодняшний день отсутствует нормативный правовой акт, который Ш^п
детально регламентировал бы процесс эмиссии денег. Представляется, что это ЛАп
и не нужно — эмиссия в первую очередь осуществляется экономическими инструментами. ЦГ
ЫИ пп
Х П г
1 См. подробнее: Хайек Ф. А. Частные деньги. М., 1996. ОТНОШЕНИЙ
П
□
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Первоначальной является эмиссия безналичных денежных средств. Между тем фактически в указанном процессе участвуют также кредитные организации и иные участники финансового рынка. В результате действия механизма финансового мультипликатора вследствие совершения участниками финансового рынка операций происходит увеличение денежной массы. При этом Банк России регулирует данный процесс посредством инструментов денежно-кредитной политики (в частности, ключевой ставки). Кроме того, в рассматриваемом случае участники финансового рынка опосредуют эмиссию именно государственных денег, не создавая при этом собственные денежные единицы.
В свою очередь, криптовалюта — многоаспектное явление, которое может быть рассмотрено как:
— цифровой финансовый актив — не имеющее вещественного выражения имущество, существующее в электронно-цифровой форме и создаваемое с использованием средств криптографии;
— частные электронные деньги — неэмитируемые государством денежные средства, создаваемые и обращаемые по правилам децентрализованной (пиринговой) сети;
— цифровой носитель (репрезентация) стоимости — выражение стоимости, которое может торговаться в цифровой форме и выполняет функции: 1) средства обмена; и (или) 2) меры стоимости; и (или) 3) средства накопления, но не имеет статуса законного платежного средства2;
— запись в распределенном реестре — информация о транзакции, учтенная в указанном реестре;
— финансовый инструмент — рыночный продукт, торгуемый на биржах крипто-валют, посредством которого возможно оказание платежных и иных финансовых услуг.
Каждое из приведенных определений отражает лишь один аспект правовой природы криптовалюты и, как представляется, при изучении рассматриваемого явления требуется комплексная оценка, учитывающая все многообразие его проявлений.
Криптовалюты появились как частные деньги и перспектива их широкого распространения в денежном обращении несет за собой угрозу возникновения «цифрового средневековья» с его бесконтрольной эмиссией разнообразных частных виртуальных валют. В целях противодействия возможным негативным последствиям, связанным с описанным процессом, одним из наиболее актуальных в настоящее время является вопрос о целесообразности создания и введения в обращение цифровых валют центральных банков (Centralbankdigitalcurrency (CBDC)).
Данная проблема стала предметом анализа регуляторов по всему миру. Одним из первых о работе по изучению возможности создания своей цифровой валюты объявил Банк Англии3. В настоящее время активную деятельность в данном на-
2 Virtual Currencies Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. FATF Report, June 2014. P. 4.
3 Central banks beat Bitcoin at own game with rival supercurrency // URL: http://www.telegraph. co.uk/business/2016/03/13/central-banks-beat-bitcoin-at-own-game-with-rival-supercurrency (дата обращения: 06.09.2016).
УНИВЕРСИТЕТА Цифровые валюты центральных банков
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
правлении ведет центральный банк Швеции — Риксбанк. Так, по состоянию на декабрь 2019 г Риксбанком были проведены государственные закупки оборудования, необходимого для реализации пилотного проекта по введению в обращение цифровой валюты центрального банка, именуемой e-krona. Основная цель проекта — «расширить понимание банком технологических возможностей e-krona»4.
Планируется, что проект будет действовать до 31.12.2020 (с возможностью пролонгации действия). В его рамках будет разработана техническая платформа с пользовательским интерфейсом, которая позволит осуществлять платежи с помощью e-krona с мобильных телефонов или карт5. Параллельно этому по инициативе Центрального банка Швеции начато обсуждение возможности внесения изменений в законодательство, направленных на пересмотр концепции законного платежного средства. В настоящее время в качестве законного платежного средства рассматриваются наличные деньги. Между тем развитие цифровых технологий в не столь отдаленном будущем может привести к образованию «безналичного общества». Как отметил председатель Риксбанка, «концепция законного платежного средства должна быть технически нейтральной, для того чтобы она выполняла свою функцию даже в цифровом будущем»6.
С 2014 г. активная работа по изучению и внедрению цифровой валюты (Digital Currency / Electronic Payment (DCEP)) ведется Народным банком Китая. В 2017 г. центральным банком КНР образован Исследовательский институт цифровых валют. Как отметил управляющий Народного банка Китая Юи Ганг, план заключается не в создании новой валюты (как например, криптовалюты Libra), а циф-ровизации имеющейся монетарной основы. Подчеркнуто, что такая валюта не заменит другие части денежной массы, такие как депозиты, размещенные на банковских счетах, а также остатки, учитываемые платежными приложениями, такими как WeChat и Alipay. Банки и финтех-компании продолжат управлять депозитами клиентов, при этом новая цифровая валюта поможет банкам более -i-g эффективно осуществлять расчеты друг с другом, чем через существующие >□ клиринговые системы7. °0 В конце 2019 г. появилась информация о том, что Народный банк Китая за- р§Е вершил работу по разработке, функциональному исследованию и тестированию р DCEP8, а позднее — о том, что Народный банк Китая подал заявку на получение 84 патентов, связанных с его планами по введению в обращение «цифрового ЦлЛ
Е>И
4 Riksbank develops an e-krona in a test environment // URL:https://www.riksbank.se/en-gb/ Ы-и □ press-and-published/notices-and-press-releases/notices/2019/riksbank-develops-an-e-krona- □ I> in-a-test-environment/ (дата обращения: 01.04.2020).
5 Riksbank develops an e-krona in a test environment.
6 The Riksbank proposes a review of the concept of legal tender // URL:https://www.riksbank. Г_|> se/globalassets/media/nyheter--pressmeddelanden/pressmeddelanden/2019/the-riksbank-proposes-a-review-of-the-concept-of-legal-tender.pdf (дата обращения: 01.04.2020). >рВ
7 What is China's digital currency plan? // URL: https://www.ft.com/content/e3f9c3c2-0aaf-11ea- ~3 >П bb52-34c8d9dc6d84. ^-Е О
8 China's new digital currency 'isn't bitcoin and is not for speculation' // URL: https://www.scmp. Ы^ □ com/economy/china-economy/article/3043134/chinas-new-digital-currency-isnt-bitcoin-and-
not-speculation (дата обращения:01.04.2020). ОТНОШЕНИЙ
П
□
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ренминби»9, в том числе касающихся функционирования системы межбанковских расчетов с использованием данной валюты и интеграции кошельков цифровой валюты в существующие розничные банковские счета10. Можно ожидать, что в ближайшем будущем именно Китай станет драйвером роста популярности CBDC.
Между тем следует понимать, что распространение CBDC приведет к серьезным изменениям в финансовой системе11.
Как отметила председатель Банка России Э. С. Набиулина, «для ЦБ РФ, это (выпуск цифровой валюты Банка России. — А. С.) неочевидно, мы видим здесь риски, если будут выпущены цифровые валюты центральных банков, это может серьезно повлиять на основы функционирования банковской системы, двухуровневую банковскую систему, если люди будут иметь право, по сути дела, держать депозиты в ЦБ, который не может выпускать деньги»12.
Следует понимать, что модель CBDC может быть разной. Это, в частности, предполагает решение вопросов о возможности доступа к использованию CBDC населения и организаций (или только кредитных организаций), наличия обеспечения, способов обмена на другие расчетные инструменты, начисления процентов на остатки, дифференциации процентных ставок и т.д.13
Цифровые валюты центральных банков имеют несомненные потенциальные преимущества как для пользователей, так и для центрального банка, в частности:
— удобство. Их использование возможно без открытия банковского счета, денежные переводы могут быть осуществлены практически мгновенно в любую точку мира;
— минимизация транзакционных издержек. CBDC позволят снизить расходы на конвертацию валют, ведение банковских счетов, обслуживание систем «банк-клиент» и т.д.;
— безопасность. В отличие от обычных криптовалют, создаваемых частными лицами, обращение CBDC осуществляется на основании государственного властного веления. Таким образом, обеспечивается доверие пользователей к рассматриваемой валюте. Кроме того, государство объективно может вложить в защиту своей валюты больше ресурсов, нежели частные лица;
— обеспечение стабильности национальной платежной системы. Как было отмечено директором Департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала МВФ Т. Адрианом и заместителем директора указанного Департамента Т. Ман-чини-Гриффоли, «некоторые центральные банки обеспокоены возрастающей
9 «Жэньминьби», или «Ренминби» (последнее более распространено) — национальная валюта Китая (от кит. .X^ffi — в дословном переводе «народные деньги»),
10 Patents reveal extent of China's digital currency plans // URL: https://www.ft.com/content/ f10e94cc-4d74-11ea-95a0-43d18ec715f5 (дата обращения: 01.04.2020).
11 URL: https://blogs.imf.org/2019/12/12/central-bank-digital-currencies-4-questions-and-answers/ (дата обращения: 01.04.2020).
12 Набиуллина: Криптовалюты центральных банков несут риски для финансовой системы // URL:https://1prime.ru/finance/20191011/830399664.html (дата обращения: 01.04.2020).
13 Киселев А. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков? Аналитическая записка. Апрель 2019 // URL:https://www.cbr.ru/Content/Document/File/71328/analytic_ note_190418_dip.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
УНИВЕРСИТЕТА Цифровые валюты центральных банков
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
концентрацией платежных систем в руках нескольких очень крупных компаний (некоторые из них иностранные). В связи с этим некоторые центральные банки рассматривают CBDC в качестве средства повышения устойчивости их платежных систем»14;
— средство противодействия частным криптовалютам. Экспоненциальный рост числа частных криптовалют несет существенные риски для стабильности национальных и мировой денежных систем. Создание надежного высоколиквидного инструмента, который сможет конкурировать с существующими криптовалютами, позволит противодействовать процессу «приватизации денежного обращения»;
— развитие цифровых технологий. CBDC будут влиять на развитие технологий в целом. Так, мы становимся свидетелями диалектического процесса, связанного с тем, что, с одной стороны, технологии обусловливают появление новых денежных форм, а с другой — более широкое внедрение и использование цифровых денег стимулирует дальнейшее развитие технологий;
— инструмент проведения денежно-кредитной политики. Как было отмечено в аналитической записке Банка России «Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков?», «в целом степень влияния СВйС на денежно-кредитную политику будет зависеть от ее популярности. Это, в свою очередь, будет связано с конкретной имплементацией и характеристиками нового вида денег... СВйС будет «конкурировать» с наличными деньгами и деньгами коммерческих банков, а также может быть использована как средство платежа»15.
Вместе с тем цифровые валюты центральных банков имеют и определенные
минусы, которые зачастую связаны с уже упомянутыми преимуществами:
— отсутствие анонимности. Представляется, что именно анонимность является главным свойством, обусловившим популярность частных криптовалют, ее от-
П
□
сутствие несет риск того, что CBDC будут не столь популярными у населения. > □ В связи с этим, возможно, более целесообразно развивать инфраструктуру и
правила обращения «традиционных» расчетных инструментов; р Ое
— отток капитала из банковского сектора. «Являясь высоколиквидным и без- НО р рисковым активом, новая валюта может начать конкурировать с вкладами в
крупных, системно значимых банках. Эти банки позиционируются как наибо- ЦлЛ лее стабильные, а потому могут предлагать относительно низкие ставки по
депозитам. В условиях околонулевых номинальных процентных ставок, даже НЕ° если на цифровую валюту центрального банка не выплачиваются проценты,
Л гп J>
гипотетическая CBDC может стать альтернативой многим вложениям с фик- У^И
сированной доходностью, а значит, сделает ЦБ конкурентом коммерческих МН □
банков в плане привлечения обязательств. Впрочем, примерно такая ситуа- ГГ>
ция имеет место и в отношении наличных денег»16; □ Од
□ шО
14 Central Bank Digital Currencies: 4 Questions and Answers // URL:https://blogs.imf. org/2019/12/12/central-bank-digital-currencies-4-questions-and-answers/ (дата обраще- ТЕ0 ния: 01.04.2020). ЫИ □
15 Киселев А. Указ. соч.
16 Киселев А. Указ. соч. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
— недостаточная подготовка пользователей. Широкое внедрение цифровых валют требует наличия умений и навыков пользования техническими средствами, обеспечивающими доступ к соответствующим расчетным инструментам, а также финансовой грамотности;
— риски кибербезопасности. Они связаны с возникновением новых способов хищения криптовалют.
Таким образом, несмотря на имеющийся потенциал, широкое внедрение CBDC должно основываться на взвешенной денежно-кредитной политике, обеспечивающей устойчивость денежной системы страны и стабильность национальной валюты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Киселев А. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков? Аналитическая записка. Апрель 2019 // URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/71328/analytic_note_190418_dip.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
2. Набиуллина: Криптовалюты центральных банков несут риски для финансовой системы // URL: https://1prime.ru/finance/20191011/830399664.html (дата обращения: 01.04.2020).
3. Хайек Ф. А. Частные деньги. — М., 1996.
4. Central Bank Digital Currencies: 4 Questions and Answers // URL: https://blogs. imf.org/2019/12/12/central-bank-digital-currencies-4-questions-and-answers/ (дата обращения: 01.04.2020).
5. Central banks beat Bitcoin at own game with rival supercurrency // URL: http:// www.telegraph.co.uk/business/2016/03/13/central-banks-beat-bitcoin-at-own-game-with-rival-supercurrency (дата обращения: 06.09.2016).
6. China's new digital currency 'isn't bitcoin and is not for speculation' // URL: https:// www.scmp.com/economy/china-economy/article/3043134/chinas-new-digital-currency-isnt-bitcoin-and-not-speculation (дата обращения: 01.04.2020).
7. Patents reveal extent of China's digital currency plans // URL: https://www.ft.com/ content/f10e94cc-4d74-11ea-95a0-43d18ec715f5 (дата обращения: 01.04.2020).
8. Riksbank develops an e-krona in a test environment // URL: https://www.riksbank. se/en-gb/press-and-published/notices-and-press-releases/notices/2019/riksbank-develops-an-e-krona-in-a-test-environment/ (дата обращения: 01.04.2020).
9. The Riksbank proposes a review of the concept of legal tender // URL: https:// www.riksbank.se/globalassets/media/nyheter--pressmeddelanden/ pressmeddelanden/2019/the-riksbank-proposes-a-review-of-the-concept-of-legal-tender.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
10. Virtual Currencies Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. FATF Report, June 2014.
11. What is China's digital currency plan? // URL: https://www.ft.com/content/e3f9c3c2-0aaf-11ea-bb52-34c8d9dc6d84.