Научная статья на тему 'Внедрение новых технологий государственного управления в России'

Внедрение новых технологий государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6091
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANAGEMENT TECHNOLOGIES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ / ADMINISTRATIVE REFORM IN RUSSIA AND ITS MAIN TRENDS / ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / NEW TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN PUBLIC ADMINISTRATION / THEORETICAL CONCEPTIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мандрыка Елена Вадимовна, Мандрыка Николай Николаевич

В статье исследуются теоретические, исторические и практические аспекты технологий государственного управления. Показана взаимосвязь положений науки государственного управления, высказанных почти два столетия назад, с современными взглядами ученых на концепцию современного государства, внедрение новых управленческих технологий государственного управления в России. Установлено, что Конституция Российской Федерации, а также концептуальное оформление административной реформы в России являются правовой основой для проводимых преобразований в системе государственного управления. На основе анализа нормативных правовых актов определены новые технологии государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of New Technologies in the Russian Public Administration

The theoretical, historical and practical aspects of new public management are investigated. Position relationship between the science of public administration, made almost two centuries ago with modern views of scientists on the conception of the modern state, the introduction of new public management in Russia are showed. It was established that the Constitution of the Russian Federation, as well as the conceptual design of the administrative reform in Russia were the legal basis for the reforms in the public administration. On the basis of analysis of legal acts new public management in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «Внедрение новых технологий государственного управления в России»

Мандрыка Е. В., Мандрыка Н. Н.

Внедрение новых технологий государственного управления в России

Мандрыка Елена Вадимовна

Крымский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (Симферополь) Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Кандидат юридических наук mandrika.elena@mail.ru

Мандрыка Николай Николаевич

Таврический национальный университет (Симферополь) Аспирант кафедры истории и теории государства и права mannick@ukr.net

РЕФЕРАТ

В статье исследуются теоретические, исторические и практические аспекты технологий государственного управления. Показана взаимосвязь положений науки государственного управления, высказанных почти два столетия назад, с современными взглядами ученых на концепцию современного государства, внедрение новых управленческих технологий государственного управления в России. Установлено, что Конституция Российской Федерации, а также концептуальное оформление административной реформы в России являются правовой основой для проводимых преобразований в системе государственного управления. На основе анализа нормативных правовых актов определены новые технологии государственного управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

государственное управление, управленческие технологии, административное реформирование, административная реформа в России, технологии государственного управления

Mandryka E. V., Mandryka N. N. Introduction of New Technologies in the Russian Public Administration

Mandryka Elena Vadimovna

Crimean branch of the Russian Academy of Justice (Simferopol, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of State and Legal Disciplines PhD in Jurisprudence mandrika.elena@mail .ru

Mandryka Nikolay Nikolaevich

Tauride National University (Simferopol, Russian Federation) Graduate student of the Chair of History and Theory of State and Law mannick@ukr.net

ABSTRACT

The theoretical, historical and practical aspects of new public management are investigated. Position relationship between the science of public administration, made almost two centuries ago with modern views of scientists on the conception of the modern state, the introduction of new public management in Russia are showed. It was established that the Constitution of the Russian Federation, as well as the conceptual design of the administrative reform in Russia were the legal basis for the reforms in the public administration. On the basis of analysis of legal acts new public management in Russia are identified.

KEYWORDS

public administration, management technologies, theoretical conceptions of administrative reform, administrative reform in Russia and its main trends, new technologies in the Russian public administration

< >

о о

о Идея о внедрении в государственное управление новых технологий, в том числе ^ бизнес-технологий, не нова. Еще в 1887 г. эти идеи были высказаны в работе «На-^ ука государственного управления» [5] и на основе изучения конституционного раз-ЕЗ вития и управления в европейских государствах и США оформлены в теорию адми-^ нистративной эффективности, сущность которой состоит в том, чтобы использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации о и регулирования, заимствованные из системы управления корпораций. о Для эффективной работы правительства, по мнению автора «Науки государ-< ственного управления», необходимо определить основные направления деятель-с ности правительства, исполнительной власти, определить, как следует выполнить х их с наиболее высокой производительностью, но минимально возможными за-2 тратами для достижения целей государственного управления. При этом реорга-н- низации системы управления должна предшествовать реформа государственной ^ службы. Кроме того, важно, чтобы государственное управление прислушивалось с к общественному мнению. Очевидно, что из этого следует открытость работы правительства и органов исполнительной власти. Также была высказана идея создания общественных советов, которым бы была подотчетна деятельность государственных служащих [Там же, с. 24-43].

Как видно из указанного, многие положения, высказанные почти два столетия назад, являются актуальными и в настоящее время. При этом они, обогащенные новыми научными знаниями, находят самое широкое применение в государственном управлении многих государств. Теоретические работы, посвященные проблеме организации государственной власти, государственному управлению, получили новое развитие в трудах отечественных ученых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей принцип разделения властей в качестве организационно-правового принципа государственной власти и установившей на его основе систему высших органов государственной власти с распределением полномочий между ними.

Стремление реализовать закрепленную Конституцией РФ программную цель — создание демократического, правового, социального государства на основе эффективной рыночной экономики — обусловило проведение преобразований в различных сферах, в том числе и в области государственного управления. Следует отметить, что реформирование государственного управления началось в России еще в 1997 г., но отсутствие концептуального оформления административной реформы привело к низкой эффективности преобразований.

В настоящее время государственное управление можно рассматривать как:

• науку, т. е. систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм государственного управления;

• искусство управления, т. е. способность эффективно применять данные науки государственного управления в определенных направлениях;

• функцию, т. е. целенаправленное регулирующее воздействие на объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;

• государственный аппарат, т. е. совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей;

• управленческую деятельность, т. е. как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей [1, с. 6-7; 2, с. 62; 4, с. 84; 9, с. 33-38].

Стоит отметить, что вопрос о технологиях государственного управления, не являясь новым, не нашел должного отражения в научных работах; как правило, исследу-

ются лишь отдельные технологии государственного управления и их внедрение в о

различные сферы жизнедеятельности общества. Управленческие технологии пред- ^

ставляют собой совокупность управленческих действий и их последовательность, ^

которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ре- EJ

сурсов на «входе» в результат на «выходе». Сущность управленческих технологий g

состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей L-

и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей о

со

и элементов управленческой деятельности. о

Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государствен- < ное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что в качестве ^ управленческой технологии стоит рассматривать рациональную и эффективную х управленческую деятельность. При этом подчеркивают, что нужны инновационные 2 управленческие технологии, сочетающие в себе современные научные знания н-в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей ^ и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким щ результатам [2, с. 257].

Таким образом, новые технологии государственного управления представляют собой совокупность логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях с использованием творческого потенциала людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и в конечном итоге — к реализации поставленных перед государством программных целей, закрепленных основным законом государства.

Для достижения поставленных целей необходимо формирование новой модели государственного управления [8, с. 31-32], основанной на внедрении новых технологий, которые были законодательно установлены на протяжении проводимой с 2000 г. и по настоящее время административной реформы в России. Необходимо подчеркнуть, что проведение административной реформы в России основывается на научных достижениях в этой области, существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые были успешно реализованы в различных зарубежных государствах. К ним относятся:

• концепция нового государственного менеджмента (the New Public Management — NPM), составляющими которой являются такие направления, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: сетевого управления, реинжиниринга и др.; использование экономических методов регулирования, например в форме подрядов или контрактов, заключаемых госсектором с частными фирмами; бюджетирование по результатам — приоритетное финансирование не столько содержания ведомств, сколько реализуемых ими программ в зависимости от степени их эффективности, а также ориентация в оценке эффективности деятельности госучреждений на необходимые результаты и социальный эффект от их деятельности, а не на затраты ресурсов для их достижения; кадровые технологии и др.;

• концепция электронного государства (деятельность государственных институтов по качественному обслуживанию граждан с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных веб-сайтах);

• концепция «активизирующего государства» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление) [4, с. 286292];

• концепция «опережающего состояния» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернатив-

о ности при выборе управленческих решений, публичности и открытости в деятельности органов государственной власти; социальной эффективности и др.) [2, ^ с. 514-520] и др.

ЕЗ Некоторые отечественные ученые при рассмотрении аспектов современного ^ государственного управления отмечают, что все составляющие перечисленных концепций относятся к концепции ЫРМ [3, с. 34-36], в которой тесно переплетаем ются элементы юридических, управленческих и экономических дисциплин. Следуем ет обратить внимание на то, как положения современных теоретических концепций < государственного управления нашли подтверждение при разработке и внедрении с технологий государственного управления при проведении административной ре-х формы в РФ. И особенно необходимо обратить внимание на то, что концептуаль-2 ное оформление административной реформы явилось правовой основой для соз-н- дания нормативной правовой базы по каждой из управленческих технологий на ^ федеральном и региональном уровнях, так как именно отсутствие необходимой с нормативной правовой базы стало одной из основных причин невозможности осуществления реформы государственного управления до 2000 г.

С точки зрения воплощения концепции нового государственного менеджмента (ЫРМ) к новым технологиям, активно реализуемым в России, следует отнести следующие:

1. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти началось в 20032004 гг., когда были проанализированы 5634 функции органов исполнительной власти, из них признаны избыточными 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868. В научной литературе отмечается, что совершенствование государственного управления представляется возможным только на основе усиления влияния конституционно-правового режима [11, с. 15-25; 7, с. 129-130]. Цели государственного управления обуславливают и направления деятельности государства, т. е. его функции. Главная цель исполнительной власти — качественное выполнение задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления и обуславливают необходимость создания определенной структуры [7, с. 127-128].

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 утверждена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

2. Проведение стандартизации и регламентации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван регулировать правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов федерации, органами государственных внебюджетных фондов, а также местными администрациями и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; на основании указанного закона разрабатываются административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, принято постановление Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым утверждены правила разработки и утверждения администра-

тивных регламентов: исполнения государственных функций, предоставления госу- о дарственных услуг, правила проведения экспертизы проектов административных ^ регламентов предоставления государственных услуг. В настоящее время разрабо- ^ таны 4000 административных регламентов федерального уровня и 6000 админи- Е^ стративных регламентов регионального уровня1, которые необходимы не только ^ для качественного предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям, но и для последующего перевода предоставляемых услуг в электронный о формат, что значительно облегчает возможность как предоставления соответству- о ющих услуг, так и пользование ими. <

3. Внедрение технологии электронного правительства, перевод государственных ^ и муниципальных услуг в электронный вид; создание многофункциональных центров х (МФЦ), выстроенных по сетевому принципу; реализация принципа «одного окна». 2 Указанные технологии государственного управления применяются во многих раз- н-витых государствах, основными целями применения технологии электронного пра- ^ вительства являются: упрощение взаимодействия общества, бизнеса и государства, щ сохранение средств налогоплательщиков, повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, рационализация связей государства и населения [12, с. 4-5].

В России по данному направлению принята ФЦП «Электронная Россия»2, разработана и утверждена долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»3. Мероприятия, направленные на продолжение формирования электронного правительства в 2011-2020 гг. в России, призваны обеспечить как сохранность государственных инвестиций, так и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации программ результатов, а создание МФЦ и реализация принципа «одного окна» облегчают взаимодействие граждан, представителей бизнес-сообщества и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях; также предполагается принятие и использование универсальной электронной карты пользователя. В настоящее время МФЦ созданы в 62 субъектах РФ.

4. Реформирование государственной службы, внедрение новых кадровых технологий. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», которая предусматривает внедрение на государственной службе современных методов кадровой работы, а также повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, для чего предусматривается: введение системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе; проведение мониторинга общественного мнения о результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих на основе регулярных социологических исследований оценки качества и результативности профессиональной деятельности.

В то же время необходимо отметить, что реализованные за последние 10 лет в соответствии с законодательством процедуры, направленные на усовершенство-

1 О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах : Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Ш_: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.05.2014).

2 О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (20022010 годы)» : Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 403 [Электронный ресурс] // Там же.

3 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р [Электронный ресурс] // Там же.

о вание системы госслужбы в России, такие как: конкурсный отбор, аттестация го-^ сударственных служащих, формирование кадрового резерва, конкретизация ква-^ лификационных требований к госслужащим, не привели к повышению эффектив-ЕЗ ности системы кадрового обеспечения госслужбы в России. Среди причин низкой ^ эффективности указывают не только отсутствие системы оценочных показателей результативности профессиональной служебной деятельности госслужащих, но и о в первую очередь закрытость государственной гражданской службы, слабую эф-о фективность существующих механизмов стимулирования госслужащих к исполне-< нию своих обязанностей1, а также неспособность и нежелание отдельных госслу-с жащих воспринимать происходящие перемены в государственном управлении. х Указанные проблемы преимущественно связаны как с несовершенством правовых 2 механизмов реализации норм законодательства о государственной гражданской н- службе, так и с недостаточным уровнем управления в сфере кадровой политики. ^ Кроме того, многие исследователи на основе изучения опыта зарубежных государств с обращают внимание и на такой аспект деятельности государственных гражданских служащих, как профессиональная этика, так как внедрение новых управленческих технологий и бизнес-технологий в государственное управление зачастую приводит к неэтичному, а иногда и незаконному поведению госслужащих.

5. Совершенствование контрольно-надзорных функций. Как отмечается в литературе, слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, выраженными в решениях, нормах и требованиях; особое значение имеют технологии обратных связей, обеспечивающих достоверное отражение результатов управляющих воздействий [2, с. 260].

В этой связи актуальной является реализация современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок и оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов. По этому направлению приняты: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», направленный в том числе и на совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование системы государственного контроля и надзора; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокративший виды деятельности, подлежащие лицензированию (предусматривается поэтапная отмена лицензирования 49 из 123 видов деятельности).

6. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Одним из основных показателей совершенства управления, определяемых путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение, является эффективность управления [6, с. 38]. Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации [Там же].

Показатели эффективности органов государственной власти субъектов федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень инди-

1 О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах : Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р [Электронный ресурс] // Там же.

видуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов испол- о нительной власти субъектов Российской Федерации». ^

7. Мониторинг результативности деятельности органов государственной власти ^ и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей со- EJ циально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий. Мо- g ниторинг проводится по ряду направлений государственного управления. L-

8. Внедрение принципов открытого правительства, включая систему обществен- о ных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. При о этом предусматривается обязательное участие в деятельности общественных со- < ветов независимых от органов государственной власти экспертов и представителей ^ заинтересованных общественных организаций. Внедрение инструментария «рос- х сийской общественной инициативы» предусматривает создание специализирован- 2 ного ресурса в сети Интернет для публичного представления предложений граждан. н-При этом в случае, если предложение получит поддержку не менее 100 тыс. граж- ^ дан России в течение одного года, оно будет разрабатываться в Правительстве щ РФ после проработки экспертной рабочей группой с участием представителей Федерального Собрания России и бизнес-сообщества. Успешным опытом по этому направлению деятельности является реализация принципа открытого правительства «Открытый регион» в Тульской области, а также в Московской области.

9. Внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. С целью упрощения законодательства для ведения бизнеса, обеспечения учета мнения и позиций заинтересованных сторон на этапе законодательной инициативы, совершенствования законодательства, были проанализированы новые механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы, к которым относится институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 г. Оценка регулирующего воздействия (получившая в научной литературе название технологии «умного регулирования» — smart regulation) — это современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений.

В настоящее время определена процедура проведения ОРВ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ». Важной составляющей института ОРВ является возможность публичного обсуждения, что позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса. В настоящее время введение такого института ОРВ законодательно предусмотрено для субъектов РФ до конца 2014 г. путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а для органов местного самоуправления — до конца 2015 г.

10. Управление по результатам, которое включает в себя следующие элементы: запуск системы стратегического планирования, программно-целевое планирование, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, были разработаны новые принципы бюджетирования, ориентированного на результаты, что означало приоритетную постановку целевых показателей для административных структур).

11. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социально-экономической сфере. Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие пу-

о бличного партнера с одной стороны и частного партнера с другой, осуществляемое ^ на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о ^ государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и ЕЗ обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привле-^ чение в экономику частных инвестиций.

На федеральном уровне государственно-частное партнерство реализуется толь-о ко на основании ФЗ «О концессионных соглашениях», проект федерального закона о № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Фе-< дерации» принят только в первом чтении. В субъектах федерации приняты соот-с ветствующие акты, например Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627-х 100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». ГЧП 2 представляет собой инновационный способ привлечения частных инвестиций и н- менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления ^ населению общественных благ и услуг. К настоящему времени региональные за-1= коны о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах РФ, однако лишь некоторые из них подробно регламентируют указанные ранее отношения государства и частных структур с указанием форм взаимодействия.

12. Создание федеральной контрактной системы, которая позволила бы сделать проведение государственных закупок для государственных и муниципальных нужд более прозрачными. Для этого принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующий правоотношения в области обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, а также экономии бюджетных средств в этой сфере; и, что важно, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок.

Реализацию указанных технологий государственного управления (государственно-частное партнерство и контрактная система), относящихся к экономическим методам регулирования, связанных с передачей исполнительных функций государства в этой области компаниям частного сектора, называют одной из перспективных парадигм проводимой административной реформы в России [10, с. 26-28].

13. Технологии противодействия коррупции. Правовой основой внедрения антикоррупционных технологий являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»1 и другие нормативные правовые акты, целью которых является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Необходимо отметить, что все перечисленные управленческие технологии тесно взаимосвязаны между собой. Так, например, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. говорится, что противодействие коррупции невозможно без осуществления мероприятий по всем вышеперечисленным направлениям. Кроме того, Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение в государственное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий будет способствовать противодействию коррупции.

1 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Там же.

Кроме того, по каждой из перечисленных управленческих технологий создан о

на федеральном уровне специальный интернет-сайт, на котором представлена ^

вся необходимая информация о технологии: понятие, необходимость реализации, ^

нормативная правовая база, последовательность реализации, мониторинг, ре- Е^

зультаты реализации и др. Другими словами, происходит внедрение информа- ^ ционных технологий в государственное управление, для того чтобы выполнялись

необходимые управленческие технологии для достижения целей и задач госу- о

дарственного управления. Но все-таки основная работа по совершенствованию о

государственной системы управления в нашей стране еще впереди, и реализа- <

ция новых управленческих технологий требует дальнейшего исследования. ^

Литература ^

X

1. Административное право России. Общая часть : учебник для вузов / под ред. д-ра юрид. ^ наук, проф. С. А. Старостина. М. : ИНФРА-М., 2010. °

2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2004.

3. Борисов В. К., Бочарова Е. Ю. Современные концепции государственного управления: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. № 2. С. 32-43.

4. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М., 2013.

5. Вильсон В. Наука государственного управления (1887) // Классики теории государственного управления: американская школа / Джей Шафритц, Альберт Хайд. М. : Изд-во Московского университета, 2003.

6. Государственное управление / под. ред. В. А. Козбаненко. М., 2000.

7. Кириленко В. П., Мандрыка Е. В. Конституционное законодательство государств — участников СНГ: вопросы теории и практики. В 2 т. Т. 1. Симферополь : АРИАЛ, 2010.

8. Михайлова О. В. Государство в поисках новой модели управления // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1. С. 15-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Охотский Е. В. Государственное управление в современной России : уч.-метод. комплекс. М. : МГИМО(У) МИД России, 2008.

10. Павроз А. В. Приватизация в контексте современных административных реформ // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 4. С. 23-32.

11. Старовойтов А. А. К вопросу о конституционном характере административной реформы // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 15-25.

12. Юртаев А. Н. Создание «Электронного правительства» на региональном уровне как комплексная управленческая инновация // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2009. № 3. С. 3-16.

References

1. Administrative Law of Russia. Overview [Administrativnoe pravo Rossii. Obshchaya chast'] : the textbook for higher education / edit Doctor of Science (Jurisprudence), prof. S. A. Starostin. M. : INFRA-M, 2010.

2. Atamanchuk G. V. Theory of Public administration [Teoriya gosudarstvennogo upravleniya]. M., 2004.

3. Borisov V. K., Bocharova E. Y Modern concepts of public administration: the ethical dimension [Sovremennye kontseptsii gosudarstvennogo upravleniya: eticheskii aspect] // Bulletin of Moscow University [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 21. Management (state and society). 2013. N 2. P. 32-43.

4. Vasilenko I. A. State and municipal management [Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie]. M., 2013.

5. Wilson V. Study of Administration (1887) [Nauka gosudarstvennogo upravleniya (1887)] // Classic theories of public administration: American School [Klassiki teorii gosudarstvennogo upravleniya: amerikanskaya shkola] / Jay Shafritts, Albert Hyde. M. : Moscow University Publishing House [Izd-vo Moskovskogo universiteta], 2003.

6. Public administration [Gosudarstvennoe upravlenie] / ed. V. A. Kozbanenko. M., 2000.

7. Kirilenko V. P., Mandryka E. V. Constitutional legislation of CIS countries: Theory and Practice [Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo gosudarstv — uchastnikov SNG: voprosy teorii i praktiki]. In 2 vol. Vol. 1. Simferopol : ARIAL, 2010.

8. Mikhailov O. V. State in search of a new management model [Gosudarstvo v poiskakh novoi modeli upravleniya] // Bulletin of Moscow University [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 21. Management (state and society). 2013. N 1. P. 15-32.

9. Okhotsky E. V. Public administration in modern Russia [Gosudarstvennoe upravlenie v sovre-mennoi Rossii] : training complex. M. : University of the MFA of Russia [MGIMO(U) MID Rossii], 2008.

10. Pavroz A. V. Privatization in the context of modern administrative reforms [Privatizatsiya v kontek-ste sovremennykh administrativnykh reform] // Bulletin of Moscow University [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 21. Management (state and society). 2010. N 4. P. 23-32.

11. Starovoytov A. A. On the question of the constitutionality of the administrative reform [K voprosu o konstitutsionnom kharaktere administrativnoi reform] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2011. N 1. P. 15-25.

12. Yurtaev A. N. Creation "Electronic Government" at the regional level as a comprehensive management innovation [Sozdanie «Elektronnogo pravitel'stva» na regional'nom urovne kak kom-pleksnaya upravlencheskaya innovatsiya] // Bulletin of Moscow University [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 21. Management (state and society). 2009. N 3. P. 3-16.

< >

o o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.