Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 178-184. Б0! 10.17223/15617793/393/28
УДК 657.1
И. В. Торопова
ВНЕДРЕНИЕ МСФО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ К ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА КАПИТАЛА
Глобализация и интернационализация экономических, финансовых и политических отношений постепенно привели к созданию мирового рынка, появлению транснациональных компаний, привлечению в национальные экономики иностранных инвестиций и кредитов. В этой связи насущными задачами становятся выработка и адекватное применение в отдельных странах правил бухгалтерского учета и отчетности, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности. От решения этой задачи зависит возможность обеспечения инвесторов качественной, прозрачной и сопоставимой информацией о компаниях с целью принятия правильных экономических решений.
Ключевые слова: учет; финансовая отчетность; МСФО; реформирование российского учета; ПБУ.
Россия, как часть мировой экономической системы, уже несколько лет предпринимает попытки внедрения международных стандартов финансовой отчетности (далее МСФО). При этом все меньше специалистов в области учета, отчетности и аудита ставят вопрос о необходимости стандартизации, для большинства он уже не является дискуссионным по двум причинам. Во-первых, не все проблемы до конца могут решить российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ). Например, такие, как:
- Достоверная оценка имущества и обязательств.
- Своевременный пересмотр оценочных значений.
- Полноценное применение принципа начисления и метода резервирования.
- Полный отказ от ориентации на информационные потребности налоговых органов.
- Достаточное раскрытие информации в отчетности для заинтересованных пользователей.
Во-вторых, приближать российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) к МСФО необходимо по следующим основным причинам:
- Для организаций, которые в силу законодательства или учредительных документов формируют индивидуальную или консолидированную отчетность по МСФО, возможность минимизировать трансформационные поправки, а значит обеспечить своевременную подготовку отчетности и повышение ее качества.
- Для организаций, не составляющих отчетность по МСФО, обеспечить формирование профессионального суждения и современного взгляда на учет и отчетность у работников учетных служб.
- Обеспечить интеграцию в мировую систему предоставления информации заинтересованным пользователям.
Рассмотрим основные этапы внедрения МСФО на территории РФ.
Работа по приведению российских правил бухгалтерского учета в соответствие с международной практикой началась еще в 1991 г., когда Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56 был принят План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, уже во многом адаптированный к Международным стандартам финансовой отчетности. Тогда же были определены такие понятия рыночной экономики, как «капитал», «финансовые вложения», «нематериальные активы» и мн. др.
1993 г. В Постановлении Правительства РФ от 12.02.1993 № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» была сформулирована цель, стоящая перед российским бухгалтерским учетом, - переход на международные правила учета: «... сосредоточить первоочередное внимание на приведении в соответствие с мировой практикой бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов и системы статистических показателей, характеризующих состояние и развитие отраслей народного хозяйства».
1997 год. В Послании Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. еще Президентом РФ Б.Н. Ельциным был проявлен интерес к МСФО: «.необходимым условием активизации инвестиционного процесса и улучшения качества управления предприятиями становится реформа системы бухгалтерского учета. Действующая система устарела, она не обеспечивает необходимой информацией ни управляющих, ни собственников, ни инвесторов. Разговоры о переходе на международные стандарты бухгалтерского учета ведутся уже пять лет, но до сих пор результатов нет». В итоге был подписан Указ Президента РФ от 03.04.1997 г. № 278, где согласно п. 26 Правительство обязано «разработать и утвердить до 15 ноября 1997 г. программу перехода с 1998 года на международные стандарты бухгалтерского учета».
1998 г. Принято Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». Основным направлением реформы является «...взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании».
1998-2002 г. Формирование системы национальных бухгалтерских стандартов - Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на основе международных стандартов финансовой отчетности.
2003 г. Реальным достижением в области внедрения МСФО в России стало Указание Центрального банка РФ от 25.12.2003 № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями», а также Указание оперативного характера от 25.12.2003 № 181-Т «О Методических рекомендациях "О порядке составления и представле-
ния кредитными организациями финансовой отчетности"». Согласно этим Указаниям с 1 января 2004 г. все без исключения коммерческие банки и кредитные организации обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО.
2004 г. Министерство финансов одобрило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утверждена Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180). Согласно этой Концепции суть дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности состоит в активизации использования МСФО: «Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности».
2010 г. Принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» ввело законодательное требование об обязательном применении Международных стандартов финансовой отчетности для ряда российских компаний:
- С отчетности за 2012 г. (включая сравнительные данные за 2011 г.) кредитными организациями; страховыми компаниями; всеми компаниями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и / или иных организаторов торговли на рынке ЦБ; организации, обязанность которых составлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность закреплена иными федеральными законами или учредительными документам, т. е. организации, имеющие дочерние и зависимые общества, компании-эмитенты при размещении ими ЦБ среди круга лиц, число которых превышает 500, и отдельные госу-дарственные компании, в частности «Росатом», «Российские автомобильные дороги» (ФЗ № 39 от 22.04.96, ФЗ № 317 от 01.12.2007, ФЗ № 145 от 17.07.2009).
- С отчетности за 2015 г. (включая сравнительные данные за 2014 г.) компаниями, применяющими иные международно признанные стандарты (например, ГААП США), организациями, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж.
2011 г. Принятое 25 февраля 2011 г. Постановление Правительства РФ № 107 «Об утверждении Положения о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации» детализировало ряд требований Закона и установило процедуру признания МСФО в России: «... на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности...»
Согласно Приказу Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории Российской Федерации», начиная с 20 декабря 2011 г. на территории России действуют 37 стандартов и 26 разъяснений в переводе на русский язык в той редакции, в которой они были утверждены Советом по МСФО.
Следующим шагом по освоению МСФО стало утверждение Приказом Минфина РФ от 30.11.2011
№ 440 Плана Минфина РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. К 2015 г. планируется расширить сферу применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности, продолжить утверждение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета на основе МСФО.
2012 г. На официальном сайте Минфина России публикуются Проекты ПБУ, максимально приближенные к МСФО: «Учет запасов», «Учет основных средств», «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Доходы организации».
К успехам процесса реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО можно отнести следующие достигнутые результаты:
- формирование новой нормативной базы бухгалтерского учета;
- создание профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов с одновременным возрастанием престижа бухгалтерской профессии и развития рынка аудиторских услуг;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.
Тем не менее был выявлен ряд проблем и недостатков, наличие которых не позволило в полной мере привести действующую систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Вот некоторые «болевые точки» внедрения МСФО в России [1]:
- Незрелость экономических отношений в стране.
- Отставание законодательной и иной нормативной базы, например в России не работает принцип приоритета экономического содержания над правовой формой.
- Формальное применение либо неприменение новых учетных принципов и правил, нежелание высказывать свое профессиональное суждение по многим аспектам учетного процесса.
- Недостаточная осведомленность руководителей компаний о МСФО и отсутствие навыков работы с ней.
- Инертность мышления и незаинтересованность руководителей.
- Не ясны реальные выгоды от применения МСФО для компаний, ценные бумаги которых не котируются на торгах фондовых бирж.
- Высокие затраты на подготовку отчетности по МСФО: услуги консультантов, обучение кадров, внедрение программ и информационных систем для применения МСФО.
- Отсутствие информации и большие затраты для получения информации, необходимой для составления МСФО: привлечение оценщиков, запросы в органы государственной статистики, проведение специальных расчетов и др.
- Отсутствие четких и подробных рекомендаций и разъяснений по применению МСФО, учебных материалов.
- Низкий уровень подготовки в сфере МСФО как профессиональных бухгалтеров и аудиторов, так и пользователей бухгалтерской отчетности.
- Необходимость одновременного представления индивидуальной отчетности по российским ПБУ и консолидированной по МСФО.
- Применение российских ПБУ инвесторами для принятия решений.
Несмотря на ряд проблем, связанных с внедрением международных норм финансовой отчетности в российскую систему бухгалтерского учета, доля российских компаний, составляющих отчетность по МСФО, растет с каждым годом. Проведем статистический анализ перехода российских организаций на МСФО с 2004 по 2012 г.
Статистическими данными для 2004, 2006 и 2007 гг. послужили отчеты о проведении комплексного социологического исследования, подготовленные исследовательским холдингом «ROMIR Monitoring» в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации». Данные отчеты размещены на официальном сайте Министерства финансов РФ [2].
Основной целью данных исследований было обеспечение репрезентативной, статистически надежной и
Наибольшая доля компаний, использующих МСФО, сосредоточена в сфере «финансы и страхование, банковское дело». Возможно, это связано с тем, что с 1 января 2004 г. все без исключения коммерческие банки и кредитные организации обязаны составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Так, в 2007 г. 532 компании из 1023 опрашиваемых стали составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. Это в два раза больше, чем в 2004 г. Второе место по применимости МСФО в 2004 и 2006 гг. занимает отрасль «производство, промышленность», а в 2007 г. - «медицина, наука и образование».
В целом можно сказать, что в каждой отрасли доля компаний, составляющих отчетность по МСФО, увеличивается с каждым годом. Исключение составляет отрасль «сфера услуг», так как в 2007 г., по сравнению с 2004 г., 12% компаний отказались от составления отчетности по МСФО.
На основе статистических данных исследования ROMIR Monitoring за 2004 и 2006 гг. можно также сделать вывод о том, что среди коммерческих и бухгалтерских организаций МСФО в большей степени применяются крупными (300 и более сотрудников)
достоверной информацией относительно применимости международных стандартов отчетности российскими компаниями.
На основании данных исследований составим и рассмотрим динамику применения норм МСФО российскими организациями. В табл. 1 представлены данные для коммерческих и бухгалтерских организаций за 2004, 2006 и 2007 гг. [2].
Т а б л и ц а 1 Применение норм МСФО среди коммерческих и бухгалтерских организаций
Показатель 2004 г. 2006 г. 2007 г.
Количество опрашиваемых коммерческих и бухгалтерских организаций 2 009 1 423 1 818
Доля организаций, использующих МСФО, % 11 16 20
Доля организаций, составляющих отчетность по МСФО в 2007 г., возросла почти в два раза по сравнению с 2004 г., несмотря на то что выборка коммерческих и бухгалтерских компаний снизилась в 2007 г., по сравнению с 2004 г., до 1 818 компаний.
Далее определим структуру компаний, использующих МСФО, по отраслям деятельности. В табл. 2 приведены основные статистические данные с 2004 по 2007 г. [2]. В данном исследовании выборка составила 1 023 коммерческих и бухгалтерских компании.
компаниями, чем компаниями более мелких размеров (менее 300 сотрудников). Данная статистика представлена на рис. 1, 2 [2, 3].
Так, чем больше размер компании, тем больше вероятность того, что данная компания будет применять международные стандарты в своей отчетности. Доля крупных компаний (300 и более сотрудников) среди коммерческих и бухгалтерских организаций, перешедших на МСФО, в 2004 г. составила 19%, а в 2006 г. -23%. Такое процентное соотношение прежде всего связано с тем, что процесс перехода на составление отчетности по МСФО требует от компании дополнительных трудовых и финансовых затрат, которые, прежде всего, могут себе позволить крупные игроки рынка.
Для эффективного внедрения МСФО в РФ необходимо знать положительные стороны ведения учета в соответствии с МСФО, а также учитывать все препятствия и трудности такого перехода. На рис. 3, 4 представлены данные опроса, в котором участвовали четыре группы респондентов: коммерческие компании, аудиторские фирмы, преподаватели и студенты [2]. Таким образом, были определены основные положительные и отрицательные моменты перехода на МСФО для 2004, 2006 и 2007 гг.
Т а б л и ц а 2
Количество организаций, использующих МСФО по отраслям, шт.
Отрасль 2004 г. 2006 г. 2007 г. Абсолютное изменение 2007 г. к 2004 г., шт. Темп прироста 2007 г. к 2004 г., %
Финансы и страхование, банковское дело 266 379 532 266 100
Производство, промышленность 143 153 153 10 7
Сфера услуг 92 133 81 -11 -12
Торговля 82 123 102 20 24,4
Строительство 82 112 102 20 24,4
Медицина, наука и образование 82 82 174 92 112,2
Информация, реклама 71 41 133 62 87,3
Рис. 1. Процент компаний, применяющих МСФО, в зависимости от размера предприятия в 2004 и 2006 гг.
2012 г.
2011 г.
2010 г.
2009 г.
66% 13% 19% 1
50% 11% 1 >%
43% 10% 1 47°/ а
39% 5°о 53%
1 1 1
I Составляют отчетность по МСФО и проводят аудит
| Только составляют отчетность по МСФО
Не составляют отчетность по МСФО
0%
20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 2. Подготовка отчетности по МСФО в 2009-2012 гг. среди всех опрашиваемых компаний
Основными причинами и движущими факторами для начала составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО в 2004-2007 гг. являются «повышение качества управленческой информации», «увеличение количества инвесторов» и «повышение возможностей для привлечения заемных средств». Такие факторы, как «выход на международный рынок», «простота подготовки отчетности и ее прозрачность» и «быстрота и удобство», оказывали наименьшее воздействие на принятие решений относительно перехода на МСФО в рассматриваемые годы.
Наиболее сдерживающими факторами в 20042007 гг. являются необязательность применения МСФО в РФ, а также несоответствие способов и принципов изложения МСФО российским нормам.
Для проведения анализа применения МСФО в РФ в период с 2009 по 2012 г. основной статистической базой выступали исследования, проведенные журналом «МСФО на практике» совместно с аудиторско-
консалтинговой компанией «Бейкер Тилли Русаудит»: «Практика применения МСФО в России в 20092011 гг.» и «Практика применения МСФО в России в 2010-2012 гг.» [4].
В исследовании «Практика применения МСФО в России в 2009-2011 гг.» приняли участие более 200 компаний реального сектора. В 2012 г. в опросе приняли участие около 300 российских организаций. Следует отметить, что в исследовании участвовали компании, так или иначе заинтересованные в отчетности по МСФО, поэтому данные относительно числа компаний, уже применяющих МСФО в рассматриваемый период, могут отличаться от аналогичного показателя в целом по России.
Для понимания структуры опрашиваемых компаний они были разделены на группы относительно объема их выручки. В табл. 3 представлены доли опрашиваемых компаний по объему выручки в соответствующие годы.
Рис. 3. Положительные последствия от применения МСФО компаниями в 2004, 2006 и 2007 гг.
Рис. 4. Ограничения для составления финансовой отчетности компаниями в соответствии с МСФО в 2004, 2006 и 2007 гг.
Подавляющее большинство опрашиваемых компаний имело выручку меньше 3 млрд руб. в двух рассматриваемых периодах. Эти компании относятся к сегменту малого и среднего бизнеса. Тем не менее в 2012 г. их доля сократилась на 12%. Процент компаний с выручкой свыше 15 млрд руб. увеличился с 11 до 23% в 2012 г. Доли остальных категорий компаний существенно не изменились в 2012 г. по сравнению с предыдущим рассматриваемым периодом.
Т а б л и ц а 3
Структура опрашиваемых компаний по размеру выручки, %
Выручка, млрд руб. 2009-2011 гг. 2012 г.
До 3 65 53
От 3 до 6 9 13
От 6 до 15 15 11
Свыше 15 11 23
Далее рассмотрим, насколько увеличилось количество компаний, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО, с 2009 по 2012 г. Статистические данные представлены на рис. 5 [4].
В 2012 г. по сравнению с 2009 г. сократился процент организаций, не составляющих отчетность по МСФО, на 34%. С 2009 по 2012 г. наблюдается стабильное увеличение доли тех компаний, которые составляют отчетность по МСФО и проводят аудит. Доля таких компаний в 2012 г., по сравнению с 2009 г., увеличилась на 27%. Это также подтверждается заявлением Минфина России от 4 марта 2011 г., в котором указывается на то, что из первых 100 российских компаний 61 компания уже применяет МСФО. Во второй сотне - 45 компаний, в третьей - 26 [5].
2012 г.
2011 г.
2010 г.
2009 г.
66% 13% 19% 1
50% 11% 39%
43% 10% 1 47°/ а
39% 8%1 53%
1 1 1 1
| Составляют отчетность по МСФО и проводят аудит
| Только составляют отчетность по МСФО
Не составляют отчетность по МСФО
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 5. Подготовка отчетности по МСФО в 2009-2012 гг. среди всех опрашиваемых компаний
Несмотря на то что явно заметна тенденция к увеличению доли компаний, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, необходимо определить структуру таких компаний. Для этого сравним две группы компаний относительно применимости норм МСФО в 2009 г. -2012 гг., различных по объему выручки. Статистическая информация представлена в табл. 4 [4].
Наиболее интенсивно применение МСФО и проведение аудита развиваются среди компаний малого и среднего бизнеса (компании с выручкой менее 3 млрд руб.). Так, в 2012 г. их доля увеличилась больше чем в 2 раза (48%) по сравнению с 2009 г. (21%). Несмотря на это, с 2009 по 2012 г. процент крупных компаний, применяющих МСФО, значительно выше, чем процент компаний малого и среднего бизнеса. Например, в 2012 г. доля крупных компаний превысила на 39% долю компаний с выручкой менее 3 млрд руб.
В среднем для рассматриваемого промежутка времени доля компаний, использующих МСФО, с выруч-
кой менее 3 млрд руб. составляет 40% от компаний с выручкой более 15 млрд руб.
Анализ статистических данных также показал, что с 2004 по 2012 г. увеличивается доля компаний, составляющих отчетность по МСФО. МСФО применяется в большей степени крупными компаниями с выручкой более 15 млрд руб. и наличием более 300 сотрудников. Крупные компании преследуют цель выхода на международные рынки, привлечения дополнительных инвестиций за счет предоставления справедливой, качественной финансовой информации, составленной по МСФО.
Т а б л и ц а 4
Составление отчетности по МСФО и проведение аудита в компаниях с выручкой менее 3 млрд руб. и более 15 млрд руб. с 2009 по 2012 г., %
Выручка, млрд руб. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Менее 3 21 24 32 48
Более 15 71 81 83 87
В 2004-2007 гг. основные компании, применяющие нормы МСФО в своей финансовой отчетности, были сосредоточены в сфере «финансы и страхование, банковское дело». В 2012 г. крупные АКГ предоставляют услуги по МСФО в большей степени не страховым компаниям и банкам, а коммерческим предприятиям. Возможно, данное изменение связано с тем, что в 2009-2012 гг. наблюдается высокий темп роста компаний среднего и малого бизнеса, которые
начинают составлять отчетность в соответствии с МСФО. При этом по-прежнему существует ряд оснований, негативно сказывающихся на сближении российских стандартов бухгалтерского учета (ПБУ) с МСФО. Прежде всего это большие затраты на подготовку кадров и услуги консультантов, невозможность применять МСФО для целей налогообложения и «инертность мышления» руководителей и бухгалтеров компаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рассказова-Николаева С.А. Нормы МСФО в проектах ПБУ. Комментарии. Практика применения // Материалы семинара, декабрь 2013.
2. Статистические данные проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации». URL:
http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monitoring (дата обращения: 01.09.2014).
3. Данные исследования «Практика применения МСФО в России в 2009-2011 гг.» и «Практика применения МСФО в России в 2010-2012 гг.
URL: http://www.bakertillyrussaudit.ru (дата обращения: 01.09.2014).
4. Юрьева Ю. Практика применения МСФО в России в 2010-2012 годах. Результаты исследования. URL: http://msfo-practice.ru/article.aspx?aid=288798 (дата обращения: 01.09.2014).
5. Минфин России. Новости. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=12188 (дата обращения: 01.09.2014).
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 07 февраля 2015 г.
IFRS INTRODUCTION AS A PREREQUISITE FOR THE ADAPTATION OF THE RUSSIAN ECONOMY TO THE REQUIREMENTS OF THE INTERNATIONAL CAPITAL MARKET
Tomsk State University Journal, 2015, 393, 178-184. DOI 10.17223/15617793/393/28
Toropova Irina V. Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: registration; financial reporting; IFRS; Reformation of Russian Accounting System; Russian Accounting Standards.
Unfortunately, the existing system of accounting and reporting in Russia is under strong fiscal pressure from the tax authorities; thus, it does not provide an adequate assessment of assets and liabilities, timely revision of estimated values, full use of backup methods. Therefore, its improvement and harmonization with international financial reporting standards that began in 1998, became a prerequisite for encouraging investment in the country and improving the quality of enterprise management. IFRS system is recognized worldwide as an effective tool for providing different user groups (managers, owners, investors) with useful and reliable information, allowing to give a correct assessment of the financial position, results of operations, cash flows of the company. In connection with the crisis in the global economy, the problem of improving the qualitative characteristics of financial statements has recently become even more relevant. After the implementation of the principles and approaches of IFRS, we have come to such statements which will allow the user to make reasonable predictions for the future, to give a reliable estimate of the commercial potential and to demonstrate the company's ability to adapt to changes in the environment. The article explains the necessity of rapprochement of the Russian accounting standards with the IFRS system, gives a brief history of the reformation of the Russian accounting standards, marks progress and identifies the problems and shortcomings of IFRS in Russia. Statistical analysis of Russian organizations' transition to IFRS the author carried out showed that from 2004 to 2012 the percentage of companies reporting under IFRS increased. International standards are used in larger companies with revenues of more than 15 billion rubles and staff of more than 300 employees. Still, if at the beginning the main companies applying IFRS standards in their financial statements were concentrated in the area of "finance and insurance, banking", now it is commercial mid-sized companies. The main causes and driving factors for making financial statements in accordance with IFRS, according to the analysis, are improving the quality of management information, increasing the number of investors and increasing the opportunities for borrowing. Factors such as entering the international market, simplicity of reporting and its transparency and speed and convenience has the least impact on decisions regarding transition to IFRS.
REFERENCES
1. Rasskazova-Nikolaeva S.A. Normy MSFO v proektakh PBU. Kommentarii. Praktika primeneniya [IFRS standards in Accounting
Regulations projects. Comments. Application]. Proceedings of the Seminar, December 2013.
2. Statistical data of the project "Implementation of the reform of accounting and reporting in the Russian Federation". Available
from: http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monitoring. (Accessed: 01.09.2014). (In Russian).
3. Data of the studies "Application of IFRS in Russia in 2009-2011" and "Application of IFRS in Russia in 2010-2012". Available
from: http://www.bakertillyrussaudit.ru. (Accessed: 01.09.2014). (In Russian).
4. Yur'eva Yu. Praktika primeneniya MSFO v Rossii v 2010-2012 godakh. Rezul'taty issledovaniya [Application of IFRS in Russia in
2010-2012. The results of the study]. Available from: http://msfo-practice.ru/article.aspx?aid=288798. (Accessed: 01.09.2014).
5. The Ministry of Finance of Russia. Novosti [News]. Available from: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=12188.
(Accessed: 01.09.2014).
Received: 07 February 2015