УДК 65.012.26
Кренева Светлана Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой управления малым и средним бизнесом, Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. Юрченко Яна Алексеевна,
ассистент кафедры управления малым и средним бизнесом, Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО ««Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация.
Kreneva Svetlana Gennadievna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Head of the Department of Management of Small and Medium Business, Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation. Yurchenko Yana Alekseevna,
Assistant of the Department of Management of Small and Medium Business, Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation.
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ IDEF0
IMPLEMENTATION OF THE CARGO TRANSPORTATION BUSINESS PROCESS
MODEL USING IDEF0 NOTATION
На сегодняшний день главная цель транспортной логистики заключается в доставке нужного количества груза в конкретное место за определенное время с минимальными издержками. Транспортная логистика выполняет не только одну задачу — транспортировку груза, но и следующие взаимосвязанные функции: правила погрузки-разгрузки груза, правила хранения грузов во время рейса, их охрана в процессе доставки, документальное сопровождение и т.д. Если предприятию удастся выявить основные функции, протекающие в его деятельности, и определить затраты на их выполнение, то можно говорить об оптимизации деятельности в области транспортной логистики.
Применение процессного подхода в области оптимизации бизнес-процессов является одним из современных инструментов. На сегодняшний день большое количество предприятий используют этот метод в аналитической деятельности. Реализация этого метода на практике состоит из следующих этапов: поиск и описание основных бизнес-процессов на предприятии; представление взаимодействия между этими бизнес-процессами внутри системы и с внешней средой, определение факторов оценки результатов этих бизнес-процессов; построение моделей бизнес-процессов в виде диаграмм при помощи специального программного обеспечения; анализ моделей; формулировка выводов.
Если руководство хочет добиться существенных изменений в работе, то можно рассмотреть реинжиниринг бизнес-процессов. Он подразумевает построение усовершенствованной новой модели работы организации, при этом используется метод процессного подхода.
Ключевые слова: бизнес-процесс, транспортная логистика, потоки, материальные потоки, нотации, совершенствование бизнес-процессов, нотация IDEF0.
Today the main goal of transport logistics consists in delivery of the necessary quantity of a load to the specific place in a definite time with the minimum expenses. The transport logistics carries out not only one task — transportation of a load, but also the following interconnected functions: rules of loading unloading of a load, the rule of storage of loads during run, their protection in the course of delivery, documentary maintenance, etc. If the enterprise manages to reveal the basic functions proceeding in its activity and to define costs of their execution, then it is possible to speak about optimization of activity in the field of transport logistics.
Application of process approach in the field of optimization of business processes is one of modern tools. Today a large number of the enterprises use this method in analytical activity. Implementation of this method in practice consists of the following stages: search and the description of the main business processes at the enterprise; representation of interaction between these business processes in a system and with the external environment, definition of factors of assessment of results of these business processes; creation of business process models in the form of charts by means of the special software; analysis of models; formulation of outputs.
If the manual wants to achieve significant changes in work, then it is possible to consider business process reengineering. It means creation of advanced new model of work of the organization; at the same time the method of process approach is used.
258
Keyword.S business process, transport logistics, flows, material flows, notations, improvement of business processes, notation of IDEF0.
ВВЕДЕНИЕ
Построение оптимизированной бизнес-модели транспортных потоков компании в соответствии с существующими условиями функционирования российского рынка транспортных услуг основывается на внедрении комплекса методических мероприятий. Построение модели бизнес-процесса транспортировки груза предприятия малого бизнеса в сфере транспортных услуг было рассмотрено как модель бизнес-процесса, а именно — транспортировка груза, с использованием нотаций IDEF0. Данная модель позволяет устранить существующие недостатки в работе предприятия по перевозке грузов, что в дальнейшем позволяет выполнить основное интегративное правило логистики, а именно: доставить груз в нужном количестве нужного качества в нужное место и время с минимальными затратами.
В последние годы в России очень большое внимание уделяется логистике. Связано это с тем, что затраты на транспортировку, хранение и упаковку грузов составляют практически половину от его стоимости, что в свою очередь непосредственно влияет на цену товара. Цена является одним из основополагающих факторов для потребителей, соответственно для уменьшения логистических издержек следует обратить особое внимание изменениям в транспортной логистике. Необходимым условием достижения сбалансированного развития на сегодняшний день и конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг выступает использование новых методов по оптимизации бизнес-процессов в деятельность существующих компаний в сфере автомобильных перевозок. К сожалению, на сегодняшний день, многие компании в сфере транспортных услуг продолжают использовать в своей деятельности старые методы и принципы управления, нет свежих идей и перспектив развития, поэтому возникает острая необходимость переосмысления способов организации и построения взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов компании с применением абсолютно иного подхода, позволяющего в полной мере реализовать преимущества новых программ и технологий, а также человеческих ресурсов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является внедрение модели бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации IDEF0 в деятельность предприятия. В качестве примера рассмотрим работу транспортного отдела на предприятии, осуществляющего грузовые автомобильные перевозки. Данная работа заключается в организации перевозок собственным транспортом предприятия по заказу потребителя. Процессный подход позволяет оптимизировать работу транспортно-логистического отдела. На первом этапе необходимо обозначить и дать описание бизнес-процесса. Второй этап — взаимодействие бизнес-процесса «Управление транспортировкой грузов» с другими бизнес-процессами организации и внешней средой». Взаимодействие процесса «Управление транспортировкой груза» с другими бизнес-процессами организации и ее внешней средой на выходе процесса. Показатели процесса «Управление транспортировкой грузов».
Оценка процесса проводится по следующим показателям: общие затраты на реализацию процесса, процент невыполненных заявок, количество нареканий. Оценки показателей процесса используются для выявления проблем и оценки эффективности процесса.
Таким образом, в деятельности предприятия важно применять процессный подход, который позволяет не только описать процесс транспортировки груза, но и определить его взаимосвязи с другими процессами, а также внешней средой. Все четыре этапа процессного подхода необходимы для того, чтобы в дальнейшем построить модель бизнес-процесса. Существует множество способов построения моделей бизнес-процессов, но один из самых популярных — это построение модели с использованием нотации IDEF0.
РЕЗУЛЬТАТЫ
IDEF0 — методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность (поток работ). IDEF0 — это простой и наглядный язык описания бизнес-процессов. С помощью этого стандарта возможна передача информации между разработчиками (в нашем случае логистами), консультантами (рабочими, диспетчерами) и пользователями (заказчиками).
Использование нотации IDEF0 для создания бизнес-моделей — это не просто удобно, это еще качественно и правильно, при помощи нотации IDEF0 создать функциональную модель без ошибок намного проще, чем без применения этого стандарта. Функциональная модель IDEF0 представляет собой набор блоков, каждый из которых представляет собой «черный ящик» со входами и выходами, управлением и механизмами, которые детализируются (декомпозируются) до необходимого уровня. Наиболее значимая функция расположена в верхнем левом углу. Соединяются функции между собой при помощи стрелок и описаний функциональных блоков. При этом каждый вид стрелки или активности имеет собственное значение. Данная модель позволяет описать все основные виды процессов, как административные, так и организационные.
В работе будет рассмотрен принцип функциональной декомпозиции — это способ моделирования конкретной ситуации, когда каждая операция, действие или функция могут быть разбиты, другими словами декомпозированы на более простые операции, действия или функции.
259
Другими словами, сложная бизнес-функция может быть представлена в виде системы упрощенных функций. Представляя функции графически, в виде блоков, можно заглянуть внутрь блока и детально рассмотреть ее структуру и состав [3, с. 7-9].
Все это необходимо для того, чтобы компания функционировала бесперебойно, безошибочно и с наименьшими затратами, как временными, так и физическими. Простота изложения сложных бизнес-процессов в виде графического изображения позволит всем участникам процесса быть заинтересованными и полезными для предприятия, то есть выкладываться на сто процентов. Подробная детализация процессов позволит не только избежать ошибок, но и поспособствует контролю каждого выполненного процесса. Так, имея четкую структуру бизнес-процесса его участники будут выполнять конкретные соизмеримые задачи, то есть каждый будет нести ответственность за выполненную им работу. Другими словами, с помощи модели будет понятно, какой из процессов можно исключить или наоборот добавить.
Таким образом, построение модели бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации ГОЕБО, позволит значительно сократить затраты на исправление возникших ошибок и неожиданных рисковых ситуаций как во временном соотношении, так и в денежном. Оптимизационная модель позволит функционировать компании как один механизм, что в свою очередь будет говорить об эффективности и качестве оказываемых услуг по транспортировке груза. В целом предприятие по грузоперевозке автомобильным транспортом будет оставаться конкурентоспособным на рынке транспортных услуг, оказывая качественную доставку грузов точно в срок и в надлежащем виде, при этом цены на услуги будут оставаться на приемлемом уровне для заказчика.
Первоначально рассмотрим построение модели бизнес-процесса транспортировки груза типа контекстная диаграмма «Как есть». Основной системной единицей ГОЕБО-модели является диаграмма, которая представляет графическое описание модели предметной области или ее части. Модель в нотации ГОЕБО — это упорядоченные и иерархически взаимосвязанных диаграммы. Главными элементами ГОЕБО диаграммы являются блоки, определяющие некоторые работы, функции, задачи, которые происходят или выполняются в течение обозначенного времени и имеют некоторые результаты. Блоки отображаются в виде прямоугольников. Каждая сторона функционального блока определяет его назначение.
Контекстная диаграмма модели бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» представлена на рисунке 1, которая представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с окружающей средой [2, с. 13].
Л| 'ТН01? Юрченко V н ■ лы вна РРОЛ^СТТ уч'^г.п-:тьр::г» 'Й
-чатериныгьз:. потокам
МОТЕХ. 1 : ] < 1 ( I ! » 10
ИАТЕЛЗ .06.2019 ЯРЧ' 05 (№ 2019
РР-АГТ
КЕСОММКМЖЕ)
СОЫТЕХТ:
ТОР
риВОСАТЮ^
2 ЫЗз "туу-'Ш'ь: С С Труп
Заявки потребителей
Груз, который «ало трак сне р тир о мг ь
Тр а нс портиров а т ь груз
Триоорт
Груз. доставленный в пункт иазначеннл
I"
&
о!
А-0
Транспортировать груз
X
РЦс. 1. Контекстная диаграмма модели бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» (Составлено авторами)
Исходя из рисунка 1 видно, что на входе в модель представлены два объекта: заявки потребителей и груз, без которых не произойдет основного процесса — транспортировка груза. Сверху представлены элементы управления процессом транспортировки груза, такие как правила транспортировки и должностные инструкции сотрудников. Нижняя сторона отражает механизмы, с помощью которых осуществляется основной биз-
260
нес-процесс, это отдел логистики, водители, транспорт. На выходе соответственно располагается результат выполнения функции — это груз, доставленный в пункт назначения, а также документы, подтверждающие выполнения услуги.
Таким образом, на рисунке 1 представлено упрощенное общее описание бизнес-процесса транспортировки груза.
Далее контекстная диаграмма подвергается декомпозиции. Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» до усовершенствования модели, то есть протекающего на данный момент времени представлена на рисунке 2.
ь5Ы> АТ. АЦТЖЖ: ЮрЧЯЕЬ^ ' УЛ ■"•41 ПАТЕ: (С.М Ш Е^АОЕЕ. БАИ СОЬТХХТ'
РН.ОШСТ: " " ' те трЕЕГГОрПГрОЬГОЙ ЯЯ1Г: ПЯМТ
ЦКПСТЭБ» КБСОЫЫЗИ>Ы>
ЧОТЕЗ; 1 2 3 4 I 6 7 3 9 10 тНЫСАТКПГ м
Пст-чиа« и ¡»работка зжггос
бр- .....пк
шшж
Й ИрИВСТОК ЖР
ь-
ЕОТОрЬЕЙ клсз? ЕОСТИЗГТЬ
Ор
Гру»
достяял^чкык ж щтат
Д подохцт и Гфаызга ^ракак^тироаи!
груи ь пункт* К1;.чач*-гг ?
Документы,
гхщтыу ЖДОЮ Щ№ фаст г^юшн
ШШШШ'-Ш'Й
, Гяуз, лссяел-гкзык в яуккт я&яугегзж*
Контроль я рияпгмтмД
портной услуг^. ^ Г
ЛС^мгяК.
чош ТГЩЕ: \ I-
АО 1
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» до усовершенствования модели (Составлено авторами)
Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» до усовершенствования модели отражает детальный процесс транспортировки груза, который состоит из 4 подпроцессов: получение и обработка заявок, выполнение заявки, передача груза в пункте назначения и контроль за реализацией транспортной услуги. Казалось бы, все элементы процесса отражены в модели и формируют полноценную картину того, из каких структурных частей состоит процесс транспортировки груза до потребителя.
Действительно, при данной модели доставки груза материальный поток будет доставлен до потребителя, но вопрос заключается в другом. На сколько качественно, быстро и без риска повреждения товара пройдет процесс транспортировки?
Чтобы избежать непредвиденных ситуаций, не подвергнуть риску компанию и не понести ущерба при доставке груза, в модели должен присутствовать еще один не мало важный подпроцесс — это оформление сопроводительных документов, а именно страхование как груза, так и самой транспортировки. То есть перед отправкой товара потребителю (заказчику) предлагается оформить договор страхования груза и ответственности перевозчика. Страхование грузов позволяет избежать непредвиденных расходов, связанных с опасностями предстоящей перевозки любых видов грузов, с использованием различных видов и средств транспорта.
Страхование гражданской ответственности перевозчика или экспедитора предполагает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, работающие в области предоставления услуг по перевозке или экспедированию грузов.
Исходя из недочетов построения модели, рассмотрена диаграмма декомпозиции «Управление транспортировкой материальных потоков» после усовершенствования модели, представленную на рисунке 3.
В усовершенствованной модели присутствует пятый подпроцесс — оформление сопроводительных документов, в частности страхование груза ответственности перевозчика. Этот инструмент позволяет обезопасить
261
РЦс. 3. Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» после усовершенствования модели (Составлено авторами)
компанию от непредвиденных ситуаций, связанных с транспортировкой груза. Этот подпроцесс осуществляет отдел логистики перед отправкой груза, тем самым позволяет защитить компанию от ряда рисковых ситуаций таких как: повреждения груза в дороге, при погрузке-разгрузке, потере груза, поломке транспортных средств, простоев и так далее. При этом компания не обязана будет платить неустойку или возвращать деньги за оказание услуги. Страхование возместит все убытки в рамках договора страхования.
Таким образом, инструмент страхования в модели бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» является важным и необходимым.
Далее рассмотрим эффективность внедрения данного инструмента в модель бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации ГОЕБО. Рассчитаем затраты на перевозку до усовершенствования модели и после. Оценим, какие риски может понести компания в денежном выражении без инструмента страхования материальных потоков и ответственности перевозчика, и с другой стороны, как страхование позволит не только сохранить прибыль от оказания услуг, но и повысить ее значение.
Для доказательности эффективности принимаемого решения при построении модели бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» с использованием нотации ГОЕБО необходимо рассчитать эффективность реализации модели после ее усовершенствования, то есть после внедрения дополнительного подпроцесса — оформление сопроводительных документов, другими словами — страхование груза и ответственности перевозчика.
Для этого необходимо рассмотреть две схемы транспортировки груза по 1 модели и по 2 модели со страхованием.
Первоначально необходимо рассчитать затраты, которые несет компания, совершая доставку груза из пункта «А» в пункт «Б» по первой модели без оформления сопроводительных документов.
Для примера рассмотрим движение транспорта по маршруту ПФО (приволжский федеральный округ), транспортное средство проезжает через 6 городов: Йошкар-Ола — 1, Нижний Новгород — 2, Чебоксары — 3, Казань — 4, Уфа — 5, Ижевск—6. Исходные данные для расчета затрат в рейсе представлены в таблице 1.
Таким образом, выручка от грузоперевозок по схеме ПФО модель .№1 составит 122ООО рублей, переменные затраты = 33О66,79 рублей, маржинальный доход от грузоперевозок составляет 88933,21 рублей. При такой модели транспортировки груза существуют риски потери или повреждения товара, неисправность ТС или простой, что приводит к дополнительным расходам компании.
Далее необходимо просчитать, какие финансовые потери несет компания, если груз не будет доставлен вовремя, при поломке ТС простой составляет 2 суток, компания дополнительно оплачивает неустойку за несвоевременную поставку товара.
262
Таблица 1. Исходные данные для расчета затрат в рейсе *
Схема ПФО модель № 1
Время в рейсе, дн. Ставка заказчика, руб. Расстояние, км Расход топлива на 100 км, л Грузоподъемность транспорта, т Суточные на 1 водителя, руб. Стоимость топлива за 1 л, ру<5.
2 122000 2063,5 42 20 500 37
* Составлено авторами
Таблица 2. Общие переменные затраты на рейс по схеме ПФО модель № 1 *
Общие расходы по схеме ПФО модель № 1
Расход топлива за весь рейс, л Суточные на 1 водителя, руб. Стоимость топлива за весь рейс, руб. Итого, руб.
866,67 1000 32 066,79 33066,79
* Составлено авторами
Таким образом, водитель находится в рейсе 4 суток вместо 2. Ниже в таблице 28 представлена информация по общим расходам по схеме ПФО модель .1 с рисками простоя.
Согласно ст. 137 Управление автомобильным транспортом: «За просрочку в транспортировке груза при междугородных перевозках автотранспортные компании уплачивают заказчикам штраф в размере 12% от тарифа за доставку груза за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке груза, перевозимого автомобильным транспортом, не может превышать 9О% провозной платы» (в ред. Постановления Совмина РСФСР от 18.11.88 N 474).
Таблица3. Общие переменные затраты на рейс по схеме ПФО модель № 1 с рисками простоя *
Общие расходы по схеме ПФО модель № 1
Неустойка за задержку товара Суточные на 1 водителя, руб. Стоимость топлива за весь рейс, руб. Итого, руб.
29280 2000 32066,79 63346,79
* Составлено авторами
Таким образом, выручка от грузоперевозок по схеме ПФО модель .№1 с учетом рисков простоя транспортного средства составит 122ООО рублей, переменные затраты = 63346,79 рублей, маржинальный доход от грузоперевозок составляет 58653,21 рублей. Разница между двумя вариантами транспортировки составляет 3О 28О рублей — это и есть риски в денежном выражении. При одинаковой ставке заказчика компания несет почти в два раза больше расходов.
Другой случай рисков, когда груз поврежден или утерян при транспортировке. Согласно Федерального закона от О8.11.2ОО7 N 259-ФЗ (ред. от 30.1О.2О18) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика: «Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:
1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;
2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;
3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;
4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных».
Предположим, что стоимость перевозимого груза составляла 3ОО ООО рублей, процент повреждения груза составил 5%, то есть 15 ООО рублей необходимо будет возместить транспортной компании за ущерб. Ниже в таблице 29 представлена информация по общим расходам по схеме ПФО модель №1 с рисками повреждения груза.
Таблица 4 Общие переменные затраты на рейс по схеме ПФО модель №9 1 с рисками повреждения груза *
Общие расходы по схеме ПФО модель № 1
Ущерб за повреждение груза Суточные на 1 водителя, руб. Стоимость топлива за весь рейс, руб. Итого, руб.
15000 1000 32066,79 48066,79
* Составлено авторами
263
Таким образом, выручка от грузоперевозок по схеме ПФО модель .№1 с учетом рисков повреждения груза составит 122000 рублей, переменные затраты = 48066,79 рублей, маржинальный доход от грузоперевозок составляет 73933,21 рублей. Разница между двумя вариантами транспортировки составляет 15000 рублей — это и есть риски за повреждения груза в денежном выражении. При одинаковой ставке заказчика компания несет убытки в размере 15000 рублей, расходы за ущерб повреждения могли бы быть и больше, в случае большего процента повреждения или вообще утере части груза.
Далее необходимо просчитать вторую модель перевозки грузов со страхованием. Первоначально обозначим, что значит страхование грузов и какова его стоимость. Данный вид страхования рассчитан на собственников товаров и грузов, которые перевозят разными видами транспорта. Полис страхования позволяет компенсировать убытки за повреждение или утрату груза, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика. Существует два вида полисов страхования:
1. Полис на единую отправку. Оформить можно по заявлению на страхование. Используется в случаях разовых доставок различных видов грузов.
2. Генеральный полис (договор) по страхованию грузов. Оформляется в случае постоянных частых перевозках по установленным и согласованным маршрутам, а также при транспортировке однородных материальных потоков.
Генеральный договор страхования помогает упростить документооборот по оформлению сопроводительных документов, а страхование распространяется на все виды грузов. По генеральному договору осуществляются различные варианты оплаты страховой суммы.
Страхование покрывает ущерб или утрату груза, произошедшие в результате случайного случая и опасностей перевозки, кражи или разбойного нападения и др., в зависимости от объема страхового покрытия. Возмещению подлежат случаи, вызванные повреждением или утратой груза, расходы по спасанию или ремонту поврежденного груза, расходы по экспертизе.
Величина страхового тарифа (страховой суммы) устанавливается в зависимости от разновидностей предстоящей перевозки: какой полис страхования был заключен и на каких условиях, в зависимости от разновидности груза и его упаковки, маршрутов доставки грузов, наличия полной загрузки или недогрузки, стоимости груза, величины франшизы, наличия охраны, сопроводительных документов и других факторов.
В нашем случае для автомобильного транспорта устанавливается тариф 0,2% от стоимости перевозимого груза. В среднем, рассчитав в онлайн калькуляторе стоимость полиса, она составила по нашему рейсу 500 рублей с учетом пунктов погрузки-разгрузки. Стоимость полиса напрямую зависит от стоимости перевозимого груза, поэтому чем дороже груз, тем дороже полис.
В конечном итоге, можно сделать вывод, что затраты на страхование груза на порядок меньше, чем затраты на оплату неустойки, простоя и повреждения груза. Маржинальный доход по первой модели транспортировки материального потока с учетом риска повреждения грузов составил 73933,21,21 рублей.
Маржинальный доход по второй модели транспортировки с учетом оформления полиса страхования грузов составил 8843 3,21 рублей. Плюс по второй модели декомпозиции бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» после усовершенствования модели страховая компания возмещает стоимость ущерба заказчику, компания не несет дополнительных расходов, кроме как оформление полиса страхования, стоимость которого в нашем случае составила 500 рублей.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что добавление в модель бизнес-процесса такого инструмента как оформление сопроводительных документов, а именно страхование грузов, является целесообразным для внедрения в деятельность транспортной компании.
Экономическая эффективность реализации оптимизированной модели бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации IDEF0 доказана при расчете маржинального дохода по двум вариантам транспортировки груза: когда оформляются сопроводительные документы, а конкретнее страхование грузов и вторая модель — без них. В случае, когда оформляется страхование, компании не нужно будет нести риски, оплачивать неустойку и ущерб за повреждения груза в размере процентного соотношения от причиненного вреда. Тем самым доход, полученный от транспортировки груза, будет выше и компании удастся сохранить заработанные денежные средства и потратить их на оплату обязательств по лизингу автотранспортных средств. В конечном итоге это приведет к полному выполнению обязательств и оформлению транспортных средств в собственность — это на данный момент главная цель транспортной компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об автомобильном и городском наземном электрическом транспорте: Федеральный Закон .№ 259 - ФЗ (последняя редакция): принят Госдумой РФ 18.11.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 17.09.2019).
2. Владимиров С. А. О ключевых направлениях развития транспортной системы и логистики / С.А. Владимиров // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 2. — С. 14-21.
3. Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие / А.Э. Горев. — 5-е изд. — М.: Академия, 2008. — 288 с.
4. Министерство транспорта Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mintrans.ru (дата обращения: 17.09.2019).
264
SPISOK UTERATURY
1. Ob avtomobil'nom i gorodskom nazemnom elektricheskom transporte: Federal'nyy Zakon № 259 - FZ (poslednyaya redaktsiya): prinyat Gosdumoy RF 18.11.2017 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru (data obrashcheniya: 17.09.2019).
2. Vladimirov S. A. O klyuchevykh napravleniyakh razvitiya transportnoy sistemy i logistiki / S.A. Vladimirov // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. — 2016. — № 2. — S. 14-21.
3. Gorev, A.E. Gruzovyye avtomobil'nyye perevozki: ucheb. posobiye / A.E. Gorev. — 5-ye izd. — M. : Akademiya, 2008. — 288 s.
4. Ministerstvo transporta Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.mintrans.ru (data obrashcheniya: 17.09.2019).
Статья поступила в редакцию 7 октября 2019 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года
265