Научная статья на тему 'Внедрение международных стандартов в области защиты прав осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительное законодательство Монголии'

Внедрение международных стандартов в области защиты прав осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительное законодательство Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОНГОЛИИ / INTERNATIONAL STANDARDS IN TREATING PRISONERS / CONVICT'S RIGHTS / TREATING CONVICTS SENTENCED TO IMPRISONMENT / CRIMINAL EXECUTIVE LEGISLATION OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галбадрах Батболд

Законодательные изменения, произошедшие в уголовно-исполнительной системе Монголии, существенно приблизили условия отбывания лишения свободы к международным стандартам. Однако ограниченные экономические и социальные возможности страны, специфическая структура мест лишения свободы не позволяют говорить о том, что современное состояние уголовно-исполнительной системы Монголии полностью соответствует параметрам, предъявляемым международными стандартами к обращению с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enforcement of international standards regulating protection of rights of convicts sentenced to imprisonment into criminal executive legislation of Mongolia

Legislative changes in the Mongolian criminal executive system made legal conditions for serving imprisonment much closer to the international standards. However, according to the country’s limited economic and social resources and specific structure of prisons it is impossible to state that the current conditions of the Mongolian criminal executive system entirely conform to the requirements set by the international standards in treating convicts.

Текст научной работы на тему «Внедрение международных стандартов в области защиты прав осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительное законодательство Монголии»

2 Штрафы за попрошайничество предлагают увеличить до 5 тысяч рублей . URL: https://news .mail .ru/politics/18278731/ (дата обращения: 21.01.2016) ; Московское ГУВД предлагает ввести административную статью за попрошайничество . URL: http://rusplt .ru/society/poproshayki-11107. html (дата обращения: 21. 01.2016) .

3 См . , напр .: Асташкина Е. Ю., Труфанов М. Е. Соотношение квалификационных признаков административных правонарушений, выражающихся в оскорблении и оскорбительном приставании к гражданам // Российский криминологический взгляд . 2015 . № 1. С . 347-351; Карпов А. В., Ефи-менко Л. А. Нормативно-правовое регулирование понятий «попрошайничество» и «бродяжничество» несовершеннолетних // Science Time . 2015 . № 1(13) . С . 194-199 ; Мургузов А. М. Организованное попрошайничество // Проблемы современной науки и образования . 2015 . № 8(38) . С . 87-90 ; и др .

4 Россиян, живущих за чертой бедности, в этом году стало больше в два раза . URL: http://www. rg. ru/2015/12/28/ bednie-site-anons . html (дата обращения: 22 .01.2016) .

5 Девушки вышли на виртуальную паперть . Российские попрошайки делают первые удачные шаги во Всемирной паутине . URL: http://www. comnews . ru/print?nid=23727 (дата обращения: 24 01 2016)

6 Сокол Е. В. Понятие систематичности при вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий // Общество и право . 2014 . № 4(50) . С . 135 .

7 Отрадненский районный суд Краснодарского края . Уголовное дело № 1-113 за 2015 г . URL: Ы^/Асудебныереше-ния . рф/bsr/case/7363805 (дата обращения: 23 .01.2016) .

8 Мостовской районный суд Краснодарского края . Уголовное дело № 1-231 за 2014 г. URL: Ы^/Асудебныерешения . рф/bsr/case/7363805 (дата обращения: 23.01.2016) .

9 Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации .

Форма № 10-а . URL: http://www. cdep . ru (дата обращения: 23 .01.2016) .

10 Уголовный кодекс Республики Молдова . URL: http:// lex justice . md/ru/331268/ (дата обращения: 24.01.2016) .

11 Уголовный кодекс Республики Сан-Марино / науч ред С . В . Максимов . СПб . , 2002. С . 193 .

12 Побирающихся на улице аферистов, выдающих себя за участников боевых действий, предлагают наказывать штрафом в 100 тыс . рублей . URL: http://www.ligazakon . ru/ main/10520-dlya-poproshaek-v-voennoy-forme-hotyat-vvesti-statyu-v-uk . html (дата обращения: 24.01.2016) .

13 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях : закон г Москвы от 21 ноября 2007 г № 45 // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2007 № 69 12 дек

14 Об административных правонарушениях на территории Свердловской области : закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ // Областная газета . 2005 . 15 июня .

15 Об административных правонарушениях : закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. № 100-з // Губернские вести 2007 8 дек

16 Кодекс Томской области об административных правонарушениях : постановление Государственной Думы Томской области от 18 декабря 2008 г. № 1912 // Собрание законодательства Томской области . 2009. № 1.

17 Обсуждены проблемы привлечения к ответственности за попрошайничество . URL: httpV/ксгувд . рф/548-obsuzhdeny-problemy-privlecheniya-k-otvetstvennosti-za-poproshajnichestvo (дата обращения: 22 .01.2016) .

18 Попрошайки в России: милостыня в законе, но нищим от этого не легче . URL: http://ria . ru/analytics/20120816/ 724926841. html#ixzz3xs9M1JcR (дата обращения: 24.01.2016) .

19 Стало известно, где в России живут самые щедрые на милостыню люди . URL: http://lifenews . ru/news/158599 (дата обращения: 24 01 2016)

УДК 343.81 © Батболд Галбадрах, 2016

Внедрение международных стандартов в области защиты прав осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительное законодательство Монголии

Батболд Галбадрах

Законодательные изменения, произошедшие в уголовно-исполнительной системе Монголии, существенно приблизили условия отбывания лишения свободы к международным стандартам. Однако ограниченные экономические и социальные возможности страны, специфическая структура мест лишения свободы не позволяют говорить о том, что современное состояние уголовно-исполнительной системы Монголии полностью соответствует параметрам, предъявляемым международными стандартами к обращению с осужденными.

Ключевые слова: международные стандарты обращения с заключенными, права осужденных, содержание осужденных к лишению свободы, уголовно-исполнительное законодательство Монголии.

За последние годы монгольское право претер- ности, это касается национального законодатель-пело преобразования в соответствии с общепри- ства в области защиты прав осужденных к лише-знанными нормами международного права . В част- нию свободы .

Соблюдение и защита прав граждан Монголии — конституционная обязанность государства. Конституция Монголии, принятая в 1992 г. , содержит перечень прав и свобод человека и гражданина Монголии. В соответствии с ч . 2 ст. 10 Конституции Монголия обязуется соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, которые сразу вступают в силу в Монголии наряду с другими национальными законодательными актами государства и являются частью ее правовой системы. Если международным договором Монголии установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора Данное положение также зафиксировано в ч. 2. 2 ст. 2 Закона об исполнении судебных решений Монголии 2002 г. 1

Провозглашение Конституцией Монголии приоритета общепризнанных принципов и норм международного права по отношению к национальному законодательству способствовало внедрению таких правовых стандартов обращения с осужденными, как защита прав осужденных на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, гарантии исполнения наказания исключительно на основании закона

Основными международными правовыми актами, регламентирующими правовое положение осужденных, являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г. ), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения наказания (1987 г.).

Современное состояние уголовно-исполнительной системы Монголии еще не позволяет говорить о том, что она полностью соответствует параметрам, предъявляемым международными правовыми стандартами

Российские ученые выделяют следующие факторы, осложняющие реализацию международных стандартов в Уголовно-исполнительное законодательство всех государств:

— экономический спад и связанное с этим ограничение материально-финансовых ресурсов;

— рост преступности, сопровождающийся усилением «карательных притязаний» населения и увеличением числа заключенных;

— рост наркомании, зараженности ВИЧ-инфекцией;

— обострение межнациональных и межэтнических конфликтов;

— ухудшение отношений между осужденными и персоналом пенитенциарных заведений, падение престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности 2 .

Существуют и иные, чисто национальные факторы, поэтому полная реализация международных правовых стандартов в Монголии — задача, требующая длительного и трудоемкого решения Прежде всего, это касается самой сущности наказания в виде лишения свободы Как в Монголии, так и на Западе характер лишения свободы фактически определяется видом исправительного учреждения В западной пенитенциарной системе ими являются тюрьмы Из этого исходят международные стандартные правила обращения с заключенными Ученые в области уголовно-исполнительного права Монголии полагают, что лишение свободы — это наказание, связанное с изоляцией осужденных в специальных исправительных учреждениях 3 . Но вид и структура исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы заметно отличаются от западных Уголовно-исполнительная система Монголии, как и российская, исторически сложилась как колонийская Следует подчеркнуть, что тюремное заключение в Монголии занимает незначительное место . Так, на 25 марта 2016 г. в исправительной колонии № 405 (тюрьма) отбывали наказание 83 (1,9%) осужденных 4 .

Вместе с тем законодательные изменения, происходящие в Монголии, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам гуманного отношения к осужденным. Это можно проследить, проанализировав отдельные нормы ныне действующего Закона об исполнении судебных решений Монголии 2002 г

В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии подробно определен правовой статус осужденных (ст. 115 Закона об исполнении судебных решений Монголии, ст. ст. 11, 13 Внутреннего распорядка исправительного учреждения) При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Монголии с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Монголии Это отвечает предписаниям ст 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом 5 . В статье 115 Закона об исполнении судебных решений Монголии определяются конкретные важнейшие права осужденных к лишению свободы, отве-

чающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, о своих правах и обязанностях и об ограничениях (115.1.1); право обращаться с заявлениями и жалобами в любой орган и должностному лицу по касающимся лица вопросам (115 .1. 2); право на адвокатскую и юридическую помощь (115 .1. 3); право на установленные калорийные продукты, пищу, одежду, жилье, получение медицинской помощи (115.1.4); право на социальное обеспечение, в том числе на получение ранее установленных пенсий и социальных пособий (115 .1.5); право на долгосрочные и краткосрочные свидания, на телефонный звонок, на переписку (115 .1. 6); право на заказ газет, журналов, пользование библиотечными ресурсами исправительного учреждения; право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания (115 .1. 9), и др.

В рамках проекта «Реализация прав человека, развитие демократии и поддержка гражданского общества в исправительных учреждениях Монголии», по согласованию с Комиссией по правам человека Монголии и Главным управлением исполнения судебных решений Монголии представительством чешской неправительственной организации Caritas Czech Republic в Монголии было проведено исследование «Права человека в исправительных учреждениях Монголии», результаты которого были опубликованы в виде обзорного доклада 6 .

В опросе, посвященном обеспечению права на жизнь и личную неприкосновенность осужденных, участвовали 100 сотрудников уголовно-исполнительной системы Монголии и 400 осужденных, которые непосредственно отбывали наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях на территории Монголии

Важную роль в обеспечении права на жизнь имеет проблема питания осужденных Международные стандарты требуют обеспечения каждого осужденного питательной для поддержания его здоровья и сил, имеющей высокое качество, хорошо приготовленной пищей, а также питьевой водой В отношении права на установленную калорийную пищу и необходимое количество питьевой воды (ст 20 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными) осужденным был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством и порцией пищи?». Результаты ответов показали, что 5,2% осужденных оценили качество пищи как «очень хорошее», 43,7% опрошенных — «хорошее», 26,0% — «среднее», 16,9% — «плохое», 5,2% — «очень плохое». Что касается порции пищи, то 6,6% осужденных посчитали ее очень хорошей, 80,7% — достаточной, 5,7% — недостаточной Во время проведения опроса осужден-

ные, отбывшие уже долгий срок, высказывались, что качество подаваемой пищи намного улучшилось 7. Анализ полученных результатов показывает, что осужденные в целом довольны качеством и порцией подаваемой пищи Также был проведен опрос о достаточности питьевой воды: 93,6% сотрудников ответили «достаточно», 5,6% — «недостаточно», 84,5% осужденных ответили «достаточно», 15,3% — «недостаточно» Результаты опроса показывают положительную оценку. В исправительных учреждениях, где не хватает питьевой воды, это связано с трудностью ее добывания, отсутствием централизованного водоснабжения

Не менее важную роль в обеспечении права на жизнь и личную неприкосновенность имеет регламентация распределения и классификации осужденных Международные стандарты требуют раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных. Впервые осужденные к лишению свободы должны размещаться таким образом, чтобы негативное влияние со стороны осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, было минимизировано Также важно отдельное содержание в зависимости от категории совершенных преступлений

В рамках указанного опроса сотрудникам УИС и осужденным был задан вопрос: «Содержатся ли осужденные раздельно в зависимости от категории совершенных преступлений?» Результаты ответов распределились следующим образом: 18,2% сотрудников ответили «да», 81,8% — «нет». Из осужденных 2,3% ответили «да», 97,7% — «нет» 8 . Полученные результаты указывают на то, что осужденные не содержатся раздельно в зависимости от категории совершенных преступлений, и, следовательно, нормы ст. 118. 3 Закона об исполнении судебных решений Монголии о раздельном содержании осужденных в зависимости от категории совершенных преступлений на практике не соблюдаются. Формулируем вывод, что администрация не соблюдает критерии классификации содержания осужденных или классифицирует их по своему собственному усмотрению

Крайне негативно на правах осужденных сказывается экономический кризис в стране, влекущий за собой недофинансирование пенитенциарной системы, не позволяющее улучшать ее материально-техническое положение 9 . Для всех государств в той или иной мере актуальны вопросы предотвращения пыток и латентного насилия в местах лишения свободы, обеспечения осужденных оплачиваемым трудом, юридической защиты осужденных, социально-реабилитационной помощи им после освобождения 10 . В связи с основанием фабрики обуви в 2015 г.

в ИК № 409 и фабрики для производства форменной одежды для сотрудников уголовно-исполнительной системы Монголии в ИК № 407 (женская колония), 40-50% осужденных обеспечены работой 11, которая позволяет возместить причиненный ущерб, а также отправлять денежные средства своим семьям и близким

Необходимо отметить, что общезначимые и одобренные многими странами международные стандарты претерпевают изменения в ходе их практической реализации, поскольку существуют различия в политическом и экономическом устройстве стран мира, уровне жизни и менталитете наций

Международные стандарты обращения с осужденными оказали существенное влияние на установление направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики Монголии В рамках концепции перехода на открытые и закрытые виды исправительных учреждений с 2011 г. по 2018 г.12, в целях приведения пенитенциарной системы в соответствие с требованиями международных стандартов предполагается на первом этапе создание правовых условий для замены существующей системы исправительных учреждений 13; в последующем — создание учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы открытого и закрытого видов

По степени охраны учреждения закрытого вида будут разделяться на категории «А», «Б», «В», а учреждения открытого вида — на категории «Б» и «В» В учреждениях категории охраны «В» будут отбывать наказания осужденные, срок наказания которых не превышает 3 лет, в категории охраны «Б» — осужденные, срок наказания которых более 3 лет, а в категории «А» осужденные могут отбывать наказание в одиночных камерах, в необходимых условиях, при согласовании начальника исправительного учреждения и прокурора, — в запираемых общих камерах, по два осужденных

В дальнейшем планируется объединение существующих исправительных учреждений в четыре централизованных учреждения тюремного типа, где максимальная вместимость будет до 1500 осужденных в каждом Таким образом, по мере совершенствования уголовно-исполнительной системы камерное содержание осужденных будет расширяться с учетом обеспечения безопасности осужденных и сотрудников исправительных учреждений

Существует ряд проблем, связанных с практическим применением международных стандартов: переориентация психологии сотрудников уголовно-исполнительной системы на гуманное отношение к осужденным, преодоление ведомственной закры-

тости уголовно-исполнительной системы Их решение обусловлено наличием необходимых экономических и социальных условий . Так, реализацию международных стандартов в области прав осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве Монголии, помимо вышеуказанных, осложняют следующие факторы:

1) недофинансирование уголовно-исполнительной системы;

2) отсутствие исправительных учреждений, в полной мере отвечающих международным стандартам, отдаленность исправительных учреждений от городов и населенных пунктов 14;

3) дефицит высококвалифицированных, профессионально подготовленных кадров, несоответствие квалификации многих сотрудников уголовно-исполнительной системы занимаемым должностям 15 .

В настоящее время предполагаемые изменения государственной политики Монголии в области исполнения наказаний находятся в центре внимания не только государственных и негосударственных организаций, но и всего общества Уголовно-исполнительная система Монголии в настоящее время не в полной мере отвечает международным стандартам

Внедрение в практику деятельности уголовно-исполнительной системы международно-правовых стандартов — это не разовое мероприятие, а длительный процесс, который будет зависеть от многих факторов, в первую очередь, от экономических возможностей Монголии и политической воли по последовательному проведению реформ в области соблюдения прав осужденных к лишению свободы

Таким образом, реализация пенитенциарной политики станет важнейшей гарантией законности и правопорядка Приоритетной задачей пенитенциарной системы Монголии остается соблюдение прав и законных интересов осужденных, обеспечение национальной безопасности, надлежащее исполнение судебных решений Сложившаяся ситуация свидетельствует о постепенном переходе уголовно-исполнительной системы Монголии к более цивилизованному варианту исполнения наказания в виде лишения свободы от колонийской к тюремной системе

1 URL: http://www. legalinfo. mn/law/details/89?lawid=89 (дата обращения: 22. 04. 2016).

2 См . , напр. : Уткин В. А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации . Томск, 1998. С. 74 ; Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XX века . М. , 2006. С 683.

3 Лхагваа А. Монгол Улсын ШYYхийн шийдвэр ^йцэтгэх эрх ЗYЙ . Улан-Батор, 2008. С . 87.

4 Монгол Улс дахь Хуний эрх, эрх челеений байдлын та-лаарх 15 дахь илтгэл . Улан-Батор, 2016 . С . 12 .

5 Селиверстов В. И., Радкевич В. С. Защита прав человека в местах лишения свободы : сб . нормативных актов и официальных документов . М . , 2003 . С . 12 .

6 Present Conditions of human rights in Mongolian prison . Survey report . Улан-Батор, 2014 .

7 Там же . С . 25 .

8 Там же . С . 18, 19 .

9 URL: http://www.ubseg.gov.mn/content/1220#.VzFyk_l97IU (дата обращения: 05.05.2016) .

10 Алферов Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях . Домодедово, 1996 . С . 125.

11 Гантулга Н. ХYний эрх ба хорих ял . Улан-Батор, 2015 .

С . 78 .

12 URL: http://www. legalinfo . mn/annex/details/6205?lawid =9788 (дата обращения: 05 .05 .2016) .

13 Проект Закона об исполнении судебных решений вынесен на обсуждение Великим Народным хуралом Монголии 12 февраля 2016 г.

14 Каритас Чех. Хорих байгууллага дахь нийгмийн ажил . Улан-Батор, 2015 . С . 31.

15 Гантулга Н. Указ . соч . С . 94 .

УДК 343.9 © Р. С. Лечиев, 2016

Криминологическая характеристика

вымогательства

Р. С. Лечиев

Вымогательство является одним из преступлений, нередко совершаемых членами организованных преступных групп. В рамках криминологической характеристики автором выявлены особенности совершения вымогательства, показана связь между деятельностью потерпевшего и условиями совершения преступления. На основе методов научного анализа и синтеза, а также результатов анкетирования правоприменителей обоснованы предложения о повышении эффективности выявления фактов вымогательства. В частности, предложено использовать опыт взаимодействия уполномоченных по правам предпринимателей с правоохранительными органами в области выявления фактов вымогательства у субъектов коммерческой деятельности. В ходе исследования проведено обобщение материалов судебной практики.

Ключевые слова: преступление, вымогательство, криминологическая характеристика, личность преступника,

потерпевший.

Вымогательство — корыстно-насильственное преступление, посягающее на чужое имущество или право на него, способствующее противоправному завладению чужим имуществом и являющееся способом криминализации экономической сферы . Очевидной представляется связь вымогательства с организованной преступной деятельностью, рейдерски-ми захватами предприятий, применением насилия к гражданам Вместе с тем вымогательство занимает особое место в структуре преступлений против собственности . Так, вымогательство признается особым видом преступлений, примыкающим к хищениям (Г. Н . Борзенков *) . Вымогательство отделяется от хищений по признаку незаконного завладения имуществом (Л . Д . Гаухман, С . В . Максимов 2) . Некоторыми авторами оно относится к преступлениям против собственности, направленным на извлече-

ние имущественных выгод (Э . С . Тенчов 3) . Правовая позиция Пленума Верховного Суда РФ основана на том, что характер общественной опасности вымогательства определяется его направленностью не только на отношения собственности и иные имущественные отношения, но и на личность 4 . Дискусси-онность правовой природы вымогательства чужого имущества порождает необходимость обратиться к его криминологической характеристике, с помощью которой можно дополнить как объективные, так и субъективные признаки состава криминологически значимой информацией

Криминологическая характеристика преступления служит исходным этапом для оптимизации процесса разработки и реализации мер предупреждения преступлений 5 . Ученые раскрывают криминологическую характеристику преступлений с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.