Научная статья на тему 'Внедрение международных стандартов качества: как персонал относится к изменениям?'

Внедрение международных стандартов качества: как персонал относится к изменениям? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / INTERNATIONAL STANDARD OF QUALITY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / SATISFACTION OF STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ройтберг Григорий Ефимович, Кондратова Наталья Владимировна

Внедрение стандартов качества приводит к улучшению качества медицинской помощи, однако требует изменения привычных для персонала алгоритмов работы, а также введения дополнительных требований и обязанностей. Сохранение и развитие кадрового потенциала является одним из важнейших условий успешной работы лечебно-профилактических учреждений в системе международных стандартов. В клинике ОАО «Медицина» при внедрении стандартов качества в течение 3 лет отмечено повышение удовлетворенности врачей и медицинских сестер.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mplementation of standards of quality results in improvement of medical assistance's quality but require changing habitual for personnel algorithms of work and introduction of additional requirements and duties. Maintenance and development of stuff capacity is one of the most important conditions for successful work of health facility in the system of international standards. Increase in satisfaction of physicians and nurses for the last three years has been marked in clinic OJSC “Medicine” after the implementation of standard of quality.

Текст научной работы на тему «Внедрение международных стандартов качества: как персонал относится к изменениям?»

УДК 614

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА: КАК ПЕРСОНАЛ ОТНОСИТСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ?

Реферат: внедрение стандартов качества приводит к улучшению качества медицинской помощи, однако требует изменения привычных для персонала алгоритмов работы, а также введения дополнительных требований и обязанностей. Сохранение и развитие кадрового потенциала является одним из важнейших условий успешной работы лечебно-профилактических учреждений в системе международных стандартов. В клинике ОАО «Медицина» при внедрении стандартов качества в течение 3 лет отмечено повышение удовлетворенности врачей и медицинских сестер.

Ключевые слова: международные стандарты качества, удовлетворенность персонала.

Учреждения здравоохранения внедряют международные стандарты качества в целях повышения качества медицинской помощи и удовлетворенности пациентов, однако врачи и медицинские сестры далеко не всегда положительно относятся к вводимым изменениям. Успешная работа лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в системе стандартов невозможна без создания эффективной команды и благоприятных условий для профессионального развития каждого врача и медицинской сестры.

© Ройтберг Г Е., Кондратова Н. В., 2017

Г. Е. Ройтберг, Н. В. Кондратова

Согласно Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [1] одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых на всей территории Российской Федерации стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях. В этом документе также большое внимание уделено вопросам кадровой политики: отмечено, что основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента. Одной из главных проблем кадрового обеспечения в РФ является дефицит медицинских кадров в первичном звене здравоохранения (в 1,6 раза ниже необходимого) [5], а в странах Европы к 2020 г. возникнет нехватка около 2 000 000 квалифицированных работников. Таким образом, задачи внедрения стандартов и эффективная кадровая политика взаимосвязаны.

ОАО «Медицина» - это многопрофильная клиника в г. Москве, которая имеет сертификат качества по ISO 9001 и по международным стан-

дартам JCI, в клинике внедрена система управления качеством EFQM. С 2011 г. клиника аккредитована по системе международных стандартов JCI [3]. Клиника ОАО «Медицина» имеет в своей структуре поликлинику на 1 800 визитов в год, стационар на 50 коек. В клинике ежегодно проводится исследование удовлетворенности персонала по стандартным опросникам, которые включают в себя вопросы с оценкой по 5-балльной шкале по нескольким группам:

- общая оценка сотрудником работы в компании;

- условия труда;

- возможности профессионального роста и развития;

- справедливость оценки труда работника высшим руководством компании.

Изменение функциональных обязанностей работников

Внедрение международных стандартов качества неизбежно приводит

Таблица

Функциональные обязанности медицинской сестры до и после внедрения стандартов по отдельным разделам

Раздел стандарта с1С! До внедрения стандарта После внедрения стандарта -дополнительные обязанности

Обучение пациента и его семьи Медсестры не принимали участие в обучении пациента и членов его семьи Оценка потребности пациента в обучении. Оценка барьеров к обучению. Обучение пациента в пред-и послеоперационный период. Обучение членов семьи пациента (например, профилактика пролежней, профилактика падений)

Лекарственная терапия Выполнение назначений врача Обеспечение безопасного хранения лекарственных препаратов. Обеспечение необходимых мер при обращении с препаратами высокого риска. Обеспечение безопасности разведения и раздачи лекарственных препаратов

Хирургия и анестезиология Выполнение назначений врача Ведение карты постнаркозного периода. Планы сестринского ухода в пред- и послеоперационный период

Управление болью Выполнение назначений врача по обезболиванию Первичная оценка боли. Обучение немедикаментозным методам коррекции боли Мониторинг боли

Оценка состояния пациента Измерениеtтела и АД при поступлении и ежедневно, диурез и гидро-баланс п о назначению врача Первичная медсестринская оценка пациентов стационара - социальный статус, потребность в особом питании, функциональное состояние пациента

Права пациента и его семьи Отсутствие участия Информирование пациента о его правах

Международные цели безопасности Соблюдение правил гигиены рук Правильная идентификация пациента при выполнении сестринских манипуляций и процедур. Правильное обращение с препаратами высокого риска (хранение и введение). Процедура тайм-аута при проведении хирургических и инвазивных процедур. Независимый контроль проведения маркировки операционными медсестрами. Профилактика падений

к изменениям привычных алгоритмов работы каждого сотрудника: появляются новые требования и задачи. Так, международные стандарты JCI большое внимание уделяют роли медицинской сестры в оказании медицинской помощи. Изменения в обязанностях медицинских сестер после внедрения стандартов JCI приведены втаблице.

Похожие процессы происходят в работе всех сотрудников организации -врачей, младшего медицинского персонала, сотрудников вспомогательных служб.

Удовлетворенность персонала при внедрении международных стандартов качества

Как сотрудники относятся к изменениям? Исследование удовлетворенности персонала в клинике «Медицина» показывает, что после внедрения стандартов качества проявилась положительная динамика показателей профессионального роста сотрудников (рис. 1), сотрудники отмечают факт работы в больнице, которая имеет международное признание [4], как социально значимый.

Улучшение этих показателей связано с тем, что международные стандарты качества большое внимание уделяют организации обучения - не только необходимого повышения квалификации каждые 5 лет, но и непрерывного профессионального образования, а также развитию новых методик, вовлечению персонала в процессы управления качеством в клинике.

Один из важных мотивационных факторов, которые влияют на лояльность сотрудника к компании, - это справедливость оценки его работы. Совершенствование механизмов дифференцированной оплатытруда является одной из целей «дорожной кар-

ты» в отраслях социальной сферы [2]. Результаты динамики удовлетворенности персонала оценкой их работы за 2011-2014 гг. представлены на рисунке 2.

Внедрение международных стандартов качества позволяет сформулировать объективные показатели для каждого сотрудника, что улучшает восприятие разной оплаты труда для врачей и медицинских сестер, так как уменьшает возможность субъективной оценки.

Один из разделов стандартов JCI «Безопасность эксплуатации здания и оборудования» посвящен созданию безопасного рабочего места сотрудника, правильному обращению с опасными материалами и медицинскими отходами, управлению рисками и чрезвычайными ситуациями. После внедрения стандартов удовлетворенность сотрудников условиями труда, профессиональным уровнем и атмосферой в коллективе также повышается (рис. 3).

Исследование показывает также улучшение оценки персоналом деятельности высшего руководства компании (рис. 4).

Все эти факторы приводят к улучшению общей оценки удовлетворенности сотрудников работой в компании (рис. 5).

Ключевыми моментами в повышении общей удовлетворенности являются:

- создание возможностей для профессионального роста и развития каждого сотрудника;

- улучшение безопасности профессиональной деятельности и условий труда;

- введение объективных критериев оценки качества работы каждого

104

сотрудника в рамках дифференцированной оплаты труда;

- признание заслуг сотрудников.

Внедрение международных стандартов качества JCI в многопрофильном стационаре положительно влияет на общую удовлетворенность медицинского персонала работой в компании, а также на показатели удовлетворенности врачей и медицинских сестер возможностями профессионального развития, условиями труда и работой высшего руководства клиники.

Список литературы

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. URL : http://federalbook.ru/files/FSZ/ soderghanie/Tom%2012/1 -9.pdf.

2. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения

в отраслях социальной сферы,направленные на повышение эффективности здравоохранения» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 дек. 2012 г. № 2599-р. URL : http:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-2812 2012-n-2599-r/

3. Международные стандарты аккредитации медицинскихорганизаций: пер. с англ. / под ред. А. Ю. Абрамова, Г Э. Улумбековой. М., 2013. 222 с.

4. Hye-Seung LeeYu-Jeong Yang The Effects of the Healthcare Accreditation on Hospital Employees' Satisfaction Level and Hospital Management Performance Journal of digital convergence 2014 Jan; 12 (1), р. 431-443.

5. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России: что надо делать. М., 2015. 699 с.

Рис. 1. Динамика удовлетворенности персонала возможностями роста и развития за 2011-2014 гг.

Рис. 2. Динамика удовлетворенности персонала оценкой качества их работы за 2011-2014 гг.

Рис. 3. Динамика удовлетворенности персонала условиями труда и атмосферой в коллективе

за 2011-2014 гг.

Рис. 4. Динамика удовлетворенности персонала деятельностью высшего руководства компании

за 2011-2014 гг.

Рис. 5. Динамика общей удовлетворенности персонала за 2011-2014 гг. (*р < 0,05)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.