УДК 330.1
Ершова Ирина Геннадьевна
доктор экономических наук,
доцент кафедры региональной экономики
и менеджмента Юго-Западного государственного университета
Андросова Ирина Владимировна
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента
Юго-Западного государственного университета
androsova. [email protected]
Irina G. Ershova
doctor of economic Sciences,
Associate Professor of the Department
of Regional Economics and Management South-West State University
Irina V. Androsova
candidate of the Economic Sciences,
senior teacher of the Department of Regional Economics and management South-West State University androsova. [email protected]
Внедрение менеджмента знаний в инновационную деятельность
организаций
Introduction to knowledge management in innovation activity of organizations
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «менеджмент знаний» и его роль в общей стратегии организации; выделены цель и задачи реализации менеджмента знаний в деловую практику организаций; сформулированы основные проблемы, препятствующие внедрению менеджмента знаний в российских компаниях; предложены мероприятия по успешному внедрению менеджмента знаний в инновационную деятельность организаций.
Ключевые слова: знания, менеджмент знаний, инновационная деятельность, инновационная экономика, интеллектуальный капитал.
Abstract. In the article the concept of "knowledge management" and its role in the overall strategy of the organization; dedicated the goal and objectives the implementation of knowledge management in business organizations; the main challenges of implementing knowledge management in Russian companies; proposed measures for successful implementation of knowledge management in innovation organizations.
Keywords: knowledge, knowledge management, innovation, innovative
economy, intellectual capital.
Стратегия инновационного развития России до 2020 г. предполагает переход от сырьевой к знаниевой (инновационной) экономике, в формировании которой особое значение имеют рынок интеллектуальной собственности, инновационная система и инновационные кадры. В современных условиях эффективное управление организацией невозможно без функционирующей системы менеджмента, ориентированной на использование знаний для разработки и создания инновационных продуктов в деятельности организации.
Менеджмент знаний стал активно развиваться в 90-х годах прошлого века и обусловлен сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества. Менеджмент знаний как научная категория сформировалась в течение последних десятилетий в результате перехода развитых стран к инновационной экономике, в которой главную роль играют интеллектуальные ресурсы. Развитие менеджмента знаний определяет стратегические перспективы организации, создание ее уникальной структуры и использование новых методов повышения своей конкурентоспособности [2]. Основные задачи менеджмента знаний заключаются в достижении поставленных целей организации за счет эффективного использования интеллектуального капитала; обучении и мотивации сотрудников; создании условий для внедрения и реализации инноваций [3].
Изучение практического опыта менеджмента знаний доказывает его практическое применение в некоторых российских и зарубежных компаниях. Так, Харитонова В.Н. [5] приводит примеры практической реализации управления знаниями. Представим данную информацию в таблице 1.
Таблица 1 - Практическое применение менеджмента знаний
Менеджмент знаний ориентирован на Пример практической реализации
развитие человеческого капитала ОАО «РЖД»
развитие организационного капитала Научно-исследовательские центры
развитие клиентского капитала ОАО «Мегафон», ОАО «МТС»
взаимодействие человеческого и клиентского капитала Консалтинговые компании KPMG, PricewaterhouseCoopers
взаимодействие человеческого и организационного капитала Корпорация Chevron (формирование базы данных)
взаимодействие клиентского и организационного капитала Procter&Gamble, Agro Corp USA
взаимодействие человеческого, организационного и клиентского капитала MCKinsey
Данные таблицы показывают, что менеджмент знаний в разрезе различных направлений уже применяется в крупных компаниях, как в России,
так и за рубежом. Практика функционирования данных компаний уже ощутила положительное влияние менеджмента знаний на все аспекты их деятельности в части создания собственных, трудно копируемых компетенций персонала для достижения передовых позиций в бизнесе [4]. Однако, несмотря на положительную динамику использования менеджмента знаний в отдельных крупных компаниях, существует немало проблем, препятствующих внедрению менеджмента знаний в организациях. Воспользуемся результатами опроса, проводимого Балашовым Е.А. [1], менеджером по качеству в одной из консалтинговых компаний. Респонденты организаций указали на наличие существующих проблем при внедрении системы менеджмента знаний. Ответы распределились следующим образом (рис.1).
60%
Отсутствие Несовершенство Недостаточная времени организационной убежденность структуры топ-менеджмента
Отсутствие во знаграждения
Приоритет индивидуальной работы над командной
Рисунок 1- Препятствия при внедрении менеджмента знаний в российских компаниях
Проведенное исследование показало, что 60% респондентов считают главным препятствием отсутствие времени на внедрение менеджмента знаний, 46% - отмечают непонимание роли менеджмента знаний со стороны топ-менеджмента организации; приданию большего значения индивидуальной работе по сравнению с командной отдали предпочтение 45% респондентов. Обобщив выявленные препятствия при внедрении менеджмента знаний в российских компаниях, выделим главную проблему - недостаточная убежденность топ-менеджмента и, как следствие, отсутствие понимания роли управления знаниями в общей стратегии организации.
Для успешного внедрения менеджмента знаний в управленческую деятельность организаций, на наш взгляд, необходимо выполнение ряда мероприятий:
- формирование в организации корпоративной среды, способствующей стремлению сотрудников передавать и осваивать новые знания. В данном случае наиболее эффективным является оптимальная система мотивации, оказывающая непосредственное влияние на управление знаниями и
предполагающая возможность карьерного продвижения и материальное стимулирование;
- создание корпоративной культуры, предполагающей разделение ответственности, вызывающая у людей сопричастность целям и развитию предприятия;
- использование тренингов, которые позволяют раскрыть потенциал каждого участника, а также оценить его профессиональную компетентность. Используя результаты тренингов, руководители подразделений могут определять кандидатуры для выдвижения в кадровый резерв. Тренинг полезен как для опытных профессионалов, так и для тех, кто только начинает строить свою карьеру;
- система развития компетенций персонала, позволяющая точно определять, чему и как учить людей в зависимости от интересов организации и требований должностей, правильно распоряжаться знаниями сотрудника, прошедшего обучение.
Таким образом, в современных экономических условиях менеджмент знаний позиционируется как инструмент инновационной конкурентоспособности организации. Для эффективного внедрения менеджмента знаний в деловую практику организаций необходим комплексный подход, обеспечивающий реализацию всех функций управления, что в итоге окажет непосредственное влияние на устойчивое развитие, как отдельных организаций, так и экономики государства в целом.
Литература:
1. Балашов Е.А. Менеджмент знаний: подход к внедрению//Методы менеджмента качества. 2013. № 7. - С.24-29.
2. Ершова И.Г. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний/ Вертакова Ю.В.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. - С. 260-270.
3. Согачева О.В., Симоненко Е.С. Использование маркетинговых коммуникаций и PR-менеджмента в современных социально-экономических условиях как инструмента оценки конкурентоспособности организации: практический аспект// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). - С. 164-170.
4. Согачева О.В. Теория и практика коммуникационного менеджмента//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2013. № 3. - С. 219-221.
5. Харитонова В.Н.Управление знаниями как инструмент обеспечения стратегической конкурентоспособности// Финансы и кредит. 2013. № 31. - С. 54-60.
Literature:
1. Balashov E.A. Knowledge Management: an approach to the implementation of the//Methods of quality management. 2013. № 7. - Pp.24-29.
2.Ershova I.G. WAS the Choice of priorities for the effective management of intellectual resources in the knowledge economy/ Vertakova J. V.// proceedings of the South-Western state University. Series: Economics. Sociology. Management. 2012. No. 2. - Р. 260-270.
3. Sogacheva O.V., Simonenko E.S. Use of marketing communications and PR-management in modern socio-economic conditions as a tool to assess the competitiveness of the organization: practical aspect// Business. Education. Right. Vestnik of Volgograd Institute for business. 2014. № 2 (27). - Р. 164-170.
4.Sogacheva O.V. Theory and practice of communication management//the Humanitarian, socio-economic and the social Sciences, 2013. № 3. - Р. 219-221.
5. Kharitonova V.N. Vnedrenie knowledge as a tool for achieving strategic competitiveness// Finance and credit. 2013. № 31. - Р. 54-60.