Научная статья на тему 'Внедрение корпоративных информационных систем в горнодобывающей промышленности'

Внедрение корпоративных информационных систем в горнодобывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / MODERN CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОЦЕССЫ ВНЕДРЕНИЯ КИС / COMPUTER INFORMATION SYSTEMS IMPLEMENTATION PROCESS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляхова Елена Анатольевна, Гуляева Варвара Владимировна

Рассмотрены корпоративные информационные системы на горнодобывающих предприятиях, внешние и внутренние факторы, новые информационные технологии, интегрированные комплексы, модули.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING CORPORATE INFORMATION SYSTEMS INTO COAL-MINING INDUSTRY

We consider the corporate information systems in mining, external and internal factors, new information technologies, integrated systems, modules

Текст научной работы на тему «Внедрение корпоративных информационных систем в горнодобывающей промышленности»

© Е.А. Ляхова, В.В. Гуляева, 2012

Е.А. Ляхова, В.В. Гуляева

ВНЕДРЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрены корпоративные информационные системы на горнодобывающих предприятиях, внешние и внутренние факторы, новые информационные технологии, интегрированные комплексы, модули. Ключевые слова: современные корпоративные информационные системы, информационные технологии, процессы внедрения КИС, информационные ресурсы.

Роль корпоративных информационных систем (КИС) в управлении горнодобывающей промышленности за последние годы коренным образом изменилась. С развитием компьютерной техники, программных средств, методов управления информацией менялся и смысл, вкладываемый в это понятие — сейчас корпоративная ИС обеспечивает не только формирование отчетов, но и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (ISA и GAAP). Современные КИС являются сложными интегрированными комплексами, которые включают в себя модули, отвечающие практически за все направления работы современного предприятия: модуль управления финансами (автоматизированная бухгалтерия, финансовое планирование, управление затратами и т.п.); модуль управления запасами; модуль управления складом; кадровая система; модуль управления логистикой и сбытом; система документооборота; маркетинговая подсистема; система управления взаимоотношениями с клиентом.

Таким образом, с точки зрения программных технологий, КИС — это не один, и даже не несколько программных комплексов. Это набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями.

Как показывает мировой опыт, разработка корпоративной ИС — чрезвычайно дорогостоящий и трудоемкий процесс. К настоящему времени на рынке присутствует ряд готовых сис-

тем, разработанных крупнейшими фирмами-производителями программного обеспечения, такими как SAP (система R/3), Oracle (Oracle Applications), PeopleSoft, Baan и др. Внедрение такого рода систем требует, как правило, значительной перестройки бизнес-процессов, адаптации системы бухгалтерского учета, организационных изменений.

При изучении процесса внедрения КИС на промышленных предприятиях анализ проводят по нескольким направлениям, связанным с определением: полезности (ценности) информации; затрат на информационное обеспечение; степени агрегирования информации; полноты информационного обеспечения, которая находит отражение в составе и подчиненности текущих и перспективных задач и используемых данных.

Внедрение корпоративной ИС представляет собой пример организационных изменений, а поэтому при анализе этого процесса можно исходить из принципов управления ситуациями изменений. Теория менеджмента, рассматривающая управление изменениями с различных точек зрения, позволит в совокупности дать всестороннее понимание этой сложной деятельности и оценить эффективность управления процессом внедрения КИС.

Поскольку постоянно увеличивающееся число предприятий и организаций приобретает необходимые знания, квалификацию и технологию, чтобы использовать КИС, конкурирующее преимущество не может быть достигнуто лишь с помощью стандартных способов, в которых эта технология развивается. Простое использование инструмента бизнеса, которым может обладать любое предприятие, не предполагает никакого отчетливого конкурирующего преимущества для него. Было бы невероятным, чтобы организация не имела телефона, факса. Однако проникновение этих, привычных для нас сегодня, устройств в бизнес в свое время было постепенным. Сегодня такая же ситуация возникла и с КИС.

Многие предприятий не осознают, какими информационными ресурсами они обладают. У них могут быть хорошие системы сбора и хранения текущей бухгалтерской документации, данные об объемах продаж, но когда эта информация срочно требуется, они не находят нужных сведений.

Распространению информации препятствует и принятая на многих предприятиях организация каналов распределения

информации, которая ограничивает доступ к ней тех, кто по роду службы «не имеет к ней отношения». Но если обмен информацией организован на общих принципах и подчиняется общим стандартам, действующим в компании, это облегчает унификацию данных, включая данные о сделках, производственных процессах, а также стимулирует поиски новых подходов к решению управленческих задач.

Предприятия, в которых лучше поставлено дело по сбору внешней информации и ее внутреннему распределению, могут лучше спрогнозировать динамику рыночных тенденций и действовать без промедления, более обоснованно принимать решения. Первоочередной является информация о новой продукции, технологических процессах и применяемых стратегиях, ее использование уменьшает у предприятий степень риска столкнуться с неприятностями.

Как правило, организации приходят к осознанию внедрения информационных систем самыми различными путями. Данная необходимость может выявиться при решении какой-либо проблемы, при перестройке процесса деятельности предприятия, или даже при анализе деятельности конкурентов.

Для анализа внешних факторов, вызывающих у предприятий потребность соответствовать современным требованиям развития информационных систем и технологий изменения, используем общепризнанную классификацию СТЭП — факторов и факторов конкурентного окружения (рынок и конкуренция). Аббревиатура СТЭП составлена из первых букв слов: Социальные, Технологические, Экономические и Политические факторы. В каждом конкретном случае вряд ли возможно определить все внешние СТЭП — факторы, но осознание менеджерами широкого спектра факторов, влияющих на работу предприятия, позволит увидеть взаимосвязи между ними и определить значимость отдельных факторов.

Социальные факторы — в настоящее время растет число молодых людей, владеющих современными достижениями науки и техники, новыми информационными технологиями. Основную ответственность за подготовку и переподготовку специалистов, владеющих современными знаниями, несут образовательные учреждения, которые в своей деятельности используют программно-техническое обеспечение средств обучения,

системы дистанционного обучения, электронные учебники, системы компьютерного тестирования и др. Наем специалистов, прошедших соответствующую подготовку в сфере ИС и технологий, облегчает проблемы внедрения КИС для многих организаций.

Технологические факторы — сфера использования информационных систем и технологий в управлении и маркетинге постоянно расширяется благодаря растущим возможностям и эффективности телекоммуникаций и систем переработки данных. Компьютеры обеспечили возможность высокоскоростной обработки данных и решение сложных производственных проблем. Доступ к основным информационным ресурсам через сеть Internet / Intranet, системы электронного документооборота на предприятиях, защита передаваемой информации от несанкционированного доступа, технологии интеграции корпоративных приложений, их оперативного анализа и хранилищ данных позволяют управлять возрастающими объемами информации.

Экономические факторы — внедрение информационных систем стало необходимым условием повышения гибкости и эффективности системы корпоративного управления. Компании все чаще прибегают к помощи современных ИС и технологий, чтобы следить за увеличивающимися внешними и внутренними потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Большие инвестиции в создание собственных ИС или поддержание имеющихся систем, программное обеспечение и специалистов заставляют руководителей компаний сосредоточиться на решении этой проблемы.

Политические факторы — в результате законотворческой и регулирующей деятельности органов власти ужесточаются требования к достоверности и своевременности отчетно-статистической информации предприятий.

Внутренние факторы, вызывающие необходимость использования КИС, могут быть связаны, например: с информационными переменами; с организационными переменами; с изменениями в результатах деятельности предприятия.

Внутренние силы для преобразований в рамках предприятия можно проследить и через призму проблем процесса и по-

ведения. Проблемы процесса — это срывы в принятии решений. Решения либо не принимаются, либо принимаются слишком поздно, либо эти решения оказываются слабыми по своему качественному уровню; задачи не ставятся или не решаются до конца. Срывы в процессах поведения обычно возникают по причине отсутствия коммуникаций между отдельными личностями или подразделениями предприятия: заказ клиента не выполняется, жалоба не рассматривается, счет поставщику не выписывается или поставка груза не оплачивается и т.п.

Ёюбая организация, проходя через изменения, чаще всего реагирует на них выставлением барьеров против этих изменений. Существует множество барьеров к использованию общих информационных систем и на обеспечение доступа к накопленным в организации знаниям. Оправдания тут самые различные: ссылки на секретность или коммерческую тайну, отсутствие времени, средств и специалистов необходимой квалификации, и просто на хакеров.

Рассмотрим возможные барьеры при внедрении новой информационной системы в работу предприятия. Для облегчения восприятия они были разбиты на укрупненные группы «технологических», «организационных» и «личных» барьеров.

«Технологические» барьеры: ограничения в наличии компьютеров и компьютерных программ; высокая стоимость компьютеров и компьютерных программ; недостаточная формализация процессов управления на предприятии; необходимость изменения технологии бизнес процесса.

«Организационные» барьеры: отсутствие полного понимания у руководителей механизмов реализации решений и того, как работают исполнители; противодействие организационной культуры внедрению информационной системы; недостаток приверженности высшего руководства информационной системе; необходимость реорганизации предприятия в информационную систему; необходимость формирования квалифицированной команды «внедренцев».

«Ёичные» барьеры — сопротивление работников и руководителей (из-за страха перед неизвестным, потребности в гарантиях, когда под угрозой оказывается собственное рабочее место и др.); недостаток знаний по информационной системе среди персонала; отсутствие у подчиненных навы-

ков такого рола работы; нежелание выполнять дополнительную работу; противодействие отделов совместному использованию данных.

Можно лишь добавить, что все проблемы, возникающие у пользователей информационной системы, приводят к снижению производительности труда и к постоянным ошибкам при передаче и анализе информации.

Наличие сдерживающих факторов оказывает существенное влияние на потребность российских предприятий в ИС: большинство из них не желают тратить средства на поиск необходимой информации и не имеют соответствующей статьи расходов на создание информационной системы.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багиев ГЛ. Маркетинг: Информационное обеспечение. Диагностика — СПб: СПбГУЭФ, 1998.

2. Баззел Р.Д., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге. — М.: Финстатинформ, 1993.

3. Ванифатова М.М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка. // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 1

4. Картышов С.В., Кульчицкая И.А., Поташников Н.М. Управление комплексом маркетинга предприятия на основе CRM-технологий // http://www.curs.ru/

5. Колясников С.А. Корпоративные информационные системы. Взгляд изнутри // http://uralsoft.by.ru/

6. Корпоративные информационные системы // http://www.nyagan.ru/

7. Ляхова Е.А., Атиева М.В. Introducing corporate information systems into mining industry, WCIS — 2010 Sixth World Conference on Intelligent Systems for Industrial Automation PROCEEDINGS Tashkent, Uzbekistan November 25-27, 2010 c.224-226. ВЗШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Ляхова Елена Анатольевна — старший преподаватель, Ljachova@mail.ru, Гуляева Варвара Владимировна — студент, varya_gulyaeva1@mail.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.