Научная статья на тему 'Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания дисциплин профиля «Финансы и кредит» бакалавриата по направлению «Экономика»'

Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания дисциплин профиля «Финансы и кредит» бакалавриата по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокин А. С., Яшина Н. И., Петров С. С.

Обсуждаются особенности освоения новых педагогических технологий, предусмотренных государственными образовательными стандартами третьего поколения, применительно к обучению бакалавров экономики по профилю «Финансы и кредит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE TEACHING OF THE FINANCE AND CREDIT COURSES FOR THE STUDENTS OF THE BACHELOR OF ECONOMICS PROGRAM

We discuss some issues related to the introduction of new educational technologies envisaged in the state educational standards of the third generation, as applied to the training of students of the Bachelor of Economics program specializing in finance and credit.

Текст научной работы на тему «Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания дисциплин профиля «Финансы и кредит» бакалавриата по направлению «Экономика»»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 85-88

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»

© 2014 г. А.С. Кокин, Н.И. Яшина, С.С. Петров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kockin@mail.ru

Поступила в редакцию 13.11.2014

Обсуждаются особенности освоения новых педагогических технологий, предусмотренных государственными образовательными стандартами третьего поколения, применительно к обучению бакалавров экономики по профилю «Финансы и кредит».

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные методы обучения, финансовое образование, бакалавры экономики.

Компетентностный подход, принятый за основу в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, предопределил существенное изменение методики преподавания большинства учебных дисциплин. Хорошо известно, что одна из главных его особенностей заключается в нацеленности на конечный результат образования, под которым понимается не столько сумма усвоенной студентом информации, сколько его способность действовать в различных проблемных ситуациях [1]. Несмотря на значительный разброс трактовок идей компетентностного подхода, большинство сходится в том, что его внедрение продиктовано потребностью привести в соответствие массовое образование и потребности рынка труда [2].

Как неоднократно отмечалось многими авторами (см., например, [3]), если в традиционном подходе к обучению (ориентированном на передачу знаний) внимание акцентируется на совокупности явлений и объектов окружающего мира, о которых должен приобрести представление (включая соответствующие умения и навыки) студент, то при компетентностном подходе упор делается на обучении, образно говоря, способностям к тем или иным видам деятельности. В новых условиях содержанием обучения становятся операции, алгоритмы действий, соотносящиеся с проблемой, которая подлежит решению. Подобная перестройка образовательной парадигмы, по замыслу адептов компетентностного подхода, должна значительно улучшить мотивацию обучающихся; учебная

деятельность в таком случае приобретает исследовательский и практико-преобразователь-ный характер [1].

Целесообразность внедрения идей компетентностного подхода и ряда его элементов, направленных на «оживление» учебного процесса и укрепление его связи с практикой, не вызывает сомнений. Дополнительным аргументом в пользу актуальности новых образовательных стандартов является то, что в условиях эпохи информатизации общества для обучающихся оказывается более привычным и доступным предметный, основанный на непосредственном опыте, способ усвоения материала. В связи с этим метод «погружения» студентов в обстановку, близкую к реальности, имеет хорошие перспективы для их становления в своей профессии (что в равной степени относится как к программам бакалавриата, так и к программам магистратуры).

Апробация этих идей показала хорошие результаты в ходе преподавания экономических и финансовых дисциплин по программам дополнительного профессионального образования, а также профессиональной переподготовки. Причина эффективности компетентностного подхода при обучении «взрослых» очевидна: у них в большинстве случаев нет времени читать фундаментальные курсы, и учиться им приходится в процессе практической деятельности. В этом случае методики моделирования реальных ситуаций (кейсы), имитации практических проблем (деловые и ролевые игры), групповые приемы обучения («мозговые атаки») и ряд других интерактивных методов оказывают неоце-

нимую помощь в организации образовательных процедур.

При обучении же бакалавров и магистров, в особенности студентов, получающих высшее экономическое образование впервые, реализуя государственные образовательные стандарты нового поколения, на наш взгляд, нельзя допускать перегибов. Трудно согласиться, например, с мнением В.Е. Курочкиной о том, что при ком-петентностном подходе «в содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах студентов. Студент должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться источниками информации для разрешения тех или иных проблем» [1, с. 115].

Следуя подобной логике, мы получим массу выпускников, неспособных самостоятельно овладевать новыми умениями, которые как раз требуют широкого кругозора, то есть значительного запаса знаний. Ведь для этих молодых людей высшее образование играет в первую очередь мировоззренческую роль; именно широта мировоззрения является главным фактором, определяющим инновационный потенциал индивида - его способность находить решения в нештатных ситуациях (которые не встречались ему раньше), генерировать новые идеи и умения. Прогресс технологий в современных условиях приводит к тому, что «освоенные» умения устаревают очень быстро; можно сказать, что именно способность человека учиться и овладевать новыми алгоритмами деятельности позволяет ему поддерживать свою конкурентноспособность на рынке труда. Единственное, что остается «инвариантным» и не устаревает в потоке непрерывных изменений, - это способность к ним адаптироваться, которую дают фундаментальные знания.

Таким образом, вовлеченность студентов в решение задач практического характера ни в коем случае не должна выхолащивать фундаментальную основу высшего профессионального - а тем более университетского - образования. Сказанное, между прочим, находится в полном соответствии (как в идейном, так и в формальном отношении) с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Так, в новом стандарте бакалавриата по направлению «Экономика» заметно усилена фундаментальная математическая подготовка студентов: разделы интегрированного курса «Математика» в стандартах вто-

рого поколения выделены в самостоятельные дисциплины базовой части математического цикла, что, несомненно, должно повысить их значимость. Общий объем учебных часов базовой части этого цикла также увеличен не менее чем на 20% по сравнению с федеральным компонентом стандарта предыдущего поколения по специальности «Финансы и кредит». Аналогичным образом обстоит дело и с фундаментальной экономической подготовкой бакалавров: в самостоятельные единицы учебного плана выделены курсы «Микроэкономика» и «Макроэкономика», ранее составлявшие единый курс экономической теории. С учетом рекомендаций нового стандарта общая трудоемкость этих курсов также заметно повышена в сравнении с соответствующей трудоемкостью, предусмотренной учебными планами специалистов.

На наш взгляд, именно с таких позиций следует организовывать преподавание и учебных курсов вариативной (в частности, профильной) части образовательного стандарта. В композиционном отношении учебный план бакалавриата по профилю «Финансы и кредит», реализуемый в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, включает, во-первых, дисциплины, направленные на формирование у студентов «идеологии» финансового мышления: «Финансовая стратегия фирмы», «Финансовый менеджмент», «Оценка денежных потоков», «Государственные и муниципальные финансы», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», «Долгосрочная финансовая политика», «Краткосрочная финансовая политика» и ряд других. Во-вторых, курсы фундаментальной направленности дополняются группой прикладных дисциплин: «Страхование», «Современные технологии бюджетирования бизнеса», «Оценка стоимости бизнеса», «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» и др. Такая «двухкомпонентная» структура плана отражает диалектику фундаментального и прикладного, заложенную в государственном образовательном стандарте бакалавриата и позволяющую последовательно реализовать идеи компетентностного подхода.

В методическом отношении освоение технологий компетентностного подхода, разумеется, требует существенной перестройки педагогических приемов. Во-первых, эти технологии предполагают «погружение» обучающегося в реальные ситуации либо в их имитацию (активные формы обучения). Такое погружение осуществляется различными способами. Например, на практических занятиях по дисциплине «Финансовый менеджмент» наряду с традиционно ре-

Внедрение компетентностного подхода в практику преподавания дисциплин профиля «Финансы и кредит» 87

шаемыми задачами все чаще используются кейсы - имитации проблемных ситуаций, более «живые» для студентов и способствующие их мотивации (развитие ПК-3 и ПК-7). Умелое использование кейсов позволяет улучшить и подачу теоретических выкладок. Материал курса «Государственные и муниципальные финансы» значительно «оживляется», когда на занятиях студенты самостоятельно проводят (под руководством преподавателя) оценку эффективности деятельности существующих бюджетных организаций - школ и больниц (ОК-5, ПК-2). Богатые возможности для погружения будущих бакалавров в мир ценных бумаг и фондовой биржи открывают использование Интернета и последующая обработка информации при помощи электронных таблиц, что широко применяется в процессе преподавания курса «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски» и позволяет соединить теоретические модели с анализом эмпирических данных (ПК-5 и ПК-10). В курсе «Страхование» подача материала осуществляется через разбор прикладных практических ситуаций, таких, например, как расчет страхового тарифа с учетом реальных существенных условий договора страхования (ОК-5 и ОК-7, ПК-4). Изучая дисциплину «Современные технологии бюджетирования бизнеса», студенты участвуют в приближенном к действительности процессе финансового планирования в организации с использованием комплексной автоматизированной системы «1С: Предприятие 8» (ОК-12, ПК-10). Таким образом, освоение бакалаврами дисциплин профиля «Финансы и кредит» на основе решения базирующихся на фактическом материале задач способствует реализации такого ключевого принципа компетентностного подхода, как нацеленность на конкретный результат обучения.

Кроме того, технологии компетентностного подхода подразумевают подачу учебного материала с использованием интерактивных методов - образовательных процедур, построенных на взаимодействии обучающихся между собой. Тем самым достигается многоплановый результат: активизируется познавательная деятельность студентов и улучшается их мотивация, развиваются коммуникативные умения, «включается» элемент состязательности. Один из вариантов инициирования таких ситуаций на практических занятиях по дисциплинам профиля «Финансы и кредит» - деловая игра между небольшими группами студентов, организованная для разбора задачи с приближенными к реальности условиями, для которой возможны

разные пути решения. Каждая из групп, участвующих в игре, приходит к результату своим (указанным ей преподавателем) способом; в этом случае несомненный положительный эффект приносит обсуждение сильных и слабых сторон каждого из способов решения, а также сопоставление полученных результатов и выбор наиболее правдоподобного из них. Вопросы подобного рода нередко возникают, например, в долгосрочном финансовом менеджменте, при анализе инвестиционных характеристик финансовых активов, при обсуждении конфликта и противоречивости инвестиционных критериев и пр.

Другой известный и эффективный педагогический прием, позволяющий вовлечь студентов в интерактивную деятельность (в тех случаях, когда это возможно), - логически подвести обучающихся к парадоксу и инициировать его обсуждение, организовав защиту и аргументацию каждой из противоположных точек зрения различными группами студентов.

Недостаток обоих описанных способов стимулирования интерактивного обучения связан с тем, что задачи с неоднозначной аргументацией обычно бывают относительно сложными. Это затрудняет участие в их решении студентов с более «слабыми» знаниями.

В определенных условиях предпосылки для интерактивного стиля преподавания открывает плюрализм юридических решений проблемы, приводящих к различным финансовым результатам. Проработка и анализ каждого из возможных сценариев отдельной небольшой группой обучающихся (с подачи преподавателя), взаимодействие вовлеченных в игру коллективов в процессе решения и последующего обсуждения выводов способствуют осознанному и деятельному участию будущих бакалавров в предложенной симуляции.

Таким образом, активные и интерактивные методы подачи материала, характерные для педагогических технологий, ориентированных на развитие компетенций у обучающихся, являются по своей сути развитием принципов вариативного подхода, при котором студент ставится перед необходимостью осознанно выбирать оптимальное решение из некоторого множества возможных. Плодотворность вариативного подхода хорошо известна; следует особо отметить его идейную сопряженность с экономическими задачами, которые в большинстве случаев являются оптимизационными. Есть все основания ожидать положительных результатов от освоения технологий компетентностного подхода при преподавании учебных дисциплин финансового профиля.

Список литературы

1. Курочкина В.Е. Теория и практика реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Сборник материалов Всероссийского форума с международным участием «Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития», 2 ноября 2010 г. Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2010. С. 115-120.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2003. 101 с.

3. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 43 с.

INTRODUCTION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE TEACHING OF THE FINANCE AND CREDIT COURSES FOR THE STUDENTS OF THE BACHELOR OF ECONOMICS PROGRAM

A.S. Kokin, N.I. Yashina, S.S. Petrov

We discuss some issues related to the introduction of new educational technologies envisaged in the state educational standards of the third generation, as applied to the training of students of the Bachelor of Economics program specializing in finance and credit.

Keywords: competence-based approach, interactive learning, financial education, Bachelor of Economics.

References

1. Kurochkina V.E. Teoriia i praktika realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professional'nom obrazovanii // Sotsial'naia sfera obshchestva: innovatsionnye tendentsii razvitiia: Sbornik materialov Vserossiiskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem «Sotsial'naia sfera obshchestva: innovatsionnye tendentsii razvitiia», 2 noiabria 2010 g. Krasnodar: IEiU MiSS, 2010. S. 115-120.

2. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii. Problemy, poniatiia, instrumentarii. M.: APK i PPRO, 2003. 101 s.

3. Baidenko V.I., Selezneva N.A. Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniia novogo pokoleniia kak kompleksnaia norma kachestva vysshego obrazovaniia: obshchaia kontseptsiia i model'. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2005. 43 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.