3. Bogachev V.R., Kabakov V.S, Khodachek L. Strategiya malogo predprinimatel'stva [Strategy of small entrepreneurship]. St. Petersburg, Korvus Publ., 2005, 347 p.
4. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the live great Russian language]. Moscow, 1994, vol. 3. 402 p.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyk [Explanatory Russian dictionary: Around 60 000 words and idiomatic expressions]. Moscow, 2007, 976 p.
6. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of Nations]. Moscow, Nauka, 1993, vol. 2. 897 p.
7. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The Theory of Economic Development]. Moscow, Direktmedia Pablishing, 2008, 401 p.
8. Khizrich R., Piters M. Predprinimatel'stvo, ili Kak zavesti sobstvennoe delo i dobit'sya uspekha. Vyp. I. Predprinimatel' i predprinimatel'stvo [Entrepreneurship, or how to start their own business and achieve success. Vol. I: Entrepreneur and Entrepreneurship]. Moscow, Progress, 1992. 160 p.
СОШКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SOSHKO IRINA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 378:[94:004] ББК Т.р30(2)-268.43
М.Ю. ХАРИТОНОВ, О.В. ВАСИЛЕНКО
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетенция, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), высшее историческое образование, информационная культура, информатизация образования, инновационные технологии.
Рассмотрено применение компетентностного подхода в историческом образовании при формировании информационной культуры студентов исторического факультета. Эффективными показателями современного образования являются конкурентоспособность выпускника, его интеграция в профессиональную сферу. Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов на примере информационной компетенции. Представлены теоретический и методологический подходы к моделированию инновационных технологий в условиях введения ФГОС ВО. Даны рекомендации по внедрению информационной компетенции в образовательном процессе на историческом факультете
M. KHARITONOV, O. VASILENKO THE INTRODUCTION OF COMPETENCE-BASED APPROACH BY STUDENTS HISTORIANS PREPARATION ON THE EXAMPLE OF INFORMATION COMPETENCE
Key words: competence-based approach, information competence, federal state educational standard of the higher professional education, the higher historical education, information culture, education informatization, innovative technologies.
The application of competence-based approach in historical education in forming information culture of history department students is revealed in the article. An effective indicator of modern education is presented by the graduate competitiveness, his integration into the professional sphere. The analysis of federal state educational standards on the example of information competence is carried out. The article deals with the theoretical and methodological approaches to the modeling of innovative technologies in the conditions of the federal state educational standard of the higher professional education input. The recommendations about the information competence of educational process of history department are given in the article.
Формирование образовательного пространства в высшей школе с учетом новых тенденций поставило перед научным сообществом новые задачи. Вхождение в Болонскую систему и принятие ФГОС 3+ являются основными целями обновления системы высшего образования и путями повышения качества научно-образовательного комплекса страны. Знаковыми событиями являются введение в действие нового Федерального закона Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 и переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО). Это во многом связано с тем, что социум в лице властных и экономических структур заинтересован в профессиональном совершенствовании выпускников вузов на основе внедрения новых образовательных технологий. В данной статье сделан акцент на информационно-коммуникационной направленности образования. Информатизация образования означает качественное изменение всего процесса обучения. Это направление образования нашло отражение в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.2.
Становление информационной культуры человечества связано с пятью этапами (информационными революциями), к ним можно отнести изобретение языка, письменности, книгопечатания, электричества, компьютерной техники и новых информационных технологий. Вопрос о роли современных информационных технологий давно не нуждается в доказательной составляющей его необходимости для системы образования, речь идет о новых подходах использования их в самом процессе обучения.
Как уже неоднократно отмечалось во многих публикациях, трансформации в системе высшего образования связаны с изменениями, происходящими во всем обществе. Буквально за 10-15 лет были последовательно приняты несколько стандартов образования: ГОС первого поколения (2000 г.); ГОС второго поколения (2005 г.), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков; ГОС третьего поколения с 2009 г., согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
Далее мы рассмотрим на примере высшего исторического образования по направлению подготовки бакалавров «История» отличительные характеристики ФГОС ВПО третьего поколения и ФГОС ВО 3+ (см. табл. 1).
Новые стандарты предлагают иное, чем это было в ГОСах, измерение трудоемкости освоения образовательной программы - зачетные единицы: 60 за учебный год и 240 за весь период обучения. Пересмотрены и увеличены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата: сначала идут общекультурные компетенции, затем общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в предыдущем стандарте, как видим, представлены общекультурные и профессиональные компетенции.
В новой редакции ФГОС ВО 3+ циклы и разделы программы заменяются на блоки. Сравнительный анализ образовательных стандартов показывает, что ФГОС ВО 3+ является логическим продолжением ФГОС 3.0, одной из базовых задач по-прежнему остается формирование профессиональной компетенции выпускников вуза. Внедрение ФГОС ВО действительно меняет вектор образовательного процесса: удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20%; увеличивается время самостоятельной работы студентов; усложнились требования к результатам освоения ООП на основе компетентностного подхода, а также возросли требования к преподаванию в новых условиях.
1 Об образовании в Российской Федерации: Фед. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: сайт. URL: httpV/минобр-науки. рф/докуме нты/2974.
2 Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 г. № 2036-р [Электронный ресурс] // Министерство связи и массовых коммуникаций: сайт. URL: http://minsvyaz.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014-2020_ 2025%5B1%5D.pdf.
Таблица 1
Сравнительный анализ ФГОС ВПО третьего поколения и ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки бакалавров «История»
Критерий сравнения ФГОС ВПО третьего поколения3 Новая редакция ФГОС ВО (3+)4
Название Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
Область применения ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030600 История образовательными учреждениями ВПО. ФГОС ВО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ ВО -программ бакалавриата по направлению подготовки 46.03.01 История.
Характеристика направления подготовки Трудоемкость по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: научно-исследовательская; педагогическая; организационно-управленческая; культурно-просветительская; экспертно-аналитическая.
Требования к результатам освоения ООП бакалавриата Выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции.
Структура ООП ООП бакалавриата предусматривает изучение учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл) и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Структура включает обязательную часть (базовую) и вариативную часть. Программа состоит из блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».
Требования к условиям реализации ООП бакалавриата Вузу необходимо сформировать социокультурную среду и способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса. Реализация компетентностного подхода предусматривает активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. В учебной программе формируются конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями. Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.
3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 «История» квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http:// http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/3 (дата обращения: 23.11.2014).
4 ФГОС ВО по направлениях бакалавриата 46.03.01 «История» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91Z4/96 (дата обращения: 29.10.2014).
Структура ООП по направлению подготовки бакалавров «История» предусматривает обязательное изучение «Информатики». Рассмотрим внедрение компетентностного подхода при подготовке студентов исторического факультета на примере информационной компетенции. Информационная компетентность как одна из важнейших компетенций рассматривается в статьях С.В. Тришиной и А.В. Хуторского, Р.А. Павлюк [2, 1]. Проанализировав имеющуюся научную литературу по исследуемой теме, будем придерживаться следующих формулировок. Термин «компетенция» мы понимаем как комплекс знаний, умений и навыков, которые выпускник в последующем может применять в своей профессиональной работе. Одной из компетенций является информационная компетенция, под которой мы имеем в виду комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих успешно применять компьютерные технологии в процессе занятий в вузе и в последующей профессиональной деятельности.
Теоретики и практики образовательного пространства до сих пор не сошлись во мнениях по вопросу структуры информационной компетенции. На наш взгляд, вслед за Р.А. Павлюком [1] самым удачным исследованием вопроса компонентного состава информационной компетентности сделано И. Кислой [3].
Таблица 2
Компонентный состав информационной компетентности (И. Кислая)
Компонентный состав информационной компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетентности (для организации) Личностная значимость компетентности
1. Информационно-поисковая компетенция Справочники, энциклопедии, Интернет Составление постановлений, распоряжений, приказов, нормативных документов Получение новых знаний
2. Информационно-аналитическая компетенция Литература, СМИ, Интернет Анализ работы предприятия: оформление помещений, размещение и обновление рекламы Умение анализировать любые поступки, ситуации
3. Информационно-коммуникационная компетенция Телефон, мобильный телефон, компьютер (электронная почта, Интернет) Консультация посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг, предотвращение и ликвидация конфликтных ситуаций; рассмотрение претензий, связанных с неудовлетворительным обслуживанием посетителей Общение с людьми
4. Информационно-оценочная (рефлексивная) компетенция Тесты,опросы Проведение необходимых организационно-технических мероприятий, тестирований и опросов Применение полученных или имеющихся знаний в жизненных ситуациях
5. Информационно-экологическая компетенция СМИ, Интернет Обеспечивает чистоту и порядок в помещении, контролирует соблюдение подчиненными производственной санитарии и гигиены Соблюдение чистоты окружающей среды
6. Информационная компетенция самосовершенствования и саморазвития Литература, СМИ, Интернет Повышение квалификации Самосовершенствование и саморазвитие
7. Информационно-операционная компетенция Телефон, мобильный телефон, Интернет, инструкции Работа на ПК Владение ПК
8. Информационно-этическая и информационно-правовая компетенция Общество, юридические справочники Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда Право на собственное мнение, безопасность частной собственности
9. Информационная компетенция сохранения (информационная безопасность) информации Хранение информации на сервере под паролем, сейфы Обеспечение безопасности хранения секретных документов Средства и методы защиты информации
Анализ составных частей информационной компетенции, представленных в табл. 2, дает направление преподавателям высшей школы в плане мероприятий по формированию информационной культуры студента-историка. Структура информационной компетенции - это своего рода системный подход в реализации нового образовательного стандарта. Представлены поисковая, аналитическая, коммуникативная, оценочная и другие функции информационной составляющей. Все эти структурные компоненты реализуются в курсе обучения студентов-историков.
Стандарт ФГОС ВПО закрепляет за каждой дисциплиной определенное количество компетенций. В ходе изучения таких дисциплин, как «Информатика» и «Математические методы в исторических исследованиях», у студентов-историков должны быть сформированы общекультурные (ОК-1, ОК-3, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16) и профессиональные (ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15) компетенции.
Стандарт ФГОС ВО выделяет три группы компетенций: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Анализируя стандарт по направлению «История» 46.03.01, приходим к выводу, что к информационной компетенции относятся две общепрофессиональные компетенции (ОПК-1, ОПК-2) и пять профессиональных (ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15). Перечисленные в ФГОС компетенции являются практико-ориентиро-ванными. Анализ представленных компетенций показывает, что их формирование в образовательном процессе требует не изменения содержания дисциплины, а применения инновационных технологий. Новые образовательные технологии, которые являются необходимой частью модернизации образовательного пространства, направлены в первую очередь на активизацию поисковой деятельности студента. Информационная компетенция, в свою очередь, обеспечивает студента знаниями, умениями, навыками по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и практике.
Рассмотрим дифференцированность формирования информационной компетенции студентов-историков по курсам обучения.
Таблица 3
Дисциплины математического и естественнонаучного цикла по направлению «История»
№ Дисциплина Курс Семестр Структура ООП Количество часов Форма контроля Зачетные единицы
1. Информатика I 2 базовая часть 72 экзамен 2
2. Историческая информатика III 5 обязательная дисциплина 72 зачет 2
3. Информационные технологии в образовании и науке II дисциплина по выбору 72 зачет 2
4. Математические методы и модели в исторических исследованиях I базовая часть 144 экзамен 4
Анализ целей и задач дисциплин выявил структурные компоненты обучающего и развивающего характера, которые должны быть изучены в данных программах студентами-историками. В рамках таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии в образовании и науке», «Математические методы и модели в исторических исследованиях», «Историческая информатика», студенты-историки осваивают информационную компетенцию, в частности поиск, сбор, систематизацию и хранение информации, работу с текстовой и графической информацией, создание презентаций и т.д. Обращает на себя внимание тот факт, что и «Информатика», и «Математические
методы и модели в исторических исследованиях» относятся к базовой части дисциплин.
Как видно из табл. 3, на младших курсах, когда в основном идет формирование общекультурных компетенций, изучаются дисциплины гуманитарного и естественнонаучного цикла. На старших курсах изучаются дисциплины узкого профиля, целью которых является актуализация тех знаний и навыков, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности. Это позволяет сделать вывод о преемственности дисциплин математического цикла.
Согласно новому стандарту, место обычных информационных лекций должны занять лекции-беседы, лекции-презентации с элементами групповой работы. Иными должны стать содержание и форма практических занятий. Они должны быть ориентированы на формирование способностей решать задачи и проблемы. Наиболее продуктивны в этом плане групповые формы работы, деловые и ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии. Использование активных форм работы, вовлечение студентов в деятельности повышает их увлеченность учебой. Говоря о повышении качества образования, нельзя не сказать и об увеличении требовании к профессорско-преподавательскому составу. Для подготовки преподавателей к работе в новых условиях в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова были проведены курсы повышения квалификации по теме «Инновационные технологии в образовании», что позволяет преподавателям исторического факультета активизировать познавательную деятельность студентов-историков на лекциях и практических занятиях через использование информационно-коммуникационных технологий. Как уже было сказано выше, использование информационно-коммуникационных технологий на лекциях по истории позволяет разработать и организовать проведение таких форм занятий, как лекция-презентация, семинар-презентация, к последнему занятию готовится не только преподаватель, но и студенты, которые представляют свои работы. Такая форма занятия дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, в алгоритмическом порядке, создает большие возможности по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, приводит к полному и качественному усвоению знаний.
Говоря о внедрении компетентностного подхода при подготовке студентов-историков, отметим, что в условиях информатизации образования использование инновационных технологий позволяет поддерживать учебный процесс на должном уровне. Например, при чтении спецкурса по «Исторической социологии» преподаватель дисциплины может предложить студентам составить собственный тематический список источников и литературы, используя Интернет, обратившись к таким ресурсам, как http://www.isras.ru/socis.html; http://www.vest-nik.isras.ru/; http://sociologos.net/voprosy_sociologii; http://www.jourssa.ru/; http://so-сю!од ica.hse.ru/; http://socioline. ш.
Следовательно, переход системы высшего образования на новый образовательный стандарт является наиболее эффективным в решении основных задач в деле подготовки выпускников исторического факультета. ФГОС ВО ориентирует на профессионально-ориентированный характер при изучении предметов математического цикла. В основе компетентностного подхода большая роль лежит на самом студенте, его активности в работе с информацией. Поэтому перед системой образования сейчас стоит вопрос об эффективном использовании компьютерных и инновационных технологий в формировании информационной компетентности студентов-историков. Результат
наличия информационной культуры зависит от таких условий, как заинтересованность преподавателей в продвижении информационной компетенции, заинтересованность студентов в усвоении возможностей использования информационных технологий в образовательном процессе для последующей профессиональной деятельности. В процессе перехода к новым образовательным стандартам рекомендуем в качестве вариативной части введение таких предметов, как «Исторические ресурсы в Рунете» и «Основы работы с информационными ресурсами в Интернете».
Литература
1. Павлюк Р.А. Генезис понятия «информационная компетентность» в контексте непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования: сетевой журнал. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5529 (дата обращения: 25.10.2014).
2. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования Эйдос: сайт. URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 25.10.2014).
3. Кисла 1.Г. Пщходи до формування шформацмно!' компетентной вчителя загальноос-втього навчального закладу [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании: сетевой журнал. URL: http://ite.kspu.edu/ru/issue-2/p-110-113 (дата обращения: 29.10.2014).
References
1. Pavlyuk R.A. Genezis ponyatiya «informatsionnaya kompetentnost'» v kontekste nepreryvno-go pedagogicheskogo obrazovaniya [The genesis of the concept "information competence" in the context of continuous pedagogical education]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanitarian scientific researches]. Available at: http://human.snauka.ru/2014/01/5529 (Accessed 25 Oktober 2014).
2. Trishina S.V., Hutorskoy A.V. Informatsionnaya kompetentnost' spetsialista vsisteme dopolnitel'no-go professional'nogo obrazovaniya [The expert information competence of the additional professional education system]. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (Accessed 25 Oktober 2014).
3. Kysla I.G. Pidhody do formuvannja informacijnoi' kompetentnosti vchytelja zagal'noosvitn'ogo navchal'nogo zakladu [The approaches of the teacher's information competence forming in the educational standard]. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]. Available at: http://ite.kspu.edu/ru/issue-2/p-110-113 (Accessed 29 Oktober 2014).
ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KHARITONOV MIKHAIL - candidate of historical sciences, associate professor of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ВАСИЛЕНКО ОКСАНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры до-кументоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
VASILEnKo OKSANA - candidate of philosophical sciences, associate professor of Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.