Научная статья на тему 'Внедрение ИТ в здравоохранении на региональном уровне'

Внедрение ИТ в здравоохранении на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
539
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Итоги заседания Экспертно-консультативной группы Совета В рамках заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 22 декабря 2010 года был рассмотрен вопрос «О порядке реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение ИТ в здравоохранении на региональном уровне»



ВНЕДРЕНИЕ ИТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Итоги заседания Экспертно-консультативной группы Совета

В рамках заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 22 декабря 2010 года был рассмотрен вопрос «О порядке реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий».

В целях подготовки к указанному заседанию 20 декабря 2010 г. состоялось расширенное заседание Экспертно-консультативной группы Совета, на котором были рассмотрены основные приоритеты внедрения информационных технологий в сфере здравоохранения на региональном уровне и вопросы организации данных работ. В рамках заседания обсуждались вопросы:

• Какие должны быть целевые показатели внедрения ИКТ к 2012 году?

• Какие комплексные системы должны быть реализованы в течение ближайших двух лет?

• Какие информационные практики существуют на сегодняшний день?

• Может ли рынок предложить типовые решения или Минздравсоц-развития должно вырабатывать общие рекомендации?

• Какова роль МИАЦ: может ли он стать системообразующим элементом?

Из выступления Романа Ивакина, заместителя руководителя Департамента информатизации Министерства здравоохранения РФ:

Основной целью «Внедрения современных информационных систем в здравоохранение» является обеспечение эффективной информационной поддержки системы здравоохранения и граждан. В рамках данной цели рекомендуется сконцентрировать свое внимание на следующих ключевых мероприятиях.

Первое — персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, включая ведение электронной медицинской карты, запись к врачу в электронном виде, обмен медицинскими данными и так далее.

Второе — это единые федеральные регистры. Это Регистр медицинских работников, паспортизация медицинских учреждений и системы здравоохранения Федерации в целом.

В рамках указанных мероприятий должны быть реализованы следующие ключевые работы:

• оснащение всех медицинских учреждений необходимым оборудованием и общесистемным программным обеспечением на уровне, доста-

~1\/1енецжер №2

\ здравоохранения 2011

58Я

точном для реализации заявленных ключевых мероприятий;

• организация локальных сетей медицинских учреждений, обеспечение защиты персональных данных с учетом закона «О персональных данных»;

• организация регионального информационного ресурса, обеспечивающего информационный обмен между всеми участниками системы здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации. Полагаем, что физическое местонахождение центра обработки данных не так важно, как важна реализация данной функции региональным информационным ресурсом, поэтому каждый субъект может решить этот вопрос самостоятельно;

• организация широкополосных каналов связи между медицинскими учреждениями и региональным информационным ресурсом. Обеспечение всех медицинских учреждений программным обеспечением для ведения бухгалтерского и кадрового учета. Эта работа является одной из основных, поскольку и из этих систем будут наполняться федеральные регистры: Кадровый регистр, Регистр оснащенности медучреждений, Паспорт оснащенности субъекта Федерации;

• организация каналов связи между региональным информационным ресурсом и федеральным информационным ресурсом;

• внедрение медицинских информационных систем в субъекте Российской Федерации: либо медицинские информационные системы на уровне медицинских учреждений, либо медицинские информационные системы на уровне регионов. Субъект Российской Федерации сам принимает решение, каким образом двигаться. Затем будет необходимо выполнить работы по масштабированию выбранных решений и приоритетов;

• организация работы по организации записи к врачу в электронном виде. В рамках решения этой задачи должна быть организована выдача направлений на прием конкретных врачей-специалистов, а не только к врачу общей практики; запись на диагности-

ческие исследования, госпитализацию и организован мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи;

• внедрение систем передачи телемедицинских данных.

Основные этапы работ были определены исходя из разработки типовых решений медицинских информационных систем. В соответствии с решениями, принятыми на Правительственной комиссии по информационным технологиям, срок завершения данных работ — 1 июля 2011 года. До этого срока необходимо все эти решения допило-тировать, по итогам предоставить возможность их использования.

Для этого необходимо реализовать два этапа работ.

Первый этап связан с созданием базовой инфраструктуры и оснащенности, которая нужна субъекту Российской Федерации независимо от выбранного решения — либо модель так называемой СААС-архитектуры, либо модель более классическая, трехуровневая, сервисоориентированная архитектура.

На втором этапе субъекты Федерации должны будут сосредоточить свои силы на внедрении медицинских информационных систем.

Подробнее о моделях.

Классическая, трехуровневая, сервисо-ориентированная модель, когда медицинская информационная система находится на уровне медицинского учреждения, здесь собирается и агрегируется вся информация по медицинскому учреждению. Далее она в анонимизированном виде поднимается на уровень регионального информационного ресурса, и к ней организовывается доступ всем участникам с учетом тех разрезов, которые необходимы участникам. Далее агрегированная информация в обобщенном виде передается на федеральный уровень.

Вторая модель — это программное обеспечение как услуга. Медицинская информационная система расположена как единая на уровне региона, а все медицинские учреждения субъектов Федерации получают доступ к

N"2

зон

Менеджер

этой системе. Электронные медицинские карты пациентов хранятся на региональном уровне, там же анонимизируются, и информация предоставляется в нужных разрезах участникам системы здравоохранения уровня региона, и агрегированные данные поднимаются на федеральный уровень.

Здесь имеется один момент, который нужно обсудить. Сейчас обсуждается предложение использовать возможности «Ростелекома» в части предоставления инфраструктуры для организации региональных информационных ресурсов. Нужно учитывать мощности, которые существуют в медицинских информационно-аналитических центрах субъектов. Поэтому необходимо услышать мнение экспертов по данной инициативе.

Пилотный проект планируется реализовать на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярского края. Общее количество медицинских учреждений — 27, мы охватываем практически все типы медицинских учреждений системы здравоохранения. Такая модель пилотного проекта обусловлена тем, что будет задействована база учреждений Федерального медико-биологического агентства, поскольку эта структура достаточно жестко управляемая, что позволит уложиться по срокам с реализацией пилота.

Решение Совета по развитию информационного общества о порядке реализации региональных программ модернизации здравоохранения

Решение заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации о порядке реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий:

1. Принять к сведению доклад Минздрав-соцразвития России (В.А. Зеленский) по данному вопросу.

2. Минздравсоцразвития России (Т.А. Голикова):

• создать до 1 января 2012 года на федеральном уровне единую систему нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, обеспечив возможность оперативного доступа через медицинские информационные системы к соответствующим регистрам и классификаторам;

• определить до 1 апреля 2011 года порядок обеспечения эксплуатации действующих и создаваемых федеральных информационных ресурсов в сфере здравоохранения и доступа к содержащимся в них сведениям.

3. Минздравсоцразвития России (Т.А. Голикова) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации единой научно-технической политики при внедрении информационных технологий в сфере здравоохранения:

• разработать стандарты ведения электронной медицинской карты пациента и регламенты обмена медицинскими данными;

• подготовить предложения о порядке организации работ по внедрению в 2011 году электронной медицинской карты в региональных и муниципальных медицинских учреждениях в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем готовности;

• подготовить предложения по составу регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональным и техническим требованиям к компонентам данной системы, обязательным для внедрения в 2011-2012 годах, в том числе к информационным системам обеспечения деятельности медицинских учреждений и поддержки принятия врачебных решений, включая порядок проверки соответствия этим требованиям отдельных программно-технических решений;

• подготовить предложения по минимальным значениям целевых показателей использования информационно-коммуникационных

1енеджер №2

здравоохранения 3 011

технологий в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, обязательные для достижения во всех субъектах Российской Федерации в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011-2012 годах;

• подготовить предложения по методике оценки деятельности субъектов Российской Федерации по внедрению информационных технологий в сфере здравоохранения, предусмотрев публикацию данной информации в сети Интернет;

• определить главного конструктора единой информационной системы в сфере здравоохранения и образовать совет главного конструктора.

Представить до 1 апреля 2011 года соответствующий доклад в Президиум Совета.

4. Экспертно-консультативной группе Совета представить до 1 марта 2011 года в Минздравсоцразвития России предложения по вопросам, указанным в пункте 3 настоящего Решения.

5. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

• провести обследование и до 1 мая 2011 года завершить техническое проектирование инфраструктуры создаваемого в субъекте Российской Федерации регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения с учетом предложений Минздравсоцразвития России, подготовленных во исполнение пункта 3 настоящего Решения;

• предусмотреть создание регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения на базе медицинского информационно-аналитического центра субъекта Российской Федерации, определив его оператором действующих и создаваемых региональных информационных ресурсов в этой сфере, а также информационно-технологической инфраструктуры электронного взаимодействия государственных и муниципальных медицинских учреждений между собой и с органами управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.

Здравоохранение-2011

Премьер-министр Владимир Путин призвал руководство «Единой России» наладить эффективный общественный контроль за реализацией региональных программ здравоохранения. Премьер отметил, что действовать нужно в тесном контакте с профсоюзами, объединениями медработников и трудовыми коллективами. В. Путин не исключил и привлечения к этим целям других политических партий. Спикер Госдумы Борис Грызлов в ответ предложил направить не менее 20% средств, выделенных на модернизацию здравоохранения, сельским больницам. Он добавил, что сейчас большинство предложений, поступающих из регионов, касаются лишь городских больниц.

Источник: РИА Новости

№3 Менеджер

3011 '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.