гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
20.04.2005 года состоялось заседание Экспертного Совета Комитета Совета Федерации по социальной политике, посвященное вопросам информатизации здравоохранения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ
С сообщением «Создание единой информационной системы Минздравсоцразви-тия России» выступил Георгий Радзиев-ский, начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы. Он отметил, что административная реформа привела к укрупнению объектов управления, подчиненных Минздравсоцразвития России, что делает насущной необходимостью создание единой отраслевой информационной среды. Об этом уже сегодня свидетельствует рост суммарной заявки на информатизацию: если в 2005 году она составила лишь 41 млн. руб., то на 2006 год этот показатель превышает 2 млрд. руб., из которых 1,4 млрд. руб. будет выделено на приобретение оборудования и средств автоматизации.
Предполагается, что создание ЕИС здравоохранения позволит повысить эффективность деятельности Минздравсоцразвития России, качество подготовки принятия решений, а также будет способствовать совершенствованию процессов лицензирования всех видов деятельности подведомственных органов власти.
Намечены следующие этапы создания ЕИС здравоохранения:
2001-2007 гг. - разработка нормативно-правового обеспечения;
2005-2006 гг. - разработка концепции основ создания ЕИС;
2006-2010 гг. - мероприятия по повышению эффективности деятельности обслуживания граждан и организаций и повышение информационной открытости системы здравоохранения;
2006-2009 гг. - мероприятия по повышению эффективности межведомственных взаимодействий.
Для реализации поставленных задач предполагаются следующие источники и объемы финансирования:
2005 г. - финансирование проводится в рамках программы «Электронная Россия» и за счет внебюджетных источников (100 млн. руб. средств страховых компаний);
2006 г. - бюджетное финансирование в размере 1 млрд. руб.;
2007 г. - бюджетное финансирование в размере 4 млрд. руб.;
2008 г. - бюджетное финансирование в размере 7 млрд. руб.
При таком уровне финансирования, по мнению Г.Радзиевского, возможность создания крупной, территориально распределенной системы управления отраслью сомнений не вызывает.
В выступлении Генерального директора ОАО «РОСНО-МС» Владимира Гурдуса было отмечено, что достижение основных принципов реализации мер социальной поддержки (адресность, планируемость, доступность, прозрачность финансирования) возможно только на основе созда-
гчш
www.idmz.ru кЛ
2005,
ния единого федерального информационного пространства системы социальной помощи населению, которое должно складываться на базе интеграции стандартизированной информации, получаемой из региональных информационно-аналитических систем
Рис. 1. Объемы дефектов учета об отпуске лекарственных средств сопоставимы с начальным этапом внедрения ОМС
Рис. 2. Объем информации, пригодной для анализа в системе ДЛО
(ИАС). Он привел количественные оценки дефектов учета данных об отпуске лекарственных средств, которые сопоставимы с начальным этапом внедрения ОМС (рис. 1).
По мнению В.Гурдуса, в результате отсутствия необходимых информационных систем сегодня практически невозможно проводить реальный анализ складывающейся ситуации: отсутствие автоматизации при выписке рецептов приводит к невозможности корректного учета выписанных, отпущенных и оплаченных лекарственных средств (рис. 2-4).
Для координации работы по созданию региональных ИАС В.Гурдус предложил создать Экс-пертно-консультационную группу при Совете Федерации, одной из функций которой мог бы стать мониторинг текущей ситуации в части информационного обеспечения социальной реформы.
В докладе Тамары Егоркиной, начальника Управления информатизации ФФОМС, в качестве основных проблем создания информационной системы учета и контроля за расходованием финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, были выделены:
♦ неготовность классификаторов и справочников;
♦ неудовлетворительная организация персонифицированного автоматизированного учета выписки лекарственных средств из-за недостаточного оснащения
«8
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
ЛПУ компьютерами, программным обеспечением и кадрами;
♦ отсутствие инфраструктуры обмена данными с использованием ЭЦП.
По мнению Т.Егоркиной, для организации ведения классификаторов и справочников следует создать нормативный документ (Приказ Минздравсоцраз-вития), определяющий порядок ведения и представления нормативно-справочной информации, а для решения проблемы оснащения компьютерами и программным обеспечением использовать средства Федерального бюджета (Постановление Правительства от 23.03.2005 г. №154 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. №864»), выделяемые на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами, включающие расходы ТФОМС на осуществление информационно-технических мероприятий.
Приглашенные для участия в заседании Экспертного Совета руководители регионального здравоохранения и МИАЦ отметили, что решение поставленных задач может растянуться на годы, тогда как уже сегодня нужны ответы на целый ряд вопросов:
♦ Как обеспечить защиту передаваемых средствами электронной почты массивов данных?
♦ Кому и в каком объеме эти данные можно передавать?
♦ Как будут финансироваться и обеспечиваться кадрами в
\iSWt J\i ' "_1_
л]
1У<>(й*/>у ■.......-
.....м и ,
„ рч "■« с?г ¡¿м (/■ ; гтт_
¥{ ■ & и \ И
ц и ¡ум 1*^1,1 I-.
С у г / ' 1
Рис. 3. «Человеческий фактор» как причина ошибок в системе ДЛО
Рис. 4. Информатизация как способ решения проблем в системе ДЛО
ЛПУ процедуры ведения учета посещаемости, анализа смертности по различным параметрам и прочее?
♦ Когда в регионы будут направлены окончательные редакции Справочника лекарственных средств?
гчш
www.idmz.ru кЛ
2005,
♦ И главный вопрос - от кого в Минздрав-соцразвития России ждать ответов на все эти вопросы?
Комметируя сложившуюся ситуацию, Президент Академии медицинской информациоло-гии (АМИ) на правах Международной академии информатизации - ассоциированного члена ООН, заслуженный деятель науки РФ, профессор С.А.Гаспарян отметил, что полученные Мин-здравсоцразвития заявки на финансирование здравоохранения и социальной сферы в размере 41 млн. руб. на 2005 г. объясняются отсутствием гласности и многолетней стагнацией финансирования со стороны Минздрава работ по информатизации, поскольку частичное финансирование последней Федеральной программы завершилось в 1998 г.
Выступающим была особенно подчеркнута необходимость проведения мероприятий по восстановлению координации и управления процессом информатизации; необходимость разработки новой концепции, соответствующей задачам реформирования здравоохранения и социального обеспечения, и ее широкого обсуждения, программы реализации новой концепции. Подчеркнута также необходимость активизации информатизации специализированных медицинских служб (противотуберкулезной, психиатрической, наркологической, венерологической), качество работы которых определяет размер существенных потерь жизни и здоровья от социально значимых заболеваний.
С.А.Гаспарян обратил также внимание на роль экономических и информационных механизмов управления госпитальной помощью в условиях планируемой функциональной реструктуризации коечного фонда, требующей использования компьютерных медико-технологических систем.
В заключение С.А.Гаспарян сообщил собравшимся о том, что Президиум АМИ 8 апреля обсудил проблемы совершенствования информатизации здравоохранения на современном этапе и принял решение о необходимых мерах стратеги-
ческого и тактического характера, направленных на:
♦ восстановление управления процессом информатизации здравоохранения России;
♦ формирование новой стратегии и научно-методического обеспечения;
♦ повышение мотивации и ресурсного обеспечения информатизации.
Данное решение, которое мы публикуем в этом номере, было передано в Минздравсоцраз-вития, а также заместителю председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике А.К.Шмелеву.
Продолжая тему межведомственной координации, директор МИАЦ РАМН, советник президента РАМН П.П.Кузнецов отметил, что в среде специалистов, занимающихся информатизацией здравоохранения и социальной сферы, ощущается дефицит информации о планах исполнительной власти. Например, несколько последних месяцев согласовывается проект Распоряжения Правительства Российской Федерации «О создании единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития». К сожалению, члены Ассоциации медицинской информации России не располагали этой информацией и не имели возможности внести соответствующие предложения.
Российская академия медицинских наук предлагает создать при Минздравсоцразвития России межведомственный координационный совет по информатизации в сфере здравоохранения и социального развития. Этому совету прежде всего необходимо разработать концепцию информатизации здравоохранения. Академия со своей стороны готова поделиться своим опытом участия в Международной и Американской ассоциациях медицинской информатики, в международных проектах Всемирного банка и Всемирной Организации Здравоохранения.
Подготовила Н.Куракова