Карпова Е.Г.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Социологии и рекламных коммуникаций ФГБОУ «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство»).
Баженова С.А.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Внедрение инноваций как фактор совершенствования корпоративной социальной политики компании
Многие исследователи, рассматривающие вопрос корпоративной социальной политики и ее взаимосвязь с инновациями в организациях, утверждают непосредственную связь между внедрением инноваций и ростом корпоративной социальной ответственности и социальной политики в целом.
Так, например, А. Костин дает определение социальной политике организации как «части социальной ответственности бизнеса, которая реализуется благодаря инвестициям и деятельности предприятия, направленным на помощь своим сотрудникам, а также благотворительные проекты в сферах образования, культуры и спорта» [4, с. 15].
Ф. Бурджалов характеризует социальную политику предприятия через социальную активность, которая отражается «...на переменах в структуре трудовых издержек. Последние касаются соотношения основных компонентов оплаты труда в виде собственно заработной платы и социальных выплат» [1, с. 35].
Н. Усатый рассматривает социальную политику организации «как деятельность работодателей и менеджмента по реализации социальных прав и гарантий наемных работников, согласованию социальных интересов» [7, с. 37].
В его формулировке также прослеживаются факторы, имеющие отношение к успешности процесса ее реализации.
Главными из которых являются масштаб организации, ее производительность и рентабельность, обстановка на рынке труда, а также большое значение имеет конкурентоспособность организации, внедрение инноваций, как один из способов улучшения деятельности организации, а отсюда - повышение благосостояния всех работни-
ков конкретной компании.
Из приведенных выше мнений можно вывести определение: социальная политика организации - это деятельность, интересы которой затрагивают область построения и установления условий, которые нужны для благоприятной работы, как отдельных людей, так и всего трудового коллектива в целом, а совершенствование социальной политики через инновации - повышение уровня благополучия и корпоративной социальной ответственности компании посредством обучения, переобучения, повышения квалификации сотрудников в направлении развития человеческого капитала компаний.
Другая сторона данного определения: совершенствование социальной политики через внедрение и реализацию инновационных проектов - это развивающаяся область интересов в современном обществе, где государственные и некоммерческие организации, реализующие инновационные инициативы, играют все более важную роль в управлении бизнесом.
Социальная политика имеет отношение к различным правилам, программам и рекомендациям, определяющим связь организации и ее сотрудников и клиентов. Социальная политика призвана защитить как работников, так и клиентов от дискриминации или несправедливых действий. Работодатели должны соблюдать федеральные законы, касающиеся практики найма, заработной платы, льгот, рабочего времени и права на отпуск, а также других важных вопросов, например, медицинского обслуживания.
Социальная политика также распространяется на продукты или услуги, предлагаемые предприятием. Такая политика может включать требования к безопасности продукции или меры по защите коммерческой тайны. Помимо обеспечения безопасных условий труда для сотрудников и предоставления качественной продукции для клиентов, социальная политика способствует укреплению доверия между работодателями и работниками, что необходимо для успешного ведения бизнеса. Кроме этого, социальная политика направлена на повышение инновационного ресурса компании, поддержку инновационных проектов, создание благоприятных условий их внедрения, доведение до всех сотрудников новых идей компании, объяснение необходимости и важности изменений через внедрение новых проектов, и создание для их реализации оптимальных условий.
Если говорить о видах социальной политики организации, то их можно выделить два: на макроуровне и на микроуровне. Макроуровень определяет деятельность компаний в реализации программ социальной направленности в различных сферах общества, например,
в благотворительности, шефстве и многом другом. Микроуровень касается тех социальных программ, которые относятся непосредственно к работникам организации и не имеет влияния на остальные направления среды. Внедрение инноваций и его взаимосвязь с социальной политикой компании, а отсюда с корпоративной социальной ответственностью, становятся наиболее очевидными с постоянным обновлением и инициативами внедрения новшеств.
Взаимосвязь между корпоративной социальной ответственностью (Corporate Social Responsibility) и корпоративной социальной политикой становится все более важным вопросом. По мере того, как бизнес все больше осознает свое влияние на общество, организации должны оценивать и анализировать эффективность своих инициатив в области CSR, чтобы защитить свою репутацию и обеспечить долгосрочную устойчивость своего бизнеса. Между этими двумя понятиями существует неоспоримая взаимосвязь, и понимание этой связи необходимо для успеха любой организации.
Большую ответственность в успехе организации имеет на сегодняшний день взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и инноваций, а также социальной политики с инновационными инициативами в компании.
По своей сути эта взаимосвязь: социальной политики в целом, корпоративной социальной ответственности, открытости инновациям в движении к укреплению конкурентных преимуществ - это концепция, которая побуждает организации брать на себя ответственность за последствия своих действий для общества, окружающей среды, а также сотрудников, акционеров, клиентов и других заинтересованных сторон. Это включает в себя не только обязательства, налагаемые законом, но и добровольное обязательство действовать этично, не выходя за рамки этих правовых требований.
В этой концепции все тесно переплетается, поскольку корпоративная социальная ответственность существует во внешней среде, а корпоративная социальная политика действует во внутренних процессах, а инновации в той и другой. Их взаимосвязь можно увидеть в таких областях, как измерение эффективности - когда организации измеряют эффективность в соответствии с заявленными целями, связанными с экологическими показателями, скоростью, своевременностью и глубиной внедрения инноваций, безопасностью на рабочем месте и социальным пакетом для сотрудников и др. (рис. 1).
По сути, существующая сильная взаимозависимость между этими элементами, когда каждая из них может информировать друг друга, безусловно, является характерной приметой деятельности современ-
ных компаний и реализации их концепции удержания сегмента рынка и постоянному стремлению расширения конкурентных преимуществ.
Таким образом, концепция взаимодействия инноваций, корпоративной социальной ответственности и корпоративной социальной политики помогают организациям измерять прогресс, достигнутый, благодаря их усилиям, по повышению ответственности во взаимоотношениях с рядом заинтересованных сторон, как внутри компании, так и за ее пределами, а также на всех уровнях - управленческом, операционном и так далее. Более того, эта взаимосвязь играет важную роль в различных областях, включая, внедрение инноваций.
В конечном итоге, это способствует укреплению доверия между компаниями и акционерами, прокладывая путь на новые рынки, позволяя им получить доступ к рынкам капитала и повысить конкурентные преимущества. Все это зависит от социальной ответственности компаний и информирования соответствующих аудиторий посредством точного отражения принятых или обещанных обязательств.
Оптимизировать этот процесс и работу компании в целом поможет мониторинг появляющихся на рынке нововведений, анализ их эффективности для конкретного вида деятельности и внедрение наиболее подходящих.
Под нововведением можно понимать следующее:
- новые методы рекламы и продвижения;
- новые методики оказания услуг и производства или продажи товаров;
- инновационное сырье и материалы, ресурсы для производства;
- возможность выхода на новые, ранее не доступные рынки;
- продукты и услуги, которые ранее не были известны клиентам и компаниям;
Корпоративная
социальная ответственность (внешняя среда)
Корпор атпвная социальная политика (внутренняя среда)
Рисунок 1. Взаимосвязь инноваций, корпоративной социальной ответственности и социальной политики компаний. Источник: составлено авторами.
- новые источники ресурсов [3, с. 180].
Так, инновационная деятельность компании направлена на разработку нововведений и использование результатов научных разработок. Основывается такая деятельность на конкретных целях, основными среди которых являются повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности компании [6, с. 151-155].
Рисунок 2. Цели инновационной деятельности компании в рамках взаимодействия с социальной политикой и корпоративной социальной ответственностью.
Источник: составлено авторами.
Осуществление инновационной деятельности в компании имеет множество преимуществ, в том числе и повышение заинтересованности сотрудников в своей работе ввиду предоставления им возможности выдвижения и внедрения нововведений в деятельность.
Для структуризации таких процессов компании разрабатывают на основе взаимодействия и взаимосвязи корпоративной социальной ответственности и социальной политики компании с инновационной политикой, которая включает конкретную совокупность действий, направленную на осуществление эффективного и поэтапного стратегического управления инновациями.
представим цели инновационной деятельности компании в аспекте взаимодействия с социальной политикой компании и корпоративной социальной ответственностью (рис. 2).
приведем пример внедрения инноваций и совершенствования на основе этого корпоративной социальной ответственности и социальной политики компании «Спортмастер».
Компания «Спортмастер» активно разрабатывает и внедряет инновации в свою деятельность, что также является ее важнейшим конкурентным преимуществом. Так, в рамках масштабной цифровой трансформации компания запустила ряд обновлений и полностью изменила глобальный подход к покупкам в области спорта и спортивного стиля.
В качестве основной задачи инновационной политики компании можно выделить: «Обеспечить максимально бесшовный опыт покупки, быть рядом с клиентом в любое время, в любом месте и помогать людям в спорте, активном отдыхе и выборе стиля с помощью сервисов Спортмастера, объединенных в одну экосистему» [5].
А корпоративная экосистема «Спортмастер» предполагает наличие пункта о корпоративной социальной ответственности, основанной на повышении уровня включенности в интересы покупателя, заинтересованности, открытости инновациям, постоянном развитии сотрудников, (обучение, переобучение, повышение квалификации сотрудников и т.п.).
Для реализации данной цели принимаются следующие меры (рис. 3).
Таким образом, компания повышает лояльность своих клиентов, а также расширяет клиентскую базу (путем предоставления дополнительных выгод), тем самым увеличивая свои масштабы и популярность. В рамках данного аспекта инновационной политики компании явно прослеживается необходимость постоянного развития сотрудников и их включенность в освоение новых программ, направлений деятельности и развитие их заинтересованности в получении опти-
Расширение ассортимента товаров (а также их тестирование)
О
JL
Развитие сайта, приложения, киосков и оплайн-шоурумов
Рекомендации для клиентов, в том числе лекции от спортивных экспертов
сновные направления инновационной политики /
- ч/
Организация и проведение тренировок, размещение их афиши на сайте
Рисунок 3. Мероприятия «Спортмастер» для реализации задач инновационной политики.
Источник: составлено авторами.
мальных результатов. И продавцы, и покупатели становятся свидетелями развития технологий социального управления. Не случайно, В.Б. Зотов отмечает: «В современной отечественной науке и российском обществе в целом в условиях происходящих демократических трансформаций и перехода к рыночным отношениям происходит изменение сущности социального управления» [2].
В результате, за счет внедрения таких инновационных направлений в свою деятельность, компания удовлетворяет потребности клиентов, расширяет клиентскую базу и получает дополнительную прибыль. Компания регулярно разрабатывает различные акции для своих клиентов, что также подтверждает ее клиентоориентирован-ность и уровень инновационного развития.
Также, разработаны специальные онлайн-тренировки, которые можно выбрать исходя из разных целей клиента (что также свидетельствует о внимании к покупателям, поскольку тренировки, в том числе и целые планы тренировок, доступны всем желающим бесплатно).
Кроме этого, как проявление не только внедрения инноваций, но высокого уровня корпоративной социальной ответственности, компания демонстрирует свое ответственное отношение к окружающей среде, к чему призывает и своих клиентов. В магазинах компании представлены экотовары, в том числе экологичная упаковка (из бумаги, которую можно применить повторно), а также компания стремится к увеличению использования экологически чистых материалов при производстве. Тем самым компания внедряет инноваци-
онные решения, способствующие сохранению окружающей среды.
Одним из направлений внедрения инноваций в повседневность является развитие компанией партнерство для стимулирования инновационных решений и обмена опытом. «Мы создаем и развиваем наши проекты, чтобы вы всегда могли найти то, что нужно. Еще больше стильных новинок и технологичных моделей на официальных сайтах ваших любимых брендов. Мы производим инновационную и технологичную, но при этом доступную продукцию, которая сделает вашу тренировку комфортнее, и неважно, где она проходит» [5].
В рамках инновационной деятельности компания также проводит обучение персонала. Основным ресурсом компании «Спортмастер» являются ее сотрудники. Забота о людях, повышение уровня знаний и накопленного опыта - ключевые элементы корпоративной культуры. Компания поощряет карьерный рост сотрудников и реализацию их личностного и профессионального потенциала в команде. Для реализации данной цели была разработана программа обучения в области развития лидерских качеств, проведения презентаций, анализа, работы с тканями, дизайнерского мышления и изучения иностранных языков.
«Мы стремимся повышать уровень знаний наших сотрудников в сфере применения творческого, ориентированного на устойчивое развитие подхода к решению бизнес-проблем, а также разрабатываем курсы по устойчивому и циркулярному проектированию» [5].
Можно сделать вывод, что экосистема «Спортмастера» позволяет удобно и качественно удовлетворять потребности клиентов с помощью современного мобильного приложения, информативного сайта и выгодной программы лояльности. Компания достаточно своевременно и эффективно внедряет инновационные решения в свою деятельность. Что в совокупности с развитием корпоративной социальной ответственностью и совершенствованием социальной политики, безусловно, способствует не только улучшению показателей деятельности и повышению конкурентных преимуществ на рынке, но и реализации программ устойчивого развития и корпоративной политике социальной успешности компании, и ее сотрудников.
Управление инновационной деятельностью выступает в качестве одной из составляющих инновационного менеджмента и важнейшего аспекта работы современных компаний. посредством него обеспечивается совершенствование процессов производства, товаров и услуг, управления в компании и т.д. путем разработки и осуществления различных инновационных идей.
В свою очередь стратегия внедрения инноваций в целом подразу-
мевает разработанный механизм управления различными ресурсами (в зависимости от направленности стратегии, например, человеческими ресурсами, качественное и количественное изменение которых, наиболее ярко может продемонстрировать концепцию взаимодействия корпоративной социальной ответственности и социальной политики), который обеспечит наиболее эффективное их использование и принесет компании дополнительные выгоды (в виде повышения прибыли, эффективности деятельности, доли на рынке и т.д.) на данный момент и в будущем времени.
В рамках совершенствования корпоративной социальной политики, через инновации оптимизируются возможности потенциала производства, человеческих ресурсов, социальная инфраструктура, уровень развития организации, интересы сотрудников организации, личные интересы, ценности и мотивации высшего руководства и собственников.
подчеркнем также, что постоянное развитие конкуренции на рынке предъявляет множество требований к деятельности современных компаний. Для достижения стабильности, получения множества конкурентных преимуществ, расширения клиентской базы, компаниям необходимо постоянно совершенствоваться, анализировать и корректировать различные стороны своей деятельности.
Создание более прочных отношений компаний с окружающим экономическим пространством (ближайшей средой окружения и дальним окружением), с применением концепции взаимосвязи социальной политики, корпоративной социальной ответственности и инновационной политики, позволяет не только улучшить финансовые показатели компании, благодаря устойчивой практике, но и позволяет легче адаптироваться к изменениям обстоятельств - что в итоге приводит к достижению цели, которая редко достигается без скоординированных усилий советов директоров, сотрудников и заинтересованных сторон, стремящихся к общей цели.
Большую ответственность в успехе организации имеет на сегодняшний день взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и инноваций, а также социальной политики с инновационными инициативами в компании, поскольку именно обновление производства, реализация идей новых продуктов, товаров, услуг, обязывают компании, постоянно повышая свою компетентность, репутацию и конкурентные преимущества, развивать обновленные отношения руководства компаний с сотрудниками, интегрировать труд каждого работника в получение прибыли, подчеркивать потенциал каждого в успехе компании, сопровождая все это изменением социальных га-
рантий, условий труда, оплаты и ответственности за компанию. Библиографический список:
1. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учеб. пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020. 265 с.
2. Зотов В.Б. «Особенности управления персоналом в системе местного самоуправления» / М.: Издательство «Муниципальная академия», научный информационно-аналитический журнал «Муниципальная академия». 2020. № 2. С. 7-11.
3. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л.П. Гонча-ренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. 487 с.
4. Костин А.Е. Корпоративная ответственность и устойчивое развитие. // Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Москва, 2020. 80 с.
5. Официальный сайт ООО «Спортмастер», // URL: https://www.sportmaster.ru/ (Дата обращения: 22.10.2023).
6. Семенова, А.А. Инновационный менеджмент в социальной сфере / А.А. Семенова, М.Н. Кузина. - М.: Русайнс, 2020. 351 с.
7. Усатый Н. Предприятие как субъект социальной политики // Человек и труд. 2018. № 6. С. 37-38.
8. Данакин Н.С., Замараева М.В. Концептуализация понятия «социальная компетентность» // Межконфессиональная миссия. 2020. Том 9. Часть 2. № 43. С. 241-245.
9. Вознесенский И.С. Ускользающее восприятие духа времени: от мифа к реальности // Власть истории - История власти. 2020. Том 6. Часть 5. № 23. С. 763-773.
10. Трофимов В.А. Инновационные и аналитические аспекты развития государственной политики России // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 3 (153). С. 27-34.
11. Бирюков С.В., Карпов Д.С. Справедливая Россия: эволюция роли и трансформация имиджа партии // Казачество. 2020. № 49. С. 18-26.
12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Осмысление опыта Парижской Коммуны в сфере образования и культуры // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 2. № 27. С. 34-46.
References
1. Burdzhalov F.E. Modern social policy: between plan and market: Textbook. allowance. -M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2020. 265 p.
2. Zotov V.B. "Features of personnel management in the system of local self-government" / M.: Publishing house "Municipal Academy", scientific information and analytical magazine "Municipal Academy". 2020. № 2. P. 7-11.
3. Innovative management: a textbook for universities / edited by L.P. Goncharenko. - 2nd ed., revised. and additional - M.: Yurayt Publishing House, 2021. 487 p.
4. Kostin A.E. Corporate responsibility and sustainable development. // Institute for Sustainable Development of the Public Chamber of the Russian Federation / Moscow, 2020. 80 p.
5. Official website of Sportmaster LLC, // URL: https://www.sportmaster.ru/ (10.22.2023).
6. Semenova, A.A. Innovative management in the social sphere / A.A. Semenova, M.N. Cousin. - M.: Rusayns, 2020. 351 p.
7. Usatiy N. Enterprise as a subject of social policy // Man and labor. 2018. № 6. Р. 37-38.
8. Danakin N.S., Karamazov M.V. Conceptualization of the concept of "social competence" // Mission confessions. 2019. Volume 9. Issue 2. № 43. P. 241-245.
9. Voznesenckiy I.S. Elusive perception of the spirit of the times: from myth to reality // The Power Of History - The History Of Power. 2020. Volume 6. Issue 5. № 23. P. 763-773.
10. Trofimov V.A. Innovative and analytical aspects of the development of Russian state policy // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 3 (153). P. 27-34.
11. Biryukov S.V., Karpov D.S. Fair Russia: evolution of the role and transformation of the party's mage // Cossacks. 2020. № 49. P. 18-26.
12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Comprehending Paris Commune experience in the sphere of education and culture // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 2. № 27. P. 34-46.