УДК: 378.1:004 АМИРОВА МАРИЯМ МУСАЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Коммерция и маркетинг» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: borneo90@mail.ru
ПАЙЗУЛЛАЕВА ЗАИРА КАМИАЬЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Коммерция и маркетинг» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: zaira_payzulaeva@mail.ru
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Цель работы. Исследовать инновационные формы и методы высшей школы и использовать научные достижения в образовательном процессе таких экономических направлений, как инновационно-технологическая модель для высших учебных заведений, а также проанализировать инновационный инструментарий образовательной инфраструктуры современного университета. Метод или методология проведения работы. Используя методы системного и сравнительного анализа, был проанализирован инновационный потенциал высших учебных заведений на примере факультета управления ДГУ по экономическим направлениям. При проведении анализа инновационных методов главными показателями эффективного обучения является проектирование авторского опыта, а именно разработанный каждой кафедрой методический комплекс, который является платформой для создания различных инновационных форм и методов обучения будущих специалистов. Результаты. Программа инновационных методов в учебном процессе экономических направлений должна включать не только возможность исследовать, познавать и реализовывать конкретный алгоритм причинно-следственных действий, инновационная модель университета должна побуждать к созданию логической цепочки открытий от начала поступления студента до конца его завершения учебы в стенах вуза. То есть программа научных исследований должна быть инсталлирована уже на первом курсе. Выбор темы доклада, реферата, курсовой, презентации и будущей выпускной квалификационной работы представляется и должна быть закреплена с момента поступления будущих специалистов. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании алгоритма инновационно -технологической модели в образовании для высших учебных заведений. Выводы. Инновационная составляющая в интеграции образовательного процесса — это основа стратегического и технологического развития высшего учебного заведения, от качества его использования зависит весь научный потенциал как сотрудников, так и будущих специалистов-выпускников.
Ключевые слова: образование, инновация, высшая школа, система образования, технологии, инновационный процесс, политика, инновационная модель, экономические направления.
AMIROVA MARIYAMMUSAEVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Commerce and marketing Dagestan state University, e-mail: borneo90@mail.ru
PAISULLAEVA ZAIRA KAMILIEVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Commerce and marketing Dagestan state University, e-mail: zaira_payzulaeva@mail.ru
INTRODUCTION OF INNOVATIVE TEACHING METHODS AND USE OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS ECONOMIC DIRECTIONS OF THE UNIVERSITY
Abstract. Purpose of work. Research innovative forms and methods of higher education and use scientific achievements in the educational process of such economic areas as the innovation and technological model for higher education institutions, as well as analyze the innovative tools of the educational infrastructure of a modern University. Method or methodology of the work. Using the methods of system and comparative analysis, the innovative potential of higher education institutions was analyzed on the example of the faculty of management of DSU in economic areas. When analyzing innovative methods, the main indicators of effective training is the design of the author's experience, namely, the methodological complex developed by each Department, which is a platform for creating various innovative forms and methods of training future specialists. Results. The program of innovative methods in educational process of economic trends should include not only the opportunity to explore, learn and implement the specific algorithm of causal action, innovative model of the University needs to encourage the creation of a logical chain of discoveries-from the first day of the student until his graduation in the University. In other words, the research program should be installed already in the first year. The choice of the topic of the report, abstract, course, presentation and future final qualification work is presented and should be fixed from the moment of admission of future specialists. Scope of the results. The results of the research can be used in the formation of an algorithm for innovation and technological models in education for higher education institutions. Conclusions. The innovative component in the integration of the educational process is the basis for the strategic and technological development of higher education institutions. the entire scientific potential of both employees and future graduates depends on the quality of its use.
Keywords: education, innovation, higher school, education system, technology, innovation process, policy, innovation model, economic directions.
Ведение. Использование современных технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, которые положительно влияют на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.
Методы исследования. Различные инновационные виды, методы, способы обозначим в нашем вопросе одним словом - инновационные технологии образовательного процесса. Проведем небольшое исследование о значимости, целесообразности и востребованности инновационных технологий в образовании.
2019 год можно обозначить как пиковый в использовании всевозможных инновационных и информационных технологий, предлагаемых высшими учебными заведениями своим сотрудникам. Это и трудно, и важно, и самое главное - многие познали всю значимость этой наукоемкой сферы. С какой целью, кому это необходимо и какие результаты в итоге ждут нас, попытаемся раскрыть в этой статье.
На преподавателя в настоящее время ложится огромный груз ответственности не только за процесс передачи доступной информации будущим специалистам в живом исполнении, но и отвечающим всем стандартам и соответствующим конкретным компетенциям каждого представленного направления через инновационную призму и при помощи использования информационных технологий. Да, век цифровой технологии меняет избитые образовательные ориентиры и делает его прогрессивным в умах современного поколения.
При проведении анализа инновационных методов главными показателями эффективного обучения является проектирование авторского опыта, а именно разработанный каждой кафедрой методический комплекс, который является платформой для создания различных инновационных форм и методов обучения.
Весь современный российский профессорско-преподавательский состав работает со следу-
ющими информационными технологиями, которые автоматизируют и упрощают процесс обучения и создают инновационную образовательную модель с присущими ей изменениями и трансформациями:
1. Система виртуального обучения Moodle - простая и несложная система. Основным преимуществом этой системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. Еще одним важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью. Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов. Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии. На факультете в среднем у каждого преподавателя имеется от 3 до 5 разработанных курсов в этой системе.
2. Создание электронных учебников / электронных учебных пособий / электронных курсов лекций в соответствии с требованиями к ЭОР с размещением на образовательном сервере ДГУ - один из самых простых, на наш взгляд, инновационных методов обучения, главное -знание четкого алгоритма преобразования текста (язык программирования) или специальных программных средств создания электронных учебников, которые находятся в свободном доступе на платформах сайта вуза. Преимущество этого метода - возможность использования лекционного и практического курса в online-режиме, то есть с подключением к сети Internet. Давно практикуется преподавателями и без каких-либо ограничений размещаются на сервере
ДГУ.
3. По экономическим направлениям уже создана электронная библиотека лекционных курсов, учебно-методических пособий, лабораторных заданий. Систематическое обновление и пополнение такой библиотеки происходит постоянно. Изменения в разработках, редакции -обычно следствие изменений в федеральных государственных образовательных стандартах по экономическим направлениям. Есть новые дисциплины, которые вносятся в учебный план, и, соответственно, требуется методический подход в их освоении - от разработки рабочей программы до создания целого инновационного алгоритма при освоении таких дисциплин студентами экономических специальностей.
4. Создание электронной тестовой базы и кейсовых заданий по экономическим направлениям стабильно закрепилось в инновационной модели образования разных факультетов университета. Такая система упрощает испытательный подход и создает прозрачные отношения при сдаче зачетов, экзаменов. Такая инновация требует последовательного подхода не только в создании самой базы, то есть она существует, и можно не беспокоиться участникам образовательного процесса, но и созданного качества информации как самого ценного в такой базе, по исходным компетенциям указанных предварительно в экономических направлениях различных дисциплин.
5. Разработка презентаций к лекциям, практикам, модульным контрольным - это визуально -наглядный и самый эффективный способ при изучении и закреплении информации по плану разработанной рабочей программы. По экономическим направлениям такие презентации создают эффект глубокой заинтересованности и вовлеченности аудитории, и опять же ссылка на качество презентаций, насколько лектор фокусирует и создает ценность в работе с презентационным материалом, профессионализм играют решающую роль.
6. Защита рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ в формате ppt. - как инструмент создания исследовательской самостоятельности и научной любознательности студентов, вовлечения в образовательную инфраструктуру будущих специалистов с первых дней учебы в стенах вуза.
7. Использование рейтинговой системы профессорско-преподавательским составом при помощи средств мультимедиа прочно вошло в образовательную жизнь многих высших учебных заведений.
8. Многие преподаватели вузов работают к подключенным библиотечным ресурсам (IPR-books, Online библиотека). Частота их использования отражается в рабочих программах, фон-
дах оценочных средств, учебно-методических материалах.
9. Пленарные заседания, конференции (международные, всероссийские, региональные), всевозможного рода конвенты, мастер-классы, декларирование научных исследований и докладов - все эти мероприятия проходят в интерактивном режиме, где каждый преподаватель становится частью виртуального мира и ближе ощущает возникающие проблемы, которые можно оперативно решать.
Инновационная составляющая в интеграции образовательного процесса - это основа стратегического и технологического развития высшего учебного заведения, от качества его использования зависит весь научный потенциал как сотрудников, так и будущих специалистов-выпускников.
При проведении сравнительного анализа по частоте применения инновационных технологий в учебном процессе можно выделить следующие основные этапы:
1. Формирование научной инновационной мысли.
2. Разработка профильной инновационной программы по экономическим направлениям.
3. Создание информационной базы по экономическим направлениям.
4. Обеспечение технической составляющей для реализации инновационной образовательной программы.
5. Приобретение современных программных продуктов по профильным дисциплинам.
6. Создание инновационного образовательного центра по целям, задачам исполнения обязательств и соответствующих функций.
7. Контроль за качеством исполнения инициативных студенческих, магистерских групп центра, по инновационным проектам.
8. Создание мобильного приложения образовательной структуры.
9. Создание инновационного студенческого центра - это не только дань моде, но и создание буфера заинтересованности и активности познания в науке у молодых исследователей, молодых ученых в целях изучения, решения и создания предлагаемых инновационных проектов на базе инновационных методов в образовательном процессе.
Нельзя отрицать влияние интерактивности и всю его важность и прямое отражение в учебном процессе, будущие специалисты просто обязаны мыслить новаторски, и для этого существует гибкий инновационный образовательный инструментарий, способный вызвать при правильном его применении большое количество научных открытий, достижения высоких результатов при различных испытаниях.
Результаты. Программа инновационных методов в учебном процессе экономических направлений должна включать не только возможность исследовать, познавать и реализовы-вать конкретный алгоритм причинно-следственных действий, но также побуждать к созданию логической цепочки открытий от начала поступления студента до конца его завершения учебы в стенах вуза. То есть программа научных исследований должна быть инсталлирована уже на первом курсе. Выбор темы доклада, реферата, курсовой, презентации и будущей выпускной квалификационной работы представляется и должна быть закреплена с момента поступления будущих специалистов. Это и есть один из ярких и нужных методов в этой инновационной модели обратной связи со студентами, магистрами, аспирантами.
Внедрение инновационных форм и методов в высшей школе, несомненно, ведет только к накоплению преимуществ, недостатком чаще всего становятся не сами методы обучения, а некоторые сопутствующие факторы их инсталляции, такие как:
1. Процесс адаптации и нехватка времени для изучения инновационных методов к обучаемой среде.
2. Срочность реализации проекта инновационного метода, например работа с программой Moodle.
3. Неясность ситуации - насколько это необходимо и важно в обучении для экономических направлений.
4. Какой будет эффект от реализации инновационных методов на краткосрочную или долгосрочную перспективу.
На основании исследования такой важной и практически необходимой темы, как «Внедрение инновационных методов обучения и использование научных достижений в обра-
зовательном процессе экономических направлений», можно сформировать следующие основные пункты программы инновационной модели развития экономических направлений вуза:
1. Определять приоритетные направления инновационных мероприятий и разрабатывать планы инновационной деятельности.
2. Формировать план инновационных проектов по экономическим направлениям вуза и разрабатывать ряд эффективных предложений по сотрудничеству с исследовательскими институтами.
3. Формировать перечень спецкурсов с инновационной составляющей по конкретным заказам работодателей и соответствующих потребностям формирования инновационной образовательной инфраструктуры.
4. Составлять список специализированных прикладных программ для проектной и исследовательской работы.
5. Для повышения эффективности учебного процесса преподавателям активно внедрять инновационные образовательные технологии.
6. Обеспечивать проведение занятий с использованием интерактивных методов обучения в количестве, требуемом ФГОС ВПО и заложенном в учебном плане по соответствующей дисциплине.
7. Осуществлять внедрение дистанционных технологий и инновационных форм и методов в образовательный процесс.
8. Активизировать участие студентов, магистров и аспирантов в конкурсах и грантах, научно-исследовательской работе с использованием интерактивных средств мультимедиа.
Выводы. Создание собственной инновационной технологической модели позволит многим участникам высшей школы доступно и открыто подходить к образовательным программам, которые реализуются в стенах вуза, с пониманием того, что такая составляющая современного мира не дань моде, а эффективный инструмент, направленный на расширение границ в обучении будущих специалистов-профессионалов, который позволит многогранно изучать, исследовать, познавать и апробировать свои результаты, желательно превращая их в глубокие научные достижения.
Литература
1. Сетько Е. А., Медведева В. Ю. Использование инновационных активных методов преподавания для формирования математической компетентности / Образование и проблемы развития общества. -2019. - № 1 (7). - С. 60-67.
2. Увалеева Ж. Б., Кирдасинова К. А. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Казахстан // Общество. - 2017. - № 3 (8). - С. 22-28.
3. Ерохина О. О., Бойков А. В., Масгутов И. И. Внедрение инновационных принципов преподавания на базе общеобразовательных школ для формирования фундаментального базиса школьников в соответствии с существующим развитием экономики и промышленности // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2019. - Т. 1. - С. 450-452.
4. Ямэн В. Инновационные методы профессионального обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 7-2. - С. 30-32.
5. Коротич С. А., Денисенко В. А., Пермякова С. А. Трансформация образования в АТЭС в условиях четвертой промышленной революции //Известия Восточного института. - 2018. - № 4 (40). - С. 81-93.
6. Макушникова Ю. А. Современные инновационные технологии в подготовке студентов -экономистов //Вестник КемРИПК. - 2019. - № 2. - С. 33-41.
7. Колычева Г. Ю., Романова Г. А. Повышение квалификации педагогических кадров: актуальные проблемы теории и практики // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. -С. 106-108.
8. Васильева В. А., Васильева В. С. Новые подходы к преподаванию зарубежных информационных ресурсов в вузе //Наука и научная информация. - 2019. - Т. 2. - № 3. - С. 167-180.
9. Ткачкова А. А. Качество образования: маленькие успехи большого класса // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 3. - С. 129-131.
10. Волков В.Н. К вопросу об измерении инноваций в образовании // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 3 (27). - С. 81-89.
11. Розин А. А. Коммуникативный подход как элемент педагогических инноваций в высшем военном образовании // Colloquium-journal. - 2019. - № 19-4 (43). - С. 54-55.
12. Микова Т. Е. Возможности и последствия применения смартфонов в обучающей деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3 (45). - С. 53-61.
13. Волкова Е. Н., Безгодова С. А. Психологическая экспертиза в контексте инноваций современного образования: возможности и ограничения // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2019. -№ 1 (9). - С. 19-24.
14. Ковалевич Н. И., Медиченко Л. Е. Инновационная образовательная деятельность как фактор трансформации типа культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - Т. 13. - № 7. - С. 26-29.
15. Казымова Е. Р. Инновационная деятельность в высших учебных заведениях: теория и практика // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2019. - № 5 (62). - С. 135-139.
16. Гаркуша Н. В., Ланец Т. Н. Инновационные формы повышения квалификации преподавательского состава вуза //Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 6-9.
17. Тимохина А. В. Позитивное воздействие здоровьесберегающих технологий на обучающихся в процессе обучения химии // Форум молодых ученых. - 2019. - № 2 (30). - С. 1433-1436.
18. Джураева С. Н. Дидактические принципы в образовании //Academy. - 2019. - № 6 (45). - С. 95-96.
19. Шарипова Н. Р., Кулдашева Ф. С. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения // Научный журнал. - 2019. - № 6 (40). - С. 103-104.
20. Родько Г. А., Осинцева Т. В. Оценка эффективности инновационной деятельности педагогов лицея в условиях внедрения профессиональных стандартов // Ученые записки ИУО РАО. - 2019. - № 1 (69). -С. 48-52.
21. Панкова Т. В., Максакова А. Е. К вопросу об инновационной учебной деятельности студентов вузов //Известия Кыргызской академии образования. - 2019. - Т. 2. - № 48. - С. 58-61.
22. Geesje V. D. B. Open education: innovation in leadership and student support // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете Материалы Международного конгресса. Под редакцией А. П. Лунева, П. Л. Карабущенко. - 2017. - С. 116-118.
23. Дробот П. Н., Дробот Д. А. Международный образовательный проект программы erasmus+ «cooperative elearning platform for higher education in industrial innovation (Сephei)» // Приоритеты педагогики и современного образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. - 2018. - С. 111-113.
24. VI International scientific conference «integration, partnership and innovation in construction science and education» (IPICSE-2018) // Электронный ресурс. - 2018. - Т. 251.
References:
1. Set'ko E. A., Medvedeva V. YU. Ispol'zovanie innovacionnyh aktivnyh metodovprepodavaniya dlya formiro-vaniya matematicheskoj kompetentnosti / Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva. - 2019. - № 1 (7). -S. 60-67.
2. Uvaleeva ZH. B., Kirdasinova K. A. Innovacionnye reformy v sisteme vysshego obrazovaniya Respubliki Kazahstan // Obshchestvo. - 2017. - № 3 (8). - S. 22-28.
3. Erohina O. O., Bojkov A. V., Masgutov I. I. Vnedrenie innovacionnyh principov prepodavaniya na baze ob-shcheobrazovatel'nyh shkol dlya formirovaniya fundamental'nogo bazisa shkol'nikov v sootvetstvii s sushchestvuyushchim razvitiem ekonomiki i promyshlennosti // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. - 2019. - T. 1. - S. 450-452.
4. YAmen V. Innovacionnye metody professional'nogo obucheniya // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2019. - № 7-2. - S. 30-32.
5. Korotich S. A., Denisenko V. A., Permyakova S. A. Transformaciya obrazovaniya v ATES v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii //Izvestiya Vostochnogo instituta. - 2018. - № 4 (40). - S. 81-93.
6. Makushnikova YU. A. Sovremennye innovacionnye tekhnologii v podgotovke studentov-ekonomistov // Vest-nik KemRIPK. - 2019. - № 2. - S. 33-41.
7. Kolycheva G. YU., Romanova G. A. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov: aktual'nye problemy teorii i praktiki // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. - № 64-4. - S. 106-108.
8. Vasil'eva V. A., Vasil'eva V. S. Novye podhody k prepodavaniyu zarubezhnyh informacionnyh resursov v vuze //Nauka i nauchnaya informaciya. - 2019. - T. 2. - № 3. - S. 167-180.
9. Tkachkova A. A. Kachestvo obrazovaniya: malen'kie uspekhi bol'shogo klassa // Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO». Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo. - 2019. - № 3. - S. 129-131.
10. Volkov V.N. K voprosu ob izmerenii innovacij v obrazovanii // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. -2019. - № 3 (27). - S. 81-89.
11. Rozin A. A. Kommunikativnyj podhod kak element pedagogicheskih innovacij v vysshem voennom obrazovanii // Colloquium-journal. - 2019. - № 19-4 (43). - S. 54-55.
12. Mikova T. E. Vozmozhnosti i posledstviya primeneniya smartfonov v obuchayushchej deyatel'nosti // Sov-remennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. - 2019. - T. 11. - № 3 (45). - S. 53-61.
13. Volkova E. N., Bezgodova S. A. Psihologicheskaya ekspertiza v kontekste innovacij sovremennogo obrazovaniya: vozmozhnosti i ogranicheniya // Nepreryvnoe obrazovanie v Sankt-Peterburge. - 2019. - № 1 (9). -S. 19-24.
14. Kovalevich N. I., Medichenko L. E. Innovacionnaya obrazovatel'naya deyatel'nost' kakfaktor transformacii tipa kul'tury // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. - 2019. - T. 13. - № 7. -S. 26-29.
15. Kazymova E. R. Innovacionnaya deyatel'nost' v vysshih uchebnyh zavedeniyah: teoriya i praktika // Infor-macionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. - 2019. - № 5 (62). - S. 135-139.
16. Garkusha N. V., Lanec T. N. Innovacionnye formy povysheniya kvalifikacii prepodavatel'skogo sostava vuza //Problemy vysshego obrazovaniya. - 2019. - № 1. - S. 6-9.
17. Timohina A. V. Pozitivnoe vozdejstvie zdorov'esberegayushchih tekhnologij na obuchayushchihsya v processe obucheniya himii //Forum molodyh uchenyh. - 2019. - № 2 (30). - S. 1433-1436.
18. Dzhuraeva S. N. Didakticheskie principy v obrazovanii //Academy. - 2019. - № 6 (45). - S. 95-96.
19. SHaripova N. R., Kuldasheva F. S. Professional'naya orientaciya uchashchihsya v processe obucheniya // Nauchnyj zhurnal. - 2019. - № 6 (40). - S. 103-104.
20. Rodko G. A., Osinceva T. V. Ocenka effektivnosti innovacionnoj deyatel'nostipedagogov liceya v usloviyah vnedreniya professional'nyh standartov // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2019. - № 1 (69). - S. 48-52.
21. Pankova T. V., Maksakova A. E. K voprosu ob innovacionnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov vuzov // Izvestiya Kyrgyzskoj akademii obrazovaniya. - 2019. - T. 2. - № 48. - S. 58-61.
22. Geesje V. D. B. Open education: innovation in leadership and student support // Elity i lidery: strategii formirovaniya v sovremennom universitete Materialy Mezhdunarodnogo kongressa. Pod redakciej A. P. Lune-va, P. L. Karabushchenko. - 2017. - S. 116-118.
23. Drobot P. N., Drobot D. A. Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj proekt programmy erasmus+ «cooperative elearning platform for higher education in industrial innovation (Sephei) » // Prioritety pedagogiki i sovremen-nogo obrazovaniya. Sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor Gulyaev German YUr'evich. - 2018. - S. 111-113.
24. VI International scientific conference «integration, partnership and innovation in construction science and education» (IPICSE-2018) //Elektronnyj resurs. - 2018. - T. 251.