Научная статья на тему 'Внедрение инновационных механизмов привлечения инвестиций при реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства'

Внедрение инновационных механизмов привлечения инвестиций при реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдрахманов Олег Фаритович, Иванова-Якушко Елена Юрьевна

Решения проблем сферы ЖКХ невозможно без внедрения новых методов, механизмов и подходов к финансированию капитальных вложений. Превалирующим методом и способом должен стать лизинг, естественно с учетом отраслевых особенностей и влияния специфических факторов. Целью исследования является обоснование методов развития лизинговых операций в сфере ЖКХ. Методологическая база статьи основана на системном и ресурсно-потенциальном подходах к исследуемому объекту и предмету. Реализация предлагаемых инвестиционных решений будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габдрахманов Олег Фаритович, Иванова-Якушко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных механизмов привлечения инвестиций при реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

16. Стратегии развития Калининградской области. Под ред. А.П. Клемешева, В.А. Мау. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. 472 с.

17. Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. .№866 (с изменениями и дополнениями)// Гарант URL: http://base.garant.ru/1587100/ (Дата обращения 04.01.2015).

18. Федоров Г.М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или «двойная периферия»? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике // Балтийский регион, №2, 2010. С.5-15.

19. ЦБ РФ, Пресс-служба URL: www.cbr.ru (Дата обращения 04.05.2015).

© О.Н.Болычев, 2015

УДК 33

Габдрахманов Олег Фаритович

кандидат экономических наук, заместитель директора по учебно-методической и научной работе Орехово-Зуевского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» г.Орехово-Зуево, Российская Федерация E-mail: Gabdrahmanov@list.ru Иванова-Якушко Елена Юрьевна Директор Орехово-Зуевского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»

г.Орехово-Зуево, Российская Федерация E-mail: April123@yandex.ru

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

Решения проблем сферы ЖКХ невозможно без внедрения новых методов, механизмов и подходов к финансированию капитальных вложений. Превалирующим методом и способом должен стать лизинг, естественно с учетом отраслевых особенностей и влияния специфических факторов.

Целью исследования является обоснование методов развития лизинговых операций в сфере ЖКХ.

Методологическая база статьи основана на системном и ресурсно-потенциальном подходах к исследуемому объекту и предмету.

Реализация предлагаемых инвестиционных решений будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ.

Ключевые слова

Лизинг, сфера жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальные услуги, инновации,

инвестиции, финансирование.

Практика показывает, что инновационные предприятия (в том числе и жилищно-коммунальной направленности) весьма эффективны, количество нововведений на единицу затрат, как правило, в них больше, чем на иных сопоставимых предприятиях.

Финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента широки, что позволяет оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Несмотря на большое количество научных работ в экономической литературе недостаточно проработаны вопросы решения проблемы внедрения, использования и развития инвестиций, конкретно лизинга, в практических отраслях экономики страны. И сфера ЖКХ не является исключением.

Недостаточная разработка механизмов управления, привлечения инвестиций, нехватки финансовых средств в обновлении основных средств определяют значимость и актуальность темы исследования.

Центральной проблемой работы является лизинг, но лизинг не сам по себе, не как изолированное явление, а как инновационный инвестиционный ресурс в системе обновления основных средств жилищно-коммунального сектора.

Анализ доказал кризисное состояние коммунальной системы, обусловленное высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных вариантов решения проблемы снижения издержек на производство тепловой энергии.

Современное финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация программы с государственной поддержкой, реформирования коммунальной теплоэнергетики является той основной базой, в рамках которой возможно систематизировано реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы. Обследования жилищно-коммунального хозяйства показали, что основными причинами снижения экономичности являются: ветхие пути доставки тепловой энергии потребителям и нерациональное их использование, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие современных энергосберегающих технологий и приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания.

Мероприятия по стабилизации ситуации в сфере ЖКУ невозможно осуществить без привлечения инновационных форм инвестирования, в частности лизинга.

Недостаток средств, необходимых для внедрения высокоэффективного котельного, котельно-вспомогательного оборудования и специализированной техники, который отмечается в бюджетах муниципальных образований, делает актуальным внедрение системы лизинга с применением различных методик привлечения финансовых потоков.

Внедрение системы лизинга позволит:

^ внедрить в необходимом количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;

^ внедрить современные информационные технологии, необходимые для оперативной обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;

^ обеспечить предприятия ЖКХ современной специализированной техникой;

^ внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудование, приспособленные для использования наиболее дешевых для каждой территории топливно-энергетических ресурсов в сфере ЖКХ.

По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит и т.д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ:

1. Лизинг дает возможность предприятию арендатору расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

2. Смягчается проблема ограниченности ликвидных средств за счет того, что затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. При этом высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.

3. За счет того, что не привлекается заемный капитал, финансовый менеджмент предприятия может поддерживать оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

4. Так как лизинговые платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию, то тем самым, предприятие-лизингополучатель имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.

5. Ввиду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, предприятие-арендатор имеет большие возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений.

6. Приобретение оборудования по лизингу позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений.

Для лизингополучателя (предприятий сферы ЖКХ) лизинг имеет следующие достоинства:

> позволяет лизингополучателям без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и без получения банковских кредитов в денежной форме быстро приобретать и оперативно внедрять у себя в производстве современную и дорогостоящую технику. Возможность значительно сокращать единовременные первоначальные затраты на приобретение оборудования или обходиться вовсе без таковых позволяет лизингополучателям сохранять ликвидность, устойчивое финансовое положение и поддерживать необходимую рентабельность;

^ если банковский кредит на приобретение оборудования обычно выдается в размере 60-70 % его стоимости, то лизинг обеспечивает 90-100 %-е финансирование, которое не требует немедленного начала выплат платежей;

> относительно простое оформление лизинговых операций по сравнению с оформлением обычных банковских кредитов в основные фонды, так как по лизингу пользователь может получить в аренду технические средства, не предоставляя арендодателю какого-либо залогового, авансового обеспечения или поручительства, что, как правило, необходимо для получения кредитов. Для лизинга это обусловлено тем, что имущество остается собственностью лизингодателя;

^ оперативность решения производственных проблем лизингополучателей, особенно для сезонных и нерегулярных процессов производства. Для крупных предприятий лизинг технических средств зачастую предпочтительнее, чем их приобретение в полную собственность (например, при модернизации и расширении непрофильного для данного предприятия производства, при проведении работ по техническому обновлению, не предусмотренных планом предприятия, и т.п.);

^ параллельность вложений средств и получения доходов от использования предмета лизинга имеет исключительно важное значение для небольших региональных предприятий, размер собственных средств которых невелик. Таким образом, лизинг, являясь для таких клиентов часто единственно возможным способом финансирования, позволяет значительно повысить их конкурентоспособность на рынке, приближая ее к уровню и возможностям крупных компаний;

> уменьшение риска морального износа предмета лизинга, который переносится на лизингодателя в силу того, что оборудование лизингополучателем не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;

> лизинговые платежи отличаются большой гибкостью и обычно устанавливаются с учетом реальных возможностей и особенностей конкретного лизингополучателя;

^ финансирование основных средств производства лизингом никак не ограничивает возможности краткосрочного кредитования лизингополучателя с целью дополнительных закупок сырья и материалов, необходимых при расширении производства;

> лизингополучателю предоставляются экономические выгоды, связанные с налогообложением, поскольку лизинговые платежи включаются в себестоимость его продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга.

Налоговые преимущества финансового лизинга: Так как жилищно-коммунальные хозяйства платят налоги в полном объеме, без каких-либо льгот, актуальны следующие классические и очевидные преимущества применения лизинговых схем финансирования перед прямой покупкой или банковским кредитованием, экономия на налогообложении. Кроме того, лизинг, это один из немногих вариантов законного снижения налогооблагаемой базы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Специфическими причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах [2], являются:

S во-первых, отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений;

S во-вторых, слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, так как достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка, таких как отрасль ЖКХ;

S в-третьих, «фиктивный» лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных финансово-промышленных групп и в большей мере служат целям минимизации налогов;

S в-четвертых, недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций.

Финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента широки, что позволяет оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы.

Для гарантии возврата ссуды и своевременного погашения процентов по кредиту необходимо со стороны государственной власти, прежде всего Федеральной в лице Правительства, создать фонд финансирования Лизинговых программ для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Который бы полностью или частично участвовал в проектах и гарантировал лизинговым компаниям своевременный возврат кредита.

Речь идет о лизинге, как кредита на возвратной и платной основе, государственная власть тем самым смогла бы увеличить свои резервы, обновить технологический парк системы ЖКХ, оживить как сферу производства техники необходимой для коммунального - хозяйства, так и исследования в области развития новых технологий, снять социальную напряженность и т.д.

Справедливой ценой капитала можно считать сумму равную ставке рефинансирования Центрального банка + 2-4% в зависимости от предоставленного проекта, его технического и экономического обоснования. На текущий день ставка рефинансирования составляет - 8,25 % [3], т.е. ставка по лизингу должна составлять не более 10,25-12,25%.

В систему реформирования отрасли следует привлечь специалистов и лизинговые компании долго работающих в данном сегменте рынка и имеющих безупречную репутацию.

Примеры успешного внедрения лизинга в ЖКХ в различных регионах России, и анализ фактических специфических трудностей в их реализации позволяют сделать вывод о целесообразности применения инновационных методов инвестирования основанных на лизинговых операциях.

Реализация предлагаемых инновационных инвестиционных решений на основе лизинга будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, и, как следствие, общей эффективности управления жилищно-коммунальной сферы в целом по России, что, в свою очередь, благоприятно отразится на производстве оборудования смежных отраслей.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Финансы и кредит» №17(185) - Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Инновации как фактор экономического роста стр. 56-62, М.: ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит», 2013 июнь.

2. Журнал «Финансы и кредит» №14 (182) - Валитов Ш.М., Кириченко Е.Г. Лизинг как инструмент расширения возможностей реального сектора экономики, М.: ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит», 2014 май.

3. http://www.cbr.ru/DKP/print.aspx?file=standart_system/rates_table_15.htm&pid=dkp&sid=ITM_49976

© О.Ф. Габдрахманов, Е.Ю. Иванова-Якушко, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 332.146.2

Гафиуллина Лилия Фаритовна

канд. экон. наук., доцент КазГУКИ, г. Казань, РФ

E-mail: gafiullina@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК

ГАРАНТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены результаты реализации современной модели образования в Российской Федерации на примере Республики Татарстан до 2020 года. Без внедрения новых моделей управления системой образования невозможно обеспечить конкурентоспособность государства.

Ключевые слова

Региональные аспекты системы образования, конкурентоспособность, потенциал, модель управления,

приоритетный национальный проект.

Республика Татарстан — регион с мощным образовательным и научным потенциалом. Это подтверждается, во-первых, увеличением рождаемости населения на 4,5% за период 2004-2014 гг., следовательно, ростом ее прироста на 5,9% за этот же период [6]. Во-вторых, наличие в Республике Татарстан значительного научно-технического и производственного потенциала, создающий спрос на квалифицированных специалистов и руководящих кадров мирового уровня, эффективных организационных структур по управлению разработкой и реализацией комплексных программ и инновационных проектов национального масштаба, активной научно-образовательной и учебно-методической инфраструктуры отраслевых вузов по приоритетным направлениям развития Российской Федерации, способных обеспечить результативное развитие системы непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда в соответствии с мировыми стандартами не только Республики Татарстан, но и других регионов Российской Федерации.

По результатам реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 20062007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом (в ноябре 2007 года отмечают, что ситуация в системе образования улучшается, 17,2% опрошенных, в ноябре 2006 года - 11,5%), которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО до начала их осуществления. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 1,5 млн. человек - учеников, студентов, учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений.

ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом более чем в три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования. Все законопроекты, подготовленные и принятые в 2007 году, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования [3,79-81].

В результате Республика Татарстан является одним из пилотных регионов Российской Федерации по разработке и реализации комплексных проектов непрерывного профессионального образования в Российской Федерации, обеспечивающих реализацию полного жизненного цикла проектного управления от стадии подготовки и переподготовки кадров, разработки и реализации инновационных проектов до создания промышленного производства [5].

Для эффективной реализации научно-образовательных программ, инновационных проектов развития научно-образовательного комплекса мирового уровня Правительство Республики Татарстан содействует формированию информационной, учебно-методической базы и инфраструктуры региональной сети исследовательских университетов, в том числе поддерживает создание международной Высшей технологической школы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов и управленческих кадров государственного и корпоративного управления, управления научно-образовательными комплексами мирового уровня на основе интеллектуальных интегрированных информационных технологий в интересах перехода к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.