Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадуллова А.Н.

В работе рассматривается структура рынка сельского хозяйства Республики Татарстан, поднимаются основные проблемы развития сельского хозяйства и вопросы развития инновационных процессов, повышающих эффективность функционирования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

организации и профессиональное сообщество в регионе.

Соотнесение типов организационной культуры, доминирующих в различных учреждениях социальной защиты населения, с выявленными в ходе кластерного анализа моделями профессионально-идентификационного поведения, позволило выявить следующие закономерности. В наибольшей степени социально-профессиональной идентификации работников института социальной защиты населения способствует доминирование в социальном учреждении адхократического типа организационной культуры, характерного для центров социальной помощи семье и детям, комплексных центров социального обслуживания и социально-реабилитационных центров различной направленности. Доминирование в социальном учреждении рыночной культуры также влияет на повышение уровня социально-профессиональной идентификации работников социальных учреждений. Превалирование кланового и иерархического типов организационных культур в социальном учреждении не способствует повышению уровня социально-профессиональной идентификации их работников.

В большинстве учреждений социальной защиты населения республики Дагестан доминируют клановая и иерархическая организационные культуры, что не способствует современным вызовам времени, социально-экономическим реалиям и ориентирам социальной политики государства. Для того, чтобы социальная работа как область профессиональной деятельности стала более престижной и статусной в социально-профессиональной структуре общества, необходимо стремление к формированию в большинстве учреждений социальной защиты населения адхократического и рыночного типов организационной культуры.

Ахмадуллова А. Н. студент, гр. 14.1-415 Казанский федеральный университет

Россия, г. Казань Рудалева И.А. научный руководитель, доцент кафедра экономической теории Институт управления, экономики и финансов Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Казань

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В работе рассматривается структура рынка сельского хозяйства Республики Татарстан, поднимаются основные проблемы развития сельского хозяйства и вопросы развития инновационных процессов, повышающих эффективность функционирования рынка.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Республика Татарстан, агропромышленный комплекс, проблемы развития, инновации, повышение

эффективности

Главной задачей развития сельского хозяйства России, в том числе и Республики Татарстан, является повышение эффективности сельскохозяйственного производства, достижение которой возможно за счет внедрения инновационных технологий в агропромышленный комплекс.

Для развития инновационных процессов в сельском хозяйстве наиболее актуальными являются вопросы ускоренного освоения и внедрения научных достижений и технологий в сельскохозяйственное производство, а также поиск и решение проблем, препятствующих реализации инновационных проектов.

Существует необходимость в разработке стратегии внедрения новшеств научно-технического прогресса, направленных на ресурсосбережение производства, экологическую безопасность процесса, повышение качества производимой продукции и одновременное снижение издержек, что позволит повысить конкурентоспособность производимой продукции и приведет к общеэкономическому росту в регионе.

Сфере сельскохозяйственного производства в большей степени присущи процессные инновации, то есть создание новых или значительное усовершенствование уже имеющихся предметов и средств труда. В аграрном секторе разработка новшеств и их внедрение связана преимущественно с новыми сортами растений, выведением новых пород животных, новой техникой, новыми ресурсосберегающими технологиями, применение которых, как правило, влияет на изменение характерных свойств производимой сельскохозяйственной продукции.

Ученые-теоретики в своих работах рассматривают теоретические аспекты проблем, в то время как вопросы практического применения инноваций в производство аграрного сектора и по сей день недостаточно изучены и зачастую не находят применения.

Проблемам инновационной деятельности в развитии сельского хозяйства посвятили свои научные труды многие отечественные исследователи, такие как: Р.Х.Миннегалиев (Заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Татарстан), Р.Н.Минниханов (Президент Республики Татарстан, доктор экономических наук), Д.И.Файзрахманов (Доктор экономических наук, Ректор Казанской государственной сельскохозяйственной академии) и многие другие.

Республика Татарстан является одним из наиболее важных сельскохозяйственных регионов России. Республика занимает второе место после Краснодарского края. 3,8% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации располагается именно в этом регионе и занимают 65% Территории Республики Татарстан, что составляет порядка 4,4 млн га земель. На территории республики производится около 3,4% сельхоз продукции РФ, 10% населения работают в сельскохозяйственном секторе, 3,3 млн га земель - это возделываемые земли, пашни, остальные 1,1 млн га - кормовые площади (пастбища и сенокосы).

В отрасли функционируют как государственные, так и частные сельхоз предприятия, в их число входят 1800 больших, средних и малых предприятий. Более полвины сельхозпродукции производится за счет малых форм - фермерских и личных подсобных хозяйств. Республика Татарстан специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля и овощей, а также на производстве молока, мяса и яиц.

Острейшей проблемой сельского хозяйства на протяжении длительного периода остается его тяжелое финансовое положение. Отсутствие регулярно необходимых денежных поступлений приводит к изнашиванию большей части основных средств сельхозпредприятий (около 70 %) и значительному сокращению закупок новой техники и оборудования, без которого предприятию сложно поддерживать былую производительность.

Сельское хозяйство Республики Татарстан обладает невероятным потенциалом, который может быть развит с помощью усовершенствования методов производства, механизации и автоматизации контроля и управления производственным процессом. Именно поэтому регион является идеальным рынком сбыта самой современной сельскохозяйственной техники, средств производства и инновационных решений.

В Республике Татарстан ситуация в инновационной сфере характеризуется следующими показателями: доля инновационно-активных предприятий среди всех предприятий РТ составляет 18,1%. В то время как в целом по России этот показатель равен 9,3%.

В настоящее время в Республике реализуется ряд федеральных и местных программ по развитию сельского хозяйства. Заинтересованность в применяемых методах должна проявляться как со стороны сельхозпроизводителей, так и со стороны научных работников. На рынке должны активно фигурировать научные разработки, нуждающиеся в практической реализации и опытных испытаниях. Одновременно с этим должен присутствовать и спрос на инновации, подкрепленный материальной поддержкой со стороны государства или частных компаний.

На территории Республики Татарстан реализуется долгосрочная целевая программа «Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011-2015 годы», которая за годы существования уже успела привлечь к себе немалое внимание. Аграрным молодежным объединением РТ совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ ежегодно на протяжении пяти лет проводился конкурс с целью выявления перспективных инновационных проектов, решений, технологий, применение которых могло бы способствовать развитию агропромышленного комплекса.

Татарстан является одним из передовых регионов РФ по развитию инвестиционной деятельности в аграрном секторе. Министерство экономики Татарстана осуществляет финансовую поддержку фермеров на приобретение сельскохозяйственной техники: до 3 млн рублей на одно предприятие. Вложение инвесторами значительных средств в сельскохозяйственное

производство обеспечивает существенное повышение эффективности производства. Например, анализируя данную таблицу, мы можем пронаблюдать рост урожайности зерновых культур и увеличение годового надоя молока с приходом инвесторов в различные районы республики.

Урожайность зерновых культур Годовой надой молока от одной

на 1 га земли, центнер коровы, кг

2002 г. 2005 г. 2002 г. 2005 г.

Алексеевский 24,4 31,6 2021 5116

район

Верхнеуслонский 23,9 28,2 2250 5368

район

Зеленодольский 25,9 35,3 2380 3662

район

Наряду с резким ухудшением технической оснащенности важно заметить так же и снижение уровня внесения удобрений и применения химических средств защиты растений в сельскохозяйственных предприятиях.

Если сравнивать уровень внесения удобрений в России, допустим, со странами Евросоюза, то у нас, по оценке министерства сельского хозяйства РФ, удобряют почвы в 20 раз хуже, чем в Европе. Это крайне отрицательно сказывается на плодородии почв, приводит к истощению главного российского ресурса - земель и к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан осуществляет сопровождение двух крупных проектов турецких инвесторов, которые в полной мере поддерживаются Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

Один из проектов заключается в создании специализированной организованной тепличной зоны и производстве композитных труб, ход работы на этим проектом был обсужден 18 августа 2015 года между представителями России и Турции.

Инвестиционный проект по созданию в Татарстане крупного тепличного комплекса по выращиванию сельскохозяйственной продукции по передовым технологиям является общероссийским. Площадь тепличного хозяйства, которое будет включать в себя экологическую парниковую систему, лабораторию и логистический центр, составит 1250 гектаров, на которых будет задействовано 10 тысяч человек. В планах поэтапное наращивание мощностей на протяжении 7 лет. Заявленный объем инвестиций - 2, 3 миллиарда долларов. Этот проект не может не повлиять на положительную динамику развития экономики Татарстана и России в целом.

Уникальность предлагаемой инвесторами технологии заключается в ускоренном процессе выращивания продуктов за счет использования экологичных материалов и значительном сокращении издержек. 20 тысяч помидоров удается вырастить из 1 семени - в течение 180 дней; всего 6 литров воды требуется для полива 1 кг помидор, в то время как для того же

самого процесса в обычной теплице потребуется 150 литров.

Проект основывается на абсолютном импортозамещении, который позволит гражданам получить больше экологически чистых и более дешевых овощей и фруктов и создаст тысячи новых рабочих мест.

Некоторые хозяйства Татарстана преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Но до большинства хозяйств российской «глубинки» современные технологии еще не дошли, и востребованность научных достижений остается на низком уровне.

Следует заметить, что устойчивое земледелие является основой для эффективного развития животноводства. Главное преимущество Татарстана заключается в региональных инициативах и программах поддержки сельского хозяйства, в том числе мелких хозяйств.

Согласно целевой федеральной программе «Начинающий фермер» в Республике Татарстан была реализована программа «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы». Министерство сельского хозяйства РФ заявило о продолжении этой программы в 2015-2017 годах в связи с его успешной реализацией. Финансирование данной программы осуществляется из федерального бюджета, она направлена на предоставление помощи для развития молодых сельских специалистов в этой области, а также для открытия ими собственного дела.

Основой устойчивого развития сельского хозяйства Татарстана является - высокий уровень финансовой и организационной поддержки. Это в первую очередь проявляется за счет таких факторов, как:

- ответственное отношение власти к сельскому хозяйству. На его поддержку выделяется порядка 10% республиканского бюджета;

- инновационные технологии и повышенная роль крупных модернизированных агрохолдингов. Более 70% площадей обрабатываются и засеваются по ресурсосберегающим технологиям, 15% посевных площадей засевается элитными семенами, 24% поголовья скота - это племенное, доля застрахованных посевных площадей - 45,8%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационные разработки в сельском хозяйстве:

- во-первых, способствуют увеличению производительности, улучшению качества производимой продукции, росту предприятий, стимулированию конкурентоспособности отрасли, сокращению сроков окупаемости вложенных капиталов и повышению их доходности;

- во-вторых, интеграция науки в производство способствует расширению научно-технической базы и притоку молодых умов в престижный развивающийся аграрный сектор;

- в-третьих, результаты деятельности передовых предприятий области, применяющих инновации, положительно влияют на снижение экологической нагрузки, позволяют обеспечить импортозамещение и

продовольственную безопасность, что в свою очередь повышает инвестиционную привлекательность регионов.

Важным условием эффективного функционирования сельского хозяйства является совершенствование экономических отношений, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также развитие его инфраструктуры. В этом проявляется немаловажная роль государства, которое призвано предупреждать и исправлять ошибки рынка всеми доступными ему экономическими инструментами.

На новый уровень следовало бы вывести и реализацию таких задач аграрно-экономической науки, как:

1. Разработка «Программы развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан до 2020 года».

2. Реализация программы «Поддержка малых форм хозяйствования», подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

3. Программа «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

4. Программа «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

5. Научное исследование ниженазванных проблем:

• Повышение качества трудовых ресурсов, организации научного и кадрового обеспечения отрасли;

• разработка стратегии государственной экономической политики по устойчивому развитию сельского хозяйства;

• рациональное использование производственного потенциала и осуществления ресурсосбережения в аграрной сфере;

• экономическое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, контроль механизма перехода земли от неэффективных предприятий к эффективным, методы осуществления;

• преодоление деградации технического потенциала сельского хозяйства, ускорение научно-технического прогресса;

• совершенствование инновационной деятельности и повышения ее эффективности в аграрной сфере, внедрение новых информационных технологий в управление АПК;

Реализация этих программ позволит вывести экономику региона и страны на совершенно новый уровень. Научное обеспечение оптимального решения названых и других задач положительно скажется на состоянии развития аграрного производства в Республике Татарстан и в России и будет способствовать повышению эффективности функционирования не только всех сфер агропромышленного комплекса, но и всего хозяйственного комплекса республики и страны в целом.

Использованные источники: 1. agro.tatarstan.ru - официальный сайт министерства сельского хозяйства и

продовольствия Республики Татарстан

2. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. Под ред. проф. Файзрахманова Д.И. доц. Биктимирова У.А. / Якушкин Н.М., Васильев В.П., Минниханов Р.Н. Казань: Издат-во КГСХА, 1997г.

3. Вестник экономики, права и социологии, №2, 2007 г.

4. Инновационная деятельность в АПК: проблемы и перспективы / Валиева Г.Р., Файзрахманов Д.И. // Нива Татарстана. 2003 -№ 5-6. - С. 31-32.

5. Особенности инновационных процессов в АПК / Валиева Г.Р. // Аграрно-экономическая наука сельскохозяйственному производству: Материалы юбилейной научной конференции. - Казань: Изд-во КГСХА, 2003.-С. 197199.

Багова О.И., к.э.н. старший преподаватель кафедра «Финансы предприятий и инвестиции» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет

Россия, г. Нальчик ИННОВАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ Статья посвящена вопросам инновационной безопасности как компонента экономической безопасности региона. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации речь идет о технологической безопасности, в рамках этой Стратегии основная задача Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» на 2014-2020 годы - повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей; создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инновационная безопасность региона, государственная программа, агропромышленный комплекс, объем финансирования.

The article is devoted to innovative security as a component of economic security in the region. The main task of the State program of Kabardino-Balkarian Republic "Technical and technological modernization, innovative development" for 2014-2020 is to increase the innovative activity of agricultural producers; creation of infrastructure for biotechnology development in agriculture.

Keywords: economic security, innovative security of the region, state program, agriculture, amount of funding.

Известно, что надежная и эффективная система экономической безопасности и ее важнейшая составляющая - инновационная безопасность -является гарантом суверенитета и независимости страны и ее регионов, защиты национальных интересов в условиях внутренних и внешних угроз, возрастающей динамичности и неопределенности внешней среды и действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.