‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
Пути решения проблем развития сельского хозяйства
Республики Татарстан
Файзрахманов Д.И.
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент АН РТ, ректор Казанского государственного аграрного университета
Захаров В.П.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики сельского хозяйства Казанского государственного аграрного университета
Дается оценка состояния аграрного сектора Республики Татарстан, вскрываются резервы его развития в новых условиях хозяйствования, обосновываются возможные направления их решения. Особое внимание обращается на повышение роли аграрно-экономической науки и инноваций в развитии АПК, определяются приоритетные направления инновационной деятельности в сельском хозяйстве республики, рекомендуются меры по их реализации.
Главной проблемой развития сельского хозяйства России, в том числе и Республики Татарстан, успешное решение которой откроет возможность вывода аграрного сектора экономики из кризисной ситуации и обеспечения устойчивых темпов его экономического роста, является повышение эффективности сельскохозяйственного производства. В этой связи исключительно важное значение имеет научное обоснование путей выхода сельского хозяйства из кризиса, основанное на анализе сложившегося положения и тенденций развития аграрной сферы.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что за последние годы наблюдается положительная динамика объемов производства валовой сельскохозяйственной продукции как в целом по Российской Федерации, так и в Республике Татарстан. Причем темпы и уровень развития отраслей сельского хозяйства в Татарстане значительно выше, чем в сред-
нем по Российской Федерации. Это наглядно подтверждается повышением удельного веса РТ в общем объеме производства сельхозпродукции в РФ. Если в 1990 году Республика Татарстан производила 2,9% от общего объема производства валовой сельскохозяйственной продукции Российской Федерации, то в 2000 году - 4%, а в 2005 - более 4,3%, занимая при этом 2,3% площади сельхозугодий.
В 2005 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в Республике Татарстан составил 105,5% к уровню 2004 года, в то время как в целом по Российской Федерации он равнялся 102,4%. Все это свидетельствует о более высоком уровне развития сельского хозяйства в Республике Татарстан по сравнению со многими другими регионами Российской Федерации. Тем не менее, это не должно служить поводом для самоуспокоения. Детальный анализ показывает, что положение дел с разви-
33
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
тием сельского хозяйства не только в целом по Российской Федерации, но и в Республике Татарстан остается сложным.
Наблюдается тенденция снижения удельного веса сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан. Если в 1990 году удельный вес сельского хозяйства в экономике России составлял 16,4%, то в 1995году-7,0%, а в 2005году - всего лишь 5,5% . Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте Татарстана несколько выше, но также остается невысокой и резко снижается за указанный период (с 18,0% в 1990 году до 8,1% в 2005).
Остается крайне сложной социально-экономическая ситуация на селе. По данным опроса, проведенного Центром всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села, среди наиболее важных проблем современной деревни отмечаются, прежде всего, рост алкоголизма - 56,6% к числу опрошенных, бедность (44,2%), безработица (43,8%) и тяжелый физический труд (33,7%) [2, С. 27]. В числе главных причин бедности на селе называются низкая оплата труда, задержки ее выплаты из-за большого диспаритета цен на технику, горючее и др. и сельскохозяйственную продукцию (90,2%), развал сельскохозяйственных предприятий и сокращение рабочих мест (74,7%) [2]. Существенно ухудшилось за последние 15 лет состояние социальной инфраструктуры села.
Произошло резкое сокращение не только численности объектов социальной сферы, но и ввод в действие важнейших производственных мощностей в отраслях АПК. Достаточно сказать, что, например, ввод в действие животноводческих помещений для крупного рогатого скота в Российской Федерации в 2005 году по числу скотомест сократился по сравнению с 1990 годом более чем в 29 раз, свиноводческих - в 13,5 раза, овцеводческих - в 49,8 раза.
Особую тревогу вызывает снижение обеспеченности сельскохозяйственных предприятий основными видами техники. Тракторный парк в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации за 1990-2005 годы сократился в 2,7 раза, число зерноуборочных комбайнов уменьшилось в 2,6 раза, кормоубо -
рочных - более чем в 3 раза, картофелеуборочных - в 6,5 раза. В Республике Татарстан сокращение названых видов сельскохозяйственной техники хотя и было гораздо меньшим, но остается весьма значительным.
Наряду с резким ухудшением технической оснащенности особо следует отметить снижение уровня внесения удобрений и применения химических средств защиты растений в сельскохозяйственных предприятиях по сравнению с дореформенным периодом. В целом по Российской Федерации уровень внесения минеральных удобрений в действующем веществе в расчете на 1 га посевов за 1990-2005 годы снизился в 3,7 раза, органических - в 4,4 раза. Удельный вес удобренной площади во всех посевных площадях сельскохозяйственных культур за 15 лет снизился соответственно в 2 раза по минеральным удобрениям и в 2,3 раза по органическим.
В Республике Татарстан внесение удобрений за изучаемый период характеризуется гораздо более высокими показателями. Тем не менее, их снижение за 1990-2005 годы является весьма существенным, особенно внесение органических удобрений (в 3,3 раза по уровню и в 3,4 раза по удобренным площадям).
Если сравнивать уровень внесения удобрений в России, допустим, со странами Евросоюза, то у нас, по оценке Министра сельского хозяйства РФ А. Гордеева, удобряют почвы в 20 раз хуже, чем в Европе. Это крайне отрицательно сказывается на плодородии почв, приводит к истощению главного российского ресурса - земель и к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.
Наряду с вышеизложенным следует отметить неоправданно высокий рост цен на материально-технические ресурсы, особенно на горюче-смазочные материалы, поставляемые селу, что в конечном счете обусловливает рост себестоимости и существенное изменение структуры затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Удельный вес материальных затрат в структуре себестоимости продукции сельского хозяйства в сельхозпредприятиях Российской Федерации и Республики Татарстан за анализируемые 15 лет повысился и составил соответственно 56% и 75,2%.
34
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
Между тем, проблемы развития сельского хозяйства далеко не ограничиваются только ростом цен на горюче-смазочные материалы и другие поставляемые селу ресурсы.
Как отмечалось на Втором Всероссийском конгрессе экономистов-аграриев [3], причин здесь много:
во-первых, при переходе к рынку, в результате непродуманной аграрной политики было допущено резкое снижение эффективности использования ресурсного потенциала: земли, производственных фондов и трудовых ресурсов;
во-вторых, из-за слабой поддержки государством аграрного сектора в сельском хозяйстве сложились неблагоприятные макроэкономические условия. Так, уровень поддержки сельского хозяйства в странах ЕС в среднем за 2000-2003 гг. составил 298 дол/га, в США-324, Японии - 473, в то время как в России - около 10 дол/га, в Республике Татарстан - около 50 дол/га. Не случайно, ведущие страны мира поддерживают очень высокий уровень самообеспечения: США и Франция - более 100%, Германия - 93%. Для России же уровень продовольственной зависимости составляет около 30%. В Японии проводится политика жестких ограничений на ввоз продовольствия. Например, полностью запрещен импорт риса и это несмотря на то, что цены на этот продукт внутри страны превышают в 6-8 раз мировые;
в-третьих, в результате предыдущих причин произошло вытеснение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей с внутреннего рынка продовольствия. Значительная часть хозяйств обанкротилась, что привело к потере рабочих мест. Это резко ухудшило общую социальноэкономическую ситуацию на селе. Исследования показали, что для вывода АПК страны и ее регионов на должный уровень экономического роста необходима стратегическая программа его развития. К сожалению, принятый приоритетный национальный проект «Развитие АПК» рассчитан только на 2 года. Он включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животно-
водства», «Развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе». Поскольку решение вышеперечисленных проблем имеет долговременный характер, стратегические программы должны быть рассчитаны на более длительный период.
Решение указанных и связанных с ними других проблем развития АПК должно опираться на данные науки, на использование достижений научно-технического прогресса.
Мировой опыт свидетельствует о том, что благодаря научно-техническому прогрессу экономика ведущих стран становится более интеллектуально насыщенной и менее сырьевой. Так, семь ведущих стран мира, входящих в клуб «G-7», к 1993 году обладали 80,4% мировой компьютерной техники, обеспечивали 90,5% объемов высокотехнологического производства и контролировали 87% из 3,9 млн. патентов, зарегистрированных в мире. Валовой внутренний продукт в 2004 году в США составил почти 36 тыс. долл. на душу населения, рост которого на 95% обеспечивался наукой, образованием и наукоемкими технологиями. Для сравнения показатель ВВП на душу населения в России лишь немного превышает 8 тыс. долл. Доля составляющих научно-технического прогресса в валовом внутреннем продукте не превышает 10%, а по Республике Татарстан 13%.
В стране накоплен определенный опыт эффективного применения научно-технических разработок в сельском хозяйстве. Так, в Белгородской области в птицеводстве добились самых высоких в России показателей за счет использования лучших отечественных и мировых научных разработок, подготовки высококвалифицированных кадров, создания эффективной системы управления инновационными процессами.
В растениеводстве, как показывают расчеты, при нулевой обработке почвы себестоимость 1ц зерна на 20% меньше, чем при ее возделывании по традиционной технологии, расход топлива и затраты труда при этом соответственно в 2 и 1,6 ниже.
Другим важным направлением эффективного развития АПК, как отметил Президент республики М.Ш. Шаймиев в своем ежегодном
35
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
послании, является развитие интеграционных процессов на основе кластерного подхода. По оценкам специалистов почти 10% посевных площадей России и более 40% в Республике Татарстан сконцентрированы в формированиях агрохолдингового типа. Этот процесс является прогрессивным, поскольку в аграрный сектор привлекаются дополнительные инвестиции, осваиваются новые технологии и современная техника.
Республика Татарстан является одним из передовых регионов РФ по развитию инвестиционной деятельности в аграрном секторе. Вложение инвесторами значительных средств в сельскохозяйственное производство обеспечивает существенное повышение эффективности. Например, с приходом инвесторов в Алькеевском районе урожайность зерновых культур повысилась с 24,4 (2002 г.) до 31,6 центнеров с 1га (2005 г.), в Верхнеуслонском соответственно - с 23,9 до 28,2, в Зеленодольском - с 25,9 до 35,3ц. Годовой надой молока от одной коровы за указанный период в Аль-кеевском районе повысился с 2021 до 5116 кг., в Верхнеуслонском - с 2250 до 5368, в Зеленодольском - с 2380 до 3662 кг.
Вместе с тем, нельзя не отметить и ряд негативных моментов, которые могут возникнуть при чрезмерной концентрации производства в ограниченном числе объединений. Необоснованное увеличение размеров таких объединений приводит к монополизму в аграрном секторе, а порой и к ухудшению использования земельных угодий. На наш взгляд, необходимо глубоко проанализировать происходящие процессы с тем, чтобы не допустить социальной напряженности в деревне. Выход в решении этого вопроса видится в опережающем развитии кооперационных связей, охватывающих не только малое предпринимательство, как предусматривается в приоритетном Национальном проекте, но и средние, а также крупные кооперативные формирования, которые должны стать альтернативой монополизации производства и рынка крупнейшими агропромышленными и финансовыми структурами. В этих целях следовало бы использовать не только опыт дореволюционной России в области кооперации, но и достижения современного агропромышленного
производства других стран мира. Особенно интересным в этом отношении представляется опыт Китая.
Буквально с первых шагов осуществления аграрной реформы в Китае были созданы условия для стимулирования ремесленных промыслов, подсобных промышленных производств и перерабатывающих предприятий. Интеграционные процессы сельского хозяйства и промышленной деятельности на селе, объединение промышленных и торговых предприятий с сельскохозяйственным производством в составе кооперативов и госхозов позволили ускорить решение многих проблем в ходе аграрной реформы.
Во-первых, был найден мощный источник для финансирования сельскохозяйственного производства. Значительные средства от промышленной деятельности стали вкладываться в развитие земледелия и животноводства, а также в решение социальных проблем села.
Во-вторых, продукция агропромышленных производств насытила рынок инвентарем, оборудованием и товарами народного потребления.
В-третьих, сельская территориальная промышленная деятельность позволила занять свободную часть населения, свести к минимуму его миграцию в города. Это дало возможность более чем вдвое снизить уровень безработицы.
Успешное решение указанных вопросов подтверждается высокими результатами хозяйственной деятельности многих кооперативов Китая. Этим во многом объясняются и необычно высокие темпы роста аграрного производства в КНР. России, в том числе и Республике Татарстан можно было бы многое перенять из положительного опыта развития АПК Китая.
Важным условием эффективного функционирования сельского хозяйства является совершенствование экономических отношений, как на внутреннем, так и на внешнем агропродовольственном рынке, а также развитие его инфраструктуры.
Стихийный характер рыночных отношений в России часто приводит к негативным пос-
36
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
ледствиям. Роль государства - предупреждать и исправлять ошибки рынка всем арсеналом доступных ему экономических инструментов.
Формирование внутреннего рынка в стране, думается, должно учитывать те последствия, которые могут иметь место при вступлении России в ВТО. Они, прежде всего, отразятся на сельхозтоваропроизводителе, поскольку в настоящее время Российская Федерация является крайне беззащитной в этом отношении.
По мнению ряда отечественных ученых, потери агарного сектора экономики страны в первый же год вступления в ВТО могут достичь 4 млрд. долл. Эти расчеты основываются на оценке экспертов Всемирного банка, которые отмечают, что объемы производства в сельском хозяйстве России могут снизиться на 3%, экспорта сельхозпродукции - на 6%, численность рабочей силы - на 3%, импорт возрастет на 11%.
Тревожные оценки даются специалистами и по пищевой промышленности: снижение объемов производства на 14%, экспорта -на 8%, численности рабочей силы - на 15%, увеличение импорта на 38%.
Таким образом, аграрный сектор ожидает резкое увеличение импорта, дальнейшее сокращение собственного производства и рост безработицы. Все это крайне отрицательно скажется на состоянии сельского хозяйства страны в целом и ее регионов, существенно сузит возможности обеспечения ускоренных темпов роста аграрного производства.
Обращая особое внимание на возможное усугубление существующих проблем при вступлении России в ВТО, необходимо подчеркнуть, что агропромышленный комплекс имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы своего развития. Страна может не только обеспечить себя качественным продовольствием, но и поставлять конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. Но для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса и компетентные кадры.
И многое здесь зависит от государственной политики, от состояния аграрной науки и образования, от реализации возможностей
их влияния на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. В современных условиях нужны новые формы развития инновационной деятельности, которые объединили бы в единое целое научные исследования, образование и внедрение новшеств в производство.
В свете вышеизложенного особо важным представляется проведение структурной реорганизации научно-технического потенциала АПК Республики Татарстан на основе создания аграрного научно-образовательно-производственного кластера. Создание такого комплекса позволило бы сконцентрировать силы ученых и финансовые средства различных инвесторов для осуществления инноваций в АПК, оказывать консультативную помощь сельхозтоваропроизводителям, создавать
в районах «точки роста» для работы в новых экономических условиях и активно влиять на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
На новый уровень следовало бы вывести и реализацию задач аграрно-экономической науки в решении проблем развития агропромышленного комплекса, наиболее важными среди которых на ближайшие годы являются:
1. Разработка «Программы развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан до 2015 года».
2. Экономическое обоснование и новое издание «Системы ведения агропромышленного производства Республики Татарстан».
3. Научное исследование ниженазванных проблем:
- совершенствования рыночных преобразований в аграрном секторе АПК, организации его научного и кадрового обеспечения;
- разработки стратегии государственной экономической политики по устойчивому развитию сельского хозяйства;
- решения проблемы межотраслевого диспаритета цен в целях выравнивания доходов партнеров АПК в направлении резкого повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта агропромышленного производства;
37
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
- формирования и развития аграрного рынка и рыночной инфраструктуры;
- организационно-экономического механизма развития АПК в условиях многоукладной экономики;
- рационального использования производственного потенциала и осуществления ресурсосбережения в аграрной сфере;
- экономического регулирования земельных отношений и прежде всего рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, механизма перехода земли от неэффективных предприятий к эффективным, ее аренды и т.п.;
- методики проведения нового тура земельно-оценочных работ;
- выявления и объективной оценки наиболее эффективных организационно-правовых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
- финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий с тем, чтобы обеспечить большинству из них возможность перехода от экономики выживания к бизнесу, превращения в жизнеспособные, рыноч-но ориентированные производственные структуры;
- преодоления деградации технического потенциала сельского хозяйства, возрождения машиностроительного комплекса, возможностей ускорения научно-технического прогресса, совершенствования инновационной деятельности и повышения ее эффективности в аграрной сфере;
- развития информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей, внедрения новых информационных технологий в управление АПК;
- рыночной интеграции крестьянских (фермерских) хозяйств и подворий на основе развития вертикальных и горизонтальных кооперативных отношений;
- совершенствования материального стимулирования сельскохозяйственного труда и внутрихозяйственных производственных отношений на предприятиях АПК. Научное обеспечение оптимального решения названых и других задач положитель-
но скажется на состоянии развития аграрного производства в Республике Татарстан и будет способствовать повышению эффективности функционирования не только всех сфер АПК, но и всего хозяйственного комплекса республики.
Успешное решение задач развития сельского хозяйства и всего АПК неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности, которая выступает необходимым условием повышения эффективности производства во всех отраслях и сферах экономики. Инновации как один из инструментов структурной политики приобретают все большую значимость для повышения конкурентоспособности предприятий, обеспечения их ускоренного и устойчивого развития.
Изучение условий развития инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Республики Татарстан выявило необходимость государственной поддержки в решении этих вопросов. В качестве положительного фактора в этом отношении можно отметить принятие республиканской программы развития инновационной деятельности на 2004-2010 годы. Вместе с тем, составляющие элементы содержания этой программы, как и практика организации инновационной деятельности в аграрном секторе Республики Татарстан, нуждаются в существенном совершенствовании.
Исследование этого вопроса на материалах сельскохозяйственных предприятий РТ показало, что наиболее важными направлениями инвестиционной и инновационной деятельности в сельском хозяйстве республики на перспективу являются:
1. Повышение качественного уровня технологии на основе применения новых высокоэффективных удобрений и высококачественного сортового семенного материала в растениеводстве;
2. Обеспечение роста плотности животноводства, применение высококачественных кормов и инновационных систем кормления и содержания животных;
3. Применение прогрессивных систем оплаты труда работников сельского хозяйства, укрепление принципа материальной заинтересованности;
38
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
4. Модернизация и повышение уровня обеспеченности хозяйств современной высококачественной сельскохозяйственной техникой;
5. Создание и развитие потенциально конкурентоспособного, в том числе экспортоориентированного производства.
Проведенная оценка организационноэкономических мероприятий по внедрению инноваций в сельском хозяйстве на уровне отдельно взятых сельскохозяйственных предприятий свидетельствует, что реализация даже некоторых из них может обеспечить существенное повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Например, в ООО «Соя Кулаево» Пестречин-ского района республики расчетный годовой экономический эффект от внедрения разработанных инновационных мероприятий оценивается увеличением суммы прибыли почти в 2,5 раза или более чем на 3 млн. руб. [5].
Вместе с тем, для обеспечения высокой эффективности инноваций необходимо усовершенствовать всю систему организации инновационной деятельности на всех уровнях хозяйствования на основе перспективного планирования. Особое внимание должно уделяться созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств аграрной направленности.
В настоящее время существующая в республике система планирования научно-технических программ носит характер широкого, фронтального поиска потенциальных разработчиков, что не всегда оправдано. Поэтому необходим новый подход к отбору научно-технических и инновационных проектов, способный своевременно обеспечить потребности отраслей сельского хозяйства в современных технологиях и технике. В этой работе самое активное участие должны принимать отраслевые министерства и крупные компании.
Учитывая международный опыт, целесообразно в ближайшее время провести комплексный анализ имеющихся в республике научнотехнического, производственного и кадрового потенциалов. На основе этого анализа следует определить и на государственном уровне утвердить приоритетные направления развития сельского хозяйства, а также перечень перс-
пективных технологий, которые должны стать основой технологического развития.
В дальнейшем формирование республиканских, отраслевых и региональных программ должно базироваться на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологии.
Для успешной реализации инновационной политики необходимо формирование системы статистических показателей, способной объективно и своевременно отражать технико-технологический уровень производства и состояние инновационной деятельности в различных отраслях экономики. Для этого Го -сударственным комитетом Республики Татарстан по статистике совместно с отраслевыми министерствами должны быть разработаны и внедрены методы выборочных обследований по всем видам инноваций на сельскохозяйственных предприятиях и в организациях.
Перевод аграрного производства на инновационный путь развития невозможен также без создания в республике специальной системы долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах. Эта работа должна осуществляться при формировании всех отраслевых и региональных программ. Поэтому на правительственном уровне необходимо утвердить комплекс нормативных правовых и методических материалов по прогнозированию потребности в специалистах с учетом рыночного характера хозяйствования. Такой комплексный подход позволит не только сконцентрировать ресурсы на важнейших направлениях инновационного развития, но и обеспечит значительный выигрыш во времени при разработке и выводе на рынок конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции.
В этом аспекте представляется целесообразным:
- разработать специальную республиканскую программу «Кадровое обеспечение АПК»;
- перейти на целевую форму подготовки специалистов на принципе непрерывности образования;
- обеспечить систематическое обновление материально-технической базы сельскохозяйственных образовательных учреждений путем включения связанных с этим расхо-
39
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
дов в отдельную строку бюджета и целевой поставки новой техники учебным заведениям;
- установить региональные и отраслевые доплаты к заработной плате преподавателей и учебно-вспомогательного персонала сельскохозяйственных образовательный учреждений;
- создать базовые хозяйства для внедрения инноваций и обучения кадров по освоению инновационных технологий, новой техники и организации труда;
- пересмотреть систему организации обучения студентов в вузах, колледжах и техникумах таким образом, чтобы студенты старших курсов с 1 октября по 1 апреля обучались в образовательных учреждениях, а в остальное время работали в передовых (базовых) хозяйствах Республики Татарстан, других регионах РФ или проходили практику за рубежом. Это позволит не только существенным образом улучшить практическую подготовку студентов, но и положительно скажется на повышении качества профессиональной подготовки выпускников, а в конечном итоге - на росте эффективности сельскохозяйственного производства.
В Программе инновационного развития аграрных отраслей Республики Татарстан важная роль должна отводиться активности муниципальных районов. Действенная поддержка инновационных процессов на местах является одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование инновационного климата и производства конкурентоспособной продукции.
Достижение целей аграрной политики невозможно без активизации инновационной деятельности непосредственно на предприятиях и в организациях на основе освоения эффективных технологий, новейших разработок, превосходящих мировой уровень, перехода к энерго- и ресурсосберегающим технологиям
и т.п. Это потребует от государства разработки институциональных механизмов регулирования инновационной деятельности, в том числе действенных критериев отбора объектов для первоочередной поддержки, а также мер такой поддержки.
Местные инновационные программы должны формироваться на основе экономических и социальных программ развития региона и определять основные приоритеты развития инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала, включая подготовку кадров, формы и методы стимулирования специализированных субъектов инновационной деятельности.
Реализация указанного комплексного подхода может обеспечить создание необходимых предпосылок для развития инновационной инфраструктуры и активизации инновационной деятельности в аграрном секторе экономики республики. Это в свою очередь явится мощным толчком к ускорению темпов экономического роста в аграрной сфере, положительно скажется на эффективности функционирования всего агропромышленного комплекса и улучшении социально-экономической ситуации в регионе.
Литература:
1. Захаров, В.П. //Материалы юбилейной научной конференции. - Казань: Изд-во КГСХА, 2003. - С. 19-27.
2. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - 28с.
3. Ушачев, И.Г. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы// Доклады пленарного заседания Второго Всероссийского конгресса экономистов-агра-риев. - М., 2006.
4. Файзрахманов, Д.И. //Вестник Казанской ГСХА. - 2006. - № 2. - С. 5-11.
5. Файзрахманов, Д.И., Захаров, В.П., Фролов, П.В. и др.// Отчет о научно-исследовательской работе. Этап 2006 г. - Казань, 2006. - 57с.
40