Научная статья на тему 'Внедрение игровых методов мотивации персонала на примере ООО "Трансвертикаль"'

Внедрение игровых методов мотивации персонала на примере ООО "Трансвертикаль" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА МОТИВАЦИИ / СОТРУДНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балинская М.К., Исабекова Ольга Александровна

В работе рассмотрены понятия мотивации и геймификации как важных инструментов повышения эффективности деятельности предприятия и улучшения производительности труда сотрудников, их заинтересованности в увеличении результатов труда. Проанализирована и изучена мотивационная структура персонала в компании, проведена диагностика различных мотивационных типов. Рассмотрены варианты материальных поощрений и штрафов, которые могут напрямую влиять на доход сотрудника. Выявлены проблемы системы стимулирования и мотивации, вследствие чего нагрузка между сотрудниками компании может распределяться неправильно. Предложены разработки вариантов мероприятий по совершенствованию мотивационной политики предприятия в условиях ограниченного бюджета. Разработан и предложен онлайн-тренинг в игровой форме для сотрудников, направленный на повышение ориентированности на клиентов. Рассчитаны суммарные затраты, необходимые для совершенствования мотивации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение игровых методов мотивации персонала на примере ООО "Трансвертикаль"»

Внедрение игровых методов мотивации персонала на примере ООО «Трансвертикаль»

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Балинская Мария Кирилловна

магистрант, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), mkd-94@mail.ru

Исабекова Ольга Александровна

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры управления инновациями, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), avokebasi1@yandex.ru

В работе рассмотрены понятия мотивации и гей-мификации как важных инструментов повышения эффективности деятельности предприятия и улучшения производительности труда сотрудников, их заинтересованности в увеличении результатов труда. Проанализирована и изучена мотивационная структура персонала в компании, проведена диагностика различных мотивацион-ных типов. Рассмотрены варианты материальных поощрений и штрафов, которые могут напрямую влиять на доход сотрудника. Выявлены проблемы системы стимулирования и мотивации, вследствие чего нагрузка между сотрудниками компании может распределяться неправильно. Предложены разработки вариантов мероприятий по совершенствованию мотивацион-ной политики предприятия в условиях ограниченного бюджета. Разработан и предложен он-лайн-тренинг в игровой форме для сотрудников, направленный на повышение ориентированности на клиентов. Рассчитаны суммарные затраты, необходимые для совершенствования мотивации персонала.

Ключевые слова: мотивация, геймификация, система мотивации, сотрудники.

Мотивация - одна из базовых функций управления в социально-экономических системах, с помощью которых оказывается воздействие на управляемую подсистему. Мотивация - это более широкое понятие, чем стимулирование труда, а не его синоним [1].

Мотивация работников на предприятиях разных форм собственности всегда была и остается актуальной проблемой. Мотивированный персонал является залогом успешной работы организации, реализации ее стратегии, конечных результатов деятельности и упрочнения положения на рынке.

Одним из современных методов мотивации выступает геймификация. В ее основе лежит использование игровых механик и техник. Ее же целью является повышение мотивации и вовлечение сотрудников в какую-либо работу, проект. Отсюда и возникает растущий интерес к геймификации, который объясняется желанием найти средство повышения вовлеченности персонала.

Геймификация - термин, который приобрел популярность в 2010 г. и означает использование игровых практик и механизмов в неигровом контексте для привлечения конечных пользователей к решению проблем. За небольшой период своего существования она стала использоваться в большом количестве сфер бизнеса для мотивации сотрудников и увеличения спроса [2].

Многие исследования показывают, что в части компаний падение продаж может быть связано не только и не столько с отсутствием заинтересованности клиентов. Истинной причиной проблем становится отсутствие заинтересованности у персонала. Как оказалось, жесткие системы мотивации, дисциплина и строгая отчетность не всегда дают ожидаемый результат. Рост будет, если пробудить в сотрудниках истинный интерес к процессу. Многие руководители уже признали, что геймификация стала одной из самых эффективных методик мотивации персонала. Известно, что геймификация позволяет увеличить результат работы сотрудников в среднем на 24% [3].

Рассмотрим использование данного метода на примере предприятия ООО «Трансвертикаль», занимающегося частными перевозками пассажиров в г. Москве. ООО «Трансвертикаль» имеет достаточно положительную репутацию среди потенциальных клиентов, так как имеет высокопрофессиональных водителей, на предприятии стабильный график работы, исправные и надежные транспортные средства, а также профессионально подготовленный кадровый аппарат работников. Основополагающей задачей для сотрудников является качество и культура обслуживания.

В компании действуют разнообразные системы премирования и мотивации персонала с целью вознаграждения за индивидуальные результаты.

Например, в системе мотивации ООО «Трансвертикаль» применяются материальные поощрения и штрафы, которые напрямую влияют на доход водителя. В зависимости от различных условий, к примеру, желания работать в утренние часы или праздничные дни, компания может уменьшать процент, отчисляемый водителем в диспетчерскую. Это стимулирует водителей к выполнению большего числа заказов.

Диагностика мотивационных типов в ООО «Трансвертикаль» показала, что преобладает следующая мотивационная структура (рис. 1). Рисунок 1 - Мотивационная структура персонала в ООО «Трансвертикаль», %

Преобладающими типами мотивации являются инструментальный - 31 %, профессиональный - 27 %, люмпенизированный - 17 %.

Иными словами, 31 % персонала в ООО «Трансвертикаль» интересует цена труда, ее обоснованность, а не содержание трудовой деятельности (то есть труд - это инструмент для удовлетворения других потребностей); для сотрудников важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

29 % работников интересует содержание работы: они не согласны на скучную работу, сколько бы за нее ни платили, их интересуют трудные задания (как возмож-

17%

31%

13%

27%

Рисунок 1 - Мотивационная структура персонала в ООО «Трансвертикаль», %

Carrier б

5:53 РМ

Предзаказы

-г м 100V

Е-Класс Сегодня

Московский Кремль Охотный ряд, Москва 19:58

474,86 9

Prius Сегодня

Варшавское шоссе, 9с1б Тульская, Москва 21:58

686,49 е (+1V

Via по Сегодня

Большая Ордынка, 27а 23:58

строение 3 Третьяковская, Москва

478,67 9

Prius Завтра

Варшавское шоссе, 9с1б Тульская, Москва 1:58 >

832,45 Р 2*w

0

Статус ^

Q)

О О о

клртл >.. Предмкэзы Еще

Рисунок 2 - Процесс начисления баллов водителям на ближайшее время

ность самовыражения), они считают важной свободу в оперативных действиях и профессиональное признание.

17 % работников в ООО «Трансвертикаль» все равно, какую работу выполнять, они согласны на низкую оплату при условии, что другие не получают больше, как правило, обладают низкой квалификацией (и не стремятся ее повысить), неактивны, выступают против инициатив других работников, стремятся переложить на них ответственность. При этом установлено, что люмпенизированную мотивацию имеют работники отдела старше 46 лет.

В ООО «Трансвертикаль» наиболее актуальной проблемой в настоящее время является неравномерность загрузки водителей (превышение спроса на водителей в некоторые часы спроса). Из-за этого пассажиры долго ждут свою маши-

ну, а могут и вовсе не найти ни одного свободного водителя. Это происходит из-за того, что водителю невыгодно добираться к клиенту по пробкам, или ему просто не хочется работать ночью или рано утром.

Еще одной проблемой было несправедливое распределение выгодных пред-заказов между водителями. Некоторые водители брали заказы только на трансферы. Такое непрозрачное распределение заказов в итоге демотивировало водителей работать.

Для того чтобы решить выявленные проблемы, необходимо разработать мероприятия по совершенствованию моти-вационной системы ООО «Трансвертикаль». Предложим проект по мотивации водителей с помощью геймификации.

Реализация проекта включает следующие этапы:

1. Создание виртуального рынка заказов

Для решения выявленных проблем предлагается введение искусственной валюты для водителей. Водители будут зарабатывать баллы в случае выполнения заказов на ближайшее время. Их количество зависит от времени суток и дня недели. Потом они будут тратить заработанные баллы на заказы в аэропорты и предзаказы (без баллов они теперь не могут выполнять выгодные заказы).

2. Начисление баллов за невыгодные заказы

Процесс начисления баллов водителям на ближайшее время представлен на рис. 2.

Количество баллов за выполнение заказа на ближайшее время зависит от времени суток и дня недели. Так они отражают сложность выполнения поездки для компании. Заказы в часы пик ценятся больше из-за высокого спроса и сильной загруженности водителей. Самое «дорогое» время для работы - часы пик по утрам и вечерам в будние дни, а также ночное время, когда большинство водителей спит.

3. Продажа выгодных предзаказов

Водитель набирает нужное количество баллов и тратит их на предзаказы, представленные в двух видах: трансферы с фиксированной стоимостью и обычные предзаказы. Количество баллов для получения трансфера зависит от времени суток и дня недели. Более выгодные заказы для водителя стоят больше баллов.

Для клиента именно таксист становится лицом компании и главным основанием для выводов относительно работы всей службы такси. Чтобы стимулировать водителей сервиса вести себя вежливо и профессионально, а также подробно информировать клиентов обо всех выгодных предложениях реализуемой программы лояльности, необходимо предложить материальное вознаграждение для водителей. Кроме заработной платы, таксист должен иметь возможность получить специальную премию за самую активную и профессиональную деятельность в области обслуживания клиентов.

Самый эффективный и простой способ реализации такой программы лояльности - составление ежемесячных рейтингов эффективности и заработков всех водителей компании. Среди лидеров должен быть выбран один победитель, которому будет вручена материальная премия, бесплатные билеты на спортив-

© 3

Ю

5

*

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

ные соревнования, выставки или в кино, абонемент на фитнес, сертификат на медицинское обследование и т.д. Предлагаемая стоимость приза - 5 тысяч руб.

Для повышения лояльности и нематериальной мотивации персонала ООО «Трансвертикаль» также предлагается разработать и внедрить онлайн-тренинг «Прибыльное общение с клиентами» для водителей и операторов. Тренинг будет проходить в игровой форме. Общая продолжительность тренинга - 12 часов. Программа тренинга «Прибыльное общение с клиентами» представлена в табл. 1.

Внедрение данного тренинга позволит повысить клиентоориентирован-ность персонала рассматриваемой организации.

В табл. 2 представлен расчет суммарных затрат на совершенствование мотивации персонала ООО «Трансвертикаль».

Таблица 2

Расчет суммарных затрат на совершенствование мотивации персонала

Таким образом, общие затраты на совершенствование системы мотивации составят 120 тыс. руб. в год.

С помощью предложенной мотива-ционной системы ожидается повышение интереса водителей работать по менее выгодным для них заказам и не повышать стоимость поездок для пассажиров. Чем больше водителей работает по заказам на ближайшее время, тем меньше пассажир ждет свою машину. Распределение выгодных предзаказов между водителями станет справедливым и прозрачным. Теперь выгодные заказы получат те водители, которые их зарабатывают, а не те, кто быстрее взял заказ в приложении.

Литература

1. Черняков М.К., Чернякова И.А. Априорный анализ теорий мотивации//Ве-стник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2015. - № 4 (15). - С. 47.

2. Zichermann G. Game Mechanics in Web and Mobile Apps. California: O'Reilly Media, 2011. 182 с. (1).

3. Геймификация для бизнеса и обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступаб http://www.activelearn.ru/ services/gejmifikacija (дата обращения 26.10.2018)

4. Исследование рынка такси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ac.gov.ru>Исследование рынка такси (дата

Таблица 1

Программа тренинга «Прибыльное общение с клиентами»

День [ 1родолжитель ноетъ, ч Наименование Цель

День первый 4 Общий тренинг для всех сотрудников такси Диагностировать мотивацию сотрудников на эффективное общение с клиентом, сформулировать представление о правильном (эффективном общении), выработать навыки эффективного общения, сформировать необходимость работать для клиента (клиентоорие нтиро ван но сть), обсудить методы разрешения конфликтов, способствовать слаженности сотрудников (ко ма ндообразо ван ие)

День второй 4 Тренинг для операторов (диспетчеров) Выработать навыки работы по телефону (эмоции, голос, текст), сформировать эталон разтвора с клиентами и водителями, осознать факт первого впечатления (по голосу диспетчера клиент решает о продолжении заказа и о своем решении пользоваться или нет в дальнейшем именно данной службой такси)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День третий 4 Тренинг для водителей Определить приоритет клиента, определить мотивацию работников такси, понять, что хочет клиент от такси, сформировать «табу» для водителей, более конкретно проработать методы разрешения конфликтов

обращения 26.10.2018)

Introduction of game methods of staff on

the example of LLC "Transvertical" Balinskaya M.K., Isabekova O.A.

K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University) The summary in English: This article contains the concepts of motivation and gamification as important tools for increasing the efficiency of an enterprise and improving employee productivity, their interest in increasing labor performance. Motivation structure of personnel in the company is analyzed and studied, various motivational types are diagnosed. Options for material incentives and fines that can directly affect employee income are considered. Problems of the incentive system and motivation are identified as a result of which the load among the company's employees may be distributed incorrectly. The proposed development of options for

improving the motivational policy of the enterprise in a limited budget. Online training in the form of a game for employees, aimed at improving customer focus is developed and offered. Total costs required to improve staff motivation are calculated. Key words: motivation, gamification, motivation

system, employees. References

1. Chernyakov M.K., Chernyakova I.A. A priori

analysis of theories of motivation // Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperatives. - 2015. - № 4 (15). - p. 47.

2. Zichermann G. Game Mechanics in Web and

Mobile Apps. California: O'Reilly Media, 2011. 182 p. (one).

3. Gamification for business and learning [Electronic

resource]. - Access mode6 http:// www.activelearn.ru/services/gejmifikacija (appeal date 10/26/2018)

4. Research of the taxi market [Electronic resource].

- Access mode: ac.gov.ru >Taxi market research (appeal date 10/26/2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.