ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТЕХНОЛОГИИ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
А.А. Зотова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-140-142
Аннотация. В данной статье в рамках таможенного права рассматривается понятие «инновации», ее виды и более подробно рассматриваются инновации технического типа. Так же на примере создания инспекционных досмотровых комплексов как средства таможенного контроля отражена необходимость внедрения новейших технологий в таможенную сферу, раскрывается связь этих нововведений с количеством правонарушений и уровнем преступности в принципе.
Ключевые слова: инновации, таможенный контроль, Таможенная служба, инспекционные досмотровые комплексы, таможенная граница.
В научной литературе можно найти множество различных определений понятию «инновации», однако все они передают одну суть: это материальный результат научных исследований и открытий. В рамках таможенного права инновации выражены, в том числе и в применении новейших технологий в сфере контроля.
Таможенная служба Российской Федерации была и остается одним из самых активных пользователей новейших технологий, поскольку без них не будет соответствовать общепризнанным международным стандартам в сфере таможенного права.
Вне зависимости от вида инновация, а их, кроме технических, достаточно много, в основе всегда лежит функция изменения.
Касательно технических инноваций выделяют следующие виды [1]:
- базовые - создание абсолютно нового продукта, не имеющего прототипа;
- улучшающие - создание нового продукта, используя модель изобретения;
- частные - создание нового продукта на основе технического или организационного решения.
В рамках таможенного дела преследуется цель внедрения новых технологий, что позволит наиболее эффективно произвести таможенный контроль. Стратегия развития таможенной службы, которая рассчитана до 2030 года, так же подтверждает это утверждение, связывая направ-
ление развития таможенной службы с улучшением таможенного администрирования. Данное совершенствование системы необходимо для того, чтобы ускорить и упростить перемещение товаров через таможенную границу путем использования искусственного интеллекта и различных новшеств в сфере научно-технического прогресса [2].
Для развития международного оборота Таможенная служба РФ взяла пример с Европейского союза, где, начиная с 2011 года, вступили в силу документы Совета Европейского союза и Европейского парламента, которые как раз устанавливают принципы проверки и контроля доставляемых через таможенную границу товаров. Для эффективной реализации данных принципов были созданы взаимодействующие между собой информационные системы. К таким системам можно отнести, например, Import Control System (ICS)
- это контроль импорта, Export Control System (ECS) - контроль экспорта, New Customs Transit System (NCTS) - обмен транзитных данных и Economic Operators Registration and Identificaion System (EORI)
- регистрация и определение компаний, осуществляющих какие-либо действия в таможенной сфере. Необходимо отметить, что установка и использование данных систем обязательно для предприятий, находящихся в странах-участницах союза.
Подобно данным системам в Российской Федерации действует абсолютно интегрированная и связанная с системами таможенных служб определенных государств система «Калининградский транзит», чья особенность состоит в том, что она подключила к информационной системе стран Европейского союза страну, не входящую в него [3].
Технические инновации подобного рода позволили решить многие проблемы Таможенной службы РФ. В особенности это касается контроля перемещения транспорта и крупногабаритных грузов, ведь данная сфера требовала затрат большого количества сил и времени для того чтобы совершить разгрузочно-погрузочные действия. Используя в качестве основы пример европейских государств и создавая свои информационные системы контроля, Таможенные органы минимизировали затраты, а так же и сократили численность таможенных правонарушений путем создания инспекционно-досмотровых комплексов [4].
Под инспекционными досмотровыми комплексами понимается средство таможенного контроля, необходимое для получения анализа содержимого транспортных средств и крупногабаритных грузов. Применение ИДК значительно повысило эффективность по выявлению недостоверного декларирования [5]. На данный момент подлежат эксплуатации около 60 ИДК, среди которых около 17 являются стационарными, а остальные - мобильные, однако количество подобных комплексов растет из года в год. Так же необходимо учи-
нии ИДК как в связи с накоплением опыта применения, так и из-за улучшения качества изображений, воспроизводимых данным комплексом [6].
Касаемо выдаваемых ИДК рентгеновских изображений можно сказать, что их качество не способно донести большое количество информации об объектах, находящихся внутри груза или транспорта и в связи с этим на данный момент перед специалистами стоит задача по улучшению качества картинки, повышение ее информативности.
К направлениям повышения информативности рентгеновских изображений можно отнести [6]:
1. преобразование монохромных изображений в подобие цветных - в данном случае делается упор на то, что человеческий глаз более восприимчив именно к цветным картинкам;
2. повышение контрастных характеристик и разрешения в оборудовании ИДК -позволит оператору распознать даже мелкие детали и предметы из не особо плотного материала.
Данные направления имеют свои недостатки, и потому перечень не является окончательным.
Пример с таможенным контролем перевозки крупногабаритных грузов и транспортных средств не единственный пример внедрения инноваций в сферу таможенного контроля, но он наиболее ярко показывает скорость повышения уровня проведения данного контроля, который напрямую связан с обеспечением экономической безопасности нашей страны.
тывать рост эффективности в использова-
Библиографический список
1. Арский А.А. Проблемы применения теории инноваций Шумпетера в управлении таможенными органами // Вестник Московского финансово-юридического университета. -2018. - № 4. - С. 21-27.
2. Самтынова Е. Утверждена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1376639/ (дата обращения 25.01.2021)
3. Внедрение инновационных разработок в таможенном деле с учётом глобализацион-ных процессов в странах ЕАЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/vnedrenie-innovatsionnykh-razrabotok-v-tamozhennom-dele-s-uchjotom-globalizatsionnykh-protsessov-v-stranakh-eaes (дата обращения 25.01.2021)
4. Паулов П.А. К вопросу о личном досмотре как исключительной форме таможенного контроля // Вопросы экономики и права. - 2015. - №79. - С. 17-20.
5. Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Инновационные технологии таможенного контроля // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4-1. - С. 1923.
6. Губанова А. В., Климовская С. М. Внедрение и использование инноваций в технологиях таможенного контроля // Маркетинг и логистика. - 2020. - №6 (32). - С. 13-22.
IMPLEMENTATION AND USE OF INNOVATIONS IN CUSTOMS CONTROL
TECHNOLOGY
A.A. Zotova, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. In this article, within the framework of customs law, the concept of "innovation" is considered, its types, and innovations of a technical type are considered in more detail. Also, on the example of the creation of inspection systems as a means of customs control, the need to introduce the latest technologies into the customs sphere is reflected, the connection of these innovations with the number of offenses and the level of crime in principle is revealed.
Keywords: innovation, customs control, Customs service, inspection systems, customs border.