Внедрение функций управления ESG-рисками в систему управления организацией
Жукова Елена Владимировна,
соискатель, Базовая кафедра ФАС России, ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
Включение ESG-факторов в цели устойчивого развития в качестве стратегических ориентиров требует их всестороннего учета при выборе объекта инвестирования, что привело к потребности разработки новых подходов к управлению традиционными рисками и их оценке. Необходимость учета ESG-фак-торов в деятельности риск-менеджмента, определила предмет исследования данной статьи: процесс инкорпорации функций управления ESG-рисками в систему управления организации. В статье предложены и обоснованы два подхода: с выделением профильного структурного подразделения по управлению ESG-рисками и с распределением дополнительных функций по управлению ESG-рисками между существующими структурными подразделениями. Требует изменений и процесс организации эффективного корпоративного взаимодействия со стей-кхолдерами: вопрос предоставления актуальной информации о деятельности компании также должен быть пересмотрен с точки зрения актуальной ESG-повестки, в связи с чем автором проведен анализ лучшей практики в данной сфере и предложены рекомендации по раскрытию ESG-информации в зависимости от ее вида и типа. При проведении исследования были использованы регламенты, нормативные документы и статистические материалы ведущих зарубежных компаний в сфере управления ESG-рисками.
Ключевые слова: ESG-риск, управление рисками, ESG-фак-торы, раскрытие информации, устойчивое развитие, стандарты нефинансовой отчетности.
LO S Ое
см см о см
Введение
Устойчивое развитие стало важной тенденцией в масштабах мировой экономики. Все большее распространение оно находит и в России. В ответ на меняющиеся запросы общества, клиентов и регуляторов российские организации становятся все более ориентированными на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности (ESG), что становится стратегическим преимуществом в условиях высоко конкурентной среды.
Вопросы устойчивого развития в борьбе с климатическими изменениями имеют высокое общественное значение, и, как следствие, находят свое отражение, как в различных аспектах национального регулирования, так и в требованиях, предъявляемых к деятельности отдельно взятой организации. Изменения регуляторного ландшафта, поведения потребителей и инвесторов, связанные с вопросами устойчивого развития, имеют фундаментальную, долговременную природу. Практические последствия этих изменений могут быть весьма различными в случае отдельных организаций, однако независимо от отраслевых и иных особенностей деятельности той или иной организации, тенденции в области устойчивого развития создают новые риски и новые возможности. Эти аспекты требуют тщательного анализа и оценки со стороны любой организации и предполагают соответствующую адаптацию принципов устойчивого развития к ее деятельности. Как правило, интеграция принципов устойчивого развития в деятельность организации затрагивает стратегию организации и механизмы ее реализации, практику управления рисками, раскрытие информации.
Актуальность статьи заключается в рассмотрении примеров применения разработанных нормативных документов в сфере управления ESG-ри-сками, отвечающих важной проблематике соответствующей отрасли. В российской экономике данный материал изучен недостаточно, вследствие чего деятельность компаний в данной сфере не соответствует передовым практикам международной деятельности.
Научная новизна статьи заключается в разработке областей ответственности Наблюдательного совета и выполняемого функционала, а также в создании списка конкретной информации, которая подлежит раскрытию.
Цель и задачи исследования - изучить международные подходы к учету ESG-рисков и представить наиболее эффективный вариант внедрения данного вида рисков в традиционную систему
риск-менеджмента, а также определить лучшим набор информации, подлежащей раскрытию.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ позволяет выделить основные зоны ответственности Наблюдательного совета и распределении трудовых функций команд по управлению ESG-рисками.
Материалы и методы
Методология проведенного исследования заключается в анализе существующих практик и нормативно-правовых документов, действующих в сфере управления ESG-рисками. Наиболее целесообразным представляется опираться на данные организаций, уже внедривших ESG-подход в свою деятельность.
Европейская служба банковского надзора (European Banking Authority, далее - EBA) в октябре 2020 года в Консультативном докладе об управлении и надзору за ESG-рисками в кредитных организациях и инвестиционных компаниях определила ESG-факторы и ESG-риски как следующие понятия:
- «ESG-факторы - характеристики, связанные с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, которые могут иметь положительный или отрицательный эффект на финансовый результат или платежеспособность физического лица, юридического лица или государства»;
- «ESG-риск - риск любого негативного финансового эффекта для института, возникающего вследствие текущего или потенциального влияния ESG-факторов на контрагентов банка. ESG-риски материализуются через своё воздействие на пруденциальные виды рисков». Таким образом, не предполагается выделение ESG-риска как отдельного вида риска [7]. Взгляд рынка на терминологию ESG-факто-
ры и ESG-риск является схожим с позицией EBA. Например, банк BNP Paribas считает, что понятие «ESG-риски» некорректно: банк придерживается концепции, что факторы ESG являются драйверами «традиционных» видов риска, и что возникающий риск не отличается по своей природе и не требует выделения в отдельную категорию. При этом банк предпочитает верхнеуровневый подход и выделяет только три ESG-фактора: фактор изменения климата, социальный и управленческий фактор.
ESG-факторы разделяют на 3 категории: экологические, социальные и управленческие. Основные факторы из обозначенных трех категорий представлены в таблице 1. Поскольку область ESG является динамично развивающейся, то перечень ESG-факторов представляется нецелесообразно устанавливать фиксированным.
В Руководстве по климатическим и экологическим рискам (ожидания надзорных органов в отношении управления рисками и раскрытия информации) Европейский центральный банк определяет полномочия управления рисками в сфере ESG. Распределение обязанностей по управлению кли-
матическими и экологическими рисками в рамках организационной структуры предполагается в соответствии с моделью «трех линий защиты» и представлено на рисунке 1.
Таблица 1. ESG-факторы в разбивке по 3 категориям
Экологические Социальные Управленческие
- Изменение кли- - Охрана и усло- - Кодексы пове-
мата вия труда дения и принципы
- Выбросы парни- - Охраназдоро- ведения бизнеса
ковых и озонораз- вья и безопасности - Политики о не-
рушающих газов клиентов допустимых
- Энергопотребле- - Предотвращение отраслях и практи-
ние и энергоэф- дискриминации ках бизнеса
фективность - Доступная среда - Структура и тен-
- Потребление для людей с огра- дерный состав со-
воды ниченными воз- вета директоров
- Загрязнение воз- можностями - Обеспечение по-
духа и воды - Профессиональ- дотчетности
- Утилизация от- ная подготовка - Раскрытие ин-
ходов и обучение формации, взаимо-
- Истощение при- - Конфиденци- действие с заин-
родных ресурсов альность клиентов тересованными
- Использование и защита персо- сторонами
экосистем и сохра- нальных данных - Противодействие
нение биоразноо- - Управление це- взяточничеству
бразия почками поставок и коррупции
- Опустынивание, - Политика в обла- - Комплаенс-
обезлесение; вос- сти прав контроль и внут-
становление ланд- - человека ренний аудит
шафтов - Деятельность - Система возна-
- Инновации в об- по ПОД/ФТ/ФРОМУ граждений
ласти экологически - Обеспечение - Недопущение
чистых продуктов доступа к креди- преследования
там, к финансовым сообщившего о на-
услугам рушении
- Борьба с бедно-
стью
Источник: составлено автором на основании [6].
Четкое распределение ответственности за управление климатическими и экологическими рисками; документирование обязанностей в соответствующих политиках, процедурах и мерах контроля
Обеспечение функций, связанных с управлением климатическими и экологическими рисками, соответствующими кадровыми и финансовыми ресурсами
Обозначение обязанностей «первой линии защиты» по принятию и управлению климатическими и экологическими рисками
Определение задач функций управления рисками для выявления, оценки, измерения, мониторинга и подготовки отчетности по климатическим и экологическим рискам
Учет и интеграция комплаенс-рисков, связанных с климатическими и экологическими рисками, во все соответствующие процессы
Проведение оценки развитости и достаточности систем и мероприятий для управления климатическими и экологическими рисками
Рис. 1. Функции организационной структуры в части управления ESG-рисками Источник: составлено автором на основании [7].
В исследовании Европейской комиссии касательно разработки инструментов и механизмов для экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) [8] приведены результаты опроса «В обязанности каких департаментов входит интеграция и управление ESG-рисками?» (рисунок 2). Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что обязанности по управлению
о 00 О"
"О О"
ESG-рисками включены в функционал существующих департаментов.
Рис. 2. Результаты опроса Европейской комиссии касательно разработки инструментов и механизмов
для экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) Источник: составлено автором на основании [8].
Существует два общих подхода к распределению обязанностей по управлению ESG-рисками:
1. Создается отдельный Комитет по ESG при Совете директоров, который наделяется следующими полномочиями:
a) направлять бизнес с учетом стратегии компании, связанной с ESG-рисками;
b) осуществлять надлежащий надзор и мониторинг за принятием решений и действиями менеджмента с учетом целей и (или) лимитов ESG-рисков;
c) обладать знаниями, навыками и опытом в отношении ESG факторов и ESG-рисков.
2. Дополнительные функции в рамках ESG-под-хода к управлению передаются существующим комитетам при Совете директоров, например, Комитету по рискам, Комитету по аудиту, Комитету по корпоративному управлению, Комитету по кадрам, Комитету по операциям со связанными сторонами, Комитету по операционной деятельности, Комитету по стратегии и другим комитетам.
Однако ответственность за ESG-вопросы также необходимо закрепить и на уровне Наблюдательного совета. Направления областей ответственности Наблюдательного совета и выполняемый функционал представлены на рисунках 3 и 4.
О©
с Ответственность Наблюдательного совета
00 Определение подхода к вопросам ESG и общий надзор соответствия принятым нормам и обязательствам по ESG
(в) Определение стратегии ESG
(с) Рассмотрение и утверждение ежегодного Отчета о результатах деятельности по ESG (Годового отчета и (или) Отчета в области устойчивого развития)
С») Надзор за управлением ESG-рисками
.00 Определение структуры, полномочий и ответственности менеджмента за реализацию стратегии ESG
Рис. 3. Ответственность Наблюдательного совета Источник: составлено автором.
Наблюдательный
Г Л Комитет по кадрам и вознаграждению (зона ответственности Е) Г Л Комитет по стратегии и ESG (зона ответственности А, В) г -ч Комитет по аудиту (зона ответственности С. D)
1
* *
Отчет по Е8в: рассмотрение ежегодного Отчета о результатах деятельности по ЕБв (в т.ч. в рамках Годового отчета) Задачи в области Е8С: осуществление контроля за надежностью и эффективностью функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля, в т.ч. в части ЕБО
Рис. 4. Пример распределения зон ответственности в рамках Наблюдательного совета
Источник: составлено автором.
Для управления ESG-рисками обычно создаются выделенные подразделения или направления:
- подразделение по стратегическому анализу ESG-рисков: осуществляет разработку стратегии и целеполагание в области ESG, определяет потенциальные ESG-факторы для анализа их существенности;
- направление ESG-рисков в интегрированном риск-менеджменте: проводит анализ существенности ESG-факторов и обеспечивает их учет в рамках системы управления рисками, включая проведение процедур сценарного анализа и стресс-тестирования;
- центр компетенций по ESG-рискам: вместе с бизнес-подразделениями участвует во внутренних процессах деятельности компании, ведет списки запрещенных компаний и отраслей, консультирует подразделения и сотрудников по вопросам ESG.
В таблице 2 представлен пример функций команд по правлению ESG-рисками с учетом того, что в существующей рыночной практике дополнительный функционал у подразделения по управлению рыночными рисками не выделяется.
Также, исходя из опыта лучших международных практик, можно обобщить ключевые рекомендации по распределению дополнительных функций по управлению ESG-рисками (рисунок 5).
Комитет по управлению кредитными и рыночными рисками
Финансовый комитет
Управление значимыми финансовыми пруденциальными рисками, включая риски, значимость которых возрастёт вследствие воздействия Е8С-факторов
Рассмотрение и утверждение соответствующих методик и внутренних нормативных документов
Управление значимыми нефинансовыми пруденциальными рисками, включая риски, значимость
которых возрастёт вследствие воздействия ЕЭС факторов
Рассмотрение и утверждение соответствующих методик и внутренних нормативных документов
Рис. 5. Рекомендации по распределению дополнительных функций по управлению ESG-рисками Источник: составлено автором.
Таблица 2. Пример функций команд по правлению ESG-рисками
Подразделение по управлению кредитным риском Подразделение по управлению репута-ционным риском Подразделение по управлению операционным риском Подразделение по интегрированному риск-менеджменту Специально назначенные сотрудники
Выделение ресурсов для продвижения интеграции ЕС, ориентированной на устойчивое кредитование Специальная команда, ответственная за оценку ESG-рисков на уровне клиентов и транзакций Специальная команда, ответственная за анализ ESG-сделок корпоративных клиентов Оценка воздействия кредитного риска Выделение ресурсов для оценки репутационных рисков от финансирования углеродоемких проектов Выполнение функций второй линии защиты по управлению ESG-ри-сками в рамках всей организации Включение ESG-рисков в процессы управления продуктами и непрерывностью бизнеса. Выделенная команда для идентификации экологических и социальных рисков для дальнейшей передачи комплаенс или службе внутреннего контроля Возложение на Комитет по интегрированному риск-менеджменту ответственности за все аспекты управления ESG-рисками Выделение специальной команды по климатическим рискам в рамках интегрированного риск-менеджмента организации Команда экспертов в области ESG-рисков в рамках команды устойчивого финансирования, поддерживающая бизнес в принятии решений по рискам Выделенные сотрудники в отделе корпоративного бизнеса, отделе устойчивого финансирования и отделе взаимодействия с государством
Источник: составлено автором на основании [8].
Рекомендации FCA по раскрытию информации охватывают четыре основных компонента: управление, стратегия, управление рисками, текущие показатели и целевые показатели, а по ним 11 конкретных рекомендуемых раскрытий. Вкратце:
- управление: структура включает конкретные рекомендуемые раскрытия информации о соответствующих ролях правления и руководства;
- стратегия: рекомендуемые раскрытия охватывают характер рисков и возможностей, связанных с климатом, которые выявила организация, влияние, которых они могут оценить, и устойчивость к стратегии организации в различных сценариях изменения климата;
- управление рисками: TCFD запрашивает информацию о процессах, которые существуют в компании для выявления, оценки и управления рисками, связанными с климатом, а также прозрачность того, как они интегрированы в более широкую систему управления рисками организации;
- показатели и цели: требуется раскрытие компаниями информации о показателях, которые они используют для мониторинга рисков и возможностей, связанных с климатом, их выбросов 1 и 2 уровней, а также, при необходимости, выбросов 3 уровня. Кроме того, рекомендуемая к раскрытию информация охватывает любые
цели, связанные с климатом, которые компания ставит перед собой, и показатели, соответствующие этим целям.
Помимо стандартов отчетности по ESG-ри-скам, разработанных TCFD, на рынке используются и другие виды отчетностей, рекомендованных GRI, UNEP FI PRI, UN Global Compact и другие. Текущий рыночный тренд - это публикация отдельного отчета по раскрытию ESG-информации, хотя согласно TCFD - ведущей рыночной практике, делать это необязательно: «по результатам проведенного анализа Рабочая группа заключила, что организациям, раскрывающим финансовую информацию, связанную с изменением климата, следует раскрывать ее в их обычной (публичной) ежегодной финансовой отчетности». Поэтому целесообразно осуществлять раскрытие в рамках Годового отчета в соответствии с публично принятыми обязательствами и лучшими рыночными практиками.
По итогам исследования преимуществ и рисков полномасштабного раскрытия информации в рамках ESG-подхода к управлению, а также с учетом положений российских и международных стандартов, предъявляемых к организациям по раскрытию нефинансовой информации, автором сформирован перечень типовой информации, рекомендуемой к раскрытию. Данный перечень структурно представлен в таблицах 3-6.
Таблица 3. Перечень информации, рекомендуемой к раскрытию в отчетности в рамках элемента «Управление»
Информация к раскрытию Лучшая практика
1) Роль Совета директоров в выявлении и управлении экономическими, экологическими и социальными последствиями, рисками и возможностями. 2) Роль Совета директоров в рассмотрении эффективности процессов управления рисками по экономическим, экологическим и социальным вопросам. 3) Структура и периодичность рассмотрения Советом директоров экономических, экологических и социальных рисков. Совет директоров BNP Paribas определяет стратегическое направление деятельности группы с целью содействия создания группой долгосрочной ценности в условиях социальных и экологических проблем, стоящих перед ней [1]. В HSBC Совет директоров определяет стратегическое направление группы.
Источник: составлено автором.
Таблица 4. Перечень информации, рекомендуемой к раскрытию в отчетности в рамках элемента «Стратегия»
Информация к раскрытию Лучшая практика
1. Описание климатических рисков и возможностей, выявленных компанией в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Описание значительных концентраций кредитного риска в отношении активов, связанных с выбросами углекислого газа. 1. Citi [5] определил временные горизонты следующим образом: краткосрочные - менее 1 года, среднесрочные 1-5 лет, долгосрочные более 5 лет. BNP Paribas [1]: краткосрочный - не более 2 лет; среднесрочный - 3-10 лет; долгосрочный - более 10 лет. BBVA [4]: краткосрочный - не более 4 лет; среднесрочный - 4-10 лет; долгосрочный - более 10 лет.
2. Описание влияния климатических рисков и возможностей на стратегию и бизнес-планирование компании в следующих областях: - как климатические риски учтены в процессе финансового планирования, приоритетность этих рисков; - раскрытие информации должно отражать целостную картину взаимозависимости между факторами, влияющими на способность компании создавать ценность с течением времени. Компании следует также рассмотреть вопрос о включении информации о влиянии факторов на финансовое планирование в следующих областях: - операционные расходы и доходы; - капитальные затраты и распределение капитала; - приобретения или продажи; - доступ к капиталу. 2. Bank of America описывает предпринимаемые действия по минимизации прямого воздействия Банка на климат (достижение углеродной нейтральности, использование возобновляемой энергии) и их взаимосвязь со стратегией. HSBC описывает свою стратегию по климату и предпринимаемые шаги (размер инвестиций, поддержка клиентов в переходе к низкоуглеродной экономике). Royal Bank of Canada определяет пять приоритетов в части стратегии по климату, основанных на сильных сторонах Банка в области финансов, инвестиций, экономических и политических исследований, а также общественных инвестиций, и ряд обязательств, которые Банк устанавливает для достижения стратегических целей. BNP Paribas [1] приводит таблицу с описанием рисков перехода и указанием периода времени, в течение которого каждый риск или возможность могут материализоваться.
3. Оценка устойчивости стратегии компании к различным стрессовым сценариям, связанным с климатом, включая сценарий, в котором регуляторные ограничения обеспечивают удержание среднемирового роста температур на уровне 2 (градуса по Цельсию) или ниже. 3. HSBC провел различные мероприятия по анализу устойчивости. BBVA [4] работает над изменением влияния различных климатических сценариев на свою стратегию и бизнес. Royal Bank of Canada в 2020 году в сценарном анализе рассматривали как факторы переходного периода, так и факторы физического риска в рамках нескольких прогнозных климатических сценариев.
Источник: составлено автором.
Таблица 5. Перечень информации, рекомендуемой к раскрытию в отчетности в рамках элемента «Риск-менеджмент»
Информация к раскрытию Лучшая практика
1. Публикация количественных и прогнозных оценок положительных и отрицательных последствий, рисков и возможностей компании. Описание процессов по выявлению климатических рисков и процессов оценки их потенциального размера и масштабов. Определения используемой терминологии рисков или ссылки на существующие используемые системы классификации рисков. 1. Royal Bank of Canada, HSBC, Bank of America, BNP Paribas, Citi описывают процессы идентификации климатических рисков, основные риски и то, как они связаны с климатическими рисками. Сбербанк приводит таблицу «ESG-риски на карте рисков Сбера» с описанием механизма влияния ESG-факторов на каждый из основных видов риска, и оценкой уровня влияния.
2. Описание процессов по управлению климатическими рисками. Описание того, как процессы выявления, оценки и управления климатическими рисками интегрируются в общее управление рисками. 2. Royal Bank of Canada включает в отчетность в части управления климатическими рисками потенциальные риски, а также действия для их митигации. BNP Paribas [1] включает в отчет описание того, как климатические риски влияют на оценку страновых рисков и суверенных рисков. HSBC указывает, что разработали специальную программу по климатическим рискам для ускорения интеграции климатических рисков в общегрупповую систему управления рисками. BBVA [4] указывает, что на первом этапе интеграция климатического риска в общее управления рисками сосредоточена на интеграции климатического риска в отраслевую сегментацию.
Источник: составлено автором.
Таблица 6. Перечень информации, рекомендуемой к раскрытию в отчетности в рамках элемента «Показатели и цели»
Информация к раскрытию Лучшая практика
1. Раскрытие показателей, используемых компанией для оценки климатических рисков в соответствии со стратегией и процессом управления рисками. 1. HSBC раскрывает информацию о деловых поездках, выбросах, связанных с энергетикой, и использовании возобновляемых источников энергии. City [5] завершил предварительную оценку того, какие секторы подвержены более высоким уровням климатического риска.
Окончание
Информация к раскрытию Лучшая практика
2. Компания должна предоставлять сумму и процентную долю активов, связанных с выбросами углерода относительно общих активов, а также объема кредитования и другого финансирования, связанного с изменением климата. 2. BNP Paribas [1] измеряет и публикует углеродный след своих инвестиционных портфелей, измерение финансируемых выбросов парниковых газов. Royal Bank of Canada публикует показатели подверженности кредитному риску в разбивке по портфелю, сектору и географии.
3. Раскрытие выбросов парниковых газов, в том числе прямых («область 1» по ГОСТ 56267-2014/^0 14069), косвенных энергетических («область 2») и прочих косвенных выбросов («область 3»), и связанные с ними риски. Каждый год BNP Paribas [1] измеряет и публикует свои эксплуатационные выбросы парниковых газов, преобразуя энергию, используемую в ее зданиях и в деловых поездках, в метрические тонны эквивалента СО2. City [5] сообщает о выбросах парниковых газов («области 1 и 2») и части выбросов парниковых газов «области 3».
Источник: составлено автором.
Заключение
В заключении можно отметить, что большое количество компаний на международном рынке уже демонстрирует стремление поддерживать ESG-и-нициативы, некоторые из них разрабатывают стратегии экологического и углеродного менеджмента. Система управления ESG также претерпевает позитивные изменения. Вместе с тем, в краткосрочной и среднесрочной перспективе компаниям предстоит сложная работа по приведению учета и отчетности в соответствие с общепринятыми международными и российскими стандартами.
Литература
1. A Responsible Bank for A Sustainable Economy: BNP Paribas 2019 Integrated Report // BNP Paribas. - 2019. - 34 p.
2. Barth M. Cost of capital and earnings transparency / M.E. Barth, Y. Konchitchki, W.R. Landsman // Journal of Accounting and Economics. - 2013. -Vol. 55, Iss. 2-3. - p. 206-224.
3. Bataeva, B.S. Stakeholder Engagement: The Case of the Russian Largest Oil and Gas Companies / B.S. Bataeva // Upravlenets. - 2018. - Vol. 9, № 4. - p. 20-27.
4. BBVA TCFD Report 2020 [Электронный ресурс] / Task Force on Climate-related Financial Disclosures. - 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://shareholdersandinvestors.bbva. com/wp-content/uploads/2020/10/BBVA-report-on-TCFD_Eng.pdf (дата обращения: 13.08.2021)
5. Citi TCFD Report 2020 [Электронный ресурс] / Citi Institutional Clients Group. - 2020. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www. citigroup.com/citi/sustainability/data/finance-for-a-climate-resilient-future-2.pdf?ieNocache=598 (дата обращения: 20.08.2021)
6. EBA Discussion paper «On management and supervision of ESG risks for credit institutions and investment firms» / European Banking Authority // 2020. - 154 p.
7. EBA Report on ESG risks management and supervision / European Banking Authority // 2021. -166 p.
8. European Commission Interim Study - Development of tools and mechanisms for the environmental, social and governance (ESG) factors into the EU banking prudential framework and into banks' business strategies and investment policies // European Commission // 2020. - 208 p.
IMPLEMENTATION OF ESG-RISK MANAGEMENT FUNCTIONS IN THE ORGANIZATION'S MANAGEMENT SYSTEM
Zhukova E.V.
FGBOU VO PRUE them. G.V. Plekhanov
The inclusion of ESG factors in the Sustainable Development Goals as strategic guidelines requires their comprehensive consideration when choosing an investment object, which has led to the need to develop new approaches to managing traditional risks and their assessment. The need to take into account ESG factors in the activities of risk management determined the subject of this article: the process of incorporation of ESG risk management functions into the organization's management system. The article suggests and substantiates two approaches: with the allocation of a specialized structural unit for ESG risk management and with the distribution of additional functions for ESG risk management between existing structural units. The process of organizing effective corporate interaction with stakeholders also requires changes: the issue of providing up-to-date information about the company's activities should also be reviewed from the point of view of the current ESG agenda, in connection with which the author analyzes best practices in this area and offers recommendations on the disclosure of ESG information, depending on its type and type. The study used regulations, regulatory documents and statistical materials of leading foreign companies in the field of ESG risk management.
Keywords: ESG-risk, risk management, ESG-factors, information disclosure, sustainable development, non-financial reporting standards.
References
1. A Responsible Bank for A Sustainable Economy: BNP Paribas 2019 Integrated Report // BNP Paribas. - 2019. - 34 p.
2. Barth M. Cost of capital and earnings transparency / M.E. Barth, Y. Konchitchki, W.R. Landsman // Journal of Accounting and Economics. - 2013. - Vol. 55, Iss. 2-3. - p. 206-224.
3. Bataeva, B.S. Stakeholder Engagement: The Case of the Russian Largest Oil and Gas Companies / B.S. Bataeva // Upravlenets. - 2018. - Vol. 9, № 4. - p. 20-27.
C3
о
CO £
m p
СГ
от А
IE
4. BBVA TCFD Report 2020 [Электронный ресурс] / Task Force on Climate-related Financial Disclosures. - 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://shareholdersandinvestors.bbva. com/wp-content/uploads/2020/10/BBVA-report-on-TCFD_Eng. pdf (дата обращения: 13.08.2021)
5. Citi TCFD Report 2020 [Электронный ресурс] / Citi Institutional Clients Group. - 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.citigroup.com/citi/sustainability/data/finance-for-a-climate-resilient-future-2.pdf?ieNocache=598 (дата обращения: 20.08.2021)
LO S Q.
e
CM CM
о
CM
6. EBA Discussion paper «On management and supervision of ESG risks for credit institutions and investment firms» / European Banking Authority // 2020. - 154 p.
7. EBA Report on ESG risks management and supervision / European Banking Authority // 2021. - 166 p.
8. European Commission Interim Study - Development of tools and mechanisms for the environmental, social and governance (ESG) factors into the EU banking prudential framework and into banks' business strategies and investment policies // European Commission // 2020. - 208 p.