16. Spiridonova, M. E. Evaluation of the value of an enterprise by a profitable approach: problems and solutions // Modern scientific knowledge, ideas and concepts: a collection of scientific papers based on the materials of the I International scientific and practical forum of young scientists. Yekaterinburg: "Professional Science", - 2017.417 p.
17. Tubalets A.A. Efficiency of production management in the agro-industrial complex system. Tubalets, Yu.A. Ogoreva, S.A. Bakanov // Actual problems of financing and taxation of the agro-industrial complex in the context of economic globalization. collection of articles of the VI All-Russian scientific-practical conference. - (Penza, April 29-30, 2019). - 2019. -Penza - S. 172-176.
18. Chainikov, V. V. Assessment of business value: a tutorial / V. V. Chainikov, I. V. Kulikov. - Moscow: Unity, 2016 .- 162 p.
19. Eskindarova, MA Business value appraisal: textbook / group of authors; ed. M.A. Eskindarova, M.A. Fedotova. - 2nd ed., Erased. - Moscow: Knorus, 2018 .- 320 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10707
Э.С. Емельянова - исполнительный директор ПАО «Сбербанк», к.э.н., [email protected], E.S. Emelyanova - executive director of PJSC «Sberbank», PhD in economics;
В.А. Свадковский - студент Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected],
V.A. Svadkovskiy - student of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ ESG РИСКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКЕ STRESS TESTING OF ESG RISK IN INTERNATIONAL SUPERVISORY PRACTICE
Аннотация. Темой для исследования в данной статье стал вопрос оценки используемых подходов при проведении регуляторами и кредитными организациями стресс-тестирования ESG рисков. Актуальность этой темы подтверждается активным развитием и совершенствованием надзорного стресс-тестирования как одного из основных инструментов превентивной оценки ESG рисков. Международные регуляторы начали уделять больше внимания влиянию ESG факторов на банки в связи с этим развитие анализа ESG рисков можно выделить, как одно из наиболее перспективных. В статье рассматривается международный опыт стресс-тестирования ESG рисков, этапы проведения ESG стресс-теста, основные методы анализа и модель стресс-тестирования ESG риска. Кроме того, в статье подробно излагается последовательность становления и последующего развития ESG рисков, приводятся показатели изменений банковской отрасли после введения нормативов. Дополнительно рассматриваются преимущества и недостатки проводимого пропорционального регулирования в части надзора за банковской ликвидностью. В заключение рассматривается уравнение калибровки ES риска.
Abstract.The topic for the research in this article was the question of assessing the approaches used by regulators and credit institutions in conducting ESG stress testing of risks. The relevance of this topic is confirmed by the active development and improvement of supervisory stress testing as one of the main tools for the preventive assessment of ESG risks. International regulators began to pay more attention to the impact of ESG factors on banks in this regard, the development of ESG risk analysis can be identified as one of the most promising. The article reviews international experience of ESG risk stress testing, stages of ESG stress testing, basic methods of analysis and model of ESG risk stress testing. In addition, the article details the sequence of formation and subsequent development of ESG risks, provides indicators of changes in the banking industry after the introduction of standards. In addition, the advantages and disadvantages of proportional regulation in terms of supervision over bank liquidity are considered. Finally, the equation of ESG risk calibration is considered.
Ключевые слова: ESG, регулятор, стресс-тест, климат, банки Keywords: ESG, regulator, stress test, climate, banks
Введение
Новый План действий EBA и растущий интерес ECB к рискам в области ESG являются ощутимыми признаками усиления внимания надзорных органов к изменению климата и другим факторам ESG. Интеграция рисков в сфере ESG в ICAAP будет непростой задачей, поэтому банки должны начать решать ее уже сейчас -если они этого еще не делают.
За последние два года произошли изменения в общественных дискуссиях об изменении климата и других экологических, социальных и управленческих (ESG) рисках. Несмотря на проблемы, связанные с отсутствием достоверных и непротиворечивых данных, многие банки начали напряженную работу по учету факторов ESG в своих рисковых процессах и стратегическом планировании. Материал исследования.
Для написания данной статьи был проведен анализ международного и российского опыта проведения процедуры стресс-тестирования ликвидности в коммерческих банках, а также изучены исследовательские труды в данной области зарубежных и отечественных учёных и практиков. Результаты исследования и их обсуждение
Самым заметным событием в области оценки рисков ESG последнего времени стала публикация EBA нового плана действий по устойчивому финансированию в декабре 2019 года [1]. План действий EBA предвещает
полную программу развития на несколько лет, основные этапы которой, скорее всего, будут включать документы для обсуждения, доклады и технические стандарты. Он устанавливает последовательный подход, охватывающий стратегию и управление рисками; ключевые показатели и раскрытие информации; стресс-тестирование и сценарный анализ. Возможно, наиболее важным является то, что в Плане содержится конкретная рекомендация о том, чтобы банки приступили к рассмотрению рисков в области ESG уже сейчас, избегали стратегии "wait and see strategy" ("ждать и посмотреть стратегию") и как можно раньше ввели в действие метрики, стратегии и механизмы управления рисками.
Менее заметным, чем план действий EBA - но не менее значимым для банков - стало растущее внимание ECB к статусу управления рисками в сфере ESG. В последние недели несколько крупных европейских банков провели обсуждение с объединенными надзорными командами (JST) по вопросам интеграции рисков в сфере ESG в ICAAP [2]. Особый интерес у JST вызывают следующие темы:
• Степень интеграции рисков в области ESG в 1СААР, в том числе при анализе сценариев и стресс-тестировании;
• наличие соответствующих данных для управления рисками в области ОСОКУ;
• Интеграция риска в области ESG в процессы "от начала до конца" (например, интеграция рисков
в области ESG в процессы кредитного андеррайтинга).
Эти инициативы являются явным признаком того, что европейские надзорные органы больше не рассматривают факторы Б^ как угрозу репутации, а как финансовые риски, требующие надлежащей идентификации, количественной оценки, отчетности, смягчения и управления.
Определения большинства рисков в области ESG все еще эволюционируют, и эта область характеризуется разрозненностью, неопределенностью и расплывчатостью информации. Управление этими рисками потребует от банков значительного количества качественных суждений. Когда речь заходит об интеграции рисков в сфере ESG в их 1СААР, банкам придется столкнуться со следующими проблемами[3]:
• Таксономия, опыт и данные. В настоящее время предпринимаются усилия по согласованию общих определений, однако на данный момент банкам необходимо будет проявлять гибкость в ожидании будущих изменений.
• Сложность взаимосвязей. Риски в области ESG взаимодействуют друг с другом и с другими видами рисков, что требует внесения изменений во все цепочки создания стоимости и системы управления рисками в банках.
• Политическая и социальная неопределенность. На масштаб рисков в области ESG влияют взгляды и действия правительств, средств массовой информации и общественности; опять же, гибкость будет иметь жизненно важное значение для управления этими изменениями.
• Количественная оценка и возможные дополнительные требования к капиталу. Еще предстоит выяснить, каким образом и когда будут введены обязательные нормативные акты и требования к капиталу для покрытия рисков в сфере ESG.
• Внезапные изменения конъюнктуры рынка. Изменение законодательной базы, предпочтений потребителей и настроений инвесторов может привести к возникновению быстрых и непредсказуемых рисков перехода к ESG.
• Необходимость интегрировать ESG риски в стресс-тестирование капитала может застать некоторые банки врасплох. Но это полностью согласуется с перспективным подходом международных регуляторов.
Приоритетом для банков сейчас должно стать начало интеграции факторов ESG в их систему управления рисками, если они еще не сделали этого. Первые шаги могут включать проведение структурированных обсуждений для понимания текущей передовой практики и рыночного мышления. Этот начальный этап должен помочь определить стратегии, "дорожные карты" и высокие требования к ресурсам. Это, в свою очередь, поможет банкам разработать целевые операционные модели и многолетние планы действий. Правильное управление рисками в сфере ESG может также создать большие возможности для банков, как с точки зрения продукта, так и с точки зрения финансирования, помогая облегчить ситуацию с рентабельностью банков.
В последние десятилетия активно изучается наука об изменении климата. По мере формирования научного консенсуса и углубления понимания проблемы изменения климата складывалась сложность и неопределенность этого вопроса. Во всем мире участились случаи аномальных природных явлений, а изменение климата стало одним из основных факторов разрушения современной экономики. ОЭСР объявила, что в отсутствие мер по смягчению последствий изменения климата к 2100 году глобальный ВВП может сократиться до 12% [3].
Согласно Докладу о глобальных рисках 2020 Всемирного экономического форума[4], глобальные риски, связанные с изменением климата, "экстремальные погодные явления", "неудача в смягчении последствий изменения климата и адаптации к ним" и "стихийные бедствия" входят в тройку самых вероятных рисков. Согласно результатам исследования восприятия глобальных рисков, проведенного всемирным экономическим форумом, они считаются более вероятными, чем риск мошенничества с данными и кибератак в рамках глобального риска. Как вероятности, так и воздействия климатического риска считается самым высоким риском, что свидетельствует о необходимости его оценки.
Финансовый риск, связанный с изменением климата, может оказывать влияние на финансовую стабильность посредством трех видов рисков[5]:
- Физические риски, связанные с экстремальными метеорологическими и климатологическими явлениями;
- Риски перехода, связанные с переходом к низкоуглеродному топливу;
- Риски, связанные с ответственностью, вызванные увеличением размера компенсации, выплачиваемой экономическим субъектам, затронутым изменением климата.
В качестве первичной оценки климатических рисков следует включить в анализ оба вида климатических рисков. При обосновании рисков ответственности по результатам исков, связанных с изменением климата, их также следует включать в сценарный климатический анализ.
Международная практика
Европа:
В 2016 году Европейский совет по системным рискам опубликовал доклад "Слишком поздно, слишком внезапно: Переход к низкоуглеродной экономике и системный риск" [6], чтобы продемонстрировать потенциальные последствия перехода к низкоуглеродной экономике в рамках ее благоприятного и неблагоприятного сценария. Доклад сигнализирует о появлении "углеродных стресс-тестов" в случае существенных системных последствий, связанных с климатом, и подчеркивает важность проведения исследований и консультаций для перестройки политики.
Англия: Управление по пруденциальному регулированию (PRA), которое является органом, регулирующим финансовые услуги в Соединенном Королевстве, объявило о том, что для страховщиков и банков будут установлены пробные стресс-тесты для проверки способности финансовой системы Великобритании противостоять климатическим рискам, в том числе физическим и переходным рискам. В настоящее время к стресс-тесту страхового рынка 2019 года добавлены исследовательские климатические сценарии. Согласно дискуссионному документу PR\, опубликованному в декабре 2019 года [7], двухгодичные исследовательские сценарии для банков будут запущены во второй половине 2020 года, а результаты будут опубликованы в 2021 году. Моделирование климатических рисков будет проводиться на 30-летнем горизонте, и это мероприятие будет включать в себя три сценария, которые зависят от скорости политических действий (ранняя политика, поздняя политика, без дополнительных политических сценариев).
Франция: В последнем квартале 2019 года в Париже Центральный банк Франции (Banque de France) объявил о начале проведения стресс-тестов по изменению климата для французских банков и страховщиков, в ходе которых финансовые учреждения будут проходить стресс-тесты по двум или трем неблагоприятным климатическим сценариям, следуя отчетам NGFS и ACPR,). В ходе этих испытаний будут рассмотрены такие многочисленные горизонты моделирования, как 2025, 2030 и 2040 годы, которые значительно превышают нынешние трехлетние горизонты проведения стресс-тестов. Ожидается, что в ходе этих испытаний будут рассмотрены физические риски и риски, связанные с переходным процессом, в совокупности на секторальном и географическом уровнях.
Голландия: Центральный банк Нидерландов De Nederlandsche Bank (DNB) провел стресс-тестирование риска переноса энергии, включающее в себя стресс-тест в управлении рисками, и пришел к выводу о наличии воздействия на активы нидерландских банков, страховщиков и пенсионных фондов. Согласно проведенному стресс-тесту голландские банки несут значительные убытки в связи с изменением климата.
Национальная стимуляция была поддержана действиями на европейском уровне. Европейская комиссия опубликовала руководящие принципы представления информации, связанной с климатом, при финансировании значительного числа учреждений, работающих в области оценки климатических рисков. Президент Европейского центрального банка подчеркнул важную роль центральных банков в смягчении последствий изменения климата на глобальном уровне.
Канада: В своем обзоре финансовой системы за 2019 год Банк Канады назвал изменение климата одной из главных проблем для экономики. Банк Канады объявил о плане интеграции климатических потрясений и приступил к работе над способами применения стресс-теста для оценки устойчивости.
США: США инициировали выход из Парижского соглашения. Параллельно с этим был внесен законопроект сената, чтобы Федеральная резервная система изучила риски, связанные с климатом, и их влияние на финансовую систему. Закон о финансовых рисках, связанных с изменением климата, заставит Центральный банк создать союз между климатологами и экономистами, чтобы добиться прогресса в анализе сценариев изменения климата и проведении финансовых стресс-тестов. ФРС подала сигнал о том, что изменение климата будет учитываться при разработке денежно-кредитной политики[8].
Австралия: Австралийское управление пруденциального регулирования и Резервный банк Австралии, как ожидается, проведут серию стресс-тестов для измерения воздействия политических потрясений, связанных с изменением климата (например, потенциальная политика ограничения выбросов) [9].
Китай: Банк Китая принял макропруденциальные рамки, которые стимулируют банки финансировать "зеленую" деятельность и ожидается, что будет проведена работа по климатическим стресс-тестам.
Сингапур: Валютно-финансовое управление Сингапура объявило о ключевых мерах по поощрению "зеленого" финансирования и упомянуло в Докладе о финансовой стабильности и стрессовых испытаниях за 2019 год о тестировании сценариев, связанных с изменением климата, в целях оценки воздействия на страховщиков общего профиля.
Анализ методом стресс-тестирования позволяет ответить на вопросы, которые могут возникнуть у банка в связи с климатическими рисками. Банки могут использовать рамки макроэкономического и финансового стресс-тестирования и интегрировать климатический компонент, с тем чтобы климатические стресс-тесты согласовывались с их существующими методологиями[10].
Идеальная методология стресс-тестирования, связанная с климатом, должна включать следующее:
• Портфельный анализ
• Выбор сценария
• Методология стресс-тестирования Механизм сверху вниз
• Механизм «снизу вверх»
• Калибровка
• Оценка воздействия
Стресс-тестирование предлагает сочетание глубины и гибкости для учета как качественных, так и количественных соображений, связанных с рядом рисков, а также агрегированный анализ, который связывает риски с их финансовыми последствиями и план по их устранению (стратегические действия).
Пошаговый подход к климатическим стресс-тестам
Шаг 1 - Анализ портфеля
Понимание портфеля является ключевым шагом в создании климатических стресс-тестов. Поскольку оценка климатического риска требует значительных ресурсов, данных и анализа, наиболее уязвимым секторам необходимо отдать приоритет. Это можно сделать с помощью портфельного анализа, который состоит из анализа распределения существующих портфельных активов с точки зрения определенных секторов и подсекторов. Для этого необходимо провести три критических анализа[11].
Во-первых, для выявления секторов, вызывающих наибольшую озабоченность, необходимо проверять подверженность секторам. Во-вторых, необходимо провести более детальный анализ. Например, для проверки необходимо оценить географическое распределение портфеля:
Доля активов в зонах, более подверженных существенному увеличению физических рисков (т.е. потенциальной интенсивности экстремальных погодных явлений).
Географии, в которых скорость перехода на низкоуглеродные технологии низка и, следовательно, риски перехода на низкоуглеродные технологии значительно повышены.
Анализ портфеля имеет фундаментальное значение для выбора горизонта климатического анализа, поскольку для интеграции более длинных горизонтов климатических сценариев необходима методологическая трансформация. Сектора, имеющие более длительные горизонты, будут лучше подходящими для применения оценки, связанной с климатическими рисками, поскольку существующий портфель в большей степени подвержен климатическим рискам.
Шаг 2 - Выбор сценария
Перспективный анализ сценариев укрепляет стратегическое мышление и позволяет получить значимое представление о связанных с климатом рисках и возможностях. Для обеспечения значимых направлений необходимо выбирать сценарии, которые должны быть прозрачными, гранулированными, надежными и достаточно сложными, чтобы интегрировать различные параметры и оценить их воздействие.
Для проведения стресс-тестов финансовым учреждениям необходимо разработать сценарии изменения климата в сторону понижения. Таким образом, им необходимо использовать референтные климатические сценарии. Температурные сценарии, создаваемые исследовательскими институтами, являются наиболее перспективным видом референтных сценариев, однако, поскольку они в первую очередь не предназначены для оценки финансовых рисков, их необходимо модифицировать[12].
Например, референтные сценарии должны быть географически понижены в зависимости от характера портфеля. Для одновременного моделирования различных климатических модулей существуют климатические сценарии, которые могут одновременно демонстрировать взаимосвязи между различными областями, такими как экономика.(см.рис.1)
Повествование о сценарии
МОДЕЛЬ 1
Выбросы
Демографические изменения, экономическое развитие, технологические изменения Допущения политики
Социально-эко-
номические
Затраты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и борьбу с ними
Биоэнергетический потенциал (сельское хозяйство, лесное хозяйство), выбросы в области землепользования, Потенциал для предотвращения изменения климата
Последовательность изменений растительного покрова
Рисунок 1. Алгоритм работы стресс-теста ЕЖ факторов
Передовые климатические сценарии дают результат, который демонстрирует взаимосвязанное воздействие социально-экономической, демографической, макроэкономической и технологической эволюции. Благодаря методам комплексного оценочного моделирования (1АМ) расширенные референтные сценарии дают полный набор результатов, которые являются ключевыми для моделирования рисков перехода. Сочетание различных моделей IAM (совместимых с глобальными климатическими моделями) может сделать повествовательную часть сценария более соответствующей целям, определенным для оценки, связанной с климатом. Сложные сценарии, в которых учитываются как проблемы предотвращения изменения климата, так и проблемы адаптации к рискам, связанным с устойчивостью портфелей шоковых мер, могут привести к тому, что банки будут учитывать физические риски и риски переходного периода.
Оценка климатического риска предполагает активное участие нескольких департаментов. Финансовым учреждениям необходимо реорганизовать свое управление для обеспечения того, чтобы все аспекты климатических рисков находились в собственности, контролировались, измерялись и доводились до сведения. Группы по управлению рисками и корпоративной социальной ответственности должны работать совместно, с тем чтобы отразить климатические риски в различных видах банковской деятельности и повысить уровень информированности. Финансовым учреждениям необходимо обеспечить разнообразный состав знаний и навыков для определения наиболее эффективного способа интеграции климатических соображений и проведения оценок возможностей с помощью выявленных существенных климатических рисков. Исполнительные стимулы должны основываться на методологических результатах и быть направлены на продвижение долгосрочного климатического плана действий.
Оценка вероятности дефолта (PD)
За последние десятилетия банки разработали и приняли свод финансовой теории для оценки подверженности своих портфелей кредитному риску. Эта существующая система может быть устаревшей, с изменениями, для оценки изменений PD, вызванных переходным процессом[11].
Мертоноподобный каркас используется для теоретического обоснования расчета связанных с переходом климатических воздействий. Первоначально разработанная в 1970-х годах Робертом Мертоном модель структурного кредитного риска часто используется в финансовых институтах для понимания риска дефолта заемщика. Банки, брокерские компании и инвесторы во всем мире исторически использовали эту модель в своей кредитной аналитике.
Концепция увязывает PD с вероятностью того, что будущая стоимость активов компании может опуститься ниже пороговой величины, определяемой стоимостью обязательств компании. Таким образом, распределение будущей стоимости активов компании имеет решающее значение для определения изменения PD[13]. Если дистрибуция-покупка будущих активов фирмы расширяется за счет увеличения дисперсии или сдвигается за счет изменения средней величины, то это влияет на PD. Данная концепция Мертона может быть изменена для оценки рисков перехода.(см. рис. 1)
Классический РБ
Рисунок 1: Иллюстрация скорректированной структуры Мертона для климатического риска
В предлагаемых рамках предполагается, что переход на низкоуглеродные технологии приведет к изменению стоимости активов компаний в ответ на введение дополнительных системных рисков, связанных с риском перехода. С учетом того, что идиосинкратические и другие системные факторы остаются неизменными, увеличение или уменьшение PD может быть измерено в определенный момент времени на основе сдвига в распределении стоимости активов. Эта методология адаптирована к системе Мертона для оценки воздействия PD как сдвига в распределении стоимости активов; на рисунке 3 показаны неблагоприятные последствия. Этот сдвиг определяется комбинацией путей факторов риска, чувствительности и точек калибровки. Модифицированное уравнение выражено в модели 1.
Модель 1. Уравнение калибровки модели
Где:
РЭ^с* =
-г
(РОит.}
Рй^С* Вероятность дефолта для заемщика i при климатическом сценарии с*
ф Стандартное нормальное распределение
РП- 1>ТТС Оригинальный сквозной цикл Вероятность дефолта заемщика i
Калиброванная чувствительность к фактору риска г в сегментной географии j и секторе к
а Путь фактора риска г в секторе к
Калибровочный коэффициент для сектора к
Это уравнение, по сути, сдвигает во времени PD заемщика, основанное на значении "климатического индекса кредитного качества". Данный индекс климатического кредитного качества представляет собой сумму продуктов, полученных в результате воздействия факторов риска и чувствительности сегментов, умноженных на калибровочный коэффициент.
Пути развития факторов риска определяют, как изменяется риск с течением времени, и относительный вклад каждого фактора риска на уровне сектора. Калибровочные точки используются для решения проблемы неизвестных параметров в "климатическом индексе кредитного качества":
■ Единый калибровочный коэффициент (ak) по секторам, который определяет общую величину воздействий
климатического риска на сектор
■ Значение каждого из откалиброванных параметров чувствительности ), с учетом ограничений ранга или
деринга, указанных экспертами.
Калибровочный коэффициент "альфа" сначала оценивается с использованием оптимизации по методу наименьших квадратов, который соответствует путям к точкам калибровки коэффициента риска. С теоретической точки зрения, "альфа" имеет двойную интерпретацию. Во-первых, она нормализует влияние факторов риска, чтобы быть способной к интерпретации как влияние на случайную переменную с единичным нормальным распределением, которое требуется в системе Мертона. Во-вторых, он определяет величину воздействия сценария, эффективно оценивая прочность связи между климатическим и кредитным риском на отраслевом уровне для данного портфеля.
После определения величины воздействия по секторам калиброванные значения чувствительности соответствуют калибровочным точкам. Эксперты качественно оценивают относительную чувствительность, чтобы получить относительное ранжирование влияния факторов риска на сегменты в данном секторе. Эта качественная оценка должна быть переведена в количественную величину. Подход использует пути факторов риска, относительные ограничения, обеспечиваемые относительной чувствительностью, и точки калибровки, чтобы найти наиболее подходящие значения для чувствительности сегмента во время калибровки.
После калибровки всех этих параметров с помощью уравнения можно оценить вероятность дефолта по сценарию для всех заемщиков в сегменте на основе их стартовых рейтингов.
Методология использует результаты общего и внутренне согласованного сценария для параметров, но процесс калибровки позволяет настраивать параметры. Структура может применяться во всех секторах, и в ней могут учитываться различные чувствительности, определения сегментов и калибровочные точки, предоставленные банковскими экспертами.
Источники:
1. OECD (2016). The Economic Consequences of Climate Change
2. The Global Risks Report (2020). Retrieved from https://www.weforum.org/reports/the-global-risks-report-2020
3. An uncertain event or condition that, if it occurs, can cause a significant negative impact for several countries or industries within the next 10 years.
4. AFEP (2018). Shift Project Report on Climate Risk Analysis
5. BIS (2015). Mark Carney: Breaking the tragedy of the horizon - climate change and financial stability https://www.bis.org/re-view/ r151009a.htm
6. IPCC (2018). Global warming of 1.5°C. An IPCC Special Report on the impacts of global warming of 1.5°C.
7. OECD (2017), Investing in Climate, Investing in Growth
8. Bank of England (2019). Retrieved from https://www.bankofengland.co.uk/paper/2019/biennial-exploratory-scenario-cli-mate-change-discussion-paper
9. Climate Change Financial Risk Act of 2019 (2019) Retrieved from: https://www.schatz.senate.gov/imo/media/doc/Cli-mate%20Change%20 Financial%20Risk%20Act%20of%202019 .pdf
10. UNPRI (2019). Retrieved from https://www.unpri.org/climate-change/the-inevitable-policy-response-policy-fore-casts/4849.article
11. Deloitte (2019). Climate Risk: Regulators sharpen their focus
12. Therefore, in general, some banks can be more vulnerable to climate risks than others. For instance, within the scope of corporate loans, banks in underdeveloped countries have some disadvantages since there are fewer corporates assured and less Nationally Determined Contribution (NDC)
13. UNFCCC definition: Nationally determined contributions (NDCs) are at the heart of the Paris Agreement and the achievement of these long-term goals. NDCs embody efforts by each country to reduce national emissions and adapt to the impacts of climate change implementation, which increases the impact of climate risks. Nevertheless, banks are largely diversified in different sectors, and successful portfolio management decisions can help financial institutions to seize opportunities if they identify, evaluate and build a strategy according to climate risk assessment. Financial institutions, especially banks, are a vital element for making progress with risk assessment.
14. I4CE (2019). For another approach to climate risk in finance: Taking uncertainties fully into account References:
1. OECD (2016). The Economic Consequences of Climate Change
2. The Global Risks Report (2020). Retrieved from https://www.weforum.org/reports/the-global-risks-report-2020
3. An uncertain event or condition that, if it occurs, can cause a significant negative impact for several countries or industries within the next 10 years.
4. AFEP (2018). Shift Project Report on Climate Risk Analysis
5. BIS (2015). Mark Carney: Breaking the tragedy of the horizon - climate change and financial stability https://www.bis.org/review/ r151009a.htm
6. IPCC (2018). Global warming of 1.5°C. An IPCC Special Report on the impacts of global warming of 1.5°C.
7. OECD (2017), Investing in Climate, Investing in Growth
8. Bank of England (2019). Retrieved from https://www.bankofengland.co.uk/paper/2019/biennial-exploratory-scenario-cli-mate-change-discussion-paper
9. Climate Change Financial Risk Act of 2019 (2019) Retrieved from: https://www.schatz.senate.gov/imo/media/doc/Cli-mate%20Change%20 Financial0/o20Risk0/o20Act0/o20of%202019 .pdf
10. UNPRI (2019). Retrieved from https://www.unpri.org/climate-change/the-inevitable-policy-response-policy-fore-casts/4849.article
11. Deloitte (2019). Climate Risk: Regulators sharpen their focus
12. Therefore, in general, some banks can be more vulnerable to climate risks than others. For instance, within the scope of corporate loans, banks in underdeveloped countries have some disadvantages since there are fewer corporates assured and less Nationally Determined Contribution (NDC)
13. UNFCCC definition: Nationally determined contributions (NDCs) are at the heart of the Paris Agreement and the achievement of these long-term goals. NDCs embody efforts by each country to reduce national emissions and adapt to the impacts of climate change implementation, which increases the impact of climate risks. Nevertheless, banks are largely diversified in different sectors, and successful portfolio management decisions can help financial institutions to seize opportunities if they identify, evaluate and build a strategy according to climate risk assessment. Financial institutions, especially banks, are a vital element for making progress with risk assessment.
14. I4CE (2019). For another approach to climate risk in finance: Taking uncertainties fully into account.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10708
В.В. Ермоленко - заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, д-р экон. наук, доцент, Кубанский государственный университет, [email protected],
V.V. Ermolenko - Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Doctor of Economics, Associate Professor, Kuban State University;
А.Г. Вересов - студент магистерской программы «контроллинг в организации» Кубанского государственного университета, [email protected],
A. G. Veresov - student of the master's program "controlling in the organization" of Kuban state University;
А.Н. Панченко - аспирант Кубанского государственного университета, [email protected], A. N. Panchenko-post-graduate student of Kuban state University.
СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ STRATEGIZING THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE EASTERN ECONOMIC ZONE
OF THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье рассматривается решение проблемы стратегирования социального и экономического развития относительно нового интеграционного образования из одиннадцати муниципальных образований, отнесенных к Восточной экономической зоне, принятой Стратегией социально - экономического развития Краснодарского края на период 2030 года. в условиях экономики знаний. Основным структурообразующим элементом выделенной экономической зоны выступает стратегическая транспортная ось. Выделение экономических зон на территории края можно рассматривается в контексте общей идеи агломерационных процессов. Восточная экономическая зона представлена как территория интенсивного развития обрабатывающей промышленности. В ближайшие годы здесь будут созданы пять промышленных парков. Основным инфраструктурным ограничением для реализации портфеля проектов - недостаточные мощности электроснабжения, обеспечения водой и газом, дорожной инфраструктурой. Выделено семь актуальных направлений развития потенциала Восточной зоны. Проводимая политика реиндустриализации связана с возрождением промышленного потенциала и промышленной славы городов Армавир, Тихорецк и других флагманов промышленного производства Краснодарского края. Формирование функционально полной инфраструктуры инновационной экосистемы региона далеко не завершено. Так не получило развитие венчурное финансирование, акселерационные программы и др. Поставлена проблема "воссоздания и оживления" малых городов Кубани и сельских пространств (ревитализации), которая может стать естественным продолжением региональной политики реиндустриализации, применительно к аграрно -промышленным территориям. Инвентаризация местной ресурсной базы муниципальных образований выявила восемь нереализованных возможностей. Рассматривается решение проблем интеграции, координации деятельности и управления Восточной экономической зоной.
Abstract. The article deals with the solution of the problem of social and economic development strategizing in relation to a new integration formation of eleven municipalities assigned to the Eastern economic zone, adopted By the strategy of socio - economic development of the Krasnodar territory for the period of 2030. in the knowledge economy. The main structural element of the selected economic zone is the strategic transport axis. The allocation of economic zones on the territory of the region can be considered in the context of the General idea of agglomeration processes. The Eastern economic zone is represented as an area of intensive development of the manufacturing industry. In the coming years, five industrial parks will be created here. The main infrastructure limitation for the implementation of the project portfolio is insufficient power supply, water and gas supply, and road infrastructure. Seven topical areas of development of the potential of the Eastern zone are identified. The ongoing policy of reindustrialization is associated with the revival