Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / функциональная грамотность / компетенции / education / functional literacy / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян О.Н.

В статье рассматривается потребность в разработке учебно-методического обеспечения с целью повышения профессиональных компетенций педагогов на основе анализа профессиональных дефицитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багдасарян О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF FUNCTIONAL LITERACY INTO MODERN EDUCATION SYSTEM ASWAY TO IMPROVE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER

The article considers the need to develop educational and methodological support in order to improve the professional competencies of teachers based on the analysis of professional deficits.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

УДК 37

Багдасарян О.Н.

магистрант кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства Института педагогики и психологии детства Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация: в статье рассматривается потребность в разработке учебно-методического обеспечения с целью повышения профессиональных компетенций педагогов на основе анализа профессиональных дефицитов.

Ключевые слова: образование, функциональная грамотность, компетенции.

Российская Федерация, заинтересованная в повышении качества образования, принимала активное участие в международном исследовании PISA[1]. На сегодняшний день в российском образовании разрабатываются собственные критерии оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Опыт работы с PISA дает возможность учитывать все необходимые параметры для оценивания компетенций учащихся.

Предоставляемые российскими обучающимися результаты для исследований качества образования и мониторинговых исследований уровня развития функциональной грамотности показывают тенденцию снижения этого показателя[2]. На основании этих данных определены задачи исследования:

1. Аргументировать влияние функциональной грамотности обучающихся на получение качества образования, актуального для жизни в современном мире.

2. Рассмотреть информационно-методические материалы, описывающие опыт формирования функциональной грамотности.

3. Проанализировать результаты диагностики профессиональных дефицитов учителей в сфере формирования функциональной грамотности школьников.

4. Ознакомиться с этапами научно-методического сопровождения педагогов, направленного на возмещение профессиональных дефицитов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся.

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, моделирование, обобщение, эмпирические - наблюдение за обучающимися, измерение результатов и их динамика, интервью.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты и выводы могут применяться для организации диагностики профессиональных дефицитов педагогов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся, а также для проектирования и реализации программ научно-методического сопровождения педагогов.

В современной системе образования усиленное внимание уделяется повышению уровня познавательной самостоятельности учащихся, формированию метапредметных результатов, улучшению образовательного пространства в школе[2,3]. Также важным является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на требования в 21 веке (развитие soft/hard skills обучающихся, положительных установок, мотивации к получению знаний и моделей поведения учащихся в различных ситуациях, повышение квалификации учителей, существенное изменение содержания и методов обучения, нацеленное на повышение качества и эффективности работы учителей, введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся с использованием актуальных измерителей для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов)[6,7,8,] .

Также играет роль не удовлетворяющая потребности запроса общества подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности. Диагностика профессиональных дефицитов выступает основой организации научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Критерии диагностики дефицитов Показатели Средства диагностики

Постановка цели учебного занятия в контексте формирования ФГ обучающихся Выявление потенциала учебного предмета для формирования ФГ обучающихся. Стимулирование активности учащихся через демонстрацию возможностей применения учебного материала в жизни Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов, включенное и невключённое наблюдение, анализ и самоанализ сценария учебных занятий

Отбор содержания в контексте формирования ФГ обучающихся Проектирование цели урока, разработка учебных заданий и сценарного плана занятий с ориентацией на развитие ФГ обучающихся, согласованность целей урока, учебных заданий, выполняемых на разных этапах урока, определенных сценарным планом Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов, анализ учебных заданий и оценочных мате-риалов по темам курса с позиций функциональной грамотности и мета предметности

Оценивание сформированности ФГ обучающихся в процессе обучения предмету Отбор критериев оценки ФГ в процессе оценивания учебных заданий. Готовность к оцениванию сформированности ФГ обучающихся Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов. Диагностические работы по развитию отдельных умений в контексте формирования ФГ

Критерии диагностики дефицитов Показатели Средства диагностики

Рефлексия сформированности ФГ обучающихся Ориентация на организацию рефлексии сформированности ФГ обучающимися Структурированные и неструктурированные интервью, анализ и самоанализ результатов диагностических работ обучающихся

Материалы научной конференции «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике. Взгляд с позиции учителя» [4], организованной экспертами Института стратегии развития образования РАО, НИУ ВШЭ с участием учителей и методистов школ, показало трудности педагогов по формированию функциональной грамотности у обучающихся. Ведущими научными сотрудниками социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ М. Пинской разработаны компетенции в формате «4К», помогающие исправить эту ситуацию. В «4К» входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация -важнейшие навыки функциональной грамотности. Для формирования этих компетенции в рамках урока нужно предлагать детям нестандартные задания, решение которых подразумевают больше одного или множество решений, самостоятельный поиск источников, работу в группе, создание творческого продукта в процессе самостоятельного интеллектуального поиска. Исследователем предложено учебное пособие под названием «Компетенции "4": формирование и оценка на уроке», демонстрирующие новейшие возможности профессионального роста учителей, расширение их педагогического арсенала. Подходы и инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся, представленные в данном пособии, являются новаторскими для большинства школ, так как предлагают новые способы организации урока, помогают проектировать задания нового типа.

Формирование функциональной грамотности обучающихся предусматривает постановку учителем на уроке межпредметных задач, напрямую связанных с реальной жизнью, что требует от обучающегося усвоения этих навыков и успешного их использования в практике [9]. Использование функциональной грамотности выступает неким индикатором измерения ситуации, демонстрирует, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки. Как быстро и эффективно полученные компетенции будут «служить» обучающемуся.

В заключение хочется отметить, что анализ полученных данных (исследование проводилось в 2018 году) [1] выявили, что сильной стороной российских школьников являются академические знания, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным. Исследователи отмечают, что задания на развитие функциональной грамотности в настоящее время зачастую не находят широкого применения в работе российских школ. Все способы оценки результатов образования внутри страны (в частности, ОГЭ и ЕГЭ), в основном, направлены на оценивание предметных знаний, умений и навыков. Они, в свою очередь, сводятся к оценке умения решать стандартные задачи. Их слабое место выявляется в том, что они не оценивают компетентность как умение действовать в определенной ситуации. Обратим внимание, что под компетентностью понимается способность эффективно выбирать и использовать наиболее подходящие знания и умения для решения каких-либо задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях [3]. Исходя из этого следует, что в целях повышения компетентности педагогов российских школ возрастает потребность в разработке учебно-методического обеспечения, помогающего научить детей решению задач, приближенных к реальным жизненным ситуациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исследование PISA-2018 [Электронный ресурс];

2. Ковалева Г.С. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС общего образования [Электронный ресурс];

3. Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и futures-грамотности) // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: М., 2020;

4. Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. - сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. - Москва: Российский учебник, 2019. - 76 с;

5. Паршина, А. В. Содержание и структура функциональной грамотности / А. В. Паршина // Вопросы педагогики. - 2023. - № 5-2. - С. 92-95. - EDN FSFUPJ;

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027;

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/;

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm;

9. Фролова Полина Ивановна К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 08.01.2024)

Bagdasaryan O.N.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

INTRODUCTION OF FUNCTIONAL LITERACY INTO MODERN EDUCATION SYSTEM AS WAY TO IMPROVE PROFESSIONAL

COMPETENCE OF TEACHER

Abstract: the article considers the need to develop educational and methodological support in order to improve the professional competencies of teachers based on the analysis of professional deficits.

Keywords: education, functional literacy, competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.