Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОЦЕНКЕ УЧАЩИХСЯ ПОКАЗАТЕЛЯМ МОДЕЛИ PISA'

СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОЦЕНКЕ УЧАЩИХСЯ ПОКАЗАТЕЛЯМ МОДЕЛИ PISA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПРЕВОСХОДСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Фарида Задитовна, Мингазова Гульнара Габдулахатовна

В статье обусловливается зависимость успешности ученика от готовности учителей к решению задач подготовки школьников к общероссийской оценке по модели PISA. Выявлены профессиональные затруднения учителей в развитии читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников. Ставится цель обоснования влияния характерных затруднений педагогических работников на развитие функциональной грамотности и обеспечение более высоких результатов школьников в общероссийском мониторинге качества основного общего образования. По результатам общероссийской входной диагностики уровня развития функциональной грамотности обучающихся, была разработана стратегия достижения лидерства школьников Республики Татарстан (РТ) в предстоящих исследованиях качества основного общего образования через устранение профессиональных дефицитов учителей, работающих с участниками мониторинга. На протяжении трех месяцев учебный процесс в образовательных организациях, участвующих в мониторинге, осуществлялся по предложенной стратегии, разработанной Министерством образования и науки Республики Татарстан и Центром непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования. В результате анализа данных входной диагностики читательской, математической, естественно-научной грамотности школьников и диагностики профессиональных компетенций педагогических работников РТ с целью повышения уровня подготовленности школьников к итоговому тестированию были определены эффективные методы совершенствования профессионального мастерства педагогов, что свидетельствует о восполнении профессиональных дефицитов учителя и является гарантией успешности ученика в последующих общероссийских мониторингах качества общего образования. Научная новизна результата заключается в диагностике профессиональных дефицитов педагогов в Республике Татарстан в рамках апробации, всероссийской оценки сформированности компетенций функциональной грамотности девятиклассников и в установлении факта наличия общих затруднений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадырова Фарида Задитовна, Мингазова Гульнара Габдулахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES WITH STUDENT ASSESSMENT ACCORDING TO PISA-MODEL INDICATORS

The article presents a study of the readiness of teachers to solve the tasks of preparing schoolchildren for all-Russian monitoring of the quality of general education. The professional difficulties of teachers, in the development of reading, mathematical and natural science literacy of schoolchildren, are revealed. The relevance. Тhe question of the influence of the characteristic difficulties of teaching staff in the development of functional literacy of schoolchildren is investigated in order to ensure their superiority in the all-Russian monitoring of the quality of basic general education. The methodological basis of the study is the diagnostics of the level of groups of students’ skills in mastering new knowledge and technologies. Input diagnostics was carried out. A strategy has been prepared to achieve leadership of schoolchildren of the Republic of Tatarstan, in the upcoming studies of the quality of basic general education. The aim will be achieved by the elimination of professional deficits of teachers working with monitoring participants.As a result of the output diagnostics, effective methods of improving the professional skills of teachers have been identified, which is a guarantee of the superiority of the Tatarstan student in the all-Russian monitoring studies of the quality of general education, and an evidence of the teacher’s readiness for all-Russian monitoring of the quality of general education.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОЦЕНКЕ УЧАЩИХСЯ ПОКАЗАТЕЛЯМ МОДЕЛИ PISA»

Соответствие профессиональных компетенций учителей оценке учащихся показателям модели PISA

Кадырова Фарида Задитовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: rabota01234@mail.ru

Мингазова Гульнара Габдулахатовна,

старший преподаватель, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: gmingazova@mail.ru

В статье обусловливается зависимость успешности ученика от готовности учителей к решению задач подготовки школьников к общероссийской оценке по модели PISA. Выявлены профессиональные затруднения учителей в развитии читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников. Ставится цель обоснования влияния характерных затруднений педагогических работников на развитие функциональной грамотности и обеспечение более высоких результатов школьников в общероссийском мониторинге качества основного общего образования. По результатам общероссийской входной диагностики уровня развития функциональной грамотности обучающихся, была разработана стратегия достижения лидерства школьников Республики Татарстан (РТ) в предстоящих исследованиях качества основного общего образования через устранение профессиональных дефицитов учителей, работающих с участниками мониторинга. На протяжении трех месяцев учебный процесс в образовательных организациях, участвующих в мониторинге, осуществлялся по предложенной стратегии, разработанной Министерством образования и науки Республики Татарстан и Центром непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования. В результате анализа данных входной диагностики читательской, математической, естественно-научной грамотности школьников и диагностики профессиональных компетенций педагогических работников РТ с целью повышения уровня подготовленности школьников к итоговому тестированию были определены эффективные методы совершенствования профессионального мастерства педагогов, что свидетельствует о восполнении профессиональных дефицитов учителя и является гарантией успешности ученика в последующих общероссийских мониторингах качества общего образования. Научная новизна результата заключается в диагностике профессиональных дефицитов педагогов в Республике Татарстан в рамках апробации, всероссийской оценки сформированности компетенций функциональной грамотности девятиклассников и в установлении факта наличия общих затруднений.

Ключевые слова. профессиональное затруднение, образовательные достижения, качество образования, профессиональное мастерство, превосходство обучающихся.

Введение

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования призван создать базовую основу конкурентоспособной функциональной грамотности российских школьников. Достижение учащимися лидерства в способности эффективного применения знаний, по сравнению со своими сверстниками из стран-лидеров по качеству образования - ключевой вопрос основного общего образования. Данный вопрос лёг в основу эмпирического исследования профессиональных дефицитов группы учителей в развитии читательской, математической и естественно-научной грамотности школьника в сентябре 2022 года. В отчёте по апробации диагностики профессиональных компетенций педагогов указано, что учителя не проявили полного понимания теоретических основ функциональной грамотности, демонстрировали недостаточные умения классифицировать готовые или открытые вопросы заданий, предложенных в диагностике, испытывали затруднения в проектировании и конструировании вопросов к проблемным ситуациям определённого контекста, а самое важное, проявляли недостаточный уровень владения критериями оценивания ответов школьников [1].

Как известно, уровень сформированности функциональных компетенций школьников в Российской Федерации определяется мониторинговыми исследованиями. В 2021-2022 учебном году в начале и в конце года была проведена оценка качества образования обучающихся 8 и 9 классов по модели международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment) PISA. Результаты входной диагностики показали, что учащиеся испытывают определенные трудности применения теоретических знаний при решении задач практического характера. В этой связи возникла потребность в исследовании влияния характерных затруднений самих педагогических работников на процесс развития функциональной грамотности и на обеспечение превосходства та-тарстанских школьников в общероссийском мониторинге качества основного общего образования. Результаты исследования, на наш взгляд, послужат основанием в выборе эффективных мер по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов и улучшению результатов следующих мониторингов качества образования школьников.

Все необходимые умения для дальнейшего комфортного существования человека во взрослой

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

жизни в основном закладывается в школе. Для этого педагоги должны быть компетентны в решении этих проблем. Они должны формировать и развивать не только предметные умения, но и научить применять эти знания в жизни. На сколько школьники овладевают умениями применять фундаментальные знания на практике, это вопрос, который требует постоянного внимания и должен быть исследован. На сегодняшний день существует дефицит в рамках разработанной методики формирования функциональной грамотности на различных ступенях обучения. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что для достижения обучающимися более высоких результатов на последующих мониторингах качества образования школьников, развития умения применения знаний на практике необходим комплекс мер для устранения профессиональных дефицитов педагога.

Задачи исследования:

- выявить профессиональные дефициты педагогических работников в области формирования у школьников компетенций функциональной грамотности;

- определить влияние профессиональных дефицитов педагогов на качество общего образования школьников;

- предложить методы совершенствования профессионального мастерства педагогов для восполнения профессиональных дефицитов учителей-предметников, занимающихся подготовкой учащихся к участию в общероссийских мониторингах качества общего образования;

- оценить эффективность разработанных методов на практике.

Теоретическая база. Инновационный проект Министерства просвещения Российской Федерации, основной целью которого является повышение качества и конкурентоспособности российского образования, описан в совместной статье Г.С. Ковалевой и В.С. Басюк. Коллеги отмечают, что конкурентоспособность системы общего образования определяется его качеством и доступностью, способностью выпускников выдержать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, будущей профессиональной деятельности и жизни [2], т.е функционально-грамотными гражданами своей страны. Куратор Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся Андреас Шляйхер отмечает, что успех в образовании уже не сводится к воспроизведению накопленных знаний; он предполагает распространение выводов, сделанных на основе настоящих и/или прошлых состояний явления или процесса на их будущее состояние, т.е. творческое применение знаний в но-5 вых ситуациях [11]. Ведущие специалисты ФГБНУ о «Институт развития образования Российской акаЯ демии образования» Ю.Н. Гостева, Л.О. Рослова, ° А.Ю. Пентин в своих работах описывают суть по-5в нятия функциональной грамотности и основные

подходы к оценке групп читательских, математических и естественно-научных умений школьника [4,5,6,7,8]. За основу оценки читательской, математической и естественно-научной грамотности школьника в общероссийской оценке были взяты определения, предложенные в международном исследовании PISA [12]. Вопросы развития функциональной грамотности школьников на уровне регионов отражаются в статье Р.Ф. Шайхелис-ламова «Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных с формированием функциональной грамотности». Работа посвящена исследованию готовности педагогов к осуществлению задач, поставленных государством перед образованием [10]. В статье Л.А. Рябини-ной, Т.Ю. Чабан «Мониторинг читатальской грамотности: региональный опыт» описывается восьмилетний опыт в оценке читательской грамотности учеников с представлением линии анализа результатов [9].

Методы исследования

Методологической основой исследования является сравнение и анализ результатов диагностики учителей и общероссийской оценки уровня сформи-рованности групп умений школьников в овладении новыми знаниями и технологиями в области функциональной грамотности.

Практическая значимость. На этапе реализации обновлённого Федерального образовательного стандарта основного общего образования результаты исследования влияния профессиональных затруднений педагога на качество образования школьников имеют большую значимость. Мероприятия по восполнению профессиональных дефицитов учителей, описанные в статье, универсальны. Их можно применить практически ко всем предметным областям, обеспечивая повышение качества образования, лидерство ученика в общероссийских мониторинговых исследованиях качества общего образования.

Обсуждение и результаты

В данной статье мы рассмотрим все этапы проведения исследования по выявлению причин зависимости успешности ученика от профессиональных компетенций педагога.

Первый этап. В сентябре 2022 года учителя-предметники гуманитарного и естественно-математического цикла в количестве 2080 человек, подавшие заявки на дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации, приняли участие в добровольной диагностике собственных профессиональных компетенций. Диагностика проходила в Государственном автономном учреждении «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» Республики Татарстан. Оценивалось понимание учителями теоретических и методических основ функциональной грамотности школь-

ника, подходы к проектированию задании, ориентированных на развитие читательских, математических и естественно-научных групп умений и их классификации по компетенциям и познавательным уровням, умения оценивать задания с развёрнутым ответом школьников. Рисунок 1 демонстрирует результаты апробации диагностики профессиональных компетенций учителей по части умения педагога развивать функциональную грамотность обучающегося в процентном соотношении к количеству тестируемых по составляющим функциональной грамотности. С целью оказания методической помощи учителям-предметникам авторами выбраны приёмы и методы современных педагогических технологий, применяемых в мировой практике [3].

Рис. 1. Профессиональные дефициты педагогических работников в развитии функциональной грамотности школьников (%)

По рис. 1 видно, что понимание теории лучше всего учителя продемонстрировали в области читательской грамотности (80%) и хуже по естественно-научной грамотности (50%). Задания на классификацию вопросов по компетенциям, познавательному уровню и оценке развернутых ответов, определение уровня развития компетенций вызвали значительные затруднения по читательской и естественно-научной грамотности. Отметим, что результаты диагностики профессиональных компетенций педагогических работников в формате апробации позволили обнаружить влияние характерных затруднений учителей-предметников на результаты школьников в общероссийском мониторинге качества образования.

Второй этап. В феврале 2022 года стартовала подготовка обучающихся 15-летнего возраста и образовательных организаций, в которых они обучались, к общероссийской оценке качества образования по модели PISA. Диагностировалась успешность школьника в умении применять знания в реальных жизненных ситуациях для решения обозначенных в заданиях проблем в 8 школах из различных муниципальных районов Республики Татарстан. На этом этапе нашего исследования по результатам входной диагностики был определен уровень подготовленности обучающихся этих школ к общероссийской оценке. Задания для проведения диагностики создавались на платформе Российской Электронной Школы. Задания пред-

ставляли собой мотивирующий текст с обозначением проблемы в определённом контексте. Далее к заявленной проблеме ставились несколько вопросов различного познавательного уровня с указанием методов их решения. Каждый вопрос был классифицирован по группам умений и конкретным действиям, определяющим содержание соответствующих составляющих функциональной грамотности школьника, что позволило определить уровень развития читательских, математических и естественно-научных компетенций школьника. Авторами были сопоставлены результаты диагностики профессиональных компетенций педагогических работников республики с уровнями выше отмеченных компетенций школьников. В результате сопоставления выявилось, что западающие проблемы школьников, в основном, коррелируют с профессиональными дефицитами учителей.

Как известно, в общероссийской оценки по модели PISA по всем составляющим функциональной грамотности определены пять уровней: недостаточный, низкий, средний, повышенный и высокий. Школьники, достигшие недостаточного уровня, применяют знания в ситуациях повседневного содержания. Низкий уровень - пороговый. На этом уровне школьники начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях. Средний уровень показывает, что обучающиеся в недостаточно знакомых ситуациях ориентируются и применяют знания с подсказкой. На повышенном уровне проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации. Школьники с высоким уровнем развития компетенций - это самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях молодые люди и девушки.

Рис. 2. Уровни развития читательской грамотности школьников - участников по результатам входного тестирования

На рисунках 2, 3, 4 показаны результаты входного тестирования, проведенного в рамках общероссийской оценки по модели PISA. Из рисунков видно, что в каждой школе имеются дети, у которых низкие результаты, в некоторых из них неуспешность достигает до 40%. По результатам входной диагностики более 50% обучающихся проявили недостаточный, низкий и средний уровень развития компетенций по всем составляющим функциональной грамотности. Высокий уро-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вень развития компетенций продемонстрировали 10% участников по читательской грамотности, 5% по математической и 7% по естественно-научной грамотности.

■ Недостаточный ■ Низкий ■ Средний ■ Повышенный ■ Высокий

Рис. 3. Уровни развития математической грамотности школьников - участников по результатам входного тестирования

■ Недостаточный "Низкий ■ Средой ■Повышенный ■ Высокий

Рис. 4. Уровни развития естественно-научной грамотности школьников - участников по результатам входного тестирования

Третий этап исследования зависимости успешности ученика в общероссийской оценке от профессиональных компетенций учителя был связан с поиском методических решений в процессе оказания помощи учителям-предметникам, работающим в образовательных организациях, попавших в выборку общероссийского мониторинга. Развитие читательских, математических и естественно-научных умений школьника требует от учителя совершенствования знаний о функциональной грамотности и умения организовывать учебную деятельность в этом направлении. В этой связи был составлен стратегический план по достижению высоких результатов в итоговой диагностике школьников -участников общероссийского мониторинга. План предусматривал обучающие вебинары для учителей, индивидуальные консультации по составлению плана уроков, с содержанием заданий по функциональной грамотности, выбора тематики внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни». Для учащихся были предложенные разработанные тьюторами рабочие тетради ~ для подготовки к итоговой общероссийской оценки. о В первую очередь потребовалось обучение педаго-й гов, работающих в классах, которые проходили всеЯ российскую оценку. Еженедельно проводились ве-^ бинары, направленные на изучение специфики за-

даний PISA, на формы представления школьниками ответов. Особое внимание уделялось, тому, что задания мониторинга носят индивидуальный характер, их невозможно «клонировать», т е составлять много аналогичных заданий, следовательно, к каждому заданию необходимо находить свое решение. Ряд вебинаров были проведены с целью привития учителю умения оценивать ответы школьника. В школах проводились еженедельные срезы по направлениям функциональной грамотности. Наблюдалась положительная динамика результатов выполнения школьниками заданий. Часть ответов оценивались региональными методистами, что послужило учителям эталоном самопроверки в оценивании развёрнутых ответов участников мониторинга. В начале работы учителя не скрывали, что сами испытывают определенные трудности по классификации заданий на компетенции, по определению уровня их сложности. В помощь учителям сотрудниками Центра непрерывного повышения педагогического мастерства работников образования Казанского федерального университета были разработаны методические рекомендации по организации урочной и внеурочной деятельности на период подготовки к итоговому тестированию. В урочное время было рекомендовано включение некоторых задач из открытого банка заданий на сайте Института стратегии и развития образования Российской академии образования, во внеурочное время работа по рабочим тетрадям, где были размещены задания из открытого банка заданий PISA, а также задачи, разработанные тьюторами - федеральными экспертами по оценке функциональной грамотности. Учащиеся получали в качестве домашней работы выполнение одного или двух заданий, размещенных в рабочей тетради. Процесс проверки домашнего задания по рабочим тетрадям учеников было рекомендовано проводить в форме самопроверки или взаимопроверки. Это дало возможность организовать работу по развитию функциональной грамотности школьников на этапе проверки домашнего задания. В ходе комментирования решения учителем, учащиеся проверяли свои выполненные работы и, если были ошибки, исправляли их, делали заметки. Обучающиеся отметили, что допускали ошибки из-за невнимательного прочтения задаваемого вопроса, непонимания описанной в тексте ситуации. Многие пришли к выводу, что внимательное чтение текста, понимание информации, заложенной в тексте и умение применять свои академические знания, владение компетенциями функциональной грамотности могут привести к успешному выполнению предложенного задания.

Проведение четвёртого (основного) этапа исследования влияния характерных затруднений учителя на успешность школьников в общероссийской оценке уровня развития функциональной грамотности школьников предполагало оказание методической помощи учителю к проведению предстоящего урока. На данном этапе был составлен график посещения уроков, ориентированных на развитие функциональной грамотности школь-

ника. В соответствии с графиком, за несколько дней до даты проведения урока, учителя представляли тьюторам сценарий своего урока. Далее, совместно с тьюторами, корректировали цель и задачи урока, вносили изменения и дополнения. Таким образом, многие учителя освоили методику ведения урока, направленного на развитие функциональной грамотности, правильной формулировке вопросов ученику по представленной проблемной ситуации. Данный период можно считать этапом интенсивной подготовки школьников к мониторингу с проведением большого объёма тренингов по решению заданий открытого банка заданий функциональной грамотности.

Результаты итогового тестирования по определению уровня развития читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников представлены на рис. 5, 6, 7. По каждой составляющей грамотности прослеживается положительная динамика в росте уровня развития компетенций школьника. Увеличился процент детей, перешедших из повышенного в высокий уровень, из среднего в повышенный уровень функциональной грамотности. Практически не осталось детей, демонстрирующих недостаточный уровень в стартовой диагностике по читательской грамотности, по математической грамотности обучающихся, имеющих недостаточный и достаточный уровни, всего 2%, а по естественно-научной грамотности их количество уменьшилось, в среднем, на 35%.

В таблице 1 приведены данные, демонстрирующие разность показателей результатов входного и итогового тестирования общероссийской оценки по модели PISA. Показатели по каждой школе представлены в процентном соотношении количества детей, набравших определённое количество баллов, соответствующему диапазону уровня, к общему количеству школьников, принявших участие в тестированиях. Знак «-» означает убывание показателя, а знак «+» его возрастание. По читательской грамотности прослеживается возрастание показателя высокого уровня по всем школам за счет уменьшения показателей более низкого уровня. Значительное улучшение результатов прослеживается в показателях по математической грамотности, только в двух школах показатели остались неизменным. По естественнонаучной грамотности показатели повышенного и высокого уровня та же в основном улучшились,

только у одной школы показатель высокого уровня уменьшился на 12%. Надо отметить, что у данной школы улучшился показатель повышенного уровня за счёт уменьшения показателя недостаточного, низкого и среднего уровней.

Рис. 5. Уровни развития читательской грамотности школьников - участников итогового тестирования

Рис. 6. Уровни развития математической грамотности школьников - участников итогового тестирования

Рис. 7. Уровни развития естественно-научной грамотности школьников - участников итогового тестирования

Таблица 1. Показатели уровня развития функциональной грамотности школьника

№ шко- Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность

лы Разность показателей уровней развития компетенций школьника,%

га >s й й и -н е й и -а й й й и -н е й и -а й й й и -н е й и

в ^ и к о и Ш н ^ е р о шй £ = о с к о о ы СО ст о е ш ы н ч о т и к о и Ш н ^ е р о шй £ = о с к о о ы СО ст о е ш ы н ч о т и к о и Ш н ^ е р о шй £ * о с к о о ы со

1 0 0 0 -100 +100 +14 -29 +14 0 0 -14 -9 -7 +21 +9

2 -2 -5 -5 -6 +7 +1 -2 +24 +10 +10 -12 -7 -12 +18 +13

Окончание

№ школы Читательская грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность

Разность показателей уровней развития компетенций школьника,%

Недостаточный Низкий Средний Повышенный Высокий Недостаточный Низкий Средний Повышенный Высокий Недостаточный Низкий Средний Повышенный Высокий

3 0 -1 -12 -38 +51 -10 -20 -40 +22 +38 -13 -26 -12 +18 +33

4 -10 -17 +2 +2 +23 -5 -37 +16 +21 +5 -36 -27 -8 +8 +63

5 -33 -17 -50 +33 +67 -17 +31 -17 0 0 0 0 -17 -17 +34

6 -4 -22 -28 +3 +50 -6 0 -8 +5 +11 -35 +3 +8 +17 +6

7 0 -4 -4 -71 +70 -8 0 -20 -19 +47 +2 0 -3 -22 +22

8 -4 -7 -19 +24 +6 -24 +11 +9 -2 +7 -14 -5 -1 +34 -12

Полученные результаты позволили сделать определенные выводы в проводимом авторами исследовании. Все выше изложенные методы работы по устранению профессиональных дефицитов учителей, а именно оказание индивидуальной и методической помощи в форме консультаций, вебинаров, практических очных занятий, дали свои положительные результаты.

Заключение

С опорой на выбранную методологию исследования есть основание сделать следующие выводы:

1) характерные профессиональные затруднения учителя-предметника в области развития умения школьников применять полученные знания в жизни, отрицательно влияют на результативность обучающихся;

2) эффективность комплекса отобранных мер, описанных выше по восполнению профессиональных дефицитов педагогических работников, может быть эффективным, при наличии квалифицированного научно-методического сопровождения учителя в обеспечении конкурентоспособности школьника;

3) образовательным организациям, не принявшим участие в общероссийской оценке по модели PISA, представляется целесообразным перенять опыт 8 школ по подготовке школьников к предстоящим аналогичным диагностикам;

4) систематическая работа на применение академических знаний в жизненных ситуациях в форме практикумов в урочное и внеурочное время может быть организована с успехом в процессе обучения школьников других возрастных категорий. В перспективе создается необходимое условие

для дальнейшего исследования развития функциональной грамотности участников общероссийской оценки уровня сформированности читательской, математической, естественно-научных компетенций школьников в средней школе.

о

а Литература

со

Ü 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ по результатам апробации диагностики профессиональных

компетенций педагогических работников с 5 по 14 сентября 2022 года в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан». С-175.

2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т. 1 (61) 2019

3. Гостева Ю. Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Специфика формирования у учащихся основной школы читательской грамотности в процессе работы с множественным текстом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 88-109

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография - М.: Луч, 2017. - 640 с.

5. Пентин А.Ю., Ковалёва Г.С., Давыдова Е.И. и др. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109.

6. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишо-ва Е.А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 177-195.

7. Рослова Л. О., Карамова И.И. Готовность учителя к формированию математической грамотности: результаты опроса // Математика. 2020. № 2. С-25.

8. Рослова Л.О., Квитко Е.С., Денищева Л.О., Карамова И.И. Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности // Отечественная и запубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2(70). С. 74-99.

9. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 236-247.

10. Шайхелисламов Р.Ф. Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с формированием функциональной грамотности //Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 218-235.

11. Шляйхер Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / А. Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко]; предисловие С.С. Кравцова. - М.: «Национальное образование», 2019. -336 с.

12. Исследование PISA-2018. Режим доступа: URL: http//www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018. html (Дата обращения 10.05.2023)

COMPLIANCE OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCIES WITH STUDENT ASSESSMENT ACCORDING TO PISA-MODEL INDICATORS

Kadyrova F.Z., Mingazova G.G.

Kazan (Volga Region) Federal University

The article presents a study of the readiness of teachers to solve the tasks of preparing schoolchildren for all-Russian monitoring of the quality of general education. The professional difficulties of teachers, in the development of reading, mathematical and natural science literacy of schoolchildren, are revealed. The relevance. The question of the influence of the characteristic difficulties of teaching staff in the development of functional literacy of schoolchildren is investigated in order to ensure their superiority in the all-Russian monitoring of the quality of basic general education. The methodological basis of the study is the diagnostics of the level of groups of students' skills in mastering new knowledge and technologies. Input diagnostics was carried out. A strategy has been prepared to achieve leadership of schoolchildren of the Republic of Tatarstan, in the upcoming studies of the quality of basic general education. The aim will be achieved by the elimination of professional deficits of teachers working with monitoring participants. /4s a result of the output diagnostics, effective methods of improving the professional skills of teachers have been identified, which is a guarantee of the superiority of the Tatarstan student in the all-Russian monitoring studies of the quality of general education, and an evidence of the teacher's readiness for all-Russian monitoring of the quality of general education.

Keywords: professional difficulty, educational achievements, quality of education, professional skills, superiority of students.

References

1. ANALYTICAL REPORT on the results of testing the diagnostics of professional competencies of teaching staff from September 5 to September 14, 2022 in the state information system "Electronic education of the Republic of Tatarstan". C-175.

2. Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results // "Domestic and foreign pedagogy" No. 4 Vol.1 (61) 2019.

3. Gosteva Yu. N., Kuznetsova M.I., Sidorova G.A. The specifics of the formation of reading literacy among students of the basic school in the process of working with multiple texts // Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, No. 1 (90). pp. 88-109.

4. Klarin M.V. Innovative learning models. A study of world experience. Monograph - M.: Luch, 2017. - 640 p.

5. Pentin A.Y., Kovaleva G.S., Davydova E.I. et al. The state of natural science education in the Russian school according to the results of international studies TIMSS and PISA // Education issues. 2018. No. 1. pp. 79-109.

6. Pentin A.Y., Nikiforov G.G., Nikishova E.A. Forms of using tasks on assessment and formation of natural science literacy in the educational process // Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, No. 4 (61). pp. 177-195.

7. Roslova L. O., Karamova I.I. Teacher's readiness to form mathematical literacy: survey results // Mathematics. 2020. No. 2. P-25.

8. Roslova L.O., Kvitko E.S., Denishcheva L.O., Karamova I.I. The problem of forming the ability to "apply mathematics" in the context of levels of mathematical literacy // Domestic and zapu-bezhnaya pedagogy. 2020. Vol. 2, No. 2(70). pp. 74-99.

9. Ryabinina L.A., Chaban T.Y. Monitoring of reader literacy: regional experience // Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, No. 4 (61). pp. 236-247.

10. Andreas Schleicher. World-class education. How to build a school system of the XXI century? / A. Schleicher; [trans. I.S. Denisenko, I.Y. Cloud]; preface by S.S. Kravtsov. - M.: "National education", 2019. -336 p.

11. Shaikhelislamov R.F. To get into the top ten: the readiness of regions to implement tasks related to the formation of functional literacy //Domestic and foreign pedagogy. 2019. Vol. 1, No. 4 (61). pp. 218-235.

12. Summary results of the PISA-2018 study, URL: http//www.cen-teroko.ru/pisa18/pisa2018.html (Accessed 10.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.