Научная статья на тему 'Внедрение электронных учебников в образовательный процесс'

Внедрение электронных учебников в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3043
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATIZATION / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смокова Е.Ю.

В данной работе рассматривается вопрос применения электронных учебников в образовательном процессе, их достоинства и недостатки. Рассмотрены типы электронных учебников и компьютерные программы для их создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers pros and cons of the problem of electronic textbooks use in educational practice. It discusses the major types of electronic textbooks and the software related.

Текст научной работы на тему «Внедрение электронных учебников в образовательный процесс»

4. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 18 с.

5. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 168 с.

6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 11. С. 12.

Смокова Е. Ю.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, информационные образовательные ресурсы.

Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос применения электронных учебников в образовательном процессе, их достоинства и недостатки. Рассмотрены типы электронных учебников и компьютерные программы для их создания.

Keywords: informatization, informational technologies, educational information resources.

Abstract: The paper considers pros and cons of the problem of electronic textbooks use in educational practice. It discusses the major types of electronic textbooks and the software related.

В современном мире система образования в ВУЗах построена таким образом, что количество аудиторных лекций не многим превышает количество часов, выносимых по программе на самостоятельное обучение. Соответственно, все попытки студента подготовиться самостоятельно по той или иной дисциплине сводятся к поискам информации в глобальной сети. В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий, в том числе и в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию студентов и преподавателей [1-2]. Однако порой достоверность полученной таким путем информации оставляет желать лучшего. Оптимальным вариантом решения такой проблемы является

разработка электронных учебников самими преподавателями, что позволит не только обеспечить качество предоставляемой информации, но и структурировать ее в соответствии с учебными планами дисциплин.

Преимущества электронных средств обучения над печатными изданиями в том, что они: облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускают адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути дисциплины, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; дают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; выполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок, позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно. Технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает в финансовом плане. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом студент становится субъектом образовательного процесса.

Недостатками электронных учебников являются:

Необходимость использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями. Не смотря на повсеместное использование компьютеров и прочих гаджетов, к сожалению, не всех есть возможность их приобрести;

Для нашего государства дистанционное обучение является непривычной и нетрадиционной формой, поэтому электронные учебники, как новые средства обучения, многие воспринимают с недоверием, считая, что они не способны заменить обычных занятий [3-4].

Для увеличения эффективности образовательного процесса преподавателям целесообразно разрабатывать сборники лекций и заданий для самостоятельной подготовки студентов в виде электронных пособий. В данном аспекте можно ограничиться оформлением собственного конспекта лекций в электронном варианте, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и

воплотить на экране компьютера, а также записать на компакт-диск или оформить рассылку студентам по электронной почте.

Более сложный, но и более эффективный вариант-создание электронного учебника в уже имеющихся компьютерных оболочках.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел на уровне знаний, умений.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную (связанную с движением предметов) и эмоциональную память [5].

К достоинствам инструментальных средств общего назначения (ИСОН) следует отнести:

1) возможность создания электронного учебника лицами, которые не являются квалифицированными программистами;

2) существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки электронного учебника;

3) невысокие требования к техническому оснащению компьютера и программному обеспечению.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

Существует большое количество специальных программ для создания электронных учебников. Рассмотрим некоторые из них.

eBooksWriter LITE. Простая в эксплуатации программа с достаточным количеством функций. С её помощью создают книги не только для персональных компьютеров, но и для мобильных устройств. eBooksWriter LITE имеет простой визуальный редактор, подходящий как для начинающего, так и для продвинутого пользователя. Продукт даёт возможность не только создавать пособия с нуля, но и импортировать уже готовые книги в формате *.rtf или .*doc. Кроме текстовых данных, книга, созданная с помощью eBooksWriter LITE, может содержать аудио и видео файлы и таблицы.

Достоинства:

- электронный учебник, созданный с помощью данного продукта, представляет собой самораспаковывающийся файл небольшого размера;

- можно защитить паролем отдельные части книги или всё пособие целиком;

Недостаток: бесплатная версия LITE может создавать электронные учебники только размером до 1 Мб, что соответствует примерно 20 страницам. В версиях Pro и Gold допустимый размер книг гораздо больший: до 260000 страниц.

eBookMaestro. Универсальное средство создания электронных журналов, пособий, отчётов, презентаций, опросников, книг и т.п. С помощью данного продукта в пособие могут быть включены файлы разных типов: HTML страницы, VB и Java скрипты, звуковые, графические и видео файлы и многие другие.

Достоинства:

- поддержка HTML;

- обработка и сохранение данных, введённых пользователем в проект;

- преобразование текста в речь;

- быстрый и удобный поиск.

Недостатки:

- максимальное число файлов для одной книги в версии FREE -500, в то время как в версиях STANDARD и PRO их неограниченное количество.

ChmBookCreator. Это простой в использовании продукт, который из обычных файлов htm, txt, doc и rtf создаст электронное пособие, которое будет выглядеть как обычная раскрытая книга на бумажном носителе. С помощью ChmBookCreator можно создать хорошо структурированный электронный учебник.

Достоинства:

- можно не только создавать электронные учебники, но и конвертировать их из других форматов;

- есть возможность создавать собственный уникальный дизайн для пособия;

- удобен для неопытного пользователя;

- наличие подробной встроенной справки.

Недостаток:

- медленная обработка файлов *.doc.

TurboSite. Бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. Можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видео-файлов и JavaScript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.

Достоинства:

- программа проста в освоении и предлагает множество готовых шаблонов, которые в процессе работы можно изменять;

- работа осуществляется через веб-браузер с поддержкой стандарта HTML5;

- результат получается быстро и его можно редактировать в процессе работы.

Недостатки:

- возможность некорректного отображения материала в разных браузерах;

- в структуре создаваемого электронного учебника все разделы будут одного уровня [6].

Из вышеперечисленных компьютерных продуктов можно выделить ChmBookCreator и eBooksWriter LITE, как наиболее удобные программы для создания и использования электронных учебников для совершенствования преподавания курса дисциплины.

Мировой опыт внедрения. Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа сделала выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. Большинство школ выбрали второй способ обучения. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке. Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» проводил эксперимент по внедрению электронных учебников в шести школах с 1 сентября 2014 года. Занятия проходили по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. По результатам тестирования и, согласно принятому закону, с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия. К большому сожалению, далеко не все образовательные учреждения нашего государства хотя бы частично перешли на электронные учебники.

Выводы. Еще до появления новых информационных технологий эксперты, проведя множество исследований, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был

представлен в звуковом формате, то человек запоминал около 1/4 его объема, если в визуальном - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины от общего объема информации, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости внедрения на занятиях электронных пособий для повышения уровня усвоения материала.

Список литературы

1. Коломейченко А.С. Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в орловском государственном аграрном университете // Открытое и дистанционное образование. 2008. № 4. С. 37-39.

2. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.

3. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

4. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 513.

5. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.

6. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Челябинск, 2004. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.