Научная статья на тему 'Внедрение электронных навигационных карт рек Обского бассейна'

Внедрение электронных навигационных карт рек Обского бассейна Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
720
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Павлушкин С. В., Горбунов А. С.

Преимущества использования ЭНК на ВВП. Создание на базе Обского ГБУ регионального картографического центра, для хранения и распространения баз данных ЭНК ВВП Сибири и Дальнего Востока. Структурная схема использования ЭНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Павлушкин С. В., Горбунов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION OF ELECTRONIC NAVIGATION MAPS OB RIVER BASIN

Advantages of use electronic navigation maps (ENM) on inside water ways (IWW). Creation on the basis of Federal state institution «Ob state basin management of waterways and navigation» the regional cartographical center for storage and distribution of databases ENM IWW of Siberia and the Far East. The block diagram of use ENM.

Текст научной работы на тему «Внедрение электронных навигационных карт рек Обского бассейна»

УДК 528.9

С.В. Павлушкин, А.С. Горбунов

Федеральное государственное учреждение «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», Новосибирск

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ РЕК ОБСКОГО БАССЕЙНА

Преимущества использования ЭНК на ВВП. Создание на базе Обского ГБУ регионального картографического центра, для хранения и распространения баз данных ЭНК ВВП Сибири и Дальнего Востока. Структурная схема использования ЭНК.

S.VPavlushkin, A.S. Gorbunov

Federal state institution «Ob state basin management of waterways and navigation»

13 Uricskogo Ul., Novosibirsk, 630099, Russian Federation

ADOPTION OF ELECTRONIC NAVIGATION MAPS OB RIVER BASIN

Advantages of use electronic navigation maps (ENM) on inside water ways (IWW). Creation on the basis of Federal state institution «Ob state basin management of waterways and navigation» the regional cartographical center for storage and distribution of databases ENM IWW of Siberia and the Far East. The block diagram of use ENM.

В рамках осуществления ФЦП «ГЛОНАСС», Росморречфлотом были объявлены работы по ОКР «Создание электронных карт и баз данных для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием глобальных навигационных систем и их функциональных дополнений».

Интеграция ВВП России в международную транспортную сеть ставит вопрос о выполнении требований Международной Гидрографической Организации (МГО) в вопросах обеспечения точности проведения русловых съемок на ВВП, что является необходимым и достаточным условием создания достоверных картографических материалов.

Сейчас уже никого не надо убеждать в преимуществах электронных навигационных карт (ЭНК). И судоводители, и картографические службы, и надзорные органы на опыте убедились, что использование ЭНК обеспечивает безопасность судоходства, отражая все напрвления пути, всю навигационную обстановку, опасности и т.п.Современное гидрографическое и геодезическое оборудование позволяет создавать качественный и более точный продукт в сравнении с бумажными аналогами. Электронный ресурс позволяет осуществлять корректуру ЭНК с меньшими затратами и значительно быстрее, нежели при применении бумажной карты.

Использование спутниковой навигации в судовождении требует оснащения речных судов навигационным оборудованием, которое использует действующие спутниковые навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS) для определения координат судна и отображения ЭНК. Таким оборудованием являются электронные картографические системы (СОЭНКИ, ЭКНИС, ЭКС), позволяющие производить постоянный контроль за местоположением судна. С помощью автоматической идентификационной системы можно получить информацию обо всех окружающих теплоходах, включая находящиеся вне зоны радиолокационной видимости. Активное развитие электронной навигации и картографии возможно только при комплексном использовании всех видов такого оборудования. Применение навигационных комплексов и ЭНК значительно уменьшает риск возникновения аварийной ситуации, что подтверждено исследованиями международных и национальных экспертов.

С помощью ЭНК можно оперативно решать многие вопросы восстановления навигационной информации при разборе аварий и использовать её возможности для обучения плавсостава в судоходных компаниях и тренажерных центрах.

Для сбора информации, проведения специальных съемок и непосредственно создания электронных навигационных карт нужен специальный инструментарий. В настоящее время бассейновые управления оснащены автоматизированными промерными комплексами ЗАО «Транзас» для сбора и обработки геопространственных данных.

Надежность приема сигнала и повышение точности навигации обеспечивается работой контрольно-корректирующих станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем. Для покрытия участка р. Обь от г. Барнаула до г. Нижневартовска планируется закладка четырех контрольно-корректирующих станций. В данный момент установлена и запущена в работу одна станция с зоной покрытия 200 км. ККС находится на территории Новосибирского шлюза.

Для создания ЭНК Обского бассейна Обским ГБУ, были выполнены масштабные топогеодезические и гидрографические работы. Проведены комплексные батиметрические и топографические съемки на участок реки Обь, общей протяженностью 1 700 км. Специальные съемки выполнялись с точностью масштаба бумажной лоцманской карты (1:25000; 1:10000), а в местах повышенной опасности, таких как рейды, причалы, переходы и пр., с точностью масштабов от 1:5000 до 1:2000. Результаты съемок были обработаны и конвертированы в формат S-57, для дальнейшего составления ЭНК.

Автоматизация производства специальных съемок и применение спутниковых радионавигационных систем (СРНС) геодезического класса, позволили в достаточно короткие сроки и с необходимой точностью провести весь цикл работ.

Для эффективного внедрения электронных карт на внутренних водных путях предусматривается создать единый картографический фонд. На данный момент вся нормативная база по картографическому фонду согласована

Росморречфлотом с учетом ряда предложений и замечаний и направлена в Министерство экономического развития РФ для дальнейшего утверждения.

Так же планируется создание двух региональных картографических центров на базе бассейновых управлений. В европейской части страны - это Волго-Балтийское ГБУ, Сибирь и Дальний Восток - Обское ГБУ

В 2011 году начнет работу в тестовом режиме «сибирский» региональный картографический центр.

Основной задачей Картографического центра будет оказание услуг картографического обеспечения в сфере внутреннего водного транспорта.

Картографический центр в соответствии с установленными задачами и целями будет осуществлять следующие функции:

- Составлять, редактировать и издавать официальные навигационные карты внутренних водных путей (ВВП) Обь-Иртышского, Обского, Енисейского, Байкало-Ангарского, Ленского и Амурского бассейнов;

- Обеспечивать реализацию и реализовывать самостоятельно навигационные карты ВВП;

- Формировать, поддерживать и обновлять единую базу данных электронных навигационных карт ВВП и цифровых оригиналов для типографской печати на уровне современности;

- На основе данных, получаемых от бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, оперативно издавать и распространять Извещения судоводителям по Обь-Иртышскому, Обскому, Енисейскому, Байкало-Ангарскому, Ленскому и Амурскому бассейнам;

- Контролировать качество материалов, предназначенных для составления электронных навигационных карт ВВП;

- Осуществлять методическое руководство картографической деятельностью на внутренних водных путях Обь-Иртышского, Обского, Енисейского, Байкало-Ангарского, Ленского и Амурского бассейнов;

- Проводить конкурсный отбор предприятий, производящих тиражирование электронных и бумажных навигационных карт;

- Составлять, издавать и реализовывать справочно-информационные карты (схемы) и пособия для плавания по ВВП, а также нормативные документы по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на ВВП;

- Участвовать в подготовке межведомственных и международных соглашений по вопросам навигационно-гидрографического обеспечения судоходства.

Региональный картографический центр - это инструмент взаимодействия между создателями ЭНК и потребителями данного продукта.

Переход на более качественный уровень картографической продукции требует от нас подготовки высококвалифицированных специалистов,

укомплектования передовыми программными продуктами в области электронной картографии отделов и служб, занимающихся данной работой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ватущенко Л.Л, Лдипевич В.А., Кошевой А.А. Электронные системы отображения навигационных карт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса, ОГМА, 2000. - 120 с.

2. Правила Гидрографической службы, ГУ НиО МО, 1984. - 264 с.

3. Электронные навигационные карты ВВП. РД152-012-01: Департамент ВВП, 2001. - 95 с.

4. Порядок картографической деятельности на ВВП РФ. С-Пб.: ФГУ «Волго-Балтийское ГБУВПиС», 2007. - 125 с.

5. Серпинас Б.Б. Глобальные системы позиционирования: ИКФ «Каталог», 2002. - 106 с.

6. Яценков В.С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. - М: Горячая линия-Телеком, 2005. - 272 с.:ил.

7. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС / Под редакцией В.Н. Харисова, А.И. Петрова, В.А. Болдина. - М.:ИПРЖР,1998. - 400 с. :ил.

8. Фирсов Ю.Г. Современные гидрографические технологии и практическая подготовка инженеров гидрографов в Государственной морской академии/Под ред. Емельянова. - М.: Наука, 2003.

9. Антонович К.М. Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии. Часть 1. Новосибирск:СГГА. - 2005. - 330 с.

© С.В. Павлушкин, А.С. Горбунов, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.