Научная статья на тему 'Внедрение эффективной производственной системы, основанной на принципах кайдзен, на российских промышленных предприятиях'

Внедрение эффективной производственной системы, основанной на принципах кайдзен, на российских промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горин И. А.

В статье рассматриваются возможность и условия использования принципов кайдзен в деятельности российских промышленных предприятий. Дается понятие, исследованы элементы и условия функционирования системы бережливого производства, или Lean Production. Проанализирован опыт одного из ведущих промышленных предприятий кабельной отрасли РФ ОАО «Завод „Сарансккабель"» по внедрению системы кайдзен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение эффективной производственной системы, основанной на принципах кайдзен, на российских промышленных предприятиях»

го контроля, мы пришли к выводам: для того чтобы СВК была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее деятельность документами организационно-распорядительного характера. Это поможет закрепить права, обязанности и ответственность субъектов и объектов контроля, тем самым повысив его уровень.

Системы внутреннего контроля большинства предприятий в настоящее время не отличаются эффективностью. Однако в каком бы виде они ни существовали, они должны в первую очередь отстаивать интересы внешних пользователей информации о деятельности предприятия. Поэтому процедуры совершенствования информационной базы внутреннего контроля должны быть направлены на бухгалтерскую отчетность и учетную политику как средства принятия решений внешними заинтересованными пользова-

Поступила 15.05.09.

телями; совершенствование информационной базы внутреннего контроля должно осуществляться в тесном взаимодействии с существующей на предприятии системой документооборота. Для промышленных предприятий важна система производственного документооборота. При этом чем более четкая система планов и нормативов используется на предприятии, тем меньше проблем у него возникает на участке производственного документооборота. В обратном случае необходимы анализ и разрешение существующих проблем, так как осуществление действенного внутреннего контроля на предприятии сферы промышленности, где участок производства занимает существенное место среди бизнес-процессов, невозможно без соответствующего обеспечения эффективной системы производственного документооборота.

А Г AAdA ГЁА УООАЁОЁА Г IЁ ID I ЁдА I AnoAA Г Г I Ё ЙЁЙ0А1 U,

I N Г|ААГ Г IЁ Г А IDE Г ОЁЇАОЁАЁАдА Г, ГА D I ЙЙЁЁЙЁЁО ID I 1 и0ЁА Г Г UO IdAAIdEBOEBO

Ё.А.АтбеГ

А noaoua бanmaoбёaa^ony aTg7T®ТTnou ё onёTaёy ёnїTёugTaa^ёy Їбё^OёЇTa ёаёа-gaT a aayoaёu^TnOё бTnnёёnёёO ЇбT^Q0ёa^^QO ЇбaaЇбёyoёё. Aaaony ЇT^yoёa, Єп-nёaaтaa^Q yёa^a^oQ ё onётaёy б0^ё0ёт^ёбтaa^ёy nёnoa^Q aaбaжёёaтaт їбTёg-aTanoaa, ёёё Lean Production. I бтa^aёёgёбтaa^ T'l'Qo TaTTaT ёg aaaOйёO Їб Tl Q0-ёa^^QO ЇбaaЇбёyoёё ёаааёштё T0бanёё DO — TAT «QaaTa „Naбa^nёёaaaёu"» їт a^aaбa^ё^ nёnoa^Q ёaёaga^.

В современном мире большинством компаний, являющихся мировыми индустриальными лидерами в своих отраслях (Toyota, Ford, Boeing, Airbus, GE, Scania, Alcoa, Xerox и др.), моделью, ориентированной на создание инноваций и опирающейся на конкурентную среду признана производственная система на основе принципов кайдзен. С 2004 г. эта практика внедрена и России. Десятки и сотни отечественных предприятий, включая РУСАЛ, Группу ГАЗ, КаМАЗ и др., не только приступили к построению таких производственных систем, но и достигли реальных результатов.

Система японского менеджмента кайдзен, основанная на идеях Деминга, Джурана, Фейгенба-

ума и их японских коллег Исикавы, Тагути и Сингу, включает в себя концепцию бережливого мышления и производства, методы «шести сигм», «пяти С», TQM (всеобщую систему управления качеством), TPM (всеобщую систему обеспечения деятельности производства), JIT («точно в срок»), КАНБАН и др. [1].

Кайдзен (в переводе с японского — «непрерывное улучшение») — основа любой эффективной производственной системы. С наибольшей эффективностью философия кайдзен была реализована в рамках производственной системы Toyota, которая в настоящее время является эталоном для промышленных компаний. В условиях разрухи японской промышленности эта компа-

© Ё. А. АТЭеТ, 2009

148

ААЯОГЕЁ 1 ТбаТапёТаТ бГёаабпёоаоа | 2009 | 1 3

ния должна была догнать и перегнать американцев в производстве автомобилей. После завоевания японскими автомобилями рынка США американские эксперты в области организации производства стали изучать опыт Toyota, с тем чтобы «вычленить» из него те приемы, которые могли бы обеспечить успех любой освоившей их организации. Поэтому, принимая решение о применении инструментов управления, руководство компании должно понимать, что кайдзен является базой, основой производственной системы.

Кайдзен — это постоянное постепенное улучшение бизнес-процессов, которое проводится непрерывно всеми сотрудниками компании. Улучшением бизнес-процессов занимаются не профессионалы в специально отведенные часы, а каждый, ежедневно и мелкими шагами. Любой сотрудник, что бы он ни делал, может улучшить работу как минимум следующими способами:

1) организовать рабочее место так, чтобы меньше тратить времени на поиски материала и инструментов;

2) улучшать эксплуатацию оборудования, его обслуживание, чтобы уменьшить число поломок (дефектов); каждый день думать, как избежать крупных поломок, осваивать навыки мелкого ремонта, налаживать контакт с ремонтными бригадами;

3) выполнить конкретные улучшения процессов, применяя методики бережливого производства по снижению потерь (затрат) и повышению эффективности.

Как добиться того, чтобы желание работать появилось у каждого сотрудника? Если рабочий четко понимает, что хочет от него руководство начиная от мастера и заканчивая генеральным директором, и если он видит, как эти требования связаны с необходимостью выживания компании в условиях рынка, то создать у него желание совершенствоваться в системе кайдзен вполне реально. Важным моментом мотивации сотрудников является понимание ими того, что такое потери и какие предложения по их устранению применит руководство.

Важно убедить сотрудников и доказать им на практике, что повышение эффективности их работы не приведет к снижению расценок или увольнениям. Поскольку в результате рациональных предложений со стороны операторов рабочие руки будут высвобождаться, руководству компании следует, еще до начала освоения принципов кайдзен, четко продумать, на какие участки будут направлены освободившиеся сотрудники. В зависимости от ситуации могут быть выбраны следующие направления:

— увеличение производительности;

— переналадка оборудования;

— расширение производства;

— обучение;

— уборка рабочего места;

— перевод на другой участок, в смежные профессии и т. д.

При этом нужно позаботиться о том, чтобы сотрудники поняли: освободившийся персонал получит работу на других участках без понижения в должности. Важной частью подготовки к переходу на работу по принципам кайдзен будет помощь персоналу в избавлении от негативных стереотипов, связанных с освоением смежных специальностей. Следует подготовить и спланировать аттестацию и инструктаж по технике безопасности для персонала, который будет переведен на другие участки. Самое главное — необходимо, чтобы сотрудники поняли, что владеть 3—4 специальностями не исключение, а норма, и без этого невозможна эффективная работа компании.

Важной составляющей мотивации освоения философии кайдзен является система оплаты труда. Предпочитаемая руководством сдельная система оплаты часто не отвечает принципам концепции, потому что в этом случае руководство перекладывает ответственность за эффективную организацию труда на операторов. Именно они заинтересованы в получении оснастки или инструментов с других участков, ожидании в очередях. Руководство тем самым создает условия для самоустранения от непрерывного улучшения процесса труда в компании, предполагаемого кайдзен. Гораздо более прогрессивна в этом отношении повременная оплата в сочетании с общей мотивацией на эффективное использование отведенного времени.

Еще один принцип, вытекающий из общей ориентации кайдзен-мышления на устранение потерь, который часто нарушается на российских предприятиях, может быть сформулирован таким образом: производи только то, что нужно заказчику прямо сейчас. Конечно, этот идеал труднодостижим на практике, но к нему следует стремиться. Не стоит производить изделия, которые будут нужны заказчику только через 1— 2 месяца с единственной целью — выполнить производственный план и выплатить рабочим заработную плату. Эффективная компания, придерживающаяся принципов кайдзен, должна быть в состоянии не только обеспечить людей работой, но и сделать так, чтобы эта работа была востребована заказчиком и руководством компании.

Как было отмечено выше, сегодня мышление кайдзен не является достоянием лишь Toyota. Мировые лидеры в самых разных областях уже освоили и успешно применяют в конкурентной борьбе как вышеобозначенные общие принципы, так и результаты их творческого развития в форме инструментов бережливого производства. Выглядят эти компании парадоксаль-

Ййбёу «УеТ м! ё-^йпеёй Гаоеё»

149

но: они развиваются, казалось бы, очень медленно, в них практически не происходит резких смен организационной структуры, методов принятия решений и т. д. Но в соответствии с принципами кайдзен это развитие никогда не останавливается. Малые улучшения накапливаются столь же постепенно, сколь и неизбежно. Такие компании производят впечатление консервативных. При этом им неизменно удается производить более дешевую, качественную и разнообразную продукцию по сравнению с изделиями основных конкурентов. Одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии является стимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, без превышения запланированных затрат.

Одно из центральных мест в философии кайдзен занимает система бережливого производства, которая состоит в повышении операционной эффективности. Специфика инструментов бережливого производства во многом связана с тем, что они не направлены на изменение глобальной организационной структуры предприятия. Основной задачей системы является улучшение бизнес-процессов на уровне операторов и линейного персонала. Поэтому руководство компании, от которого исходит инициатива в освоении инструментов бережливого производства, должно рассматривать бизнес-процессы с этой точки зрения, а не абстрактно, на основании только аналитических показателей о бизнесе компании. Отсюда вытекает основа основ бережливого производства: для того чтобы эффективно управлять производственными процессами и менеджментом в компании с применением инструментов бережливого производства, высшее и среднее руководство и специалисты должны отслеживать и анализировать существующие процессы и происходящие изменения непосредственно на рабочих местах, где создается основной продукт компании. Прежде чем принимать какое-либо управленческое решение, менеджеры должны лично увидеть проблемы (потери).

Инструменты бережливого производства позволяют рассмотреть всю цепочку продвижения товаров по лабиринту бизнес-процессов компании от склада до отгрузки, выделив в ней те этапы и состояния материального потока, в которых компания несет потери. Видение ситуации под таким углом позволяет менеджменту компании осознать, почему не достигаются поставленные цели.

В современных условиях глобальной конкуренции вступления в ВТО эти цели обычно включают снижение затрат, наращивание объемов производства, повышение гибкости и расширение номенклатуры производимых товаров. Правильное понимание причин неэффективности компании на уровне отдельных операций

позволяет устранить или сократить затраты на выполнение операций, не создающих добавленной ценности в процессе движения товаров — от закупок до отгрузки. Существует компетентное мнение экспертов, что корректное освоение методик бережливого производства именно российскими компаниями может быть ценно еще и в плане выхода из тупика, в который отечественные предприятия попали в связи с «внедрением» систем менеджмента качества и их сертификацией на соответствие международным стандартам ИСО 9000 : 2000. Некоторые российские компании делают ставку именно на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества (СМК), ожидая при этом повышения эффективности производства. Для многих такое внедрение оборачивается серьезными затратами, в то время как позитивный экономический эффект от этого внедрения получают не более 20 % компаний.

Причина этих неудач, вероятно, в том, что внедрение СМК сводится к бездумному тиражированию процессов и процедур других компаний с аналогичной специализацией. В результате СМК остается как бы инородным телом в производственной системе, которая функционирует и развивается параллельно существующей производственной системе. В действительности же производственная система и СМК — одно и то же. В этом основная ошибка. Поэтому и сертифицированные СМК российских предприятий часто «не работают», а внедрившие их компании не могут воспользоваться полезными принципами организации производства, которые заложены в стандартах ИСО 9000 : 2000. Здесь инструменты бережливого производства могут оказать неоценимую услугу, объединяя СМК и существующую на предприятии производственную систему. Эта связь осуществляется через блок «измерение, анализ, улучшение», присутствующий в любой сертифицированной СМК. Методики бережливого производства являются инструментами постоянного улучшения и позволяют:

— измерить существующие процессы;

— провести анализ: почему существующие процессы не позволяют достичь целей компании по снижению затрат, роста объемов, производства и т. д.

В бережливом производстве особое значение имеет информационное обеспечение, которое также принимает характер универсального средства, поддерживающего непрерывность потоков и их эффективность. Однако растут требования и к эффективности информационного обеспечения. Поэтому обязательно наличие в системе четкого управленческого учета, обеспечивающего пользователей только релевантной информацией, достоверной, своевременной и объективной. Кроме того, информация должна быть

150

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

представлена в форме, понятной потребителю, в виде, позволяющем очень быстро принять правильное решение.

Поэтому для работающих очень важно соблюдение принципа визуальной информированности о состоянии дел в ближайших точках потоков. Информация должна отображаться в виде, доступном для наблюдения практически всем работающим в пределах данной актуальной части потоков. Таким образом, наличие центрального плана актуально только в маркетинге и в финансовой структуре, ибо все остальные участники потока руководствуются визуализацией, и для них важнее ситуационная информация о движении потоков, чем откорректированный централизованный план.

Таким образом, проведение последовательных работ по внедрению полноценной системы менеджмента, основанной на концепции кайдзен, позволяет предприятиям, уже внедрившим MRP и ERP-системы, использовать их на более высоком уровне эффективности. Предприятиям, предполагающим внедрение вышеназванных систем, эксперты советуют вначале оптимизировать свои процессы и организацию бизнеса в соответствии с кайдзен и требованиями бережливого производства.

Концепция бережливого производства родилась на европейском континенте и представляла собой синтез и обобщение ряда передовых управленческих практик различных стран. Различия между европейским и американским подходом к реализации бережливого производства состоят в следующем: в США понятие «бережливое производство» интерпретируется с другими акцентами, нежели в Европе. Подход США — возможность набора рабочей силы невысокой квалификации, их скорейшая подготовка, быстрая подготовка кадров с темпом, сообразным темпу роста производства. Легко уволить — легко набрать новый персонал. Проекция на ERP — детальные, жесткие интерфейсы, где приоритет отдан американским реалиям. В Европе акцент в реструктуризации во многом делался (и делается) на мотивацию персонала, в том числе на его участие в создании оптимальных форм труда. Lean в Европе — это гораздо больший упор на мотивационную составляющую. В США акценты пришлось расставить иначе. Первым препятствием стали индивидуализм и независимость, характерные для американской культуры, плюс традиционно узкая специализация работников, не позволявшая во всей широте применить европейские подходы. Многое, что касается мотивации персонала, вовлечения его в управленческие процессы и т. п., было упрощено, изменено или вовсе отброшено.

Простую формализованную модель в виде ряда несложных шагов гораздо легче усвоить,

перенять и использовать. Этим во многом объясняется привлекательность американских подходов. Во многих российских фирмах, стремящихся развиваться и следовать современным тенденциям в развитии корпоративной культуры, превалирует американский стиль. Особенно это касается мотивации персонала, различных тренингов, выделения лидеров и различных форм поощрения. Европейские подходы, как правило, не столь формализованные и используются реже. Во многом это объясняется тем фактом, что американские методики, порой простые и неизощренные, легче реализовывать именно в силу простоты. За простотой скрывается американская четкая формализованная пошаговая детализация (бизнес-процесс), позволяющая применять методику в различных странах и компаниях с разнообразной корпоративной культурой.

Реализация концепции кайдзен возможна в двух вариантах: либо для получения разового результата, либо для создания постоянно улучшающегося бизнеса. В первом случае набор разовых мероприятий напоминает то, что делается при реинжиниринге бизнес-процессов в соответствии с методологией Хаммера. Во втором случае создание системы бережливого производства фактически означает освоение почти всех элементов кайдзен. Такое освоение реализуется несколькими последовательными и параллельными шагами.

Все начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию «пяти С», чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума. Параллельно необходимо провести работу по делегированию полномочий и доведению стратегических целей от высшего уровня вплоть до рабочих, в соответствии с их квалификациями и способностями. Эта работа сочетается с постановкой маркетинга и выстраиванием цепочек внутренних потребителей и поставщиков, ориентированных на потребителей.

Следующие шаги по созданию системы кайдзен осуществляются уже фактически с помощью и на основе тотальных инициатив по повышению качества и уменьшению издержек. Искусное направление этих инициатив в сторону поддержания непрерывного движения потока с помощью инфраструктуры (оборудования и оптимально планируемых помещений) приводит нас к технологии TPM (Total Productive Maintenance).

Такая последовательность действий ведет к тому, что на предприятии начинает работать система тотального обеспечения качества и уменьшения издержек. Рабочие, инженеры и менедже-

Ййбёу «УеТ m ёчйпеёй Гаоеё»

151

ры, направляя усилия на устранение причин несоответствий и лишних и вредных издержек, в рамках периодических мероприятий по прорывным улучшениям способны совместными усилиями создать бережливое производство как высшую форму эффективного бизнеса. Естественно, все вышесказанное касается не только производственных, но и других процессов на предприятии.

Как подтверждает практика, предприятия, внедрившие основные принципы кайдзен, не только используют ИТ-системы со 100 % эффективностью, но и вовлекают их в сферу постоянного улучшения. Одним из первых предприятий Мордовии, начавших осваивать и внедрять передовую систему, основанную на принципах кайдзен, является ОАО «Завод „Саранск-кабель“». Здесь созданы кайдзен-команды различных уровней — от бригадных и цеховых до команд заместителей генерального директора. Для каждой из них определены участок работы, программа действий, но общие усилия направлены на повышение эффективности работы всего предприятия. Каждая из кайдзен-команд ежемесячно отчитывается о проделанной работе и разрабатывает предложения по улучшению деятельности. В рамках реализации политики руководства ОАО «Завод „Сарансккабель“» в области применения инструментов кайдзен и согласно «Плану организационных мероприятий» в ОАО «Завод „Сарансккабель“» в каждом подразделении разработаны планы мероприятий по внедрению системы «пяти С»1. Наиболее суще-

ственны результаты внедрения системы «пяти С» в цехе по производству проводов установочных. Реализация мероприятий, разработанных им на 2007 г., дала следующие результаты:

— экономию 150 000 р. в месяц за счет использования пластиката отечественного производителя;

— уменьшение объемов незавершенного производства на 46 000 р. в месяц за счет усовершенствования технологической операции до-мотки на линии изготовления провода ЯЛ-Л;

— экономию 11 000 р. в месяц за счет изменения последовательности действий при изготовлении ТПЖ;

— снижение образования отходов на 45 000 р. в месяц за счет уменьшения диаметра отверстий решетки экструдера линии ЯЛ-А;

— экономию 2 600 р. в месяц за счет выноса эмульсопровода.

Совокупная экономия составила 254 600 р. в месяц. Применение инструментов кайдзен осуществляется, и достаточно успешно, и на других предприятиях Международной ассоциации «Электрокабель».

Эффективная производственная система, базирующаяся на принципах кайдзен, — это фундамент современного менеджмента, на основе которого, особенно в период кризиса, необходимо строить управление предприятием. Это объективная необходимость, способствующая выживанию предприятия в данный период экономического цикла и подготавливающее его для будущего роста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Масааки Имаи. Кайдзен : ключ к успеху японских компаний / Имаи Масааки. — 3-е изд.— М. : Альпина Бизнес Букс. 2007. — 274 с.

Поступила 05.06.09.

1 «План организационных мероприятий» ОАО «Завод «Сарансккабель» на 2007 г.

152 ААЯОГЁЁ 1 ТбаТапёТаТ бГёаабпёоаоа | 2009 | 1 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.