Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ВЫСШУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ВЫСШУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ватюкова Оксана Юрьевна, Умархаджиева Седа Руслановна, Гайрбекова Марианна Исаевна

В статье рассматриваются развитие электронной коммерции в высших образовательных учреждениях, направления развития профессионального образования электронной коммерции и т. д. Отмечается, что построение системы обучения должно полностью отражать ориентацию рабочего процесса, подчеркивать особенности отрасли и адаптироваться к потребностям в навыках типичных рабочих групп, бизнес-процессов и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF E-COMMERCEDISCIPLINES IN HIGHER EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article discusses the development of e-commerce in higher educational institutions, the development of professional education in e-commerce, etc. It is noted that the construction of a training system should fully reflect the orientation of the workflow, emphasize the characteristics of the industry and adapt to the skill needs of typical workgroups, typical business processes and typical work tasks.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ВЫСШУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_166 УДК 37

Ватюкова Оксана Юрьевна,

доцент кафедры фундаментальной информатики и оптимального управления, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: vatukova_o_u@volsu.ru

Умархаджиева Седа Руслановна,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государ ственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Seda.umarkhadzhieva@mail.ru

Гайрбекова Марианна Исаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры эконо мики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Nazaeva88@bk.ru

ВНЕДРЕНИЕДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ВЫСШУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье рассматриваются развитие электронной коммерции в высших образовательных учреждениях, направления развития профессионального образования электронной коммерции и т. д. Отмечается, что построение системы обучения должно полностью отражать ориентацию рабочего процесса, подчеркивать особенности отрасли и адаптироваться к потребностям в навыках типичных рабочих групп, бизнес-процессов и задач.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; экономика и менеджмент; электронная коммерция; преподавание производственной практики; система обучения; экономическое развитие.

UDC 37

Vatyukova Oksana Yurievna,

Associate Professor, Department of Fundamental Informatics and Optimal Control, Volgograd State University, Volgograd, Russia, e-mail: vatukova_o_u@volsu.ru

Umarkhadzhieva Seda Ruslanovna,

Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Seda. umarkhadzhieva@mail.ru

Gairbekova Marianna Isaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Nazaeva88@bk.ru

IMPLEMENTATION OF E-COMMERCEDISCIPLINES IN HIGHER EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article discusses the development of e-commerce in higher educational institutions, the development of professional education in e-commerce, etc. It is noted that the construction of a training system should fully reflect the orientation of the workflow, emphasize the characteristics of the industry and adapt to the skill needs of typical workgroups, typical business processes and typical work tasks.

Keywords: higher professional education; economics and management; e-commerce; teaching industrial practice; education system; economic development.

Развитие электронной коммерции - одна из важнейших тенденций современной мировой экономики. Российская Федерация накопила богатый опыт в области обучения, философии обучения, составления учебных программ, методов обучения и т. д., создала относительно полную структуру системы обучения и заложила хорошую основу для будущего развития образования. В то же время она также способствует быстрому развитию высшего профессионального образования электронной коммерции и закладывает для него хорошую теоретическую основу.

Однако с углубленным развитием высшего профессионального образования концепция профессионального образования, ориентированного на рабочий процесс, и упор на практическое обучение стали целями реформы системы обучения специальностям экономики и управления электронной коммерции.

Необходимо определить процесс практического обучения и учебные проекты, которые полностью отражают характеристики бизнеса, управления и обучения, сформировать практическую и эффективную систему обучения и построить учебную базу на территории кампуса, которая больше соответствует характеристикам профессионального образования [3].

Построение учебной базы заведения должно сочетать направленность развития образования, предметные преимущества и профессиональные характеристики, руководствоваться социальными потребностями и занятостью, обобщать основные рабочие группы, навыки и курсы, подходящие для электронного обучения вуза.

Электронная коммерция высшего профессионального образования должна отвечать потребностям социально-экономического образования. Необходимо активно развивать электронную коммерцию профессионального образования, связанную с основной отраслью современной сферы услуг.

В основу создания системы обучения входит позиционирование профессионального образования электронной коммерции в сфере экономики и менеджмента.

В сочетании с характеристиками регионального экономического развития, в первую очередь, нужно определить ориентацию профессионального развития и сформулиро-

вать содержание реформы обучения и преподавания. Если взять г. Грозный в качестве примера, то в центре внимания экономического развития находится современная сфера услуг, в основе которой лежат ориентированные на производство отрасли услуг, такие как информация, связь, туризм, финансы и логистика.

Таким образом, основное внимание высшего профессионального образования в области электронной коммерции должно быть сосредоточено на: во-первых, развитии туристической электронной коммерции; во-вторых, стандартизации порядка развития современной коммерции и современной логистики, в-третьих, ускорении темпов развития профессионального образования в сфере информационных услуг, особенно развития специалистов в сфере обслуживания клиентов, представленных информационными услугами и электронной коммерцией, а также ускорении популяризации и применения информационных технологий во всех сферах.

Таким образом, развитие профессионального образования в области электронной коммерции происходит в сочетании с потребностями специалистов, с необходимостью формирования сетевого маркетинга, информационных услуг, логистики и распределения, корпоративной электронной коммерции. Высшее профессиональное образование электронной коммерции, относящееся к категории современной сферы услуг, такой как сервис, основано на применении сетевой экономики [4].

Высшее профессиональное образование по специальностям экономики и управления электронной коммерции в основном направлено на развитие практических специалистов, которые могут удовлетворить потребности социального и экономического развития и участвовать в управлении операциями электронной коммерции предприятия, маркетинге и обслуживании клиентов [1].

Поскольку электронная коммерция является всеобъемлющей и прикладной дисциплиной, включающей менеджмент, маркетинг и компьютерные науки, она сочетает в себе искусство и науку, высокие работоспособность, техническую оснащенность и практичность. Поэтому в процессе обучения особенно важно создать систему, ориентированную

на рабочий процесс и сочетающую работу и обучение. Обучение базовым теоретическим знаниям сочетается с изучением практических технологий, формированием навыков и способностей к их применению.

Высшее профессиональное образование, преподающее экономику и менеджмент по специальностям электронной коммерции, должно учитывать взаимосвязь между соответствующими предметными знаниями и практическим обучением.

Разумно сформулировать учебный план, который соответствует правилам обучения и адаптируется к учебному процессу, а также создает базу обучения, соответствующую требованиям учебного процесса.

В сочетании с характеристиками регионального экономического развития нужно выяснить содержание реформы профессионального развития и практического обучения. Направления развития профессионального образования электронной коммерции могут быть следующими:

1. Создать систему профессионального обучения электронной коммерции, направленную на адаптацию к потребностям современной индустрии услуг.

2. Создать практическую систему обучения, ориентированную на группы профессиональных должностей, общие бизнес-процессы и типовые рабочие задачи.

3. Построить базу обучения на территории кампуса, соответствующую системе обучения.

4. Разумно настроить базовую учебную среду и рационально распределить программные и аппаратные ресурсы.

5. Создать открытую платформу учебных ресурсов электронной коммерции и платформу практического обучения.

6. Создать и развивать команды преподавателей профессионального образования в области электронной коммерции с прочной теоретической базой и квалифицированными профессиональными навыками.

7. Всесторонне развивать таланты электронной коммерции для сетевого маркетинга, сетевых закупок, информационных услуг, управления информацией предприятий и сообществ [6].

Выделим основные идеи построения системы обучения практическим занятиям:

1. Основное содержание построения системы обучения практическим занятиям.

Построение системы обучения электронной коммерции, прежде всего, устанавливает учебную программу и учебный процесс, которые подходят для целей обучения. Необходимо создать систему обучения, которая сочетает в себе системы практического обучения, системы обучения профессиональным навыкам и бизнес-процессам, а также комплексные системы обучения применению.

2. Создать учебную базу на территории кампуса для обучения.

Предоставить студентам базовую учебную платформу для обучения и практики на территории кампуса. Благодаря конкретным операциям и обучению развивать у студентов знания про предприятия электронной коммерции, бизнес-процессы, а также формировать способность к практическому применению и работе.

3. Улучшить качество занятости и конкурентоспособности студентов, занимающихся электронной коммерцией. В полной мере использовать систему электронной коммерции, предоставляемую учебной базой, а также различные учебные среды с моделированием, усиливать обучение студентов профессиональному качеству и профессионально-техническим навыкам, улучшать понимание студентами приложений электронной коммерции и основных бизнес-процессов, а также освоить основные правила применения и эксплуатационные навыки системы управления корпоративной информацией и системы электронной коммерции.

4. Необходимо создать платформу разработки приложений для обучения исследованиям и социальным услугам. В целях повышения уровня преподавания постоянно пересматривать и улучшать систему практического обучения (практики), предоставлять преподавателям базовую гарантированную среду для реформы преподавания, обучения навыкам и развития системы, а также проводить исследования в области создания приложений для электронной коммерции [2].

Благодаря систематическому профессиональному обучению учащиеся будут иметь базовые практические и теоретические знания, а также опытные технические навыки, необходимые для адаптации к требованиям работы.

Необходимо стремиться к тому, чтобы у студентов было больше возможностей для социальной практики, чтобы они могли напрямую участвовать в фактической разработке проектов и управлении некоторыми компаниями [5].

В соответствии с основными требованиями профессионального образования необходимо создать и усовершенствовать систему практического обучения высшего профессионального образования по специальностям электронной коммерции, рационально настроить базовый масштаб и организационную структуру учебно-практической базы, а также тесно сочетать конфигурацию с практическим обучением и обеспечить практическую среду обучения с передовым техническим оборудованием.

Подводя итог, отметим, что профессиональное развитие электронной коммерции в высшем профессиональном образовании должно делать акцент на обучении прикладным навыкам и умениям. Необходимо создать надежную систему обучения, а также построить учебную базу на территории кампуса с полным набором функций, передовым оборудованием, полностью воплощающим ориентацию рабочего процесса, подчеркивая отраслевые характеристики и адаптируясь к потребностям в обучении навыкам типичной работы.

Учебная база должна основываться на системе обучения и адаптироваться к особенностям профессионального образования. При образовании учебной базы необходимо создать команду высококвалифицированных и профессиональных педагогов и пойти по пути сочетания сотрудничества учебного за-

ведения и предприятия с независимыми исследованиями и разработками.

Список литературы

1. Багиев Г Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках. СПб. : СПГУЭиФ, 1998.

2. Бермус А. Г Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 01.12.2022).

3. Егоршин А. П. Основы менеджмента : учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. 350 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Селевко Г К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64; № 5. С. 55-61.

References

1. Bagiev G. L., Uspensky I. V., Chentsov V. I. Interactive models of marketing solutions in virtual markets. St. Petersburg: Spbguef, 1998.

2. Bermus A. G. Problems and prospects of implementing the competence approach in education. Online magazine "Eidos". URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12. htm (date of reference: 01.12.2022).

3. Egorshin A. P. Fundamentals of management: textbook. 3rd ed., add. and reprint. Moscow: SIC INFRA-M, 2015. 350 p.

4. Zimnaya I. A. Key competencies - a new paradigm of the result of education. Higher education today. 2003. No. 5. Pp. 34-42.

5. Selevko G. K. Competencies and their classification. Public education. 2004. No. 4. Pp. 136-144.

6. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education. Public education. 2003. No. 2. Pp. 58-64; No. 5. Pp. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.