Научная статья на тему 'Внедрение балльно-рейтинговой системы в ординатуре на клинической кафедре'

Внедрение балльно-рейтинговой системы в ординатуре на клинической кафедре Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОРДИНАТУРА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / STUDENTS' RESEARCH WORK / GRADE POINT AVERAGE SYSTEM / POSTGRADUATE MEDICAL TRAINING INTERNSHIP / RESIDENCY / PERSON-CENTERED EDUCATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Уфимцева Марина Анатольевна, Бочкарев Юрий Михайлович, Вишневская Ирина Федоровна

Система подготовки молодых специалистов в ординатуре является приоритетным направлением в медицинском вузе. Программа обучения по специальности «дерматовенерология», разработанная на кафедре кожных и венерических болезней УГМУ Минздрава России, включает использование балльно-рейтинговой системы, отвечает современным требованиям и показала свою эффективность в процессе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Уфимцева Марина Анатольевна, Бочкарев Юрий Михайлович, Вишневская Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GRADE POINT AVERAGE SYSTEM AT A CLINICAL DEPARTMENT OF MEDICAL UNIVERSITY

The system of training medical specialists in internship and residency is a priority direction in medical university. The specialized training program in the field of dermatovenereology, developed at the Department of Skin and Venereal Diseases of Ural State Medical Academy, involves using the grade point average system, which meets the current requirements and has proven its effectiveness in the learning process.

Текст научной работы на тему «Внедрение балльно-рейтинговой системы в ординатуре на клинической кафедре»

г

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

Ч

j

М.А. УФИМЦЕВА, доцент Ю.М. БОЧКАРЕВ, доцент И.Ф. ВИШНЕВСКАЯ, доцент УГМУ Минздрава России

Внедрение балльнорейтинговой системы в ординатуре на клинической кафедре

Система подготовки молодых специалистов в ординатуре является приоритетным направлением в медицинском вузе. Программа обучения по специальности «дерматовенерология» , разработанная на кафедре кожных и венерических болезней УГМУ Минздрава России, включает использование балльно-рейтинговой системы, отвечает современным требованиям и показала свою эффективность в процессе работы.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, ординатура, персонифицированное обучение, учебно-исследовательская работа

Главное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в поиске путей и способов формирования у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующей становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности [1]. Реформа высшего образования вступила в фазу практической реализации - так обозначено в планах Министерства образования и науки РФ. Между тем разговоры о «болонизации » на уровне повседневности не утихают, поэтому успехи и неудачи модернизации связаны с «человеческим фактором». По мнению ученых, необходимо формировать у преподавателей субъективную готовность, позитивную мотивацию к деятельности в условиях новой модели ВО [2]. В течение последних лет в России внедрены новые регламентирующие документы в здравоохранении и образовании: федеральные законы РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также федеральные приказы, утверждающие квалификационные требования к специалистам, порядок оказания медицинской помощи по профилю дерматовенерология. Для обучения по программе ординатуры действует приказ Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 г. № 1475н, определя-

ющий федеральные требования к ее структуре. Одним из требований является ее построение по модульной системе, 12 блоков которой представлены дисциплинами; 30% времени отводится изучению смежных фундаментальных дисциплин. В целом подобное деление является развитием принятого ранее подхода к разработке типовых программ, в то же время с учетом крайне ограниченного периода обучения (два года) при этом страдает качество подготовки по основной дисциплине, в нашем случае - дерматовенерологии. Для сравнения: продолжительность обучения за рубежом по специальности составляет более четырех лет.

Для повышения качества образовательного процесса в ординатуре на нашей кафедре введена балльно-рейтинговая система. БРС - это система оценки в баллах критериев результативности освоения основной профессиональной образовательной программы, установленных и ранжированных для лечебной, учебно-исследовательской работы, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы, выполнения программ симуляционного курса и практики. Контроль должен отвечать следующим параметрам:

■ быть результативным;

■ способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся,

■ соответствовать целям и задачам обучения;

158

Высшее образование в России • № 7, 2014

■ быть всесторонним;

■ учитывать не только объем знаний, но и их глубину, осмысленность, научность, систематичность, прочность;

■ быть систематическим, осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Элементы БРС отрабатывались в течение последних лет. Для каждого раздела образовательного процесса были подготовлены критерии результативности обучающегося. При установлении минимального количества баллов мы придерживались SMART -методики: цель каждого раздела обучения должна быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (achievable), насущной (relevant), определенной во времени (timed/timed-bound). Допуск к итоговой аттестации возможен лишь при наборе определенного количества баллов по каждому разделу работы. На этапе подготовки в ординатуре основная тенденция - максимальное сближение образовательныхстандартов со стандартами оказания медицинской помощи. Ддя объективизации оценки освоения навыков и приближенности к клинической практике разработан перечень диагностичес-кихи лечебных манипуляций. В плане реализации БРС нами разработан их качественный учет, а также подобрана минимальная частота повторений, необходимая для формирования навыка. За основу приняты федеральные стандарты оказания медицинской помощи, а также приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Одним из приоритетов развития медицины в XXI в. является концепция трех «П » (предсказательная, профилактическая, персонализированная). Персонифицированный подход применим в различных областях, в том числе и в педагогическом процессе - как персонифицированное обучение, первым этапом которого является диагностика обучающегося. Обучение должно быть адаптировано к его жизненному и профессиональному опыту, коррелировать с базовыми знаниями. Предлагаемые нами

индивидуальные планы составляются с учетом данных особенностей, что способствует развитию личностных ресурсов на основе профессиональных и индивидуальных потребностей обучающегося.

Большое внимание нами уделяется разработкам интерактивных пособий. Ценной в образовательном процессе является технология веб-квест как специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности. Нами подготовлены алгоритмы поиска информации в сети Интернет с целью рационального использования времени в ходе самостоятельной работы обучающихся, развития у них навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации, применения полученной информации в практических целях. Так, все обучающиеся в рамках БРС заполняют лист самостоятельной работы дистанционного обучения, где отражают персональную посещаемость предложенных нами сайтов, прослушанные видеолекции, участие в телемостах, представление собственной информации на специализированных сайтах.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, ключевыми задачами Стратегии инновационного развития медицинской науки являются выявление талантливой молодежи на всех этапах получения образования, а также обучение методологии научных исследований начиная со студенческой скамьи [3]. Учебно-исследовательская работа (УИР) - одна из форм обучения, способствующая расширению клинической эрудиции, воспитанию клинического мышления, приобретению навыков исследовательской работы, необходимой для дальнейшей врачебной деятельности. Нами предложен перечень УИР в плане реализации персонифицированного обучения. Темы разрабатываются совместно со смежными кафедрами университета и практического здравоохранения.

Для получения интегральной картины подготовки ординаторов проводится оценка успешности выпускников в течение первых лет работы. Для этого по специально разработанной анкете мы опрашиваем руководи-

Факты, комментарии, заметки

159

телей ЛПУ, заведующего отделением, где начинают работать выпускники, а также интервьюируем самих выпускников. По результатам определяются наиболее слабые стороны в подготовке специалиста дерматовенеролога и разрабатываются целенаправленные корректирующие изменения.

Т аким образом, технология БРС на этапе обучения в ординатуре позволяет систематически контролировать процесс обучения, создает благоприятные возможности для персонифицированного обучения. В свою очередь, персонифицированный подход позволяет повысить самостоятельность, активность, удовлетворенность обучающе-

гося во всех видах деятельности и, соответственно, качество его подготовленности.

Литература

1. Компетентностно-ориентированное обу-

чение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Лопа-новой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.

2. О готовности вузов к «переходу» (круглый

стол в редакции) // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 96-120.

3. Стратегия развития медицинской науки в

Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ health/ 62

Авторы:

УФИМЦЕВА Марина Анатольевна - д-р мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, mail-m@mail.ru

БОЧКАРЕВ Юрий Михайлович - канд. мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, bochkarev@olympus.ru

ВИШНЕВСКАЯ Ирина Федоровна - канд. мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России, i_vishnevskaya5@mail.ru

UFIMTSEVA M.A, BOCHKAREV YU.M, VISHNEVSKAYA I.F. IMPLEMENTATION OF GRADE POINT AVERAGE SYSTEM AT A CLINICAL DEPARTMENT OF MEDICAL UNIVERSITY

Abstract. The system of training medical specialists in internship and residency is a priority direction in medical university. The specialized training program in the field of dermatovenereology, developed at the Department of Skin and Venereal Diseases of Ural State Medical Academy, involves using the grade point average system, which meets the current requirements and has proven its effectiveness in the learning process.

Keywords: grade point average system, postgraduate medical training internship, residency, person-centered education, students’ research work

References

1. Lopanova E.V. (ed.) (2012) Kompetentnostno-

orientirovannoe obuchenie v meditsinskom vuze: Uchebno-metodicheskoe posobie [Competence-based medical education: a textbook]. Omsk: Printing center KAN Publ., 198 p.

2. [On the preparedness of universities to the

transition (round-table discussion at editor’s

office)]. (2011) Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 96120. (In Russ.)

3. [Strategy of development of medical science in the Russian Federation for the period till 2025]. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/ health/62 (In Russ.)

Authors:

UFIMTSEVA Мarina A. - Dr. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia, mail-m@mail.ru

BOCHKAREV Yuriy M. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia, bochkarev@olympus.ru

VISHNEVSKAYA Irina F. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia, i_vishnevskaya5@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.