Implementation of the author of the course “formation of media competence of the younger students at Russian lessons” in the educational process of primary school
Milyutina Anna Aleksandrovna, Chelyabinsk State Pedagogical University, graduate student E-mail: [email protected]
Implementation of the author of the course “formation of media competence of the younger students at Russian lessons” in the educational process of primary school
Abstract: The article deals with the author’s course “Formation of media competence of the younger pupils Russian lessons”, its implementation in the educational process of primary school. Specifies the content for each topic of the course and the main types of educational activity of younger students.
Keywords: media competence, information society, media tools, the Internet, the algorithm.
Милютина Анна Александровна, Челябинский государственный педагогический университет, аспирант E-mail: [email protected]
Внедрение авторского курса «Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка» в образовательный процесс начальной школы
Аннотация: В статье рассматривается авторский курс «Формирование медиакомпетенции младших школьников уроках русского языка», его внедрение в образовательный процесс начальной школы. Определяется содержание по каждой теме курса и основные виды учебной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: медиакомпетенция, информационное общество, медиа средства, сеть Интернет, алгоритм.
Авторский курс «Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка» представлен четырьмя отдельными содержательными модулями, каждый из которых содержит определенный набор тем и заданий, с которыми учитель и учащиеся работают в процессе обучения предмету «Русский язык».
На эти упражнения и задания должно тратиться определенное время от урока русского языка, в соответствии с возрастными психологическими и физиологическими особенностями учащихся начальной школы, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Условия жизни современного общества обязывают человека владеть элементарными способами общения, взаимодействия, рабочей, исследовательской и научной деятельности с помощью медиа средств. Обладание этими качествами невозможно без медиакомпетенции, её сфор-мированность указывает на уровень развития гражданина современного медиа общества, оказывает влияние на успешность и реализацию в социуме.
Формирование медиакомпетенции должно происходить уже в младшем школьном возрасте, так как ведущей становится учебная деятельность. Также, в соответствии с ФГОС НОО в этом возрасте ребёнок начинает осваивать универсальные учебные действия, способы работы с информацией, знаково-символическими, графическими моделями и др. [1].
Авторский курс «Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка» направлен на логически выстроенную, чёткую модель работы с младшими школьниками на уроках русского языка по созданию грамотной медиа личности.
Первый модуль, с которым начинают работать учащиеся на уроках русского языка — «Медиакомпетенция человека в рамках современного информационного общества». В него входят:
- представление информации с помощью различных медиа средств, знакомство с понятием медиабразованно-сти человека;
- мотивация учащихся к медиа потреблению, развитию своих учебных и творческих способностей;
- работа с упражнениями, текстами учебника и беседы о сведениях, которые можно получить из упражнения, как представить ее более компактно и что в этом случае использовать;
- работа по разграничению медиа средств как способов поиска и работы с информацией и других средств, применяемых в этой же области в рамках урока «Русский язык»;
- компьютерный практикум;
- включение в упражнение по русскому языку заданий по формированию медиакомптенции и последующее оценивание учителем состояния медиакомпетенции младшего школьника.
111
Section 10. Philology
На уроках русского языка, во время освоения этого модуля используются следующие задания:
1. Указать с помощью стрелок способы выполнения и представления другим участникам учебного процесса упражнения по русскому языку:
Завершить предложения (добавить подлежащее, сказуемое (сказуемые), грамматические основы в предложение о медиа. Например:
С помощью компьютера ...
Интернет ...
В электронной презентации.
Социальная сеть даёт возможность.
2. Набор простого текста (сочинение, изложение) или рисование какого-либо орфографического правила в графическом редакторе.
3. Составление кратких информационных сообщений по картинкам на слайдах (правила, схемы, алгоритмы, разборы, языковые ситуации).
Самостоятельная работа по выделению нужной информации из аудио или видео ряда (начертить грамматическую основу услышанных, увиденных предложений или определить орфограмму, о которой говорилось в данном ряде, или правильно написать слово на основе услышанного или увиденного правила).
4. Самостоятельный поиск с помощью сети Интернет языкового понятия, необходимого для работы на уроке, нахождение дополнительной информации, актуальной по данной теме.
5. Выполнение упражнения в документе формата Microsoft Word, затем обмен работами с одноклассником (смена мест) для осуществления взаимной проверки. Одноклассники печатают допущенные ошибки и меняются местами обратно [2].
6. Задания можно сформулировать к любому упражнению. Например: определить медиа средство по его описанию совместно с обозначением орфограмм, разборами слов, предложений; представить правило в виде знаковых форм, найти в сети интернет значение выделенного в упражнении слова и др.
Второй модуль, с которым начинают работать учащиеся на уроках русского языка — «Основные способы использования медиа средств, при работе с содержанием тем по русскому языку в начальной школе». В него входят:
- непосредственная работа с компьютером (ввод, вывод, хранение, обработка информации);
- работа с сетью Интернет;
- различные формы представлений содержания тем предмета «Русский язык», отработка понимания схемы, рисунка как упрощённого изображения объекта;
- компьютерный практикум.
На уроках русского языка, во время освоения этого модуля используются следующие задания:
1. Перечисление основных элементов компьютера, выполнение заданий по русскому языку и сохранение их в документе Microsoft Word (текстовом редакторе),
сохранение документа на диск или карту памяти (работа проводится дважды — первый раз с помощью учителя, затем самостоятельно).
2. Работа с терминами фонетика, орфография, морфология и др., определение ключевых слов, понятий, которыми можно воспользоваться в каждой из областей языкознания.
Непосредственная работа с упражнением по русскому языку и нахождение ответов на теоретические вопросы (которые помогут правильно выполнить упражнение) с помощью сети Интернет.
3. Соединить стрелками задание по русскому языку и наиболее удобное для его выполнения медиа средство.
Получить зрительную информацию (видео ряд с заданием по русскому языку на определение орфограммы в словах), затем представить эту информацию в виде текста (определить правило и применить на практике).
Дома или в компьютерном классе представить правило, задание в виде рисунка, схемы (в графическом редакторе) или текста (в текстовом редакторе) и сохранить на карту памяти.
4. Задание «Что можно сделать с информацией» — учащиеся записывают как можно больше глаголов на эту тему.
Изобразить предложенное слово, состоящее из гласных и согласных букв в виде рисунка, схемы, чтобы остальные учащиеся догадались, какое количество и каких букв в этом слове содержится.
5. Выбор правильного представления выполненного задания (графическое или текстовое).
Определение алгоритма поиска необходимого ответа на теоретический вопрос в упражнении по русскому языку, самостоятельный поиск в сети Интернет и запись правильного ответа.
6. Кодирование (представление в другом виде, форме) языковой информации с помощью самостоятельно выбранного медиа средства.
Третий модуль, с которым начинают работать учащиеся на уроках русского языка — «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы младших школьников по русскому языку с использованием медиа среды». В него входят:
- использование электронных тренажёров по русскому языку;
- компьютерный практикум;
- определение возможных вариантов преодоления информационной потребности в рамках предмета «Русский язык» с помощью медиа средств;
- работа с понятиями культура, информационная и языковая культура;
- введение понятия «толерантное медиа общение».
На уроках русского языка, во время освоения этого
модуля используются следующие задания:
1. Упражнения по русскому языку выполняются с использованием интерактивной доски, коллективное создание
112
Sechs-Glieder-Paradigmen derQuellensprache (Englisch) undihre Entsprechungenin der deutschenundrussischenSprachenamBeispielderKonzeptosphäre“UltraschallprüfungderStahlmaterialien'
мультимедийных презентаций, документов, графических изображений с помощью компьютера и проектора.
2. Самостоятельный поиск и работа с информацией по русскому языку с помощью сети Интернет, электронных энциклопедий, справочников, учебников.
Применение на уроке русского языка компьютерных программ коммуникации для передачи на проверку учителю (однокласснику) выполненного упражнения (e-mail, социальные и сети и др.).
3. Сравнить три варианта текста и определить отличия, затем исправить их (сделать идентичными).
Определение различных заданий по работе с информацией (представление, поиск, обработка, кодирование
и др.) и распределение их на группы, выявление различных медиа средств, которые могут быть использованы в решении заданий по русскому языку.
4. Каждой группе даётся упражнение по русскому языку с дополнительными заданиями, включающими работу с медиа средствами на анализ, синтез, определение важной (главной) и второстепенной информации, нахождение свойств объектов и их отличий.
5. Общение через социальную сеть (электронную почту) с одноклассником, соблюдая нормы языковой и информационной культуры, толерантность в процессе медиа общения, применяя изученные правила русского языка.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru. (дата обращения: 1.05.15).
2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: методическое пособие/Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак идр. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 399 с.
Moroz Olga Wladimirowna, Staatliche Universität Tscherepowez, Doktorandin, Lehrstuhl für Germanische Philologie und Interkulturelle Kommunikation E-mail: [email protected]
Sechs-Glieder-Paradigmen der Quellensprache (Englisch) und ihre Entsprechungen in der deutschen und russischen Sprachen am Beispiel der Konzeptosphäre “Ultraschallprüfung der Stahlmaterialien”
Abstrakt: Der Artikel beschreibt die Besonderheiten der Sechs-Glieder-Paradigmen der Quellensprache (English) und ihre Entsprechungen in den deutschen und russischen Sprachen am Beispiel der Konzeptosphäre “Ultraschallprüfung der Stahlmaterialien”.
Stichwörter: Paradigma, terminologische Einheit, terminologisches System, stilmarkierende, stildifferenzierende
und stilneutrale Sprachzeichen.
Der vorliegende Artikel ist der Forschung der Besonderheiten der Sechs-Glieder-Paradigmen der Quellensprache (English) und ihren Entsprechungen in den deutschen und russischen Sprachen am Beispiel der Konzeptosphäre “Ultraschallprüfung der Stahlmaterialien” gewidmet.
Es sei hervorgehoben, dass das Forschungsmaterial aus etwa 1380 terminologischen Einheiten aus jeder der drei operierenden Sprachen einschließt, die die Forschungsarbeit eines Ingenieurs und eines Wissenschaftlers vom Bereich “Ultraschallprüfung der Stahlmaterialien” widerspiegeln. Für unsere vergleichende Analyse wurden die Termini der Quellensprache (Englisch) und zwei Zielsprachen (Deutsch und Russisch) aus den Wörterbüchern und Lehrbüchern, entsprechenden Dokumenten und Standards des jeweiligen Bereiches entnommen. Daher glauben wir, dass unser Forschungsgut ziemlich repräsentativ ist.
So enthält das gemeinsame terminologische System der Quellensprache nur einige Paradigmen, die aus sechs Gliedern
bestehen. Ihre konstituierende Kernkomponenten sind die Konzeptnominationen “contact”, “indication”, “surface”, “tandem”, “ time”.
Zu den Sechs-Glieder-Paradigmen gehört die folgende Gesamtheit der termonologischen Bezeichnungen vom Gesamtsystem der Termini, die mit “Ultraschallprüfung” vereinigt sind: 1) contact flexibility, contact resistance, contact technique, contact probe, contact testing technique, contact tip; 2)indication form, indication location, indication report, indication sensitivity, indication size, indication zone; 3) surface condition, surface grinding, surface machining, surface noise, surface penetration, surface roughness; 4) tandem probe connection, tandem scanning, tandem technique, tandem ultrasound test, tandem-direct technique, tandem T-technique; 5) time base, time base adjustment, time base range, time of flight diffraction method, time reversal Mirror.
Analyse des Paradigmas [1], deren Grundlage die Nomination eines wichtigen Konzeptes “Kontakt” (“контакт”) ist, zeigt, welche wichtige Rolle bei der Ultraschallprüfung
113