Научная статья на тему 'Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений'

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3686
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ / ДОХОД / БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭНДАУМЕНТ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / AUTONOMOUS ESTABLISHMENTS / NON-BUDGET SOURCE OF FINANCING / INCOME / BUDGET AND NON-BUDGET FUNDS / ENDOWMENT / ENDOWMENT FUND / PURPOSE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргалеева И. В.

В статье рассмотрены автономные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и их особенности. Выделены проблемные моменты, предлагаются направления совершенствования финансового механизма автономных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-BUDGET SOURCES OF FINANCING FOR AUTONOMOUS ESTABLISHMENTS ACTIVITY

The article views autonomous establishments created by a Russian Federation subject, and their peculiarities. The problem aspects are highlighted; the directions of improving the autonomous establishments' financial mechanism are suggested.

Текст научной работы на тему «Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений»

УДК 336.14

И.В. МИРГАЛЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент

Бугулъминский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассмотрены автономные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и их особенности. Выделены проблемные моменты, предлагаются направления совершенствования финансового механизма автономных учреждений.

Каждое автономное учреждение является некоммерческой организацией. Вместе с тем оно может заниматься и предпринимательской деятельностью, которая будет направлена на систематическое получение прибыли автономным учреждением от платного оказания услуг, выполнения работ, производных от основных видов работ или услуг автономного учреждения. В Законе "Об автономных учреждениях" подробно указаны те основные виды деятельности автономного учреждения, которыми оно может заниматься. Это выполнение работ и оказание услуг в определенных областях общественных отношений: науки, образования, культуры, социальной защиты и занятости населения в РФ, а также здравоохранения, физической культуры и спорта. Приведенные основные направления деятельности довольно широки по своему содержанию, поскольку автономное учреждение, в рамках одного только здравоохранения, к примеру, может оказывать самые разные услуги.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОК-ВЭД) (КДЕС ред. 1), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст., предусматривает в разделе "М" 26 видов экономической деятельности в области образования. Ими, в том числе, может заниматься и автономное учреждение. Также в разделе по здравоохранению предусмотрено 18 видов экономической деятельности.

Доходы, полученные автономным учреждением от предпринимательской деятельности, являются внебюджетными источниками финансирования их деятельности.

Механизм привлечения средств из внебюджетных источников предполагает использование как традиционных, так и альтернативных инструментов, спектр которых представлен на рис. 1.

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

- по полным издержкам;

- по маржинальным (предельным) издержкам;

- по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

- по маркетинговым (рыночным) оценкам.

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

- по полным издержкам;

- по маржинальным (предельным) издержкам;

- по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

- по маркетинговым (рыночным) оценкам.

В отношении автономных учреждений, которые будут заниматься оказанием услуг по медицинскому обслуживанию населения, возможно планирование как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования, при этом

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений

- доходы от предпринимательской деятельности, предусмотренной законодательством для данного вида автономного учреждения;

- добровольные взносы юридических и физических лиц, включая средства попечительских фондов;

- другие источники, не запрещенные законом

- доходы, полученные от управления целевым капиталом (использование ограничено);

- кредиты, займы;

- средства, полученные от взаимодействия со страховыми компаниями;

- другие источники, не запрещенные законом

Рис. 1. Источники внебюджетного финансирования автономных учреждении

необходимо учитывать, что оказание медицинских услуг и их перечень регулируется нормами российского законодательства, а внебюджетное финансирование должно охватывать только перечень дополнительных услуг, не включенных в установленный перечень.

Автономные учреждения имеют право осуществлять заимствования на финансовом рынке в форме кредитов банков. Кредиты банков привлекаются на общих условиях, определенных Гражданским кодексом РФ, банковским законодательством, нормативными документами Центрального банка, положениями и инструкциями банка-кредитора. Обеспечением по банковскому кредиту может служить имущество (муниципального) автономного учреждения, поручительства третьих лиц, а в отдельных случаях, если речь идет о реализации проектов, имеющих важное социально-экономическое значение, - государственная или муниципальная гарантия.

Бюджетные и внебюджетные средства используются автономным учреждением в соответствии с финансовым планом, составляемым самостоятельно. Форма финансового плана, его название, перечень показателей, их группировка определяются автономным учреждением самостоятельно. В финансовом плане одновременно отражаются поступления из всех источни-

ков - как бюджетных, так и внебюджетных. Финансовый план утверждается руководителем автономного учреждения и является основанием для расходования средств.

В соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" альтернативным источником финансирования автономных учреждений призван стать целевой капитал.

Эндаумент (англ. endowment) - целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент - это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно значимые. Эндаумент-фонд создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы эндаумента. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием

эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить:

- частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

- финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

- формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.

Механизм создания эндаумент-фондов широко распространен в зарубежной практике как один из наиболее эффективных механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Так, в США эндаументы есть у многих религиозных и образовательных объединений, доходы от которых используются для реализации приоритетных направлений деятельности таких учреждений, в том числе для снижения стоимости обучения и привлечения одаренных студентов.

Закон устанавливает, что такие некоммерческие организации (далее - НКО), как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация, могут получать пожертвования, формирующие целевой капитал, который не расходуется на текущие нужды НКО, а используется для извлечения дохода. Этот доход расходуется на финансирование уставной (некоммерческой) деятельности НКО.

Основной проблемой формирования целевого капитала для автономных учреждений является поиск потенциальных благотворителей и жертвователей, которых действующее законодательство никоим образом не стимулирует на подобного рода вложения средств в образовательные учреждения.

В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала не-

коммерческих организаций" предусмотрены две модели формирования целевого капитала.

Модель 1. Некоммерческая организация (собственник целевого капитала), созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной или религиозной организации (объединения) формирует целевой капитал за счет пожертвований.

Модель 2. Целевой капитал формирует специализированная организация управления целевым капиталом, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно с целью формирования целевого капитала и использования (распределения) доходов от него в пользу иных получателей дохода от этого капитала. Денежные средства и иное имущество, полученное для создания (пополнения) целевого капитала, будут отнесены к целевым поступлениям фонда, не учитываемым при определении доходов для налогообложения прибыли.

Целесообразно предложить еще одну модель, при которой сама организация-собственник целевого капитала размещает его в виде финансовых вложений. В предлагаемом варианте предусмотрено, что поступающие от размещения целевого капитала доходы частично используются организацией-собственником, а частично перераспределяются среди прочих благопо-лучателей - некоммерческих организаций и физических лиц.

Доход от целевого капитала Закон №9 275-ФЗ определяет как доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Автономные учреждения, как и бюджетные, не входят в число собственников целевого капитала. Однако получателями дохода от него они могут стать, поскольку согласно Закону № 275-ФЗ получателей дохода от целевого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственников. Поэтому предусмотрено создание специализированных Организаций управления целевым капиталом, которые могут быть созданы только в организационно-правовой форме фонда. Механизм созда-

ния целевого капитала является наиболее благоприятным с точки зрения налогообложения и возможностей контроля.

В Законе предусмотрен и механизм контроля за использованием пожертвованный средств. Механизм этот реализуется через так называемый Совет по использованию целевого капитала, который формируется как орган либо специализированная организация, являющаяся собственником целевого капитала и состоит из представителей фирм-доноров, организаций-получателей средств и представителей общественности. Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.

Круг возможных получателей средств по новому Закону ограничен. Это будут организации и учреждения, действующие в сферах образования, науки, здравоохранения, социальной помощи, культуры, искусства и архивного дела. Именно вышеперечисленные направления деятельности, при важности всех прочих, формируют социальный климат в обществе. И, конечно, не случайно по двум из названных направлений реализуются приоритетные национальные проекты - "Образование" и "Здоровье".

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе реализовать механизм целевого капитала только через деятельность специализированной организации управления целевым капиталом (специализированная организация).

Минимальная сумма целевого капитала -3 млн руб. На сбор этой суммы отводится год. Аккумулированный таким образом целевой капитал подлежит инвестированию, что должно обеспечить получение регулярного дохода. В течение 3 месяцев с момента накопления установленной суммы фонд обязан выбрать управляющую компанию. Скорее всего, это будут те же

управляющие компании, которые в настоящий момент допущены к инвестированию пенсионных накоплений. Доходы, полученные от доверительного управления целевым капиталом, а также часть имущества, составляющая целевой капитал, передаются получателям дохода от целевого капитала в установленном порядке. Доход будет направляться на благотворительные цели с учетом требований жертвователя.

Эндаументы имеют два несомненных достоинства. Они обеспечивают повышение финансовой самостоятельности некоммерческой организации в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем обыеме доходов. И дают возможность долгосрочного планирования деятельности некоммерческой организации, поскольку представляют собой долговременный источник финансирования.

Таким образом, автономное учреждение может стать получателем дохода от целевого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертвования со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организацию, а получателем - автономное учреждение.

Список литературы

1. Булаев Н. Автономное учреждение как субыект деятельности в российской системе образования // Народное образование. - № 4. - 2007. - С. 11.

2. Шишкин А.Г., Шишкина А.Е. Финансирование системы профессионального образования // Финансы. -№ 8. - 2007. - С. 16-19.

3. Солянникова С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. -2008. - N° 7. - С. 26-31.

4. Гуртов В.О., Сигорова С. О финансировании образования // Финансы. - 2006. - № 8. - С. 49-52.

В редакцию материал поступил 19.11.08.

Ключевые слова: автономные учреждения, внебюджетный источник финансирования, доход, бюджетные и внебюджетные средства, эндаумент, эндаумент-фонд, целевой капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.