СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 008:792(479.24)
ВЛИЯНИЯ ШЕКИНСКОГО ТЕАТРА НА ФОРМИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ШЕКИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В 70-90 - Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
К.Ф. Адиширинов
Шекинский региональный научный центр Национальной академии наук Азербайджана, Азербайджан e-mail: [email protected]
Данная статья связана с отражением впервые в более широком виде деятельности Шекинского театра в 70 - 90 гг. XX века. Научная новизна темы определяется постановкой проблемы, так как, впервые, посредством этой статьи, широко исследован период развития Шекинского театра в 70-90 гг. XX века и донесен до внимания читателей. С целью пропаганды культуры Азербайджана, на примере Шекинского театра, в широком аспекте анализируются оцененные видными театроведами и литературоведами гастроли регионального театра в Москву, Казань и Ташкент, освещается сценическая деятельность режиссеров и актеров, воспитанных театром. В статье, на фоне Шекинского театра, рассказывается о литературно-культурных взаимоотношениях азербайджанского и русского народа, имеющих древне-исторические и литературно-культурные традиции.
Ключевые слова: литературно-культурная среда, Шекинский театр, заслуженный артист, репертуар, драма, сюжет, театральный критик,
Корни театрального искусства в Азербайджане связаны с образом жизни, быта, традициями народных торжеств и свадеб, а также мировоззрением народа. В таких древних церемониях как «Саячы», «Новруз», «Гов-сеч», наряду с хором, танцами и диалогом, встречаются также драматические сюжеты, движения, а иногда и художественные
образы. Игра «Коса-коса», составляющая важный эпизод церемонии «Новруз» - настоящий образец театра. В меджлисах озанов - ашугов, сценах «Зорхана», выступлениях эквилибристов, а также на церемониях «Йух», широко распространенных в древности, элементы уличного театра были достаточно сильными [19].
Театровед Н.Е. Ширинова изучивший театральный жизнь Азербайджана в записях, опубликованных статьях под названием «Некоторые моменты истории азербайджанского театра (В контексте творчества Ильяса Эфендиева)» выразил интересные, положительные мысли об развитие театра в Азербайджане. Исследователь писала: «Начиная со второй половины XIX века общественно-политические события, происходившие в Азербайджане, придали мощный стимул развитию просветительского движения в стране. В различных областях литературы, культуры и искусства произошли коренные изменения формы и содержания. Данный период оказался знаменательным и для азербайджанского театра. Великий мыслитель Мирза Фатали Ахундов, принесший в азербайджанскую литературу драматический жанр, сыграл решающую роль в превращении народного театра в искусство профессионального театра» [21].
Видно, что «Национальный азербайджанский театр возник во второй половине XIX века на основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова. Первый профессиональный театральный спектакль на азербайджанском языке был показан 10 (23) марта 1873 года. Инициаторами спектакля были педагог реального училища Гасанбек Меликов-Зардаби) и ученик училища Наджафкулибек Везиров. На сцене Бакинского общественного собрания учащиеся реального училища сыграли спектакль по пьесе М. Ф. Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства». 17 апреля 1873 года в том же зале Бакинского общественного собрания был показан второй спектакль -другая комедия М. Ф. Ахундова «Гаджи Кара» («Приключения скряги»)» [20].
Велика роль города Шеки в распространение азербайджанской культуры в мире. Прежде всего, отметим, что одна из жемчужин мировой архитектуры Дворец Шекинских ханов расположен в этом городе. Каждый год сотни тысяч иностранных граждан лицезрят этот прекрасный памятник.
Как один из составных частей азербайджанского театра, шекинский театр, каждый этап которого богат важными театральными событиями прошёл 140-летний путь развития. Любительская труппа, сыгравшая в 1879 году комедию «Гаджи Гара» М.Ф. Ахундзаде положила начало театра в этом регионе. В итоге этот путь привел к созданию в 1936 г. государственного тетра. Однако, этот путь был негладким. Шекинский театр, из-за проблем в финансировании и нехватки актёров, в 1949 году закрылся. Но любители театра Шеки не дали погаснуть огню театра в этом древнем центре культуры. В 1975 году театр возобновил свою деятельность. С поддержки государства, в исследуемый нами 50/90-е годы жизнь в театре возобновилась. В связи с тем, что Азербайджанский государственный институт культуры и искусства направил группу студентов работать в Шеки, театр в своей деятельности вступил в полосу удач.
В выполняемой исследовательской работе интенция автора направлена на изучение гастролей коллектива, а также трудов актерского и режиссерского состава.
В 70-х гг. XX в., в сфере культуры, литературы и искусства, чувствовалось сильное оживление. В апреле 1975 года, Совет Министров Азербайджанской ССР принял решение, об открытии в городе Шеки Драматического театра. Открытие, заново, в городе Шеки Драматического театра, являющийся знаменательным событием в культурной жизни Шеки и республики, со стороны театральных зрителей было оценено высоко: «...Создание заново в 1975 г. в Шеки государственного театра, явилось значимым событием в культурной жизни республики. Это было не только увеличением числа государственных театров, но было значимо и с точки зрения удовлетворения постоянно растущих идейных и литературно-эстетических потребностей людей, связанных с общим развитием жизни» [10, с. 536-537].
В 1975 году, 3 выпускника актёрского факультета Института искусства имени Мирзаага Алиева были направлены на работу в город Шеки. Велики были в развитии театра заслуги талантливого актера и режиссёра Вагифа Аббасова. В 70-х гг., первый секретарь горкома партии С. Муртузаев оказал Вагифу Аббасову непосредственную помощь, в преодолении возникающих трудностей. Была улучшена материально-техническая база театра. Объект, построенный в 1972 году для
культурного отдыха рабочих, в 1975 году, по предложению директора Шекинского шелкового комбината Т. Эфендиева, был превращен в здание Шекинского драматического театра. В том же году, театр назвали в честь видного драматурга Сабита Рахмана. В результате требовательности Вагифа Аббасова и заботы С. Муртузаева культурному подъему, были улучшены жилищные условия актеров. Директором вновь созданного театра стал Назим Билалов.
Первой работой театра стала поэма «Комсомол», которая была постановлена Искандером Джошгуном, на основе одноименной поэмы Самеда Вургуна. Постановка была подготовлена выпускниками Азербайджанского государственного института культуры, под руководством Вагифа Аббасова.
Произведения, поставленные благодаря профессионализму и стараниям В. Аббасова в первые года переорганизации театра - «Человек человека» Анара, «Обрученная девушка» С. Рахмана, «Эхо» Н. Хазри, «Хаджи Гара» М. Ахундова, «Ширинбала собирает немых» С. Гадирзаде, «Среди подписей» Н. Гасанзаде, «Крал лир» Шекспира, отражавшие общественно-политические и культурные проблем, были приняты зрителями с большой любовью, как высокоуровневые спектакли в сценическом олицетворении В. Аббасова и остались в их памяти.
Видные литературоведы и театральные деятели, высоко оценившие деятельность В. Аббасова, как режиссера, особо отметили его роль в развитии Шекинского театра. Профессор Ильхам Рагимли, высоко оценивший заслуги В. Аббасова в Шекинском театре, отмечает, что «зародившись, Шекинский театр заявил о себе на всю республику. Вести о нем шли и с международных фестивалей. На сцене этого театра я посмотрел спектакли «Человек человека» Анара, в постановке Вагифа, «Обручённую девушку» Сабита Рахмана, «Среди подписей» Наримана Гасанзаде. Во всех его постановках присутствовала новизна, пылкая сценическая динамика и живая жизнь» [13, с. 128].
Литературовед Аббас Заманов, в своей статье под названием «На путях поиска», опубликованной в газете «Коммунист», свое мнение о спектаклях выразил таким образом: «Режиссеры-постановщики (Вагиф Аббасов, Гусейнага Агакишиев) спектаклей, которые мы видели в исполнении Шекинского театра, на сцене адекватно выразили смысл поставленных произведений. Они, рука об руку с художником-
постановщиком Гудрет Мамедовым и композитором Эмином Сабитоглы, смогли создать спектакли, которые взбудораживали зрителей и заставляли их задумываться» [14].
В 70-х гг. XX в. репертуар театра был богатым, в короткий срок было показано более 50 спектаклей. В конце 70-х гг. XX в. тема нравственного долга человека перед обществом и семьей, превратилась в актуальную проблему времени. Представители литературы и искусства думали над разработкой этой проблемы, формами выражения в творчестве.
1979-й г. был удачным для Шекинского драматического театра. В заметках главного режиссёра театра Г. Атакишиева «О литературных достижениях прошлого года и творческих планах на новый год», отданных в редакцию газеты «Литература и искусство», эти успехи отмечены с большой гордостью [1].
В 1979 году театр обогатил свой состав кадрами, которым были присущи почерки профессиональных режиссеров: в театре начали работать такие режиссеры как Джахангир Новрузов и Едалет Зиядханов.
В книге видного ученого И. Керимова под названием «История и этапы развития Азербайджанского профессионального театра», являющейся самым весомым изданием последнего времени по истории профессионального театра Азербайджана», было уделено место и 70-80-х гг. - одному из этапов развития в Шеки профессионального театра. Характеризуя динамику развития Шекинского театра, ученый писал: «Во время руководства заслуженного деятеля искусства республики, известного режиссера Г. Атакишиева, ряд спектаклей Шекинского государственного драматического театра смогли занять свое место в колее развития национального театрального искусства [10, с. 539].
Современность и новизна в деятельности Шекинского театра в 70-х гг. и его роль в культурной жизни республики, были слышны не только с отдельных рецензий театральных деятелей, но и с высоких трибун. Серия удач театра в 80-х годах продолжилась. Творческий коллектив неоднократно был гостем зрителей Баку и Москвы, обогащал свой репертуар классическими, современными Азербайджанскими и мировыми литературными образцами.
Первым спектаклем театра, показанным в Баку, стало произведение видного драматурга С. Рахмана «Приятели». Давая развернутую
информацию об этом, театровед М. Аллахвердиев писал: «Пафос современности гастрольных спектаклей, показанных с 7 сентября 1981 -го года Шекинским театром в Баку, показало нахождение его в пути поиска больших открытий и удач. Актеры театра сатирическую позицию спектакля почувствовали правильно и достигли выявления его нравственных уродств. Режиссер спектакля Джахангир Новрузов справедливо обобщает людей, с деградированным представлением о жизни и красоте, сравнивает их с насекомыми. Эстетическое отношение специалиста поднимает его против уродств, зарождает в нем чувство сатирического смеха, критики и непримиримости, привлекает к борьбе против нравственного падения» [3].
Театровед Ильхам Рахимли, изучивший творческую деятельность театра во всей целостности, и в своем произведении «Драматургия и театр» (1981), и в записях, опубликованных 23 сентября 1981 года в газете «Коммунист», под названием «Творческая страсть и профессиональная строгость», выразил интересные, положительные и критические мысли о Бакинских гастролях Шекинского театра. Театровед писал: «Богатый репертуар в Шекинском театре, определяет направление стиля и идеи. Театр стоит на платформе борьбы против антиподов, лицемеров, карьеристов, людей без убеждений, разжигающих вражду и невежества» [12].
Известно, что всех волнует, такая важная социальная проблема, как семейные отношения, ее нравственная устойчивость и чистота. Формирование семьи и ее нравственной чистоты является важной задачей государства. С этим связано и создание в азербайджанской литературе многочисленных произведений о семейных отношениях. Взяв за основу эту тему, творческий коллектив театра осуществил постановку пьесы шекинского поэта и драматурга Арифа Абдуллазаде «Вечера домов». Кандидат филологических наук Сабир Эфендиев, идейные направления пьесы и содержание спектакля обобщил таким образом: «Пьеса «Вечера домов», являющаяся собранным и лаконичным спектаклем - это красивое литературно-художественное произведение-исследование. Тут
изображается, жизненный образ пяти разных азербайджанских семей в современное время, мечты и поступки членов этих семей, семейно-бытовые отношения и нравственность» [18].
В 1981 году, произведения Шекинских драматургов также нашли себе место в репертуаре Шекинского театра. Одним из таких является пьеса Шекинского драматурга Мамеда Шекили «Приговор». Содержание драмы «Приговор» был взят из жизни защитников закона - юристов. На основе драмы стояла идея духовной и душевной чистоты людей, стоящих на охране советских законов и являющихся защитниками правосудия. При знакомстве с произведением мы видим, что в центре событий стоит юрист с высшим образованием Орхан Талыбханов.
В 1982 г., репертуар театра был богат такими произведениями, как «В поисках жизни» Н. Гаджиева, «Операция Дадашбала» Р. Ализаде, «Безымянная звезда» А. Себастьяна, «Князь» Г. Джавида, «На дне жизни» М. Горького и заслужил симпатии зрителей. О сценических постановках и актерских выступлениях, в номерах газеты «Шекинский рабочий» за 1982 год, были опубликованы рецензии М. Челебиева (Шекинского), А. Саламова, Р. Юсифова, А. Гафарова, Е. Агаева и Е. Рагимли.
В театральном сезоне 1982 г., сделав еще один уверенный шаг, Шекинский театр осуществил постановку произведения Г. Джавида «Князь». Актерские выступления были удачными, образы князя (Мухтар Ибадов), Ахтона (Новруз Джафаров), Марго (Махира Алиева), Жарго (Ибрагим Алиев) своей реалистичностью и правдоподобностью, остались в памяти зрителей. Мелодия молодого композитора Джаваншира Гулиева дала произведению особую полноту.
В 1983 году, театр вновь обратился к творчеству местных драматургов. Видный просветитель и педагог XX в. Т. Гаффаров, выразивший свое мнение о спектакле произведения М. Челебиева «Отступивший Галиб», писал: «Осуществив постановку произведения «Отступивший Галиб», в борьбе за социально-нравственную чистоту театр внес свой вклад в решение самого актуального вопроса современности" [8].
После назначения Г. Атакишиева, имеющего свой почерк в Шекинском театре, талантливый театровед Джахангир Новрузов в 1985 г. назначается главным режиссером театра. Профессор И. Каримов, справедливо называет 1983-2000 годы, периодом споров вокруг понятий стилей современность и современный. В репертуаре Шекинского театра нравственное воспитание детей заняло важное место. С этой точки зрения,
нашедшее себе место в репертуаре 1985 года, сказка-пьеса А. Салахзаде «Пугающийся тени», имеет большую значимость.
В июне 1984 года коллектив Шекинского государственного драматического театра впервые стал гостем любителей театра города Москвы. Газета «Московская правда» сообщив своим читателям, о грандиозном культурном мероприятии, писала: «Сегодня, в здании Государственного Академического Малого театра на Б. Ордынке 69, начинает свои гастроли Шекинский Азербайджанский государственный драматический театр имени С. Рахмана» [10, с.540].
Режиссёр Москонцерта, искусствовед, общественный деятель И. Ханбудагов в своей статье «Шекинцы в Москве» писал: «В Москве с большим успехом прошли гастроли Азербайджанского государственного шекинского драматического театра имени С. Рахмана. Москвичи давно ждали этой встречи. Об этом им было известно из печати и это превысило их ожидание. Шекинцы привезли в Москву очень интересный и разнообразный репертуар. Помимо этого, впервые на советской сцене были представлены произведения «Великий Тамерлан» К. Марло и «Метеор» Ф. Дюрремена. В просмотре этих представлений участвовали сотрудники посольства США и ГДР, а также гастролировавшие в Советском Союзе актёры театра Б. Брехта. В конце гастроли, была проведена встреча между Шекинскими актёрами и работниками Московского центрального дома искусств» [15].
Об этой ответственной встрече с московскими зрителями Гусейнага Атакишиев писал: «Мы к этой встрече готовились с большой ответственностью. Выступление перед Московскими зрителями было огромной ответственностью и требовало от нас большой силы и психологической подготовки. Мы жили с тем чувством, что словно готовились важному экзамену» [1].
Зрители столицы высоко оценили сценическую постановку произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Бурными аплодисментами встретили в роли Ромео - Айшада Мамедова, а в роли Джульетты Земфиру Абдуллаеву. В 201-м номере (1984) газеты «Правда» театральный деятель М. Швыдкой опубликовал свою положительную оценку. Автор писал: «В постановке произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта» актёры Шекинского театра, сыгравший в роли Ромео - Айшад Мамедов, а в роли Джульетты Земфира Абдуллаева прекрасно донесли до
зрителя тайную любовь Ромео и Джульетты. Это было самым удачным сценическим произведением за последний период в творчестве Г. Атакишиева. Основной целью режиссёров и актёров было донести до зрителя свою любовь всему миру, и они достигли заданной цели. Строки из великого Шекспира нашли отражение на этой сцене. Шекинские артисты, завоевавшие легендарное право, с большим мужеством ведут творческие поиски, и во многом добиваются успеха» [17].
В 1984 году 4 июня, в газете «Баку», была опубликована статья под названием «Диалог с Московским зрителем». В ней московская учительница Л. Ерцова, отзываясь о Московских успехах Шекинского театра, сказала: «Я посмотрела все гастрольные представления. Я много всего читала об Азербайджане, но, однако, сценические представления Шекинского театра, малого горного городка, расположенного среди гор, во мне закрепили национальный характер народа. Я была поражена игрой актёров в сценической драме М.Ф. Ахундова «Визирь Ленкоранского хана» [2].
Известный учёный Ингилаб Керимов в своём вышеописанном произведении, дав оценку актёрам Шекинского театра, писал: «В 1984 году Шекинский драматический театр, гастролировавший в Москве, за 2 недели показал 17 представлений, получив высокую оценку театрального общества» [10, с. 540].
Известные театральные деятели России дали свою положительную оценку профессиональным успехам Шекинского театра. Один из мастеров театрального искусства Московского большого академического театра В. Ларионов сказал: «Нас очень обрадовал такой творческий шаг в выборе репертуара, построении композиций, представлений, сконцентрированность внимания режиссёров. Молодые актёры хорошо справляются с поставленными ролями мировых драматургов. Искусствовед З.Р. Солинтцева, в связи с достигнутыми успехами, говорила: «Просмотренные нами сценические произведения одинаковы по своему художественному уровню. С большой уверенностью можно говорить об активной гражданственной направленности творчества коллектива. Главный режиссёр Г. Атакишиев - профессионал, имеющий свою художественную программу. Его классические спектакли обоснованы на сегодняшних конкретных событиях. На первом плане стоит тема народа. Исследуется исторический процесс» [10, с. 540].
В конце 1992-го года коллектив Шекинского Драматического Театра в четвёртый раз гастролировал в городе Москве по приглашению руководства Московского театра на Малой Бранной. Целью поездки было представить независимый Азербайджан в Москве. В гастрольном репертуаре Шекинского Театра были представлены произведения Гусеина Джавида «Сатана» и турецкого писателя Азиза Несина «Ты - не Кара». В гастрольных поездках в столице, продолжившихся с 25 по 29-го ноября, эти произведения со стороны столичных зрителей получили высокую оценку. Спектакли, представленные в городе Москве, играли общественно-политическую роль, они имели культурную значимость.
Во время гастролей, на сцене театров Москвы, были поставлены спектакли главного режиссёра Мардана Фейзуллаева. Актёры - народный артист Мухтар Ибадов, Новруз Джафаров, Гамар Мамедова, Ханлар Гашимзаде, Рафик Юнусов и Акиф Юсубов создали образы, которые оставили неизгладимое впечатление у столичных зрителей.
Шекинский театр был одним из двух театров, проводивших, в связи с примерной деятельностью, свои гастроли в 1987 году за пределами Азербайджана. Коллектив Шекинского драматического театра представлял сценическое искусство в столице Татарстана Казани, а коллектив Азербайджанского государственного Русского драматического театра в столице Литвы Вильнюсе.
Атмосфера политики перестройки конца 80-х гг. была характерна для культурной среды и жизни, а также, влияла на культурную жизнь республики. Эта перестройка и идейная линия преобразований, выдвинутая в 1987 году в специальном пленуме ЦК КПСС, внесла изменения в идеологическую жизнь государства. Директор Шекинского театра Назим Билалов, в своем интервью газете «Шекинский рабочий», отвечая на вопрос, «театр и перестройка. Наверно, в новом сезоне, атмосфера перестройки отразиться и на вашем театре?» говорил: «Тут не может быть сомнений. Мы уже начали работать по новым правилам. Вокруг вопроса, каким должен быть ныне современный театр, идут живые дискуссии. Единое мнение таково: «Театральное искусство играет незаменимую роль в выявлении художественной правды, воспитании людей и в его преобразовании» [8].
В конце 80-х гг., учитывая высокий уровень литературно-культурных отношений с братской Турцией, актерская и режиссерская
группа Шекинского театра заново обратившись к творчеству великого турецкого писателя Азиза Несина, осуществил постановку его пьесы «Трагедия в большом смехе».
Шекинский театр с момента создания прожил живую жизнь, но, к сожалению, начавшиеся в СССР в конце 80-х гг. трудности социально-экономического, культурного упадка и переходного периода, не обошли стороной и Шекинский театр. В эти годы число посетителей театра уменьшилось, возникли серьезные финансовые трудности. Многие члены коллектива отдалились от сцены. Репертуар театра оскудел. Двери этого великого очага культуры стали открываться только во время городских мероприятий. Молчание авторитетного очага культуры, сыгравшего огромную роль в культурной жизни общества, стало волновать руководство города и Шекинских любителей искусства. Были приняты ряд мер по восстановлению деятельности театра. В 1990 году, несмотря на застой во всех сферах общества, коллектив Шекинского театра, пытаясь строить свою деятельность на уровне требований времени, продолжил оказывать населению культурные услуги. Основанием, дающим нам право высказывать эту мысль, являются содержание протоколов заседаний театра за 1990 год.
Начиная с 90-х годов, при формировании своего репертуара коллектив, привязанный к своему историческому прошлому, стал отводить много места историческим произведениям. С этой точки зрения, коллектив, ставя на сцене произведение видного ученого-историка и писателя Махмуда Исмаилова «Гаджи Челеби хан», начал серьезную деятельность. Наряду с этим, включение в репертуар произведений, созвучных с мотивами политического застоя в обществе, являлся фактом, информирующим о воинственном духе коллектива.
Театральная постановка одного из прекрасных образцов драматургического творчества гения Азербайджанской поэзии XX века Бахтияря Вагабзаде, под названием «Куда идет этот мир?», в 1992-ом году стало заметным событием в театральной жизни. Посмотревший эту постановку И. Исмаил писал: «Посмотревшие на сцене Шекинского государственного драматического театра имени Сабита Рахмана, постановку Бахтияря Вагабзаде «Куда идет этот мир?», не остались равнодушными поднятым автором проблемам, касающимся социальной жизни и нравственности. Интересно то, что спектакль «Куда идет этот
мир?» был представлен в версии коллектива Азербайджанского Государственного драматического театра имени Машади Азизбекова» [7].
Значимое место среди поставленных, в 1994-1995 гг. на сцене Шекинского государственного драматического театра имени Сабита Рахмана, произведений заняли «Торосский злодей» (1994) Азиза Несина и «Ночь лунного затмения» Мустая Керима. Оба эти произведения были поставлены на сцене талантливым режиссёром Мирбалой Салимли. Он, обратившись в 1996-ом году к русской драматургии, поставил на сцене произведение Леонида Соловьёва и Витковича «Здравствуй, Мулла Насреддин», которое завоевало широкую зрительскую симпатию.
Театральный сезон в 1997 году, Шекинский театр открыл драмой турецкого писателя Назима Хикмета «Первый день праздника». Это произведение, являлось новой ценным вложением в страницы турецкой драматургии Шекинского театра. Режиссером спектакля «Первый день праздника» был талантливый Мирбала Салимли, а художником Сохраб Арабов. В этом произведении выставлены на обзор, со всей своей остротой, многие серьезные социально-общественные проблемы.
Листая историю Шекинского театра, в его славных страницах привлекает внимание литературно-просторные, романтично-пафосные глубоко содержательные произведения драматургии тюркских народов и народов мира. Находящийся в постоянном поиске новизны, берущий за основу классицизм и современность, коллектив Шекинского театра, обращаясь в 1998 году к творчеству узбекского драматурга Шарафа Башбекова, в первый раз в постановке режиссера Мирбала Салимли поставил в свой репертуар его произведение «Железная женщина». В этом произведении драматург, в лице главного героя Кучкара, обобщил трагедии безнравственных людей.
В 90-е гг. прошлого века, Шекинский театр, как и другие очаги культуры, пережил трудный, экономический и финансовый кризис. По словам директора театра Хикмета Набиева, после 1992-го года, как и все театры, и наш театр столкнулся с финансовыми трудностями. Несмотря на это, коллектив театра стойко пережил эти трудности, не дал погаснуть некогда зажженной священной свече, поддержал жизнь в этом прекрасном культурном центре и сам продолжил свой творческий путь.
Несколько лет тому назад, по специальному указу руководителя страны Ильхама Алиева, Шекинский театр был капитально
отремонтирован, оборудован современной спецтехникой и предоставлен в пользование зрителей. Демонстрируя актуальные постановки талантливого режиссёра Мирбала Салимли, этот прекрасный культурный центр последовательно собирает большое число зрителей.
Заключение. Как видно с проведенного анализа, среди составных частей богатой культуры Азербайджана, роль Шекинского театра существенна. Театр начал свой путь развития с 1879 г., прославился, пройдя длинный, богатый, исторический, а также противоречивый путь развития. В исследуемые 50 - 90 гг. XX в. театр прожил запоминающийся период своего развития. Выросшие в последующем в звезд Азербайджанского театра режиссеры Джахангир Новрузов, Гусейнага Атакишиев, Вагиф Аббасов, актеры, удостоенные звания народного артиста Мухтар Ибадов, Новруз Джафаров, Гамар Мамедова, Ханлар Гашимзаде, Ариф Юсифов, Рафик Юнусов начинали свои творческие пути с этого театра. Как видим, Шекинский театр побывал в гастролях не только в республике, но и в зарубежных странах, и своей профессиональной игрой заслужил признание зрителей. Гастрольные поездки коллектива в Москву были приняты зрителями столицы с большой любовью. Ученые-театроведы России, в своих статьях, опубликованных в центральных газетах столицы, высоко оценили режиссуру и роль актеров.
Список литературы
1. Атакишиев, Г. Каждый визит - это испытание // Баку.1981. 5 сентября.
2. Атакишиев, Г. Диалог с Московским зрителем // Баку, 1984, 4 июля
3. Аллахвердиев, М. Поиски молодого коллектива // Литература и искусства. 1981. 27 ноября.
4. Агаев, Е. «Братья» на Бакинской сцене // Шекинский рабочий. 1981. 22 сентября.
5. Азизова, V.«Я иду на задание» // Советское село. 1985. 1 июня/
6. Гасанов, Л. Жизнь, посвященная сцене // Шекинский рабочий.1964. 1 августа.
7. Исмайил. «Идет ли этот мир?» // Шекинский рабочий. 1992. 4 февраля.
8. Каффаров, Т. Духовный мир имиджа // Литература и искусства. 1983. 28 января.
9. Каффаров, А. Забота о новом сезоне // Шекинский рабочий. 1987. 11 августа.
10. Керимов, И. Исторические и этапы развития азербайджанского профессионального театра. Баку, Маариф, 2002. 576 с.
11. Рахимли, И. Шекинский театр - наш гость // Коммунист.1977, 25 января.
12. Рахимли, И. Творческая страсть и профессиональная строгость // Коммунист. 1981. 23 сентября.
13. Рахимли, И. Драматургия и театр. Баку, Гянджлик, 1988. 250 с.
14. Заманов, А. На путях поиска // Коммунист. 1977. 30 января.
15. Ханбудагов, И. Шекинцы в Москве // Московская правда. 1984. 11 июня.
16. Шарифов, М. Шекинский театр носил занавес // Бакинский рабочий. 1976. 3 июля.
17. Швыдкой, М. Профессиональный театр// Правда. 1984. 7 июня.
18. Эфендиев, С.Т. Пьеса «Вечера домов» на Шекинской сцене// Газета «Шекинский рабочий», 1981, 6 августа.
19. Развитие искусства театра и кино в Азербайджане. URL: http://a-r.az/az/page/112.
20. ГБУ. Азербайджанский государственный драматический театр: URL: http: // www. azerteatr.ru/index.php/i storiya.html.
21. Ширинова Н.Е. Некоторые моменты истории азербайджанского театра (В контексте творчества Ильяса Эфендиева). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nekotorye-momenty-istorii-azerbaydzhanskogo-teatra-v-kontekste-tvorchestva-ilyasa-efendieva.
THE INFLUENCE OF SHEKI THEATRE ON THE FORMATION OF THE LITERARY AND CULTURAL ENVIROMENT THE TOWN OF SHEKI IN AZERBAIJAN IN THE 70-90 s OF THE XX CENTRY
K. F. Adishirinov
Sheki Regional Scientific Center at the national Academy of Sciences of Azerbaijan,
Azerbaijan e-mail: [email protected]
In this regard, those inscriptions cannot be considered a perfect solution to the problem and scientific innovation of current article is related to the fact that, Sheki Theater's activity in 70-90th years is widely represented here for the first time. The scientific novelty of the theme is determined by statement of the problem. So that by means of this article, Sheki Theater's 50-90th years development phase of the twentieth century has been thoroughly explored for the first time and is brought to the attention of readers. For the promotion of Azerbaijani culture, the tours of Sheki Theatre to Moscow, Kazan, Dashkend cities as a regional theatre, have been analyzed, the stage activities of producers and actors who were ripened by the theater, have been elucidated and there has been evaluated in the inscriptions of prominent specialists in drama study and literary. The literary-cultural relationships between the Azerbaijani and Russian people, who have historical literary-cultural traditions, are widely discussed in the background of the Sheki Theater's activity.
Keywords: literary-cultural atmosphere, Shaki Theater, honored artist, repertoire, drama, subject, theater critic.