2. Vanslov V.V. Dansantnost' [Dance]. Balet: entsiklopediya [Balet. Entsiklopediya]. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1981, p. 175. (In Russ.).
3. Gromov Yu.I. Tanets i ego rol' v vospitanii plasticheskoy kul'tury aktera [Dance and its role in the education of the plastic culture of the actor]. St. Petersburg, Planeta Muzyki, Lan Publ., 2011. 256 p. (In Russ.).
4. Dekru E. Slovo o mime [A word about mime]. Translated from the French by V. Solovyev, E. Markova. Arkhangelsk, Pravda Severa Publ., 1992. 126 p. (In Russ.).
5. Kolyadenko N.P., Shmelkova A.V. Plastichnost' kak obshcheesteticheskoe i muzykal'noe yavlenie [Plasticity as a general aesthetic and musical phenomenon]. Vestnik muzykal'noy nauki [Bulletin of Musical Science], 2013, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.).
6. Morozova G.V. Plasticheskiy stil'spektaklya: avtoreferat dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Plastic performance style. Author's abstract of diss. PhD in Art History]. Leningrad, 1968. 24 p. (In Russ.).
7. Morozova G.V. Plasticheskaya kul'tura aktera [Plastic culture of the actor]. Plasticheskaya kul'tura aktera: tolkovyy slovar' terminov [Plastic culture of the actor. Explanatory dictionary of terms]. Moscow, GITIS Publ., 1999, pp. 53-54. (In Russ.).
8. Kirillova N.B. Plastichnost' (podatlivost') [Plasticity (compliance)]. Mediakul'tura: slovar' terminov i ponyatiy [Mediakultura. Dictionary of terms and concepts]. Moscow, Flinta Publ., 2019. (In Russ.).
9. Morozova G.V. Plastichnost' [Plasticity]. Plasticheskaya kul'tura aktera: tolkovyy slovar' terminov [Plastic culture of the actor Explanatory dictionary of terms]. Moscow, GITIS Publ., p. 56. (In Russ.).
10. Plastichnost' [Plasticity]. Plasticheskie iskusstva: kratkiy terminologicheskiy slovar' [Plastic arts. A brief terminological dictionary]. Under the General Editorship of A.M. Kantor. Moscow, Passim Publ., 1994. (In Russ.).
11. Fedorchuk I.V. Tantseval'no-plasticheskiy yazyk kak tekst [Dance-plastic language as text]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2018. 122 p. (In Russ.).
УДК 809.362 + 792.02
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГОРОДЕ ШЕКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Адиширинов Камил Фикрет, кандидат филологических наук, ведущий научный работник, Шекинский региональный научный центр при Национальной академии наук Азербайджана (г. Шеки, Азербайджанская Республика). E-mail: [email protected]
Общественно-политические и социально-экономические события, происходившие в Азербайджане со второй половины XIX века, дали мощный импульс развитию просветительского движения в стране. Нефтяной бум, начавшийся в окрестностях города Баку в 60-е годы XIX века, превратил Азербайджан в самый высокоразвитый промышленный регион Южного Кавказа. В результате новые экономические реалии привели к кардинальным изменениям и в литературно-культурной жизни Азербайджана, в корне изменились практически все области искусства. Огромный поток нефтедолларов заставил литературу, культуру и искусство стремительно меняться не только по форме, но и по содержанию.
Данный период времени оказался знаменательным и для театрального искусства Азербайджана. При этом в становлении национального театра решающую роль сыграл великий мыслитель, основоположник азербайджанской драматургии Мирза Фатали Ахундов (Ахундзаде). Именно благодаря его знаменитым пьесам народный театр в Азербайджане превратился в искусство профессионального театра. Несмотря на то, что Мирза Фатали Ахундзаде был первым азербайджанским драматургом, его произведения ничем не уступали пьесам великих классиков мировой драматургии.
Пьесы Мирзы Фатали, насыщенные местным колоритом, были посвящены наболевшим национальным проблемам того времени, что является важным преимуществом его драматургии. Ахундов-ские комедии быстро завоевали симпатию азербайджанской общественности, и на их основе во второй половине XIX века возник национальный театр. На сцене Бакинского общественного собрания
10 (23) марта 1873 года учащиеся реального училища на азербайджанском языке поставили спектакль по пьесе М. Ф. Ахундзаде «Визирь Ленкоранского ханства».
После Баку театральное движение начало медленно, но бесповоротно распространяться и по регионам Азербайджана. В частности, в 1879 году в городе Шеки любительская труппа сыграла комедию «Приключение скряги» М. Ф. Ахундзаде.
Данная тема изучается впервые, и впервые в этой статье в более широком формате отражается деятельность Шекинского театра во второй половине XIX - начале XX века. Научная новизна темы определяется постановкой самой проблемы, так как посредством этой статьи впервые широко исследована история развития Шекинского театра.
Ключевые слова: М. Ф. Ахундзаде, литературная и культурная жизнь, национальный театр, актёр, Шекинский театр, репертуар, драма, сюжет, театральный критик.
FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF THEATRICAL ART IN SHEKI THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY AND EARLY 20th CENTURY
Adishirinov Kamil Fikret, PhD in Philology, Leading Scientist of Sheki Regional Scientific Center at the National Academy of Sciences of Azerbaijan (Sheki, Republic of Azerbaijan). E-mail: Kamil. [email protected]
The events in the socio-political and socio-economic life of Azerbaijan in the second half of the 19th century had a strong impact on the expansion of the enlightenment movement in the country. The growth of the oil industry in Baku in the 1860s made Azerbaijan a highly-developed industrial region of the Northern Caucasus. Consequently, new economic relations lead to imperative changes in literary and cultural life of Azerbaijan, especially all areas of art.
Mirza Fatali Akhundov, the founder of the national drama in Azerbaijan and great thinker, played an important role in this process. Especially, with six comedies written by great Mirza Fatali Akhundov, Azerbaijani Folk Theatre became a professional theatre. Although Mirza Fatali Akhundov was the first playwright of Azerbaijan, his works did not lag behind the works of the great classics of world drama in form and content.
The genius Mirza Fatali Akhundov's comedies were written on the basis of national problems. Therefore, his comedies were enthusiastically accepted in the Azerbaijani society, and due to his comedies,the national theatre was founded in the second half of the 19th century. On March 10, 1873, "The Adventure of the Lankaran Khanate's Vizief' by Mirza Fatali Akhundov was firstly staged in the Azerbaijani language by the students of the school on the stage of Baku Real School. The theatrical movement expanded other regions of Azerbaijan after Baku. In 1879, "The Adventure of the Stingy Man" by Mirza Fatali Akhundov was played by the amateur theatrical troupe in Sheki.
For the first time, the article focuses on the activity of the Sheki Theatre in the second half of the 19th century and early 20th century.
Keywords: Mirza Fatali Akhundov, literary and cultural life, national theatre, artist, Sheki Theater, repertoire, drama, story, theater critic.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-110-117
Вторая половина XIX века запомнилась как период великих преобразований и новшеств в литературно-культурной жизни Азербайджана. В указанный отрезок времени, благодаря шести комедиям, вышедшим из-под пера гения азербайджанской драматургии Мирзы Фатали Ахундзаде, был основан национальный театр Азер-
байджана со своими традициями и колоритом. Считается, что начальной точкой в истории азербайджанского театра является 10 марта 1873 года, когда впервые в Баку был поставлен спектакль на основе комедии великого мыслителя и просветителя Мирзы Фатали Ахундзаде «Визирь Ленкоранского ханства» ("Sэrgйzэ§ti vэziri-xam
Lэnkэran"). С этого исторического события начался долгий путь национального азербайджанского театра.
Однако в вопросе о том, как назывался первый спектакль азербайджанского театра, нет единой точки зрения среди театроведов. На этот счёт в театроведении существуют спорные мнения. В частности, театровед Дж. Джафаров считает, что в этом вопросе имеются два разных мнения. Исследователь, комментируя эти вызывающие споры мнения в своём произведении «Азербайджанский Драматический Театр», указывает, что «о первом спектакле, поставленном в 1973 году учащимися Бакинской реальной школы (Бакинское реальное училище. - К. А.), есть две разные информации. Из официальных документов, связанных с получением разрешения для первого спектакля, а также из найденной в архиве М. Ф. Ахундова афиши выясняется, что 10 (22) марта - в день праздника Новруз, была сыграна комедия «Визирь Ленкоранского ханства» ("Sэrgйzэ§ti vэziri-xam Ьэ^этп").
В статье Зардаби «Здание Мусульманского Театра» и в биографии Н. Везирова отмечается, что первым спектаклем был «Приключение скряги» («Гаджи Кара»). Между тем в проведённых в последующие годы исследованиях в области театра подчёркивается, что первым спектаклем было произведение «Визирь Ленкоранского ханства» ("Sэrgйzэ§ti vэziri-xam Ьэ^этп").
Театральное движение, начавшееся в Баку в 70-е годы XIX века, распространилось и в другие культурные центры Азербайджана и поспособствовало появлению сразу нескольких региональных театров. В частности, в 1879 году первый театральный спектакль был показан в древнем культурном центре страны Шеки, и спустя 50 с лишним лет, в 30-е годы XX века, появился Шекинский государственный театр. Шекинский театр набрал большую популярность и прошёл достаточно богатый и славный исторический путь в своём развитии. Его творческий коллектив написал одну из самых ярких страниц истории единого Азербайджанского театра и играл очень важную роль в культурной жизни города Шеки.
Начавшееся в 1873 году в Баку театральное движение привело к появлению профессиональных театров во многих городах Азербайджана. Из исследований выдающегося театроведа
Дж. Джафарова становится известно, что «после спектаклей Бакинской реальной школы спектакли в 1875 году были сыграны в Губаде, а в 1879 году - в Шеки» [8, с. 25]. Эти заметки Дж. Джа-фарова исследователь литературного наследия выдающегося просветителя Рашид бека Эфен-диева (азерб. Rэ§id Ьэу 1&шау11 о§1и Эfэndiyev), известный шекинский учёный А. Абдуллаев подтверждает следующим образом: «...Рашид слышал, что живший в Тифлисе и занимавший высокий пост на канцелярии Наместника кавказского нухинец Мирза Фатали Ахундзаде пользовался большим уважением и авторитетом. Рашид бек просит Мирзу Фатали Ахундзаде, чтобы тот его устроил в военное училище. Но Мирза Фатали хочет, чтобы Р. Эфендиев, поступив в Горийскую семинарию, помог культурному прогрессу своего народа. Позже Рашид бек в своих воспоминаниях об этом писал, что "Он мне не посоветовал идти в военную школу. Однако сказал, что, племянник, в следующем году в Гори открывается татарское отделение только для мусульман. Эта школа тебе больше подходит. Я тебя туда сейчас же запишу.... Затем он мне дал по одному экземпляру своих комедий и сказал, что, если какая-то из них вам понравится, то вы там собирайтесь и поставьте её спектакль на сцене. Я следовал его указаниям. В 1879 году в городе Нуха (нынешний город Шеки. - К. А.) в одном из складов для кокона мы организовали сцену и сыграли комедию "Гаджи Кара"» [1; 9, с. 3-4].
В последующие годы история театра в Нухе приобрела интересный путь развития. После первого спектакля, в 1882, 1895, 1898 годах в Шеки были показаны специальные театральные представления, каждое из которых вызвало широкий общественный резонанс. В основном это были положительные отклики на показанные спектакли.
Кроме того, из информации, предоставленной театроведом Тамеллой Юсифбейли, мы узнаем, что комедия «Приключение скряги» («Гаджи Кара») в очередной раз шекинскими театралами была поставлена в 1883 году. В спектакле участвовали яркие представители просветительского движения Азербайджана того времени - Рашид бек Эфендиев, Садыгов, Шахназаров, Алибеков, Амиржановы, которые работали учителями в Гут-гашенском (ныне Габалинском) районе.
Оценивая качество спектакля, газета "Tarcuman" («Перевод») писала: «Несмотря на то, что театральное искусство у нас новое, Рашид бек Эфендиев, Шахназаров и Садыгов очень хорошо исполнили свои роли. Зрители долго не могли оторваться от влияния спектакля, показанного на родном языке» (см. [10, с. 91]).
После серии удачных спектаклей представители местной элиты и интеллигенции подняли вопрос о необходимости строительства специального здания для театра. В результате в 1890-х годах в Шеки были проведены специальные совещания, посвящённые строительству зданий для промышленного училища и театра.
Параллельно с этим шли бурные дискуссии о необходимости поставить новые спектакли. Так, в декабре 1895 года по инициативе городской интеллигенции, в особенности учителей, было принято решение о постановке произведения М. Ф. Ахундова «Повесть о Мусье Жордане -учёном-ботанике и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне» ("Hekayati Musyo Jordan hakimi-nabatat, darvi§ Mastali §ah cadugunu - ma§hur") . Среди участников спектакля были Агабаба Ага-ев, Мирза Абдулкаримов, М. Бадалов и другие. Роль Мастали шаха с большим мастерством сыграл Мешади Мехдигулу, имевший многолетний опыт.
Следует особо отметить, что как в целом в просветительском движении, так и конкретно в процессе становления Шекинского театра активную роль сыграл один из выдающихся представителей интеллигенции, входящих в литературно-культурную среду Азербайджана начала XX века, брат Рашид бека Эфендиева Абдулла бек Эфендизаде. О нём подробно написано в разделе «Эфендизаделер» в исследовательском произведении «Названия улиц в Шеки, фамилии и клички» ("§akida mahalla adlari, soylar va laqablar"). Из этой книги мы узнаем следующее: «Он (Аб-дулла бек Эфендизаде. - К. А.) родился 3 марта 1873 года в городе Шеки. Абдулла бек сначала в Шеки окончил русскую школу, а затем в 1891 году поступил в отделение сельского хозяйства Гян-джинской Михайловской профессиональной школы и там получил образование. Удачно завершив учёбу, А. Эфендиев в Шеки начал преподавательскую деятельность. После двухлетней трудовой
деятельности в этом городе он решил получить высшее образование в Тифлисском Институте Учителей» [4, с. 296].
Абдулла бек Эфендизаде, занимаясь в Шеки преподавательской деятельностью и дружа с известным «Молланасреддинцем» Омаром Фаигом Неманзаде, вместе с ним изучил жизнь народа и вёл борьбу против невежества. В сборнике «Воспоминания» ("Xatiralar") Омара Фаига Неманза-де приводятся очень интересные воспоминания об Абдулла беке Эфендизаде. В этой книге, в частности, говорится, что высоко оценивающий роль театра в жизни и политическом побуждении народа Абдулла бек рука об руку с Омаром Фаигом осуществил театральную постановку произведений Мирзы Фатали «Молла Ибрагим-халил, алхимик» ("Molla Ibrahimxalil kimyagar"), «Повесть о Мусье Жордане - учёном-ботанике и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне» ("Hekayati - Müsyo Jordan hakimi-nabatat, darvi§ Mastali §ah cadugünü ma§hur").
Об истории Шекинского театра следует знать также следующие факты. В один из жарких летних дней 1898 года была поставлена комедия Ис-кендер бека Меликова «Зло к добру» ("Yax§iliga yamanliq"). Местная молодёжь, обогатив репертуар, в сентябре 1904 года организовала представление комедии Наджаф бека Везирова (азерб. Nacaf bay Fatali bay oglu Vazirov) «Мы вышли из дождя и попали в дождевую погоду» ("Yagi§dan gixdiq, yagmura dü§dük"). Роль Гаджи Ганбара сыграл Лютфали бек Амиржанов. Часть собранных от спектакля средств была перечислена на счёт Общества «Красный Крест», а другая часть - передана бедным студентам. В рецензии на спектакль, опубликованной в газете "Tarcüman" («Перевод»), указывалось, что население города Нуха (город Шеки. - К. А.) с большим интересом и волнением следило за спектаклем.
Русская революция 1905 года вызвала в Шеки, как и на других окраинах Российской империи, большое оживление. В городе поднялись революционные настроения, рабочие шёлковой фабрики начали забастовку против владельцев этого крупнейшего шекинского предприятия. Революционные события, наряду с общественно-политической жизнью Шеки, оказали положительное влияние и на его культурно-театральную деятельность.
В результате после 1907 года городская интеллигенция развернула борьбу за театр. Для показа театральных представлений использовались здания общественных учреждений, частных домов и в особенности - актовый зал русско-татарской школы. К тому времени уже была сформирована местная драматургическая интеллигенция.
Одним из таких представителей интеллигенции был выпускник Горийской семинарии Рашид бек Эфендиев. Как видим из хронологии нашего исследования, он был не только организатором первого театра в Шеки, но и сам написал ряд пьес. В июле 1906 года шекинскими театралами на сцене была поставлена его пьеса «Очаг крови» ("Qan оса§1"). Эти примитивные спектакли имели большой успех у зрителей. Внушительным успехом увенчалась комедия Н. Везирова «Мы вышли из дождя и попали в дождевую погоду» дгхйщ, уа§тша dщdйk"), показанная в августе 1906 года в доме Мешади Юсифа Гаса-нова в постановке шекинских актёров. Полученные от показа спектакля средства были переданы азербайджанцам, пострадавшим во время устроенного армянами геноцида.
В спектакле роль Гаджи Гамбара с большим мастерством исполнил Мешади Мехди Садыгов, роль Ашраф бека - М. П. Эфендиев, Дильбер ханым - Гаджибеков, Джовхар ханым - Абдул-ла Абдурахманов, а роль ашуга блестяще сыграл Ильяс бек Гаджибеков. В спектакле также принимали участие Карим ага Шакиханов, Мамедали Абдурахманов, Керим Аскеров, Мамед Зульфуга-ров и другие.
Мешади Мехди Садыгов был одним из просветителей, сыгравших важную роль в формировании литературно-культурной среды в начале XX столетия. Оценивая деятельность этого воинственного просветителя, один из известных деятелей культуры Шеки Бахшали Ахундов писал: «Жизненный путь несгибаемого борца с передовыми мыслями М. Садыгова был трудным и очень содержательным. В 13 лет семейная нужда заставила Садыгова уйти из школы старого образца и трудиться с отцом, работавшим мастером. М. Са-дыгов всеми способами помогал в распространении журнала "Ходжа Насреддин", газет "Правда", "Прогресс" и других подобных изданий с хорошими взглядами» [5]. Мешади Мехди Садыгов,
имеющий богатое аналитическое мышление, проявил и поэтические способности. Бесконечная любовь к культуре заставила его выступить со стихотворением.
Следует особо отметить, что Мешади Мехди Садыгов имеет незабываемые заслуги перед Ше-кинским театром и активно участвовал в театральной жизни Шеки. Он, выйдя на сцену в важных ролях, научил молодых любителей актёрскому мастерству и передал им свой опыт. Образ Шейха Насруллы, который он сыграл в комедии великого азербайджанского журналиста-просветителя, писателя-сатирика, представителя критического реализма в азербайджанской литературе Мирзы Джалила Мамедкулизаде (азерб. СэШ Hйseynqulu о§1и Mэmmэdquluzadэ) «Мертвецы» ("ОШЬг"), долгие годы оставался в памяти зрителей.
Театральная жизнь в Шеки с каждым годом расширялась и становилась массовой, а после создания молодой драматической труппы интерес шекинцев к театру усилился. В 1907 году только в зале русско-татарского училища местная молодёжь продемонстрировала более восьми спектаклей. В доме одного из местных жителей, проявлявшего большой интерес к театру, была сыграна пьеса выдающегося азербайджанского драматурга Абдуррагим бека Ахвердиева (Ахвердова) (азерб. Эbdurrэhim Ьэу Эsэd Ьэу о§1и Haqverdiyev) «Разорённое гнездо» (<Юа§йап tifaq»), в которой роль Наджаф бека исполнил М. Лютфалибеков. Воодушевлённые успехом спектакля, любители театра поставили на сцене произведение Рашид бека Эфендиева «Очаг крови» ("Qan оса§1").
Кардинальные изменения, произошедшие в общественном сознании после революции 1905 года, нашли свое отражение и в театральном искусстве. Поэтому в театральной жизни Шеки 1907-1908 годы по своему содержанию сильно отличаются от предыдущих лет. В эти годы были отмечены резкий рост числа театральных постановок и скачкообразное увеличение репертуарного разнообразия. Созданная в эти годы молодая драматическая труппа, расширяя пропаганду произведений М. Ф. Ахундзаде, только осенью 1908 года поставила сразу несколько комедий великого драматурга - пьесы «Приключение скряги» («Гаджи Кара»), «Повесть о Мусье Жор-дане - учёном-ботанике и дервише Мастали-шахе, знаменитом колдуне» ("Hekayэti-mйsy6
Jordan hakimi-nabatat, darvi§ Mastali §ah cadugunu ma§hur") и «Медведь, победитель разбойника» ("Hekayati xirs quldurbasan").
А приезд в Шеки в 1908 году известного актёра и режиссёра-постановщика, оперного певца (тенор), композитора, драматурга Гусейнкули Сарабского (азерб. Huseynqulu Sarabski; имя при рождении - Гусейнкули Мелик оглы Рзаев) имел исключительно важное значение. Сарабский в Гышлагской школе поставил трагедию писателя-большевика, общественно-политического деятеля Наримана Нариманова (азерб. Nariman Karbalayi Nacaf oglu Narimanov) «Надир шах» и комедию писателя-просветителя, драматурга, театрального и политического деятеля Султана Меджида Гани-заде (азерб. Sultan Macid Murtuzali oglu Qanizada) «Вечернее чихание в пользу» ("Axçamin sabri xey-ir olar"). Эти спектакли имели огромный успех. Корреспондент газеты «Терегги» («Прогресс»), шекинский учитель Гасан Тахирзаде в своей статье, написанной по этому поводу, выражал признательность местного населения Г. Сарабскому.
Один из исследователей истории азербайджанского театра Мираббас Асланов в своей статье «Любимец шекинцев» [6], опубликованной в газете «Шекинский рабочий» («§aki fahlasi»), также рассказывает о всенародной любви к Гу-сейнкули Сарабскому и любви выдающегося актёра к Шеки и шекинцам. В частности, он пишет: «Первый визит Г. Сарабского в Шеки завершился представлением его собственного произведения -трагедии «Невежество» ("Cahalat"). Именно тогда, на самом деле, началась 30-летняя незабываемая дружба артиста Г. Сарабского с тружениками Шеки с целью бескорыстного культурного служения народу. По словам его жены Марьям ханым и сына Азера, Г. Сарабский всегда очень охотно и с большим восхищением рассказывал о гостеприимстве шекинских тружеников, о высоком культурном уровне местной интеллигенции, относился к ним с огромным уважением и дорожил их памятью» [6].
Как было отмечено выше, в театральной жизни Шеки 1908 год сильно отличался от предыдущих лет по своему содержанию. Привлекает внимание большое количество спектаклей театра и разнообразие его репертуара. В особенности в этом году на сцене Шекинского театра большой успех и признание получили произведе-
ния драматургов Абдуррагим бека Ахвердиева («Друзья нации» ("Millatdostlari") и Наримана Нариманова («Надир шах» ("Nadir §ah"). Драматическая труппа, расширяя репертуар произведений М. Ф. Ахундова, только осенью 1908 года поставила спектакли по пьесам литератора «Приключение скряги» («Гаджи Кара»), «Повесть о Мусье Жордане - учёном-ботанике и дервише Маста-лишахе, знаменитом колдуне» ("Hekayati-müsyo Jordan hakimi-nabatat, darvi§ Mastali §ah cadugünü ma§hur") и «Медведь, победитель разбойника» ("Hekayati xirs quldurbasan"). Режиссёром комедии «Повесть о Мусье Жордане - учёном-ботанике и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне» ("Hekayati-müsyo Jordan hakimi-nabatat, darvi§ Mastali §ah cadugünü ma§hur") был Мамед Ахмедов, роль дервиша Мастали шаха сыграл Карим Аскеров, а роль Мусье Жордана - Абдулла Абду-рахманов. Спектакль «Медведь, победитель разбойника» поставил режиссёр Лютфали бек Амир-джанов, роль Байрама сыграл Джалил Шарифов.
Кроме того, осенью 1908 года труппа театралов Нуха в русско-татарской школе впервые подготовила спектакль по трагедии Наджаф-бека Везирова «Горе Фахраддина» ("Müsibati Faxraddin").
Начало 1910 года ознаменовалось большим оживлением в Шекинском театре. В этом году труппа любителей театра впервые обратилась к творчеству выдающего представителя турецкой классики Намика Камала и подготовила спектакль по его пьесе «Родина» ("Vatan"). В пьесе роль Сидги бека очень профессионально сыграл Абдулла Абдурахманов. Видя возрастающую роль театра в культурной среде города, духовенство и агрессивно настроенные консервативные силы выступали против этого культурного подъёма, чтобы предотвратить дальнейшее воздействие театра на общественное сознание местного населения. По этой причине в конце 1910 года театральная жизнь в городе начала угасать.
Ещё одной из главных причин медленного развития театрального искусства в городе было равнодушное отношение населения и любителей театра к этой сфере. Так, летом 1911 года в городском клубе под руководством М. Р. Эфендиева был подготовлен театральный спектакль. После этого многие ожидали, что развитие шекинского театра получит новый импульс. Однако вместо
этого в конце года театральная жизнь в городе снова начала угасать.
В 1912 году местная молодёжная труппа, в которой объединились Раджаб Эфендиев, Ма-буд Саркаров, Алескер Наджафов, Гашим Ма-медов, пыталась восполнить этот пробел своими театральными постановками. В дальнейшем Рад-жаб Эфендиев сыграл очень важную роль в развитии педагогической мысли в Азербайджане, заняв особое место в истории просветительского движения и культуры страны. Составительница сборника его педагогических, методических и художественных произведений, профессор Мар-зия ханум Гиясбейли следующим образом доводит до нашего внимания роль Р. Эфендиева в театральной жизни Шеки, когда он был ещё молод (в 1911-1912 годы ХХ века): «...Раджаб Эфендиев принимал активное участие и в общественно-культурной жизни народа. С помощью местной интеллигенции и при своём непосредственном участии он в Шеки создал театральную труппу. Сначала они осуществляли небольшие сценические постановки, а позже это были пьесы М. Ф. Ахундзаде «Молла Ибрагим-Халил алхимик» ("Hekayэti-MoUa ШтЫтхэШ kimyagэr"), Н. Везирова «Горе Фахраддина» ("Mйsibэti Fэxrэddin"), Дж. Мамедкулизаде «Кеманча» ("Kamanдa"), Дж. Джаббарлы «Увядшие цветы» ^о1§ип дiдэkbr"). При подготовке пьес к спектаклю Раджаб Эфендиев встречался с выдающимися мастерами сцены Г. Араблинским, Г. Сараб-ским, С. Рухулла, И. Хидаятзаде и получал от них советы о структуре спектакля и по актёрскому исполнению» [7, с. 8].
Следует отметить, что в значимых для своего времени периодических изданиях уже печатались критические статьи не только о театральной жизни, но и о культурной жизни города в целом. Газета «^ипэ?» («Солнце») так писала о состоянии театральной жизни в городе: «Сейчас театр не может покрыть даже собственные расходы. Существует угроза, что сегодня, завтра они могут закрыться. В чём причина? Причина в том, что городские власти, религиозные деятели препятствуют работе театра и всячески пытаются не допустить его развитие».
Однако несмотря на собственные финансовые трудности, Шекинский театр помогал стране - Российской империи, которая стала участ-
ницей Первой мировой войны. Осенью 1914 года средства, полученные от трёх сыгранных на азербайджанском и русском языках спектаклей, были выделены на лечение раненых солдат.
В том же году впервые в Шекинском театре начали показывать оперные спектакли. Приехавшая в 1914 году на гастроли в Шеки Бакинская театральная труппа вместе с местными любителями театра поставили произведение основоположника азербайджанской оперы и балета, великого композитора и дирижёра, драматурга, педагога и общественного деятеля, а в будущем народного артиста СССР (1938 год) Узеира Гаджибекова (азерб. Uzeyir Ьэу Эbdйlhйseyn о§1и Haclbэyov) -оперу «Асли и Керем».
В 1915 году местные интеллектуалы-любители поставили произведения Гусейнкули Сараб-ского «Невежество» ("Cэhalэt") и «Быт артистов» ("Artistbr тэщэЫ"), а полученные средства были отданы пострадавшим в Карсе. А летом того же года любители театра в городском клубе подготовили спектакль по пьесе Султан Меджида Гани-заде «Я помню» ("Yadmdadlr"). Автор по имени Абдурашид в своей статье «Театр в Шеки» указывал, что произведения «Невежество» ("Cэhalэt") и «Быт артистов» mэi§эti") получили
достойную оценку и были встречены зрителями аплодисментами. В спектаклях роль Ахмеда исполнил Махмудов, Насибу - Гаджибагир Ага-миров, роль Зейнала - Ахундов, Агамурада -Эфендиев, Рзы - Мамедзаде, Вали - Эфендизаде, Камала - Агамиров и другие [10, с. 94].
В 1917 году в Нухе было учреждено Просветительское общество «Хуррият». Эта организация играла положительную роль и в театральной жизни города. С её помощью летом того же года труппа городского театра подготовила спектакль по пьесе Намика Камала «Родина».
До 1920 года Нухинский (Шекинский) театр оставался любительским театром. Его возникновению, совершенствованию и развитию способствовала классическая и современная национальная драматургия. Реалистическая национальная драматургия в 1920 году заложила основы реалистической игры в Нухинском театре и стала гарантом для развития театра в новом общественном строе в будущем.
Если выразиться образно, то можно сказать, что рождение театра во многих регионах Азер-
байджана совпало с требованиями новой общественно-политической среды и полностью оправдало желание основоположника азербайджанской драматургии и театра М. Ф. Ахундова «в каждом городе... создавать театр». Успешную реализацию этой мечты великого классика мы видим на примере театра в Шеки. Сегодня многие театроведы, оценивая значимость Шекинского драматического театра для культурной жизни Азербайджана, называют его «бриллиантом в короне азербайджанского театра».
Многим хорошо известно, что приезжающим в Азербайджан самым дорогим и уважае-
мым гостям после Баку показывают город Шеки, который славится своими всемирно известными историческими памятниками - Дворцом ше-кинских ханов, караван-сараями, легендарными крепостями, а также знаменитыми шекинскими коврами и сладостями. В культурную программу, составленную для высокочтимых гостей, обязательно включают и просмотр одного из спектаклей городского театра. Это также является подтверждением того, что Шекинский театр прошел очень славный исторический путь в своём развитии и добрался до вершины театрального искусства.
Литература
1. Абдуллаев Э. Из истории становления и развития театра в городе Шеки // Шекинский рабочий. - Шеки, 1974. - 16 мая.
2. Абдуллаев Э. Ночная бабочка просвещения («Maarif parvanasi»). - Баку: Просвещение, 1982. - 94 с.
3. Адиширинов К. Ф. Шекинская литературно-культурная среда XX века: 1900-2000 годы. - Баку: Наука и образование, 2015. - Кн. 1. - 488 с.
4. Адиширинов К. Ф., Ализаде З. М., Муршудова У Б. Названия улиц в Шеки, фамилии и клички: - Кн. 2. -Баку: Мастер. - 605 с.
5. Ахундов Б. Воинственный просветитель // Нухинский рабочий. - Нуха, 1960. - 10 апр.
6. Асланов М. Любимец шекинцев // Шекинский рабочий. - Шеки, 1975. - 26 июня.
7. Гиясбейли М. Раджаб Эфэндиев. - Баку: Чашыоглы, 2001. - 260 с.
8. Джафаров Дж. Азербайджанский Драматический театр. (1873-1941). - Баку: Азернешр, 1960. - 416 с.
9. Эфэндиев Р. Драматические произведения / сост. А. Абдуллаев. - Баку: Полиграфия АГУ, 1961. - 167 с.
10. Юсуфбейли Т. Театральная жизнь в дореволюционном Шеки (Нухе) // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия «Литература, язык и искусство». - 1989. - № 1. - С. 91-95.
References
1. Abdullaev A. Iz istorii stanovleniya i razvitiya teatra v gorode Sheki [From the History of the Foundation and Development of the Theatre in Sheki]. Shekinskiy rabochiy [Sheki Worker], 1974, 16 May. (In Azerb.).
2. Abdullaev E. Nochnaya babochka prosveshcheniya («Maarif parvanasi») [Night butterfly of enlightenment ("Maarif parvanasi")]. Baku, Prosveshchenie Publ., 1982. 94 p. (In Azerb.).
3. Adishirinov K.F. Shekinskaya literaturno-kul'turnaya sreda XX veka: 1900-2000 gody [Sheki literary and cultural environment of the XX century: 1900-2000]. Baku, Nauka i obrazovanie Publ., 2015, book 1. 488 p. (In Azerb.).
4. Adishirinov K.F., Alizade Z.M., Murshchudova U.B. Nazvaniya ulits v Sheki, familii i klichki [Names of streets in Sheki, surnames and nicknames]. Baku, Master Publ., book 2. 605 p. (In Azerb.).
5. Akhundov B. Voinstvennyy prosvetitel' [Militant educator]. Nukhinskiy rabochiy [Nukhinskiy worker]. Nukha, April 10, 1960. (In Azerb.).
6. Aslanov M. Lyubimets shekintsev [Favorite Shekintsy]. Shekinskiy rabochiy [Sheki Worker], June 26, 1975. (In Azerb.).
7. Giyasbeyli M. Radzhab Efendiyev [Rajab Efendiyev]. Baku, Chashyogly Publ., 2001. 260 p. (In Azerb.).
8. Dzhafarov Dzh. Azerbaydzhanskiy Dramaticheskiy Teatr (1873-1941) [Azerbaijan Drama Theater (1873-1941)]. Baku, Azerneshr Publ., 1960. 416 p. (In Azerb.).
9. Efendiev R. Dramaticheskieproizvedeniya [Dramatic works]. Baku, Poligrafiya AGU Publ., 1961. 167 p. (In Azerb.).
10. Yusufbeyli T. Teatral'naya zhizn' v dorevolyutsionnom Sheki (Nukhe) [Theatrical life in pre-revolutionary Sheki (Nuha)]. Izvestiya Akademii nauk Azerbaydzhanskoy SSR: Seriya "Literatura, yazyk i iskusstvo" [Bulletin of the Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR: Series "Literature, language and art"], 1989, no. 1, pp. 91-95. (In Azerb.).