следствием сложившейся ситуации с кыргызскими внешними трудовыми мигрантами является то, что, во -первых, они обрекают себя на социальную и правовую незащищенность и уязвимость, во-вторых, создается масса проблем для государств въезда. В результате не только нарушаются в массовом порядке права, свободы и интересы мигрантов за рубежом, но и наносится вред политическому авторитету и имиджу Кыргызской Республики.
Список литературы /References
1. О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О внешней миграции» [текст]: Закон КР от 23 мая 2008 г. № 98.
2. Атышев К.А. Мы меняем мир [текст] / К.А. Атышев. Бишкек, 2009.
3. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса [текст] / Л.Л. Рыбаковский. М.: Мысль, 2009. 251 с.
4. Саякбаева А.А. Социальная защита населения: Теория, практика, проблемы и решения [текст] / А.А. Саякбаева. Бишкек: КНУ им. Ж.Баласагына, 2006. 226 с.
5. Демографический ежегодник Кыргызской Республики 2006 - 2013 гг. [текст]. Бишкек: Нацстаткомитет, 2014. 322 с.
ВЛИЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Камалов Э.Т. Email: [email protected]
Камалов Эрлан Токтоназарович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и налогов, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы земельного налога как фактора, стимулирующего развитие сельского хозяйства. Одним из признанных во всем мире рычагов регулирования деятельности сельского хозяйства является налоговая система, которая выступает как инструмент государства и в то же время как справедливая мера хозяйствования. В связи с этим возникает необходимость надлежащего учета как ресурсов в сельском хозяйстве, так и численности хозяйствую щих субъектов. Для внедрения налоговой системы нужна законодательная база в виде законодательных актов, различных нормативов и ограничений, которые к тому же могут быть дополнены ведомственными и местными положениями. Следует отметить, однако, что и законодательная база, и нормативные документы создаются главным образом для обеспечения эффективного хозяйствования, стимулирования деятельности крестьянских и фермерских хозяйств, а также для повышения благосостояния народа. Ключевые слова: сельское хозяйство, налогообложение, земельный налог, государственное регулирование, агропомышленный комплекс, предпринимательство, конкурентное преимущество, рыночный механизм, современные тенденции, накопленный потенциал, мировой рынок, диверсификация экономики, экология.
EFFECT OF LAND TAX ON DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN
SECTOR OF ECONOMICS Kamalov E.T.
Kamalov Erlan Toktonazarovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND TAXES, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: the article considers the issues of land tax as a factor stimulating the development of agriculture. One of the most recognized levers of regulation of agricultural activity is the tax system, which acts as an instrument of the state and at the same time as a fair measure of management. In this regard, there is a need to properly take into account both the resources in agriculture and the number of economic entities. For the introduction of the tax system, there is a need for a legislative framework in the form of legislative acts, various regulations and restrictions, which, moreover, may be supplemented by departmental and local provisions. It should be noted, however, that both the legislative base and normative documents are created mainly to ensure efficient management, stimulate the activities of peasant and farming enterprises, and also to improve the well-being of the people. Keywords: agriculture, taxation, land tax, state regulation, agro-industrial complex, entrepreneurship, competitive advantage, market mechanism, current trends, accumulated potential, world market, economic diversification, ecology.
УДК 338.431(575.2)
Государственное регулирование на основе совершенствования налоговой системы не означает, как это было когда-то, вмешательства государства в хозяйственную и иную деятельность фермерских и крестьянских хозяйств, а предполагает создание такой системы взаимоотношений государства и хозяйств через налоговую систему, благодаря которой можно добиться гармонии развития, как государства, так и каждого хозяйства. В этом же ряду находятся принципы и правила налогообложения, которые играют многоаспектную и многослойную роль. Налогообложение, прежде всего, исполняет регулирующую роль, поскольку выступает как механизм взаимоотношений работников сельского хозяйства и крестьянских (фермерских) хозяйств с государством.
Специфика налогообложения в сельском хозяйстве заключается в отсутствии четких критериев взаимосвязи результатов сельскохозяйственной деятельности с ресурсным потенциалом, используемым в производстве сельскохозяйственной продукции. Разумеется, существуют и объективные трудности установления тесных связей между урожайностью и продуктивностью сельскохозяйственной продукции с ресурсным потенциалом, так как на одном и том же земельном участке в разные годы могут быть посеяны различные сельскохозяйственные культуры.
Еще одна особенность регулирования сельского хозяйства заключается в неравномерном географическом расположении ресурсов по регионам, а следовательно, по удельному весу ресурсов, приходящихся на одного жителя. Особенно это характерно для Южного региона (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области), где ярко выражены нехватка земли, высокая трудоизбыточность, отдаленность от рынков сбыта. Многие виды сельскохозяйственного производства низкодоходны, высок уровень безработицы и бедности сельского населения, не уменьшается миграция и ее масштабы достигли угрожающих размеров.
Дальнейшее реформирование сельского хозяйства в целом по республике и, в частности, на юге требует выработки более действенных направлений стратегического развития, особенно в области государственного регулирования посредством налогообложения, поскольку данное направление охватывает такие меры, как справедливое установление отношений между товаропроизводителями и государством, государственная поддержка, а также проблемы организации сбыта сельскохозяйственной продукции. Таким образом, очевидна необходимость адекватного усиления мер государственного регулирования и организации налогообложения сельского хозяйства исходя из особенностей регионов. Требует уточнения, какие проблемы в данном секторе подлежат государственному регулированию, в особенности связанные с организацией налоговой системы. Сельское хозяйство Кыргызской Республики, как самая крупная и важная отрасль экономики страны, в настоящее время имеет больше нерешенных проблем, чем успешно решенных.
В Кыргызской Республике большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства, а также установлению рыночных отношений в этом секторе экономики. Это связано не только с тем, что сельское хозяйство является ведущей отраслью, но и с тем, что этот сектор располагает огромными земельными и водными ресурсами. В этой связи возникла острая необходимость по-новому организовать производство, строить новые рыночные структуры, пересмотреть отношения собственности и т.д. Надо сказать, что в сельском хозяйстве рыночные реформы по масштабу и принятым правительством решениям отличались большей интенсивностью по сравнению с другими секторами экономики.
В этих условиях оценку степени государственного регулирования через налогообложение следует производить как применительно к каждому участнику рыночного пространства, так и путем оценки деятельности комплекса взаимосвязанных секторов экономики.
Анализ показал, что в аграрном секторе имеются особенности налогообложения, которые связаны с природно-климатическими условиями, сезонностью, а также относительно невысокой доходностью, нерегулярностью поступления доходов. Поэтому порядок налогообложения в сельском хозяйстве в известной мере учитывает вышеназванные особенности, и в практике Кыргызской Республики используется упрощенный вариант налогообложения на землю.
Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями на примере областей Южного региона КР приводятся в табл. 1 [4, с. 226-227].
Таблица 1. Действующие базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями в разрезе областей, сом/га
Наименование областей и районов Ставки земельного налога за пользование сельхозугодиями
пашня орошаемая пашня богарная многолетние насаждения сенокосы пастбища из них присель- ные пастбища
Баткенская область
Баткенский район 268 41,3 149 - 7,7 30
Ляйлякский район 268 41,3 149 24,3 7,7 30
Кадамджайский район 275 41,3 149 24,3 12,7 48
Джалал-Абадская область
Аксыйский район 306 56,7 193 15,9 13,6 53
Ала-Букинский район 306 41,3 204 22,5 9,9 39
Базар-Коргонский район 414 41,3 220 30,9 15,4 60
Ноокенский район 453 41,3 193 24,4 15,4 60
Сузакский район 414 41,3 220 30,9 15,4 60
Тогуз-Тороуский район 223 62,3 - 33 12,9 48
Токтогульский район 239 62,3 201 30,4 12,9 48
Чаткальский район 194 62,3 - 26,5 12,9 48
Ошская область
Алайский район 232 62,3 - 27,7 5,3 21
Араванский район 436 14,3 226 15,2 12,7 50
Кара-Кульджинский район 232 62,3 117 27,7 5,3 21
Кара-Суйский район 453 41,3 246 27,9 12 47
Наукатский район 413 62,3 233 27,8 12,7 50
Узгенский район 413 62,3 235 33,7 13,9 54
Чон-Алайский район 183 - - 21,1 5,5 21
Источник: Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Бишкек: Издательство Академия, 2012. С. 226-227.
Такая же базовая ставка имеется и по отношению к пользованию придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками, а также за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения.
Безусловно, базовые ставки налога на землю, а также условия взимания налогов периодически меняются в зависимости от различных обстоятельств природного, экономического, социального, экологического и другого характера.
Вместе с тем использование твердых налоговых ставок на практике создает определенные трудности при сборе налоговых поступлений из -за наличия определенной погрешности, как установления налоговых ставок, так и в процессе сборов. В частности, налоговые ставки устанавливаются на землю, расположенную на территории одного административного района, и не учитывают качество земельных ресурсов и близость к рынкам сбыта. В результате наблюдается различная степень нагрузок налогообложения по отраслям экономики, и самая низкая в сельском хозяйстве (рис. 1).
Рис. 1. Уровень налоговой нагрузки от общих затрат по видам экономической деятельности,
в %
Тем не менее, при сборе налогов учитывается назначение земельных участков, другими словами, как определение налоговых ставок, так и фактический сбор налогов осуществляются исходя из назначения земельных фондов (табл. 2).
Таблица 2. Динамика сбора земельного налога по областям Южного Региона КР за 2010 - 2015 гг. в разрезе земельных угодий, тыс. сом [2, с. 34]
2015г.
Область 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. к 2010г., в %
Ошская область
Земельный налог, -
всего
в том числе: а) за приусадебные 46272,5 54439,4 61915,8 78139,9 76318,9 82071,2 177,4
участки б) за 4654,1 5212,4 5833,1 15058,4 15573,0 16562,8 355,9
несельскохозяйств. земли 6650,9 17623,1 20833,7 23474,7 21473,6 23877,8 359,0
в) за сельскохозяйств. 34967,5 31603,9 35249,0 39606,8 39272,3 41630,6 119,1
угодья
Джалал-Абадская
область
Земельный налог, -
всего в том числе: 44515,2 67153,8 78239,9 96573,0 81510,1 87387,2 196,3
а) за приусадебные участки 3912,6 4322,5 4914,5 15626,1 15466,0 16172,0 413,3
б) за несельско-хозяйств. земли 13900,1 38613,4 44399,9 50120,2 34830,0 38857,8 279,6
в) за сельско-хозяйств. угодья 26702,5 24217,9 28925,5 30826,7 31214,1 32357,4 121,2
Баткенская
область
Земельный налог, -
всего
в том числе: 13565,9 19197,2 21078,3 29776,2 29203,8 32872,5 242,3
а) за приусадебные
участки
б) за 2536,9 2815,5 3111,0 9632,4 9840,2 10665,3 420,4
несельскохозяйств.
земли 3279,0 8939,5 9640,5 11075,5 11194,2 14342,8 437,4
в) за
сельскохозяйств. 7750,0 7442,2 8326,8 9068,3 8169,4 7864,4 101,5
угодья
Всего по Южному
региону 104353,6 140790,4 161234,0 204489,1 187032,8 202331,0 193,9
Источник: рассчитана на основе данных статсборников Нацстаткома Кыргызской Республики.
Динамика налоговых поступлений показывает ряд недостатков в процессе налогообложения и регулирования сельскохозяйственного производства. Прежде всего, налогообложение в республике носит унифицированный характер, который выражается в виде единого земельного налога. Логика подсказывает, что единый налог целесообразно использовать в условиях единообразного выращивания сельскохозяйственных культур, с одной стороны, и относительно высоких технологий возделывания сельскохозяйственных культур - с другой. В этом случае в той или иной мере создаются одинаковые условия ведения сельского хозяйства, тем самым становится обоснованным применение единого подхода к налогообложению.
Основную долю налоговых поступлений за пользование земельными ресурсами составляют земельные налоги от использования сельскохозяйственных угодий (табл. 3) [3].
Таблица 3. Доля и динамика налоговых поступлений от использования сельскохозяйственных
угодий в общем объеме земельного налога по областям Южного региона КР за 2010 - 2015 гг.,
%
Область 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Ошская 75,6 58,1 56,9 50,7 51,5 50,8
Джалал-Абадская 60,0 36,1 37,0 31,9 38,3 37,0
Баткенская 57,1 38,8 39,5 30,5 28,0 24,0
Источник: рассчитана на основе данных статсборников Нацстаткома Кыргызской Республики.
Необходимо отметить, что в государственном регулировании сельского хозяйства определенное значение имеют процессы, происходящие с сельскохозяйственным сырьем вне аграрного сектора, например, в перерабатывающей промышленности, где также имеет место налогообложение, правда несколько в иной форме, чем в сельском хозяйстве.
Суть проблемы заключается в том, что потребительная стоимость, созданная еще в аграрном секторе при производстве сельскохозяйственной продукции, еще не будет познана, сколько бы технологических звеньев она не прошла, до тех пор, пока продукция не поступит в окончательную стадию потребления. Только в процессе потребления познается полезность товара. Поэтому между первоначальным этапом выращивания урожая и фактом потребления продукта из сельскохозяйственного сырья может пройти длительное время и множество стадий производственного цикла, в том числе вне аграрного сектора.
В этих условиях своеобразно будет происходить и налогообложение вне аграрного сектора экономики. В частности, в переработке, как известно, взимается налог на добавленную стоимость. При этом в этом виде налога нет участия сельскохозяйственного сырья, поскольку оно закуплено, то есть сырье включается в стоимость готовой продукции как материальная затрата.
Налог же на добавленную стоимость исчисляется на вновь созданную стоимость. Участие сельскохозяйственного сырья в налогообложении проявляется в налоге на прибыль как разница между доходом и затратами, в составе которых значительную долю составляют материальные затраты.
Если допустить, что сумма налогов с прибыли предприятия будет пропорциональна структуре расходов, то можно наблюдать значительную долю сельскохозяйственного сырья в структуре общих затрат.
В налогообложении с прибыли предприятий переработки Ошской области доля сельскохозяйственного сырья в общих затратах составляет от 10 до 40%. Следовательно, доля сельскохозяйственного сырья в налогообложении с прибыли по логике вещей составляет столько же. Безусловно, на практике устанавливаются межотраслевые пропорции выпуска и затрат продукции, межотраслевые балансы и другие расчеты, которые необходимы для макроэкономических целей. Вместе с тем межотраслевые расчеты необходимы для каждого предприятия, работа которого построена на межотраслевых связях. Они необходимы как для регулирования деятельности перерабатывающего, так и для предприятия, поставляющего сельскохозяйственное сырье промышленности.
В регулировании деятельности сельского хозяйства имеет значение также связь аграрного сектора с потребительским рынком. Регулирующее воздействие торговли
на деятельность сельского хозяйства, в том числе через налоговую систему, проявляется во многих аспектах. Прежде всего, необходимо отметить подготовку сельскохозяйственных товаров к продаже в соответствии с основными требованиями покупателей. Покупателя на современном этапе интересуют не только качество и цена товара, хотя они остаются основными аргументами покупки. Покупатель заинтересован, кроме цены и качества, в удобстве потребления продукции, равно как и в удобстве перевозки. Кроме этого, возникает масса других требований, например, удобство приготовления пищи из сельскохозяйственной продукции [1].
Процесс налогообложения также происходит по кругообороту, поскольку в каждой стадии воспроизводства присутствуют налоги. Различаются эти налоги по способу изымания, принципам установления, а также по размерам. В торговле налоги бывают двух типов: оба налога изымаются из продажи в оптовой и розничной торговле.
Следующая сфера деятельности, где регулирование и налогообложение взаимодействуют - это предпринимательская деятельность вне аграрного сектора, но связанная с сельским хозяйством. В Кыргызской Республике предпринимательская деятельность в самом сельском хозяйстве, кроме налога на землю, другими видами налогов не облагается. Это означает, что регулирование сельского хозяйства осуществляется по результатам выхода продукции с единицы земельной площади. Общим знаменателем в данном случае является единица площади. Чем больше результатов с 1 га земли, тем сравнительно меньше размер налога для крестьян и фермеров и, наоборот, при относительно меньших результатах крестьяне больше платят налоги, если сопоставлять их с доходами, полученными с единицы площади.
Следует также отметить, что сельскохозяйственное сырье, проходя многочисленные каналы переработки, а также торговли и перевозки, подвергается различным воздействиям регулирования, так как каждый из них может внести ту или иную корректировку в регулирование. В частности, это можно наблюдать в процессе ценообразования, ведь каждая сторона в проекте цен очерчивает свои рамки, за которые она старается не выходить. При этом в содержание цены каждая сторона вносит понятные только ей соображения. Согласование цен или, как говорят, компромисс происходит путем переговоров. Чаще всего аргументами выступают издержки производства, желание сторон не проиграть, и рынок более или менее определяет приемлемые варианты цен.
Учитывая сложность и многоплановость государственного регулирования сельского хозяйства и налогообложения, можно сделать вывод, что к разрешению многих проблем регулирования и налогообложения нужен комплексный подход.
Список литературы /References
1. Камалов Э.Т. Государственное регулирование сельского хозяйства в системе рыночных отношений [Текст] / Э.Т. Камалов // Высшая школа Казахстана, 2012. № 3. С. 5-9.
2. Сельское хозяйство Кыргызской Республики 2008-2012 гг.; 2011-2015 гг. [Текст]: Статсборник. Бишкек: Нацстатком КР.
3. Кыргызстан в цифрах. [Текст]: Статсборник 2008-2015. Бишкек: Нацстатком КР, 2016.
4. Налоговый кодекс Кыргызской Республики. Бишкек: Издательство Академия, 2012. С. 226-227.