Научная статья на тему 'Влияние защитных механизмов психики на интерпретацию событий прошлого лицами, совершившими преступление против личности'

Влияние защитных механизмов психики на интерпретацию событий прошлого лицами, совершившими преступление против личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
IDENTIFICATION WITH THE AGGRESSOR / IDEALIZATION OF THE AGGRESSOR / DEFENSE MECHANISMS OF THE PSYCHE / INTROJECTION / ANALYSIS OF EARLY MEMORIES OF PERSONS WHO COMMITTED SERIOUS CRIMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуйкова Алсу Асяатовна

В статье исследуется влияние защитных механизмов психики на интерпретацию ранних детских воспоминаний лиц, совершивших преступления против личности. Исследуется механизм воссоздания ситуации соответствующей первичной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the influence of protective mechanisms of the psyche on the interpretation of early childhood memories of persons who committed crimes against the person. The mechanism of recreating the situation of the corresponding primary identity is investigated.

Текст научной работы на тему «Влияние защитных механизмов психики на интерпретацию событий прошлого лицами, совершившими преступление против личности»

УДК 159.9

Психолого - педагогические науки

Зуйкова Алсу Асяатовна, кандидат юридических наук Доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородская академия МВД России

ВЛИЯНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ СОБЫТИЙ ПРОШЛОГО ЛИЦАМИ,

СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье исследуется влияние защитных механизмов психики на интерпретацию ранних детских воспоминаний лиц, совершивших преступления против личности. Исследуется механизм воссоздания ситуации соответствующей первичной идентичности.

Ключевые слова: идентификация с агрессором, идеализация агрессора, защитные механизмы психики, интроекция, анализ ранних воспоминаний лиц, совершивших тяжкие преступления.

Abstract: the article investigates the influence of protective mechanisms of the psyche on the interpretation of early childhood memories of persons who committed crimes against the person. The mechanism of recreating the situation of the corresponding primary identity is investigated.

Keywords: identification with the aggressor, idealization of the aggressor, defense mechanisms of the psyche, introjection, analysis of early memories of persons who committed serious crimes.

В течение жизни в психике каждого человека работают механизмы, предохраняющие сознание и личность от отрицательных эмоциональных переживаний. Психологические защитные механизмы сохраняют психологическое равновесие, стабильность, однако приводят к усугублению внутриличностного конфликта, т.к. протекают на подсознательном уровне, имеют скрытый характер для сознательной части психики.

Богатое наследие в разработке и изучение психологических защит оставили З. Фрейд и А. Фрейд. Согласно разработанной З. Фрейдом структуре личности, психологическая защита рассматривается как бессознательный, приобретенный в процессе жизни способ достижения компромисса между противодействующими силами подсознания и сверхсознания.

Впервые защитный механизм психики идентификация с агрессором описан Зигмундом Фрейдом, в контексте «превращения» субъекта в того, кто его пугает, угрожает [1, с. 247]. З.Фрейд: «Не просто уничтожить, но съесть врага, чтобы стать похожим на него, вобрать в себя всю его силу». И здесь речь идет об идентификации с агрессором. Сначала мы наблюдаем влечение и интерес к нему, затем его уничтожение и присвоение себе всех его восхитительных качеств. В «Словаре психоанализа» Ж. Лапланш и Ж-Б Понталис отмечают, что термин «идентификация с агрессором» может быть найден в работе Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты» (1936) [2, с. 123]. Однако, Шандор Ференци венгерский психоаналитик использовал этот термин ранее в 1932 и подробно описал феномен потери детьми их собственных личностных особенностей и подстройкой под несущий угрозу объект для защиты от ужаса и опасности, грозящей этой личности со стороны агрессора. Происходит это в то время, когда ребенок особенно слаб и не способен оказать родителю какое-либо сопротивление, не только в действиях или словах, но даже и в мыслях, самом понимании ситуации. По словам Ш. Ференци, с помощью идентификации, агрессор «устраняется как часть внешней реальности и становится внутрипсихическим, вместо внешнепсихического». Таким образом, удерживается контроль над травматической и пугающей ситуацией.

Качества и черты агрессора объект начинает присоединять к собственной личности. Когда ребенок не может совладать с агрессией родителя, он начинает уподобляться ему. Когда ребёнок подвергается насилию, он, ощущает сильнейший страх, ощущает себя физически и внутренне беспомощным, т.к. «превосходящая сила и авторитет взрослого делает его немым и может лишить разума» [3, с. 236]. Личность ребёнка не в состоянии возражать взрослому, т.к. еще не окрепла - не только немедленной реакцией, но, даже, - в мыслях. Незрелость психики ребёнка («слабость и неразвитость личности») приводит к его реагированию на психическую травму не защитой, а погружением в травматический транс. Ребенок может совладать с чувством страха и ощущением угрозы для жизни начиная диссоциироваться (отказываться, отстранятся) от себя и ассоциироваться (идентифицироваться с другими, тем самым на какое-то время становится внутренне спокойным. И, в результате, по мнению Ференци, ребёнок привязывается к взрослому (совершающему то или иное насилие).

Идентификация с агрессором будет частью нормальной идентификации, когда ребенок «впитывает» нормы и ценности родителей, становясь похожим на родителей, или же наоборот, стараясь занять максимально противоположную позицию. Но если этот процесс протекал с избыточной жесткостью со стороны родителей, как психологической, так и физической, то этот «избыток» агрессии постоянно, в течение всей жизни, будет перенаправлен на внешний мир и может быть результатом преступного поведения. При этом, для того чтобы сдерживать или смещать свою агрессию в адрес настоящих виновников, своих собственных родителей, человек будет вынужден их чрезмерно идеализировать. Жестокое обращение является предпосылкой формирования у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах, в частности по отношению к своим детям. Ситуация преступления не является случайной относительно самого преступника. В ней действиями преступника воспроизводится ситуация первичной идентичности, он воссоздает свой первый

вытесненный в бессознательное, негативный опыт. Преступник воссоздает условия, соответствующие ситуации первичной идентичности, однако не осознает сам акт воссоздания и его смысл.

Анализ ранних воспоминаний, заключенных осужденных за преступления против личности подтверждают факт идеализации и идентификации себя с жестоким родителем. Нахождение оправдания жестокости является интроекцией ребёнком чувства вины взрослого агрессора». Из ранних воспоминаний осужденного А. по ст. 132 ч2 УК РФ «Я сам виноват в том, что мама меня жестоко била и наказывала, ведь со мной было сложно сладить». Их ранних воспоминаний осужденного Г., возраст 32 года, образование 10 классов, осужден по ст. 132 ч 4 , 116ч 1. «Со своей мамой я был в детстве иногда груб, иногда очень жалостлив и откровенен во всем. Мама меня любит, любила больше даже себя, кормила сильно, а я не слушался ее, убегал из дома и гулял с ребятами старше себя и курил и пил, а так мама мне дороже всех». В этом процессе принятия вины на себя задействован механизм интроекции, так как внутреннее зло агрессивной матери принимается за свое, и реорганизует реальные травматические события таким образом, чтобы превратить самого себя в причину жестокости. Это грандиозная иллюзия контроля предпочтительнее, чем чувствовать себя беззащитной жертвой.

Автор несет ответственность за плагиат, точность приведенных фактов, статистических данных и иной информации; гарантирует, что материал не содержит сведений ограниченного доступа, ранее нигде не публиковался и в настоящее время не находится на рассмотрении на предмет публикации в других изданиях; не возражает против размещения полнотекстовой версии статьи в сборники материалов данного научно представительского мероприятия и в открытом доступе в сети Интернет; подтверждает отсутствие конфликта интересов (при предоставлении материалов, подготовленных в соавторстве). Зуйкова А.А. 29.10.2019.

Библиографический список:

1. Кинодо Ж. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. - 416с.

2. Лапланша Ж. Понталиса Ж. Б. "Словарь по психоанализу" / Квадрига, 2017. -751с.

3. Ференци Шандор Абрахам Карл, Гловер Эдвард, "Классические психоаналитические труды"/М-Копицентр 2009.- 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.