Научная статья на тему 'Влияние зарубежных ученых на развитие инклюзивного образования'

Влияние зарубежных ученых на развитие инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3369
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СПОСОБЫ И ФОРМЫ ИНКЛЮЗИИ ЗА РУБЕЖОМ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / FOREIGN EXPERIENCE / WAYS AND FORMS OF INCLUSION ABROAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна

Исследование представляет анализ взглядов и практическую деятельность выдающихся зарубежных ученых на становление, развитие и современное состояние инклюзивного образования, приводятся сведения международного опыта инклюзии, данные о существенной роли отечественных ученых, внесших существенный вклад в данную проблему, сообщается в развитии инклюзии в странах ближнего зарубежья. Подчеркивается особая значимость проблемы инклюзии в связи с неуменьшающимся числом детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе, поскольку Закон об образовании в России декларирует инклюзивное образование как необходимое и неотъемлемое звено в системе общего образования. Обращается внимание на то, что, несмотря на разработанную еще в 2001 г. Концепцию интегрированного обучения с ограниченными возможностями здоровья, в России в настоящее время существуют и до сих пор не решены проблемы и не преодолены барьеры на успешном внедрении инклюзивного образования. В этой связи обращение к опыту и анализу идей и практической деятельности зарубежных ученых может способствовать улучшению решения данной проблемы с обязательным учетом отечественной действительности и особенностей российского образования, тем более, что факты свидетельствуют о существовании в мире более миллиарда детей с особенностями развития, но которые имеют равные права на получение образования и работу, и именно инклюзия является существенным фактором социализации этих детей и взрослых в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to the analysis of the views and practical activities of outstanding foreign scientists on the formation, development and modern state of inclusive education. It is provided information about the international experience of inclusion, data on the significant role played by native scientists who have made a significant contribution to this problem, is reported in the development of inclusion in the countries of the near abroad. The special importance of the problem of inclusion in connection with the increasing number of children with disabilities is emphasized at the present stage, since the Education Act in Russia declares inclusive education as a necessary and integral part of the general education system is emphasized. Attention is drawn to the fact that, despite the concept of integrated learning children with disabilities developed in 2001, in Russia at present there are still problems and barriers to the successful implementation of inclusive education have not been overcome. In this regard, the reference to the experience and analysis of the ideas and practical activities of foreign scientists can contribute to improve the solution of this problem with an obligatory consideration of the Russian reality and specific features of Russian education, especially as the facts demonstrate existence in the world more than one billion children with features of development to which have the equal rights to education, and work, and it is inclusion is an essential factor in the socialization of these children and adults in society.

Текст научной работы на тему «Влияние зарубежных ученых на развитие инклюзивного образования»

УДК 37814

Ратнер Ф.Л.

Казанского федерального университета, г Казань, респ. Татарстан, Россия

E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ НА РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование представляет анализ взглядов и практическую деятельность выдающихся зарубежных ученых на становление, развитие и современное состояние инклюзивного образования, приводятся сведения международного опыта инклюзии, данные о существенной роли отечественных ученых, внесших существенный вклад в данную проблему, сообщается в развитии инклюзии в странах ближнего зарубежья. Подчеркивается особая значимость проблемы инклюзии в связи с неуменьшающимся числом детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе, поскольку Закон об образовании в России декларирует инклюзивное образование как необходимое и неотъемлемое звено в системе общего образования. Обращается внимание на то, что, несмотря на разработанную еще в 2001 г. Концепцию интегрированного обучения с ограниченными возможностями здоровья, в России в настоящее время существуют и до сих пор не решены проблемы и не преодолены барьеры на успешном внедрении инклюзивного образования. В этой связи обращение к опыту и анализу идей и практической деятельности зарубежных ученых может способствовать улучшению решения данной проблемы с обязательным учетом отечественной действительности и особенностей российского образования, тем более, что факты свидетельствуют о существовании в мире более миллиарда детей с особенностями развития, но которые имеют равные права на получение образования и работу, и именно инклюзия является существенным фактором социализации этих детей и взрослых в общество.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, зарубежный опыт, способы и формы инклюзии за рубежом.

Проблема внедрения инклюзивного образования в общую систему образования не нова и имеет долгую и трагическую историю в обществе, которое в течение веков прошло путь от ненависти и агрессии по отношению к детям с особыми потребностями и ограничениями здоровья к осознанию и пониманию их равных прав по сравнению с остальными здоровыми детьми.

Этот долгий и весьма противоречивый путь, пройденный цивилизацией, включает в себя как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и показательные примеры доброты, милосердия и заботы по отношению к нетипичности и отклонению в развитии детей. Важно подчеркнуть, что в эти понятия, включаются такие формы, как принадлежность к различным этносам, языкам, культурам и религиям, а также одаренность и психофизические отклонения. Сложившаяся социальная ситуация и сегодня далека от гармоничной. Тем более представляется важным отметить тех ученых, которые способствовали внедрению инклюзии как в общество, так и в систему образования. Нелишним будет напомнить, что даже в XX веке существовал биологический селекционизм, который привел, к примеру, в Северной Америке к введению фиксированной стерилизации умственно отсталых людей, а на Международном конгрессе по лечебной педагогике, проходившем в 1924г. в

Мюнхене, в качестве государственной задачи объявлялась так называемая негативная селекция, т.е. стерилизация и уничтожение «неполноценных».

Именно поэтому следует, на наш взгляд, подчеркнуть и пропагандировать имена и идеи выдающихся деятелей зарубежья, способствовавших интеграции «необычных» детей в общество и изучавших их особенности и возможности. В данной статье трудно назвать их всех, но некоторых их них - необходимо. Один из первых сурдопедагогов, Я. Р. Перейра, своим физиологическим открытием доказал, что все виды сенсорного восприятия (он занимался проблемами глухонемых) в своей основе одинаковы и могут заменять друг друга.

И.Г.Песталоцци, крупнейший педагог-гуманист XVIII века, практиковал интеграционный подход к обучению и воспитанию (он работал с сиротами и инвалидами).

Существенное влияние на развитие наук о детях (педологии, педагогики, педагогической антропологии и др.) оказал врач-невролог Зигмунд Фрейд, возведший к детству все трудности, проблемы и комплексы человека.

Фрэнсис Гальтон разработал учение об индивидуальных психологических различиях, заложив основу диагностики психических качеств.

Существенное влияние на гуманистическую психологию и коррекционную педагогику оказал

Педагогические науки

дефекта и о необходимости изменения социальных отношений, т. е. об интеграции ребенка в сообщество здоровых детей. В этой связи нам представляется особо актуальной до сегодняшнего дня мысль В.П. Кащенко о том, что «нивелировка, подведение всех под одну мерку остается «первородным» грехом школы. Такую среду, где сильные, талантливые дети и слабые, малоуспешные дети должны приспосабливаться к большинству класса, ученый называл нездоровой и вредной для развития любого ребенка и выдвигал требование, созвучное принципу интеграционной педагогики: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а школа должна принимать во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка [3, с. 90].

Особое место в ряду упомянутых нами ученых занимает первая женщина в Италии - доктор медицины, педолог, педагог, философ М. Мон-тессори, разработавшая педагогическую систему, гармонично вписавшуюся в развитие интеграционного образования и являющуюся для него базовой. Именно ее принципы и основные элементы являются оптимальной педагогической моделью, которые позволяют осуществлять интегрированное обучение, воспитание и развитие детей с особыми возможностями и потребностями.

С начала 90-х годов XX в. начали формироваться и осуществляться идеи инклюзии в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Армения, Азербайджан и др.), где большую роль играют международные общественные организации и волонтерские движения.

Анализ позитивного зарубежного опыта и начавшаяся реализация инклюзии в России позволяют придти к выводу о том, что другого пути для подобного «класса особенных» детей нет, и нам нельзя забывать о тех ученых, которые внесли значительный вклад в решение заявленной проблемы.

--25.08.2017

Список литературы:

1. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучения детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.-175с.

2. Вклад выдающихся мыслителей и ученых в педагогику (Автор-составитель Ф.Л.Ратнер).-К.: Изд-во КГМА, 2015.-40с.

3. Ратнер Ф.Л. Развитие интеграционного процесса образования в современной России и за рубежом // Антропологические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Матер. V Междун. науч.-практ.конф.-Воронеж: Издат.-полиграф. Центр «Научная книга», 2017.-591с.-С.89-93.

создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер.

Исследования Я. Перейры были продолжены Ж. Итаром и Э. Сегеном. Их работы оказались принципиальными для реализации идей инклюзии. Именно их идеи положила в основу созданного ею метода «научной педагогики» М. Монтессори, интеграционной в своей основе педагогической системы, оказавшей значительное влияние на развитие системы интеграционного образования в странах Европы, США, Канады, Японии, Индии и др.

К началу XX в. относится деятельность выдающегося швейцарского ученого, врача и педагога Г. Ганзельмана, первого профессора специальной педагогики Цюрихского университета, разработавшего систему оказания помощи аномальным детям в Швейцарии. Это был инициатор и организатор первого международного конгресса по лечебной педагогике, состоявшегося в Мюнхене в 1922 году. Среди его трудов представляется важным назвать две его работы «Введение в лечебную педагогику» (1930) и «Основные черты теории специальной (лечебной) педагогики» (1941). В них он дал определение понятия «лечебная педагогика»: «Лечебная педагогика - учение об обучении, воспитании и уходе за такими детьми, чье психофизическое развитие заторможено вследствие индивидуальных и социальных факторов»[1, с.32]. Он разделил эти факторы на три группы:

- недостаточность органов чувств;

- заторможенное развитие центральной нервной системы, нейро- и психопатии, соматические болезни, несходство супружеских пар;

- причиненные средой аномалии [2, с.35].

Что касается аномалий, причиненных средой,

то здесь Г. Ганзельман солидарен с идеями выдающихся отечественных ученых Г.Я. Трошина, В.П. Кащенко, Я.С. Выготского, которые неоднократно говорили о социальной обусловленности

Сведения об авторе: Ратнер Фаина Лазаревна, профессор Казанского федерального университета, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор педагогических наук, e-mail: [email protected] 420008, Республика Татарстан, г Казань, ул. Кремлевская, д. 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.