УДК 37814
Ратнер Ф.Л.
Казанского федерального университета, г Казань, респ. Татарстан, Россия
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ НА РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование представляет анализ взглядов и практическую деятельность выдающихся зарубежных ученых на становление, развитие и современное состояние инклюзивного образования, приводятся сведения международного опыта инклюзии, данные о существенной роли отечественных ученых, внесших существенный вклад в данную проблему, сообщается в развитии инклюзии в странах ближнего зарубежья. Подчеркивается особая значимость проблемы инклюзии в связи с неуменьшающимся числом детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе, поскольку Закон об образовании в России декларирует инклюзивное образование как необходимое и неотъемлемое звено в системе общего образования. Обращается внимание на то, что, несмотря на разработанную еще в 2001 г. Концепцию интегрированного обучения с ограниченными возможностями здоровья, в России в настоящее время существуют и до сих пор не решены проблемы и не преодолены барьеры на успешном внедрении инклюзивного образования. В этой связи обращение к опыту и анализу идей и практической деятельности зарубежных ученых может способствовать улучшению решения данной проблемы с обязательным учетом отечественной действительности и особенностей российского образования, тем более, что факты свидетельствуют о существовании в мире более миллиарда детей с особенностями развития, но которые имеют равные права на получение образования и работу, и именно инклюзия является существенным фактором социализации этих детей и взрослых в общество.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, зарубежный опыт, способы и формы инклюзии за рубежом.
Проблема внедрения инклюзивного образования в общую систему образования не нова и имеет долгую и трагическую историю в обществе, которое в течение веков прошло путь от ненависти и агрессии по отношению к детям с особыми потребностями и ограничениями здоровья к осознанию и пониманию их равных прав по сравнению с остальными здоровыми детьми.
Этот долгий и весьма противоречивый путь, пройденный цивилизацией, включает в себя как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и показательные примеры доброты, милосердия и заботы по отношению к нетипичности и отклонению в развитии детей. Важно подчеркнуть, что в эти понятия, включаются такие формы, как принадлежность к различным этносам, языкам, культурам и религиям, а также одаренность и психофизические отклонения. Сложившаяся социальная ситуация и сегодня далека от гармоничной. Тем более представляется важным отметить тех ученых, которые способствовали внедрению инклюзии как в общество, так и в систему образования. Нелишним будет напомнить, что даже в XX веке существовал биологический селекционизм, который привел, к примеру, в Северной Америке к введению фиксированной стерилизации умственно отсталых людей, а на Международном конгрессе по лечебной педагогике, проходившем в 1924г. в
Мюнхене, в качестве государственной задачи объявлялась так называемая негативная селекция, т.е. стерилизация и уничтожение «неполноценных».
Именно поэтому следует, на наш взгляд, подчеркнуть и пропагандировать имена и идеи выдающихся деятелей зарубежья, способствовавших интеграции «необычных» детей в общество и изучавших их особенности и возможности. В данной статье трудно назвать их всех, но некоторых их них - необходимо. Один из первых сурдопедагогов, Я. Р. Перейра, своим физиологическим открытием доказал, что все виды сенсорного восприятия (он занимался проблемами глухонемых) в своей основе одинаковы и могут заменять друг друга.
И.Г.Песталоцци, крупнейший педагог-гуманист XVIII века, практиковал интеграционный подход к обучению и воспитанию (он работал с сиротами и инвалидами).
Существенное влияние на развитие наук о детях (педологии, педагогики, педагогической антропологии и др.) оказал врач-невролог Зигмунд Фрейд, возведший к детству все трудности, проблемы и комплексы человека.
Фрэнсис Гальтон разработал учение об индивидуальных психологических различиях, заложив основу диагностики психических качеств.
Существенное влияние на гуманистическую психологию и коррекционную педагогику оказал
Педагогические науки
дефекта и о необходимости изменения социальных отношений, т. е. об интеграции ребенка в сообщество здоровых детей. В этой связи нам представляется особо актуальной до сегодняшнего дня мысль В.П. Кащенко о том, что «нивелировка, подведение всех под одну мерку остается «первородным» грехом школы. Такую среду, где сильные, талантливые дети и слабые, малоуспешные дети должны приспосабливаться к большинству класса, ученый называл нездоровой и вредной для развития любого ребенка и выдвигал требование, созвучное принципу интеграционной педагогики: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, а школа должна принимать во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка [3, с. 90].
Особое место в ряду упомянутых нами ученых занимает первая женщина в Италии - доктор медицины, педолог, педагог, философ М. Мон-тессори, разработавшая педагогическую систему, гармонично вписавшуюся в развитие интеграционного образования и являющуюся для него базовой. Именно ее принципы и основные элементы являются оптимальной педагогической моделью, которые позволяют осуществлять интегрированное обучение, воспитание и развитие детей с особыми возможностями и потребностями.
С начала 90-х годов XX в. начали формироваться и осуществляться идеи инклюзии в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Армения, Азербайджан и др.), где большую роль играют международные общественные организации и волонтерские движения.
Анализ позитивного зарубежного опыта и начавшаяся реализация инклюзии в России позволяют придти к выводу о том, что другого пути для подобного «класса особенных» детей нет, и нам нельзя забывать о тех ученых, которые внесли значительный вклад в решение заявленной проблемы.
--25.08.2017
Список литературы:
1. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучения детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.-175с.
2. Вклад выдающихся мыслителей и ученых в педагогику (Автор-составитель Ф.Л.Ратнер).-К.: Изд-во КГМА, 2015.-40с.
3. Ратнер Ф.Л. Развитие интеграционного процесса образования в современной России и за рубежом // Антропологические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Матер. V Междун. науч.-практ.конф.-Воронеж: Издат.-полиграф. Центр «Научная книга», 2017.-591с.-С.89-93.
создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер.
Исследования Я. Перейры были продолжены Ж. Итаром и Э. Сегеном. Их работы оказались принципиальными для реализации идей инклюзии. Именно их идеи положила в основу созданного ею метода «научной педагогики» М. Монтессори, интеграционной в своей основе педагогической системы, оказавшей значительное влияние на развитие системы интеграционного образования в странах Европы, США, Канады, Японии, Индии и др.
К началу XX в. относится деятельность выдающегося швейцарского ученого, врача и педагога Г. Ганзельмана, первого профессора специальной педагогики Цюрихского университета, разработавшего систему оказания помощи аномальным детям в Швейцарии. Это был инициатор и организатор первого международного конгресса по лечебной педагогике, состоявшегося в Мюнхене в 1922 году. Среди его трудов представляется важным назвать две его работы «Введение в лечебную педагогику» (1930) и «Основные черты теории специальной (лечебной) педагогики» (1941). В них он дал определение понятия «лечебная педагогика»: «Лечебная педагогика - учение об обучении, воспитании и уходе за такими детьми, чье психофизическое развитие заторможено вследствие индивидуальных и социальных факторов»[1, с.32]. Он разделил эти факторы на три группы:
- недостаточность органов чувств;
- заторможенное развитие центральной нервной системы, нейро- и психопатии, соматические болезни, несходство супружеских пар;
- причиненные средой аномалии [2, с.35].
Что касается аномалий, причиненных средой,
то здесь Г. Ганзельман солидарен с идеями выдающихся отечественных ученых Г.Я. Трошина, В.П. Кащенко, Я.С. Выготского, которые неоднократно говорили о социальной обусловленности
Сведения об авторе: Ратнер Фаина Лазаревна, профессор Казанского федерального университета, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор педагогических наук, e-mail: [email protected] 420008, Республика Татарстан, г Казань, ул. Кремлевская, д. 18