Научная статья на тему 'Влияние зарубежной трудовой миграции на качество человеческого капитала в России'

Влияние зарубежной трудовой миграции на качество человеческого капитала в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN LABOUR MIGRATION / HUMAN CAPITAL / VOCATIONAL EDUCATION / INNOVATIVE ECONOMY / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Питухина Мария Александровна, Сигова Светлана Владимировна

В статье рассмотрено влияние зарубежной трудовой миграции на количественные и качественные параметры человеческого капитала. На примере России были исследованы особенности зарубежной трудовой миграции, оказывающие негативное воздействие на человеческий капитал страны, принимающей мигрантов. Авторы статьи выработали ряд рекомендаций в области миграционной политики для органов власти с целью преодоления текущих негативных последствий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Питухина Мария Александровна, Сигова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of foreign labour migration on human capital in Russia

The article covers the influence of foreign labour migration on both qualitative and quantitative parameters of human capital. On the example of Russia the peculiarities of foreign labour migration, influencing negatively on human capital of the recipient-country were resached. The authors worked out a number of recommendations on migration policy for the Russian authorities to overcome these disadvantages.

Текст научной работы на тему «Влияние зарубежной трудовой миграции на качество человеческого капитала в России»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

УДК 331.556.4:331.101.262(470+571)

М. А. Питухина, С. В. Сигова

Влияние зарубежной трудовой миграции на качество человеческого капитала в России*

В статье рассмотрено влияние зарубежной трудовой миграции на количественные и качественные параметры человеческого капитала. На примере России были исследованы особенности зарубежной трудовой миграции, оказывающие негативное воздействие на человеческий капитал страны, принимающей мигрантов. Авторы статьи выработали ряд рекомендаций в области миграционной политики для органов власти с целью преодоления текущих негативных последствий в данной сфере.

The article covers the influence of foreign labour migration on both qualitative and quantitative parameters of human capital. On the example of Russia the peculiarities of foreign labour migration, influencing negatively on human capital of the recipient-country were resached. The authors worked out a number of recommendations on migration policy for the Russian authorities to overcome these disadvantages.

Ключевые слова: зарубежная трудовая миграция, человеческий капитал, профессиональное образование, инновационная экономика, миграционная политика.

Key words: foreign labour migration, human capital, vocational education, innovative economy, migration policy.

Характерной объективной тенденцией последнего времени стало увеличение количества зарубежных трудовых мигрантов у ведущих акторов глобальной политики и глобальной экономики - ЕС, США, России. Главной причиной такого явления становится старение населения, уменьшение количества человек трудоспособного возраста. В то же время при формировании инновационной экономики с учетом протекающих процессов в условиях глобализации необходимо восполнить недостающие трудовые ресурсы.

Вследствие старения населения в Европе на повестке дня остро встает вопрос: останется ли Европа конкурентоспособной и дос-

© Питухина М. А., Сигова С. В., 2013

* Работа выполняется при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности.

14

тигнет ли высокой занятости и экономического роста в будущем. По прогнозам к 2030 г. население в ЕС-25 достигнет 288 млн по сравнению с 308 млн в 2005 г. Граждане в возрасте свыше 65 лет составят 116 млн к 2030 г. по сравнению с 77 млн в 2005 г. [13, с. 23-29]. Количество молодых людей (15-24) и (25-39) будет существенно уменьшаться. В условиях старения населения страны ЕС заинтересованы в увеличении потоков зарубежной трудовой миграции. Очевидно, что это существенно изменит политический и экономический глобальный ландшафт.

В России тенденция старения также ярко выражена. В настоящее время можно говорить о концепции второго демографического перехода, статистическими индикаторами которого выступают повышение возраста вступления в брак и рождения ребенка, увеличение рождаемости вне официально зарегистрированного брака, некоторое увеличение добровольной бездетности. По прогнозам к 2030 г. население в России достигнет 139 млн человек по сравнению со 142 млн в 2012 г. [1]. Граждане в возрасте свыше 65 лет составят 39755,9 тыс. чел. (средний вариант прогноза), 36688,9 тыс. чел. (низкий вариант прогноза), 41822,7 тыс. чел. (высокий вариант прогноза) [8, с. 5-340]. Количество молодых людей (15-24) и (25-39) будет существенно уменьшаться.

Увеличение интенсивности потоков зарубежной трудовой миграции способствует глобализации, интернационализации производства. В то же время особую важность приобретает формирование инновационной экономики. Отличительной особенностью данного типа новой экономики является человеческий интеллект, который приходит на смену труду. Центр тяжести смещается в сторону умственной деятельности, где ключевыми становятся обработка, анализ, интерпретации. Формирование нового типа экономики в последнее время обозначается в качестве приоритетов в политике ведущих акторов глобальной политики и глобальной экономики - ЕС, США, Китая, России. Так, в 2012 г. на всемирном экономического форуме в Давосе были определены 10 инновационных направлений международного развития [16]: информационно-коммуникационные технологии; синтетическая биология и метаболический инжиниринг; технологии по увеличению объемов продукции и биомассы; разработка наноматериалов; компьютерное моделирование биологических систем/симуляция биологических и химических систем; утилизация СО2; беспроводные технологии; системы высокой энергии; персонализированная и превентивная медицина, питание; расширенные образовательные технологии. Указанные международные приоритеты тесно переплетаются с главными направлениями инновационного разви-

тия России [10]. Новые направления развития, выбранные во всех странах, приводят к возникновению инноваций, новых технологий, новых рабочих мест, новых компетенций.

В одном из концептуальных документов последнего времени -проекте стратегии «Инновационная Россия - 2020» прописываются основные компетенции «инновационного человека», среди которых выделяем: «способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности»; «способность к критическому мышлению»; «умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде»; «способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке» [3]. В концептуальных документах ЕС и России «Стратегии ЕС 2020» и «Инновационной России - 2020» отмечается не только острая необходимость формирования инновационной экономики и инновационной политики, но и прописываются основные механизмы для достижения данных целей. В первую очередь, речь идет о концепции «непрерывного образования в течение всей жизни» (life-long learning), которая на практике заключается в развитии и реализации компетентностного подхода.

Из таблицы следует, что по сравнению с зарубежными трудовыми мигрантами в России коренное население намного больше заинтересовано в своем образовании и развитии компетенций.

Таблица

Распределение коренного населения РФ и зарубежных трудовых мигрантов по уровню профобразования, тыс. чел., 2011 г. [9, с. 252-288; 7, с. 64-69]

Уровень профессионального образования Население РФ Зарубежные трудовые мигранты

ВПО (высшее профобразование) 1442,3 259

СПО (среднее профобразование) 630,9 443

НПО (начальное профобразование) 537,6 939

В настоящее время проблема качества человеческого капитала в России с учетом зарубежной трудовой миграции является острой дилеммой, так как формирование инновационной экономики возможно только при повсеместном развитии трудовых ресурсов. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны, необходимо постоянно совершенствовать человеческий капитал, в котором фундаментальной основой является «непрерывное образование в

16

течение всей жизни». В России в условиях формирования инновационной экономики проблема усугубляется следующими тремя особенностями зарубежной трудовой миграции:

низкоквалифицированным трудом мигрантов; противоречивостью современных миграционных процессов; неприменением компетент-ностного подхода в отношении зарубежных трудовых мигрантов.

Низкоквалифицированный труд мигрантов. В настоящее время на территорию России преимущественно въезжают трудовые мигранты с НПО и СПО (см. таблицу). В то же время формирование инновационной экономики будет требовать более высокого уровня подготовки. Таким образом, следует полагать, что низкоквалифицированные мигранты окажутся в наиболее тяжелых условиях. У более квалифицированных работников будет меньше проблем, так как в случае потери работы у них больше шансов найти другую работу. В таких условиях в страну въезжают низкоквалифицированные мигранты, что приводит к падению качества человеческого капитала страны. Становится крайне важно обеспечить повышение качества человеческого капитала путем развития новых востребованных компетенций и развития job matching (соотнесение компетенций на рабочем месте и компетенций у работников). Это всецело осознается и в России, и в ЕС. Так, в Германии повсеместно обсуждается модернизация миграционной политики через отбор мигрантов по таким критериям, как наличие образования, специальности, уровня квалификации, интеллекта. В Финляндии, Австрии, Франции вопросы миграционной политики успешно решаются в практическом русле. Согласно финским прогнозам больше всего вакансий появляется в области здравоохранения и социального обслуживания населения, а также в сфере услуг по поддержке бизнеса [4]. Как было указано ранее, в настоящее время в России зарубежная трудовая миграция представлена неквалифицированным трудом, мигранты не знают русского языка.

Противоречивость современных миграционных процессов. Зарубежная трудовая миграция - крайне противоречивый феномен, и многое зависит от институциональных различий, истории миграционной политики в странах, культурных связей, структуры экономики. С одной стороны, в настоящее время востребованность в ЕС и России в зарубежной трудовой миграции высокая. В Италии член партии Народ Свободы М. Писано подчеркнул, что если итальянцы хотят сохранить тот же уровень жизни к 2050 г., который имеют сегодня, они должны ежегодно предоставлять рабочие места 2400 иммигрантам. В Германии торгово-промышленная палата объявила о том, что стране недостает 400 тыс. квалифицированных рабочих, а их отсутствие обходится стране в 25 млд. евро в год, что эквива-

лентно 1 % экономического роста. В России с учетом результатов переписи 2010 г. миграционный прирост с 1992 по 2010 г. включительно превысил 7 млн человек и почти на 60 % компенсировал естественную убыль населения страны, составившую за этот период 13,1 млн человек. Без этого масштабного переселения из бывших союзных республик численность постоянного населения России в начале 2011 г. равнялась бы 135,4 млн вместо 142,9 млн человек [5]. Оборотная сторона ЗТМ заключается в нежелании мигрантов влиться в общество. Учеными отмечается, что «не происходит усвоения ценностного ядра принимающего общества» [6, с. 151-153], а затраты на прием мигрантов превышают их вклад в развитие принимающих стран. Эта проблема приобрела отражение уже в политическом дискурсе ЕС. А. Меркель в октябре 2010 г. заявила следующее: «it had been an illusion to think that Germans and foreign workers could "live happily side by side"» [12].

В России в последние годы происходит потеря миграционной привлекательности, в обществе растут антимигрантские настроения, а у самих мигрантов отсутствует серьезная мотивация к кардинальным изменениям. Как отмечается в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 [5], миграционная политика ориентирована на временную трудовую миграцию и носит ограничительный характер, она не способствует адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее общество.

Неприменение компетентностного подхода в отношении зарубежных трудовых мигрантов. В программах дополнительного профессионального образования (ДПО) трудовые мигранты в России не участвуют. Программы дополнительного профессионального образования являются основным инструментом постоянного совершенствования профессиональных кадров - квинтэссенцией «непрерывного образования в течение всей жизни» и, соответственно, компетентностного подхода. Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования проходят обучение от 60 % в Швеции и Финляндии [14], в то время как в странах ОЭСР -не более 40 %. Это приводит к тому, что продолжительность безработицы в Северной Европе составляет в среднем меньше шести месяцев [15], в то время как в ОЭСР от 0,7 до 1,2 лет. Однако, к сожалению, в докладе ОЭСР «Взгляд на образование» нет информации о процентном прохождении ДПО мигрантами. Любопытно было бы узнать процентный состав зарубежных трудовых мигрантов, прошедших повышение квалификации, например, в странах Северной Европы. В России обучение по программам ДПО проходят только 15,8 % коренного населения страны [2, с. 5-340]. Ввиду того, что ми-

гранты в России плохо владеют русским языком, они не смогут проходить курсы ДПО. В настоящее время в России созданы благоприятные условия для насыщенности рынка труда неквалифицированными и невостребованными кадрами. Однако начиная с 2012 г. Указом Президента РФ об обеспечении межнационального согласия вводится «обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов» [11].

В то же время необходимо отметить, что по этому поводу уже ведется немало дебатов, «камнем преткновения» в которых является вопрос финансирования. В отличие от европейских стран Россия не хочет брать на себя расходы, связанные с образование мигрантов. Среди наиболее популярных предложений - переложить расходы на страны, из которых прибывают мигранты.

Таким образом, с одной стороны, благодаря Указу Президента появилась возможность повысить качество человеческого капитала

Л w W

страны. С другой стороны, для исполнения политической воли мы не хотим осуществлять необходимые затраты.

Однако очевидно, что обучение русскому языку - это только первый необходимый шаг. При тщательном анализе компетенций в экономике становится очевидно, что наиболее востребованные узкопрофессиональные компетенции приобретаются в ходе обучения по программам дополнительного образования. Любые базисные компетенции требуют дополнительной специализации на конкретном рабочем месте. Зарубежных трудовых мигрантов необходимо учить как русскому языку, так и в обязательном порядке давать им дополнительные профессиональные знания.

Таким образом, нами рассмотрены три особенности зарубежной трудовой миграции в России: низкоквалифицированный труд мигрантов; противоречивость современных миграционных процессов; игнорирование использования компетентностного подхода в отношении зарубежных трудовых мигрантов.

Выявленные особенности процессов зарубежной трудовой миграции препятствуют формированию инновационной экономики в России. Это обусловлено тем, что новая экономика требует развития трудовых ресурсов и повышения качества человеческого капитала, неотъемлемая составная часть которого в настоящее время -это зарубежные мигранты.

Следствием выявленных особенностей является то, что низкая квалификация мигрантов, согласных на любые условия труда, приводит к маргинализации менее квалифицированных и менее опытных российских работников, которые отказываются трудиться в

недостойных условиях (в том числе выпускники учреждений профессионального образования); происходит блокирование внедрения трудосберегающих технологий работодателями в результате использования более дешевой рабочей силы; рост социальной напряженности в обществе, отток денежных средств из региона, полученных мигрантами в виде доходов.

Необходимо предпринять большие усилия по модернизации миграционной политики России с тем, чтобы мигранты взаимодействовали с местным населением, а их включение в общество не препятствовало бы всестороннему развитию регионов и страны в целом.

В настоящее время миграционная политика стран ЕС постоянно совершенствуется. Россия заинтересована в адаптации наиболее эффективных мер и инструментов проводимой миграционной политики. Опыт миграционной политики ЕС необходимо использовать в России для модернизации отечественной миграционной политики.

В результате авторы предлагают следующие рекомендации органам власти Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере миграции:

• создание и имплементация ценностно-ориентированной миграционной политики;

• улучшение адаптации зарубежной трудовой миграции на рабочих местах и в обществе;

• развитие и имплементация концепции «обучения в течение всей жизни» и как следствие компетентностного подхода для зарубежных трудовых мигрантов.

Указанные меры носят системный характер и могут принести стране положительный эффект, сделав миграционную политику России более взвешенной и нацеленной на решение проблем экономического и социального развития российского общества.

Список литературы

1. Данные переписи населения РФ за 2010 г. [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: available from:http://www.perepis-2010.ru/

2. Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2010 г.: статист. бюл. / Федеральная служба гос. статистики. - М., 2010. - С. 5-340.

3. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). - М. Минэкономразвития России, 2010.

4. Информация для иммигрантов. Жизнь и работа в Финляндии [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: www.inforpankki.fi,www.mol.fi, www.ely-keskus.fi.

5. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 [online

document]; accessed 30 May. 2012; URL: http://youngscience.ru/files/news-150312-strateg2020.pdf.

6. Жигалина М.В. Миграция как фактор развития человеческого потенциала мегаполиса, крупного города // Междунар. науч.-практ. конф. "Германия и Россия: опыт и перспективы членства в ВТО”: материалы конф. / ВШЭ СПб. -16 апр. Санкт-Петербург, 2011. - С. 151-153.

7. Парикова Н.В., Сигова С.В. Влияние зарубежной трудовой миграции // Служба занятости. - 2012. - № 1. - С. 64-69.

8. Предполагаемая численность до 2030 г.: статист. бюл. / Федеральная служба гос. статистики. М., 2010. - С. 5-225.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. / Федеральная служба гос. статистики. - 2010. - С. 252-288.

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» [online document]; accessed 30 May. 2012; available from:http://www.kremlin.ru/news/15232

11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «Об обеспечении межнационального согласия» [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: www.kremlin.ru

12. Connoly Kate. Angela Merkel declares death of German multiculturalism » [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: http://www.guardian.co.uk/world/ 2010/oct/17/angela-merkel-germany-multiculturalism-failures

13. dell’Aringa Carlo. European Labour Market: prospects and challenges // Cedefop. Skills for Europe’s future: anticipating occupational skill needs (European Center for the Development of Vocational Training). 2009. - P. 23-29.

14. Education at a glance - OECD indicators 2011.А6 «How does educational attainment affect participation in the labour market? [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance_19991487

15. Education at a glance - OECD indicators 2010. С3 «How successful are students in moving from education to work?» [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2010_eag-2010-en;jsessionid=764j3rjnan8nc.epsilon

16. World Economic Forum lists top 10 emerging technologies for 2012 [online document]; accessed 30 May. 2012; URL: http://www.gizmag.com/world-economic-forum-new-technology-2012/21484/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.