Мария ПИТУ ХИНА, Светлана СИГОВА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ФИНЛЯНДИИ И РОССИИ
Характерной объективной тенденцией последнего времени стало увеличение количества международных трудовых мигрантов в Европейском Союзе и России. Главная причина такого явления заключается в старении населения, уменьшении количества людей трудоспособного возраста, вследствие чего экономика начинает испытывать дефицит кадров. С учётом протекающих процессов формирования инновационной экономики и глобализации необходимо восполнять недостающие трудовые ресурсы.
Международная трудовая миграция (МТМ) - крайне противоречивый феномен, где многое зависит от институциональных различий, истории миграционной политики, культурных связей, структуры экономики. В настоящее время потребность в МТМ в крупных странах ЕС, а также в России - высокая. В России по результатам переписи 2010 года миграционный прирост с 1992 по 2010 год включительно превысил 7 млн человек и почти на 60% компенсировал естественную убыль населения, составившую за этот период 13,1 млн человек. Без такого масштабного переселения из бывших союзных республик численность постоянного населения России в начале 2011 года равнялась бы 135,4 млн вместо 142,9 млн человек1. В Италии член партии Народ Свободы М. Писано подчеркнул, что, если итальянцы хотят сохранить тот же уровень жизни к 2050 году, ко-
1 Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 : [Электронный ресурс] / Доклад -Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://youngscience.ru/files/news-150312-strateg2020.pdf, свободный. - Загл.с экрана. - Яз.рус.
© Питухина Мария Александровна - к. полит. н., старший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета. E-mail: i)itukhina@i)etrsu.ru Сигова Светлана Владимировна - д. э. н., главный научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета. E-mail: sigova@onego. ru Ключевые слова: международная трудовая миграция, человеческий капитал, профессиональное образование, инновационная экономика, миграционная политика, Финляндия. * Работа выполняется при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности.
торый имеют сегодня, они должны ежегодно предоставлять рабочие места 2400 иммигрантам1. В Германии торгово-промышленная палата объявила о том, что стране недостает 400 000 квалифицированных рабочих, а их отсутствие обходится стране в 25 млрд евро в год, что эквивалентно 1% экономического роста2.
Оборотная сторона МТМ заключается в нежелании мигрантов адаптироваться в общество. Учёные отмечают, что "не происходит усвоения ценностного ядра принимающего общества" 3, а затраты на приём мигрантов превышают их вклад в развитие принимающих стран. Эта проблема приобрела отражение уже в политическом дискурсе ЕС - А. Меркель в октябре 2010 года заявила: "Это заблуждение полагать, что немцы и иностранные рабочие могут "жить друг с другом счастливо"4 В России в последние годы происходит потеря миграционной привлекательности, в обществе растут антимигрантские настроения, а у самих мигрантов отсутствует серьёзная мотивация к изменениям. Как отмечается в итоговом докладе "О результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года", "миграционная политика ориентирована на временную трудовую миграцию и носит ограничительный характер, она не способствует адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее общество"5.
В развитых странах, таких, например, как Финляндия, Германия, Австралия и других данному вопросу придаётся особое значение на государственном уровне. Это находит своё выражение в осуществлении взвешенной и продуманной миграционной политики, направленной на увеличение выгод принимающей стороны и снижение возможных рисков.
Из всех развитых государств, которым приходится сталкиваться с проблемой трудовой миграции, для России очень интересен опыт Финляндии как страны, во-первых, наиболее успешно решающей эту проблему и, во-вторых, непосредственно связанной с трудовой миграцией из РФ. Ведь оба государства имеют общий геополитический и исторический контекст. Их общая граница составляет 1325,8 км, что является самой протяжённой сухопутной границей России и Европейского Союза.
1 Беседа с профессором Университета Болоньи, Стефано Бьянкини : [Электронный ресурс] / Беседа - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://capriciosa.ru/ru/beseda-s-professorom-universiteta-boloni-stefano-byankini.html , свободный. - Загл.с экрана. - Яз.рус.
2 Германия облегчила жизнь квалифицированным иммигрантам: [Электронный ресурс] / Новость. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.justreal.ru/presscenter/analytics/745/, свободный. - Загл.с экрана. - Яз.рус.
3 Жигалина М.В. Миграция как фактор развития человеческого потенциала мегаполиса, крупного города // Международная научно-практическая конференция "Германия и Россия: опыт и перспективы членства в ВТО": материалы конференции/ ВШЭ СПб. - 16 апреля Санкт-Петербург. - 2011. - сс.151-153.
4 Connoly K. Angela Merkel declares death of German multiculturalism " [online document]; accessed 30 May. 2012; available from: http://www.guardian.co.uk/world/2010/oct/17/angela-merkel-germany-multiculturalism-failures, free. - Screen title.-Eng.lang.
5 Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020: [Электронный ресурс] / Доклад - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://youngscience.ru/files/news-150312-strateg2020.pdf, свободный. - Загл.с экрана. - Яз.рус.
В Финляндии правовые основы миграционной политики были заложены около 20 лет назад. В настоящее время они по-прежнему не теряют своей актуальности: Положение об интеграции иммигрантов и получении убежища 493/19991; Положение о гражданстве 359/20032; Положение об иностранцах 301/20043; Положение о местном самоуправлении 201/19944 В России базовые основы миграционной политики представлены в таких основополагающих документах, как Конституция РФ. Однако современная ситуация потребовала обновления законодательства, в связи с чем в 2012 году появляется Указ президента РФ об обеспечении межнационального согласия от 7 мая 20125, Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года от 13 июня 2012 года6; "Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика" от 14 марта 20127.
Финляндия придерживается активного устойчивого курса на вовлечение мигрантов на рынок труда путём приложения серьёзных усилий по обучению языку и повышению их квалификации. Дети мигрантов имеют всеобщий доступ к образованию, а также право учить родной язык - в Финляндии большое внимание уделяется мультикультурному образованию. Возможность для мигрантов участвовать в политической жизни страны - использовать право голосовать и избираться, вступать в партию - существенно облегчена для них на региональном и муниципальном уровнях. Финляндия является вторым государством в мире после Норвегии по гибкости миграционной политики в этом отношении. В стране действует широкий спектр законов по борьбе с расовой, религиозной, национальной дискриминацией. Мигранты имеют свободный доступ к правовой помощи, на их защите стоит недавно созданный институт Омбудсмена по правам меньшинств.
В России все эти принципы также провозглашены, однако лишь недавно приняты все необходимые документы для их реализации.
1 Act on the Integration of Immigrants and Reception of Asylum Seekers 493/1999 . [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:
http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/en19990493.pdf . - Screen title.-Eng.lang.
2 The Nationality Act 359/2003 . [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2003/en20030359.pdf . - Screen title.-Eng.lang.
3 Aliens ACT 301/2004. [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2004/en20040301 .pdf . - Screen title.-Eng.lang.
4 Act on the Municipality of Domicile 201/1994. [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: www.stat.fi . - Screen title.-Eng.lang.
5 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года "Об обеспечении межнационального согласия": [Электронный ресурс] / Указ. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: www.kremlin.ru, свободный. -Загл.с экрана. - Яз.рус.
6 Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года: [Электронный ресурс] / Концепция. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.kremlin.ru/acts/15635 , свободный. - Загл.с экрана. - Яз.рус.
7 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика" от 14 марта 2012[Электронный ресурс] / Стратегия-2020.- Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.intelros.ru/reports/13467-itogovyy-doklad-o-rezultatah-ekspertnoy-raboty-po-aktualnym-problemam-socialno-ekonomicheskoy-strategii-rossii-na-period-do-2020-goda-strategiya-2020-novaya-model-rosta-novaya-socialnaya-politika.html , свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.
Параметры, характеризующие человеческий капитал
В основополагающем исследовании по человеческому капиталу 1982 года "О механизме экономического развития"1 Р. Лукаш даёт следующее определение термину: "человеческий капитал - это способность работника выполнять различные виды работ в определённый период времени, а также влияние данной способности на производительность труда". Таким образом, по Р. Лукашу, основной характеристикой человеческого капитала является производительность труда в определённый промежуток времени.
В работе 1992 года под названием "Небольшой вклад в эмпирику экономического роста"2 Г. Манкив, Д. Ромер и Д. Вейл несколько иначе трактуют человеческий капитал, включая в него следующие показатели: высокий доход у населения, технологические изменения в стране, рост рабочей силы.
По мнению же К. Гатмана и У. Шонберга, изложенному в их труде 2008 года "Насколько общим является определение человеческого капитала?" , главной его составляющей являются компетенции.
В настоящее время проблема качества человеческого капитала осознаётся на самом высоком уровне. Так, ООН ежегодно разрабатывает и систематизирует показатели продолжительности и уровня жизни, грамотности, наличия образования в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) для каждой страны в мире.
Проведённое авторами исследование среди международных трудовых мигрантов России и Финляндии позволяет говорить о том, что качественный анализ человеческого капитала целесообразно проводить, базируясь на следующих критериях:
- профессиональное образование МТМ;
- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) МТМ.
Посмотрим, как выглядят с этих позиций обе страны - Россия и Финляндия.
Профессиональное образование МТМ. Как в России, так и в ЕС, и в частности
в Финляндии, осознаётся, что в ближайшем будущем низко-квалифицированные мигранты окажутся в наиболее тяжёлых условиях, из чего следует, что повышение качества человеческого капитала является крайне важным.
Как видно из Таблицы 1, в России международная трудовая миграция характеризуется неквалифицированным трудом: мигранты не знают русского языка, а уровень притока - это в основном НПО. Таким образом, проблема качества трудовой миграции для России является острой, так как вследствие недостатка трудовых ресурсов и старения населения трудовая миграция является и для РФ, и для Финляндии важным ресурсом на рынке труда.
1 Lucas R.E. On the mechanics of economic development. . [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from^ttpy/www.parisschoolofeconomics.eu/docs/darcillon-thibault/lucasmechanicseconomicgrowth.pdf. free. - Screen title.-Eng.lang.
2 Mankiw N. G., Romer D., Weil D.. A contribution to the empirics of economic growth . [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:
http://www.amenezes.uac.pt/macroeconomiaII/macroeconomiaII 20062007/papers/mrw1992.pdf. free. - Screen title.-Eng.lang.
3 Gatman Ch., Schonberg U.. How general is human capital?A task-based approach . [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:
http://www.cepr.org/meets/wkcn74/4560/papers/GathmannFinal.pdf. free. - Screen title.-Eng.lang.
Таблица 1.
Распределение коренного населения и трудовых мигрантов в России по уровню образования (в %), 2011 г.12
Уровень ПО Коренное население РФ МТМ в РФ
ВПО 55% 16%
СПО 24% 27%
НПО 21% 57%
Итого 100% 100%
Однако в условиях формирования инновационной экономики нужно осознавать не только количественную сторону МТМ. Как отмечается в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года: "За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения"3, что, безусловно, важно.
Но не менее необходимым становится повышение качества человеческого капитала в стране. Вот почему начиная с 2012 года указом президента РФ об обеспечении межнационального согласия вводится "обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением
высококвалифицированных специалистов"4.
Таблица 2 демонстрирует данные Финляндии, касающиеся уровня образования трудовых мигрантов и коренного населения. Очевидно, что эта ситуация весьма существенно разнится от ситуации России. Главная её черта -уровень образования трудовых мигрантов не отличается от уровня образования коренного населения в стране! Такое положение обуславливается современными реалиями формирования её инновационной экономики, успешное развитие которой возможно только при повсеместном развитии трудовых ресурсов, а также поддерживается политическими мерами, проводимыми в жизнь руководством. В частности, Национальный комитет по образованию Финляндии разработал стратегию "Обучение и компетенции 2020", в которой подчёркивается, что развитие таких гражданских компетенций, как творчество, самовыражение, взаимодействие, активное
1 Парикова Н.В., Сигова С.В. Влияние зарубежной трудовой миграции // Служба занятости. - 2012. - №1. - С. 64-69. "распределение численности зарубежных трудовых мигрантов по уровню профессионального образования было произведено на основе структурных пропорций, полученных из заявок работодателей о требуемом уровне образования предполагаемых к привлечению иностранных работников ".
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. 2010. Федеральная служба госстатистики. С. 252-288.
3 Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года: [Электронный ресурс] / Концепция. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.kremlin.ru/acts/15635 , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года "Об обеспечении межнационального согласия": [Электронный ресурс] / Указ. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: www.kremlin.ru, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.
участие, влияние, самообразование и ответственность позволят сформировать "национальный интеллектуальный капитал"1.
Таблица 2.
Распределение коренного населения и трудовых мигрантов (МТМ) в Финляндии по уровню образования (в %), 2009 г.23
Уровень ПО Коренное население Финляндии МТМ в Финляндии
ВПО 37% 33%
СПО 45% 42%
НПО 18% 25%
Итого 100% 100%
Ещё более полную картину о качественных аспектах миграционной политики можно представить по интегрированному показателю ИРЧП.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)4
Для начала познакомимся со статистическими данными Финляндии и России об основных странах происхождения международных мигрантов (Рисунок 1). В настоящее время их наиболее крупные группы в Финляндии представлены выходцами из России и бывших стран Советского Союза (20%), а также Швеции (12,8%), Эстонии (10,3%).
В свою очередь, российская статистика демонстрирует следующую динамику притока международных мигрантов в страну. Наиболее крупные группы в России представлены выходцами из Узбекистана (511,500), Таджикистана (268,600), Украины (167,300), Киргизии (117,700)5.
Очевидно, что страны происхождения МТМ для России и Финляндии сильно отличаются, что естественно влияет на качество человеческого капитала в каждой из них. Так, из Таблицы 3 следует, что в Финляндию приезжают мигранты с очень высоким, высоким и средним индексом развития человеческого потенциала относительно самой Финляндии, у которой ИРЧП=0,882. В России, где ИРЧП=0,755, приезжают мигранты лишь с высоким и средним ИРЧП.
1Finnish National Board of Education [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:http://www.oph.fi/download/135542 learning and competence 2020.pdf, free. - Screen title.-Eng.lang.
2 Education at a glance - OECD indicators [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:http://www.oecd.org/education/highereducationandadultlearning/48631582.pdf , page 40. -Screen title.-Eng.lang.
3Migrants in Europe. A statistical portrait of the first and second generation [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY OFFPUB/KS-31-10-539/EN/KS-31-10-539-EN.PDF. -Screen title.-Eng.lang.
4 Human Development Index Report 2011. [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/, free. - Screen title.-Eng.lang.
5 Современные тенденции международной миграции. Наука за рубежом : [Электронный ресурс] / Исследования РАН. - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.issras.ru/global science review/Nauka za rubejom n7.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Рисунок 1.
Международные мигранты в Финляндии, 2011 год
For eig-ii-born
Country of birth (1000) m
Romania m.o '6.9
IT Albania 42'.4 7.9
Morocco 392.1 7.3
Russia 1723 515
LVp Belarus 57.9 17.3
Ukraine 42.4 12.7
Turkey 197 4 10.6
ML Surinam? 186.2 10.0
Moro-eco 167.7 9.0
Ukraine 156.5 23.6
ftp Germany 71.5 13.1
Farmer Soviet Union 5S.2 10.9
Bosnia and Herzegovina 96.9 424
Si Croatia 49.2 21.5
Serbia 25.4 115
Farmer Soviet Union 4S.7 20.0
Fi Sweden 31.2 12.B
Estonia 25.0 10.3
Источник: Еиго^а1.
Данные Таблицы 3 показывают, что не происходит равноценной замены выбывающих с рынка труда граждан за счёт миграционного прироста. Продолжение подобной миграционной политики в России приведёт к деградации человеческого капитала в стране, тогда как в современных условиях чрезвычайно важно обеспечивать его развитие.
Таблица 3.
Количественная оценка ИРЧП трудовых мигрантов в России и Финляндии.
Название страны проис- ИРЧП МТМ в Финляндии ИРЧП МТМ в России
хождения МТМ
Германия 0,905
Швеция 0,904
Великобритания 0,863
Эстония 0,835
Сербия 0,766
1 .Migrants in Europe. A statistical portrait of the first and second generation [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY OFFPUB/KS-31-10-539/EN/KS-31-10-539-EN.PDF. -Screen title.-Eng.lang
Россия 0.755
Китай 0.687
Таиланд 0.682
Ирак 0.573
Сомали Нет данных
Белоруссия 0.756
Казахстан 0.745
Грузия 0.733
Украина 0.729
Армения 0.716
Азербайджан 0.700
Молдавия 0.649
Узбекистан 0.641
Кыргызстан 0.615
Таджикистан 0.607
Источник: Human Development Report 20111.
Практические аспекты финского опыта
Миграционная политика Финляндии по праву считается одной из самых эффективных в мире. Она является в высокой степени адаптивной, взвешенной, в ходе её реализации тщательно оберегаются интересы коренного населения, её успех в том числе обусловлен лучшей в Европе системой прогнозирования параметров рынка труда. В силу изменившихся обстоятельств, внешних условий, требований к качеству человеческого капитала, который участвует в функционировании финской экономики, правительство начиная с 1 июля 2011 года стало проводить более жёсткую миграционную политику2, связанную с более качественным отбором внешних миграционных потоков.
Лучшая в Европе система прогнозирования параметров рынка труда решает множество разных вопросов. Это направления технологического развития, образования, инноваций, факторы и условия, обеспечивающие и препятствующие такому развитию. Система прогнозирования в Финляндии - сложная, комплексная и одновременно взаимосвязанная. Во многом её успех обеспечивается широким кругом задействованных участников, в числе которых: комитет финского парламента, министерство образования и культуры, финский национальный комитет по вопросам образования, министерство занятости и экономики, другие министерства, агентство статистики Финляндии, региональные советы, Центры экономики, транспорта и окружающей среды (ELY-keskus), ассоциация местных и региональных органов власти Финляндии, муниципальные федерации образования и профессиональной подготовки, университеты, исследовательские институты и другие социальные партнёры. Результаты взаимодействия государства, работодателей и системы образования, доведённые в первую очередь до широкой общественности, дают населению необходимую качественную информацию о
1 Human Development Index Report 2011. [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2011/download/. free. - Screen title.-Eng.lang.
2 Finnish immigration service. Репатриация ингерманландских финнов [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:http://www.migri.fi/download/16763
paluumuuttojono ru.pdf, free. - Screen title.-Eng.lang.
состоянии и перспективах рынка труда. Одним из наиболее удобных инструментов для этого, позволяющих знакомить всех заинтересованных лиц с ситуацией на рынке труда, являются барометры занятости (ОВ)1. Они подготавливаются для каждого региона и указывают потребности в определённых специалистах.
Рассмотрим пример такого барометра для одного из регионов Финляндии.
Рисунок 2.
Барометр занятости для юго-западной Финляндии на 2012 год2
r t—
s Бухгалтер Рентгенолог Ресторанный работник
Садовник Приходящая няня Специалист по гигиене труда
Медицинская сестра Уборщик Фармацевт
Терапевт Ассистент зубного врача-специалист по Патронаж психических больных
Ш d Психолог гигиене полости рта Психолог
Охранник Стоматолог Специалист по обзвону клиентов
Ассистент стоматолога Специалист по земляным работам Личный ассистент
k Мажордом Предприниматель Социальный работник на дому
Социальный работник Финансовый менеджер
логопед
Психиатр Официант Бетонщик
Шеф-повар Товаровед Арматурщик
Интервьюер Ресторанный менеджер Дальнобойщик
1 1
о
О фи с- м е н еджер Парикмахер Сапожник
< Работник рекламной сферы Фасовщик Телефонист
¡2 Банковский работник Домработник Работник лесной
Работник торговли Менеджер по персоналу промышленности
Страховой агент Изолировщик Работник рыбной
Программист Крановщик промышленности
Полицейский Автослесарь Работник транспорта
Продавец Работник почты Адвокат
Плиточник Металлург Писатель
Мельник Музыкант Пожарный
Лесник Торфодобытчик Специалист по уходу за
Литейщик Охранник домашними животными
Продавец меха Сапожник Работник сельского хозяйства
I— =r Кузнец Телефонист Работник лесной промышленности Укладчик кирпича А
1 Биолог Архивный работник Работник библиотеки
Строитель Сборщик на производстве Кровельщик
£ Дизайнер Пекарь Секретарь
Инженер-электроник Кондитер Служащий
Сборщик на Переплетчик на государственной службе
производстве Мастер внутренней отделки старшего чина
Исследователь Маляр Швея
(естественные, Коммерческий руководитель Грузчик
общественные науки) Плотник Портной
Преподаватель в Специалист по уходу за ребенком Тренер
университете Электрик Переводчик
Фотограф Специалист по охране окружающей Гид
Менеджер по продажам среды Меблировщик
Актер Химик Сварщик
Музейный работник Журналист
1 Occupational barometer [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from:http://obserwatorium.malopolska.pl/files/common/prezentacie/5lecie/occupational-barometer-finland.pdf. free. - Screen title.-Eng.lang.
2 Occupational barometer [online document]; accessed 30 May. 2012; Available from: www.turku.fi/download.aspx?ID=91536&GUID.. .D080-4A11... free. - Screen title.-Eng.lang.
Приведённый барометр занятости показывает данные по 111 профессиям из 256 на рынке труда юго-западной Финляндии. В частности, из представленных данных следует, что для страны в настоящее время характерен недостаток социальных работников, терапевтов, что продиктовано заметным старением населения1. Барометры занятости для каждого из 11 административных округов Финляндии широко представлены для заинтересованных лиц на сайтах центров экономики, транспорта и окружающей среды (ELY-keskus) и ТГ-офисов. а также в виде цветных постеров. Тем самым население детально информируется о состоянии рынка труда в каждом административном округе. Это позволяет принимать
взвешенные решения о построении траектории карьеры и трудоустройстве.
* * *
Сложившаяся в Финляндии ситуация - результат принимаемых там разнообразных мер, прежде всего адаптации мигрантов через обучение языку и культуре; информированию населения о результатах исследований рынка труда, что позволяет Финляндии преодолевать различного рода вызовы: старение населения, депопуляцию, необходимость роста производительности труда. Вот почему миграционная политика Финляндии, чётко ориентированная на потребности общества, приводит к соответствующим результатам: факторы негативного влияния со стороны международных трудовых мигрантов исключены. Комплексная система превентивных мероприятий, направленных на интеграцию мигрантов в принимающее общество, позволяет создавать для них условия без ухудшения качественных параметров последнего.
Что касается России, она в настоящее время находится на пути преобразования существующей миграционной политики, поскольку за годы развития этого (до сего времени) малоуправляемого процесса стало ясно, что наличие отрицательных последствий от международной трудовой миграции свидетельствует, что осуществляемые меры необходимо менять, в частности ориентируясь на опыт Финляндии. Российской миграционной политике следует использовать более жёсткое целеполагание, в котором в качестве ключевого момента рассматривались бы интересы продвижения вперёд российского общества. Очевидно, что явным ограничением в вопросах миграционной политики России должны стать потребности местного населения и поставленные целевые индикаторы социально-экономического развития. В свою очередь, наличие полной, достоверной и своевременной информации (как в Финляндии) будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений, которые должны включать планирование будущих миграционных потоков в зависимости от стоящих перед страной задач и от ситуации на рынке труда и в социальной сфере. Опыт Финляндии мог бы оказаться весьма полезным для решения российских проблем, связанных с трудовыми мигрантами.
1 Информация для иммигрантов. Жизнь и работа в Финляндии : [Электронный ресурс] / Договор - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: www.inforpankki.fi,www.mol.fi,www.ely-keskus.fi