Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ДОШКОЛЬНИКИ / ВОДНАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мавлиев Фанис Азгатович, Абдрахманова Аделя Шамилевна, Васильев Александр Олегович, Еникеев Шамиль Рашидович, Ахматзянова Гульназ Азгатовна

Введение. В дошкольном возрасте детям необходимо развивать навыки, способствующие их умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию. Влияние водной среды на детский организм имеет значительный положительный эффект, но некоторые вопросы остаются до сих пор не раскрытыми, а в частности, вопросы функциональных изменений в результате систематических занятий в данной среде. Цель исследования - оценка потенциала водной среды для проведения групповых занятий с целью повышения физической подготовленности и функциональных показателей внешнего дыхания у дошкольников. Методика и организация исследования. Были обследованы дети 5-6 лет, не занимающиеся и занимающиеся (25 минут в неделю) в водной среде в течение 9 месяцев, группа 1 и 2 соответственно. Для тестирования использовались: бег 30 м., обегание предметов, приседание, проба Ромберга, наклон вперед, метание вдаль, динамометрия кистевая, прыжок с места, проба Штанге и Генчи. Результаты исследования и их обсуждение. Группа 2 в сравнении с группой 1 имела статистически значимые отличия в показателях пробы Штанге (Î4.8±6,4 и 21.9±7 сек.), Генчи (8.2±3,7 и 11.8±3,5 сек.), в прыжке с места (79,5±11 и 88,7±11 см). Выводы. Проводимые занятия в водной среде приводят к существенному повышению функций внешнего дыхания и способствуют лучшему проявлению скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мавлиев Фанис Азгатович, Абдрахманова Аделя Шамилевна, Васильев Александр Олегович, Еникеев Шамиль Рашидович, Ахматзянова Гульназ Азгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CLASSES IN THE AQUATIC ENVIRONMENT ON PHYSICAL FITNESS AND FUNCTIONAL INDICATORS OF EXTERNAL RESPIRATION OF PRESCHOOLERS

Introduction. During the preschool age, children need to develop skills that are conducive to their mental, physical, emotional and creative development. The influence of the aquatic environment on the child's body has significant positive effect, but some issues still remain unanswered, in particular, the issues of functional changes as a result of systematic exercises in this environment. The purpose of the study is to assess the potential of the aquatic environment for group lessons in order to improve physical fitness and functional indicators of external respiration in preschoolers. Research methodology and organization. There were examined the children aged 5-6 years old, not engaged and engaged (25 minutes / week) in swimming for 15 months, groups 1 and 2, respectively. The following were used for testing: running 30 m, running around objects, squatting, Romberg's test, forward bend, throwing into the distance, wrist dyna-mometry, standing jump, Shtange's and Genchi's tests. Research results and their discussion. Group 2, in comparison with group 1, had statistically significant differences in the indicators of the Shtange test (14,8±6,4 and 21,9±7 sec.), Genchi ( 8,2±3,7 and 11,8±3,5 sec.), in a standing jump (79,5±11 and had 88,7±11). Conclusions. Conducted exercises in the aquatic environment lead to significant increase in the functions of external respiration and contribute to better manifestation of speed-strength qualities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

2. Фитнес-клубы, участвующие в социальных проектах, могут улучшить свою деловую репутацию и оказать положительное влияние не только на общественное здравоохранение, продолжительность жизни и физическую активность граждан, но и стимулировать развитие разных сфер общественной жизни. Поэтому организации фитнес индустрии должны активнее включать социально направленные инициативы в свою деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Летягина, Е.Н. Современные подходы к управлению организациями / Е.Н. Летягина, А.В. Тихомиров // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3, № 3. - С. 236-241.

2. Летягина, Е.Н. Качество предоставления фитнес-услуг в России / Е.Н. Летягина, Т.В. Котева // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса. : сборник статей участников XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас, 2018. - С. 285-288.

3. Сорокина, Е.А. Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России / Е.А. Сорокина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - № 9 (431). - С. 182-188.

REFERENCES

1. Letyagina, E. N. and Tikhomirov, A.V. (2020), "Modern approaches to organization management", Russian Economic Bulletin, Vol. 3, No. 3, pp. 236-241.

2. Letyagina, E.N. and Koteva, T.V (2018), "Quality of fitness services in Russia", Adaptation of students of all levels of education in the conditions of the modern educational process, Collection of articles by participants of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Arzamas, pp. 285-288.

3. Sorokina, E. A. (2019), "Trends of corporate social responsibility of business in Russia", Bulletin of the Chelyabinsk State University, No. 9 (431), pp. 182-188.

Контактная информация: len@fks.unn.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2021

УДК 796.01:612.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО

ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Аделя Шамилевна Абдрахманова, магистрант, Александр Олегович Васильев, преподаватель, Шамиль Рашидович Еникеев, преподаватель, Поволжский государственный университета физической культуры, спорта и туризма; Гульназ Азгатовна Ахматзя-нова, инструктор по физической культуре МАДОУ, г. Набережные Челны

Аннотация

Введение. В дошкольном возрасте детям необходимо развивать навыки, способствующие их умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию. Влияние водной среды на детский организм имеет значительный положительный эффект, но некоторые вопросы остаются до сих пор не раскрытыми, а в частности, вопросы функциональных изменений в результате систематических занятий в данной среде. Цель исследования - оценка потенциала водной среды для проведения групповых занятий с целью повышения физической подготовленности и функциональных показателей внешнего дыхания у дошкольников. Методика и организация исследования. Были обследованы дети 5-6 лет, не занимающиеся и занимающиеся (25 минут в неделю) в водной среде в течение 9 месяцев, группа 1 и 2 соответственно. Для тестирования использовались: бег 30 м., обе-гание предметов, приседание, проба Ромберга, наклон вперед, метание вдаль, динамометрия кистевая, прыжок с места, проба Штанге и Генчи. Результаты исследования и их обсуждение. Группа 2 в

сравнении с группой 1 имела статистически значимые отличия в показателях пробы Штанге (14.8±6,4 и 21.9±7 сек.), Генчи (8.2±3,7 и 11.8±3,5 сек.), в прыжке с места (79,5±11 и 88,7±11 см). Выводы. Проводимые занятия в водной среде приводят к существенному повышению функций внешнего дыхания и способствуют лучшему проявлению скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: дети-дошкольники, водная среда, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p176-180

INFLUENCE OF CLASSES IN THE AQUATIC ENVIRONMENT ON PHYSICAL FITNESS AND FUNCTIONAL INDICATORS OF EXTERNAL RESPIRATION OF

PRESCHOOLERS

Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior researcher, Adelya Shamilevna Abdrakhmanova, the master student, Alexander Olegovich Vasiliev, the teacher, Shamil Rashidovich Enikeev, the teacher, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Gulnaz Azgatovna Akhmatzyanova, the physical culture instructor

MADOU, Naberezhnye Chelny

Abstract

Introduction. During the preschool age, children need to develop skills that are conducive to their mental, physical, emotional and creative development. The influence of the aquatic environment on the child's body has significant positive effect, but some issues still remain unanswered, in particular, the issues of functional changes as a result of systematic exercises in this environment. The purpose of the study is to assess the potential of the aquatic environment for group lessons in order to improve physical fitness and functional indicators of external respiration in preschoolers. Research methodology and organization. There were examined the children aged 5-6 years old, not engaged and engaged (25 minutes / week) in swimming for 15 months, groups 1 and 2, respectively. The following were used for testing: running 30 m, running around objects, squatting, Romberg's test, forward bend, throwing into the distance, wrist dyna-mometry, standing jump, Shtange's and Genchi's tests. Research results and their discussion. Group 2, in comparison with group 1, had statistically significant differences in the indicators of the Shtange test (14,8±6,4 and 21,9±7 sec.), Genchi ( 8,2±3,7 and 11,8±3,5 sec.), in a standing jump (79,5±11 and had 88,7±11). Conclusions. Conducted exercises in the aquatic environment lead to significant increase in the functions of external respiration and contribute to better manifestation of speed-strength qualities.

Keywords: preschoolers, water environment, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Занятия в водной среде, кроме приобретения жизненно важных навыков, способных в ряде случаев спасти жизнь человеку, являются важными фактором влияющими на расширение двигательного навыка в условиях специфической среды. Специфичность водных процедур, во-первых связана с особенностями теплопроводности водной среды, что создает условия для быстрой отдачи избыточного тепла, образуемого в ходе физической нагрузки. Во-вторых, можно отметить высокое сопротивление движению, что является основой для нагрузки для всей биокинематической системы человека. В-третьих, упражнения с периодическим погружением в воду создают основу для рационального контроля дыхания, и, при длительном использовании, способствуют повышению функциональных возможностей дыхательной системы, выражающиеся в увеличении показателей внешнего дыхания. Четвертая особенность водной среды - разгрузка антигравитационных мышц, что достигается благодаря высокой выталкивающей силе (сила Архимеда). Пятый момент, связанный со специфичностью водной среды заключается в том, что в ходе упражнений в воде практически не наблюдается эксцентрический режим работы мышц - любые движения с приведением/отведением и сгибанием/разгибанием выполняются в основном в концентрическом режиме сокращения.

Практика применения занятий в водной среде в детском возрасте включает в себя различные категории занимающихся, например, при наличии проблем со здоровьем мож-

но найти следующие категории проблем со здоровьем:

• дети, имеющие нарушения со стороны осанки и стопы [1],

• дети, имеющие расстройства аутистического спектра [2],

• дети с проблемами со стороны системы внешнего дыхания [5].

• дети с дефицитом внимания для улучшения психического здоровья и когнитивных показателей [4].

Многие вопросы влияния занятий в водной среде на растущий организм остаются не вполне раскрытыми, например, насколько значимо влияние занятий водной среде на функциональные показатели опорно-двигательной системы, в частности - степень влияния на функциональные показатели дыхательной и опорно-двигательной системы. Это будет актуальным как для родителей, так и для инструкторов по плаванию для повышения эффективности организации и планирования занятий.

Цель исследования - оценка потенциала водной среды для проведения групповых занятий с целью повышения физической подготовленности и функциональных показателей внешнего дыхания у дошкольников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследованы дети от 5 до 6 лет, занимающиеся плаванием в МАДОУ №112 «Мозаика» г. Набережные Челны, с сентября 2019 г. по декабрь 2020 года. Для оценки физической подготовленности (ФП) были использованы следующие тесты бег 30 м. (сек), обе-гание предметов - оценка ловкости (сек), приседание (кол-во), проба Ромберга - функция равновесия (сек), наклон вперед - оценка гибкости (см), метание в даль (м), динамометрия кистевая (кг), прыжок с места (см), а для оценки функции внешнего дыхания (ФВД) были использованы проба Штанге (задержка дыхания на вдохе, сек) и Генчи (задержка дыхания на выдохе, сек).

Для оценки влияния водной среды на ФП и ФВД исследуемые были разделены на две подгруппы: дети, не посещающие бассейн («группа 1» в количестве 14 человек) и дети, посещающие занятия в бассейне («группа 2» в количестве 24 человек). В исследуемых группах возраст (63,7±2,8 и 65,4±3,6 месяцев, соответственно, при р>0,05), рост (112±4,5 и 111,9±5,9 см соответственно, при р>0,05) и вес (19,0±2 и 19,2±3 кг соответственно при р>0,05) детей не имел статистически значимых отличий.

Занятия в бассейне имели групповую форму организации и проходили один раз в неделю длительностью 25 минут. Значительную часть содержания занятий занимали игры. В обеих группах другие виды занятий вне бассейна проводились в одинаковом объеме и интенсивности.

Полученные данные были обработаны в программе для статистической обработки данных IBM SPSS 20.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на небольшую длительность посещения бассейна в неделю (25 минутное занятие раз в неделю), отмечается существенный прирост показателей функциональных дыхательных проб (рисунок 1). Известно, что функция системы регуляции дыхания -поддержание вентиляции легких, адекватной метаболическим нуждам организма. Можно предположить, что, несмотря на столь юный возраст исследуемых, процесс регуляции дыхания, достаточно лабилен и поддается существенной адаптации, позволяя повысить, по всей вероятности, толерантность организма к стимулам как повышенного содержания как CO2 так и пониженного О2 в крови через различные способы, в основе которых в любом случае лежит хеморецепторный механизм, который, быть может, становится более «толерантным» к изменению углекислого гомеостаза, тем самым создавая в группе 2 своеобразный «профиль» хеморецепторной чувствительности.

35,0

30,0

25,0

| 20,0 z

|l5,0 10,0 5,0 0,0

14,8

21,9

Группа 1

группа 2

Проба Штанге

8,2

11,8

группа 1

группа 2

Проба Генчи

• статистическая значимость отличий при р<0.05

Рисунок 1 - Показатели функциональных дыхательных проб детей занимающихся и не занимающихся в водной

среде

Рассмотрение тестов направленных на оценку различных физических качеств показал, что основные параметры физической подготовленности детей в группах 1 и 2 не имели статистически значимых различий, кроме результатов прыжка с места. У детей посещающих бассейн результат прыжка 88,7±11 см, тогда как у другой подгруппы лишь 79,5±11 см (р<0,05). Это может быть обусловлено в первую очередь тем, что движения в водной среде, в связи с повышенным ее сопротивлением (плотность воды - 1000 кг/м3, тогда как воздуха лишь 1,27 кг/м3), всегда сопровождаются большими напряжениями мышц, а также требуют большей согласованности работы групп мышц, участвующих в избранной локомоции. Следовательно, несмотря на детский возраст можно зафиксировать подобный специфический «тренировочный» эффект. Это, на наш взгляд и являлось причиной различий прыжкового теста, что достигалось за счет лучшей координации усилий, а также давало способность большего вовлечения двигательных единиц во всех работающих в данном движении мышц (рук, ног). Именно данный факт является основным залогом успешности во всех тестах, где требуются краткосрочные и околомаксимальные усилия, особенно с участием множества звеньев тела. К тому же, каких-либо различий, таких показателей как вес тела или же рост между группами 1 и 2 не было. В пользу согласованности движений в группе «плавающих» детей выступают результаты исследователей, которые показали, что плавание, наряду с футболом способствует лучшему развитию моторных навыков у дошкольников [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия в водной среде для детей дошкольного возраста, длительностью 25 минут, проводимые с частотой один раз в неделю, течение 9 месяцев, приводят к существенному повышению функций внешнего дыхания и способствуют лучшему проявлению скорост-но-силовых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Swimming pool attendance, asthma, allergies, and lung function in the Avon Longitudinal Study of Parents and Children cohort / L. Font-Ribera, C. M. Villanueva, M. J. Nieuwenhuijsen, J.P. Zock, M. Kogevinas, J. Henderson // American journal of respiratory and critical care medicine. - 2011. - Т. 183., №. 5. - P. 582-588.

2. Fragala-Pinkham, M. A. Group swimming and aquatic exercise program for children with autism spectrum disorders: a pilot study / M. A. Fragala-Pinkham, S. M. Haley, M. E. O'Neil // Developmental Neurorehabilitation. - 2011. - Т. 14., №. 4. - P. 230-241.

3. Influence of regular soccer or swimming practice on gross motor development in childhood / H. A. Rocha, D. A. Marinho, B. Jidovtseff, A. J. Silva, A. M. Costa // Revista Motricidade. - 2016. - Т. 12., №. 4. - P. 33-43.

4. Swimming training improves mental health parameters, cognition and motor coordination in children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder / L.A.D. Silva, R. Doyenart, P. H. Salvan,W. Rodrigues, J. F. Lopes, K. Gomes // International journal of environmental health research. - 2020. - Т. 30., №. 5. - P. 584-592.

5. Wang, J.S. The effects of a swimming intervention for children with asthma / J.S. Wang, W.P. Hung // Respirology. - 2009. - Т. 14., №. 6. - P. 838-842.

REFERENCES

1. Font-Ribera, L., Font-Ribera, L., Villanueva, C. M., Nieuwenhuijsen, M.J., Zock, J.P., Kogevinas, M. and Henderson, J. (2011), "Swimming pool attendance, asthma, allergies, and lung function in the Avon Longitudinal Study of Parents and Children cohort", American journal of respiratory and critical care medicine, Vol. 183, No 5, pp. 582-588.

2. Fragala-Pinkham, M.A., Haley, S.M. and O'Neil, M.E. (2011), "Group swimming and aquatic exercise program for children with autism spectrum disorders: a pilot study", Developmental Neuroreha-bilitation, Vol. 14, No. 4, pp. 230-241.

3. Rocha, H., Marinho, D. A., Jidovtseff, B., Silva, A. J. and Costa, A. M. (2016), "Influence of regular soccer or swimming practice on gross motor development in childhood", Revista Motricidade, Vol. 12, No. 4, pp. 33-43.

4. Silva, L.A. D., Doyenart, R., Salvan, P.H., Rodrigues, W., Lopes, J.F. and Gomes, K. (2020), "Swimming training improves mental health parameters, cognition and motor coordination in children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder", International journal of environmental health research, Vol. 30, No. 5, pp. 584-592.

5. Wang, J.S. and Hung, W.P. (2009), "The effects of a swimming intervention for children with asthma", Respirology, Vol. 14, No. 6, pp. 838-842.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.05.2021

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Наюф Гайдаа Хайдер, аспирант, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Сирийская Арабская Республика; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация

В статье представлены результаты диагностирования физических и когнитивных способностей будущих учителей физической культуры в динамике их обучения основам профессиональной педагогической деятельности. Результаты исследования показали, что за период обучения с первого по четвертый курс включительно, исследуемые показатели когнитивных способностей, за исключением показателей логического мышления, практически не изменяются. Вместе с тем, большинство показателей физических способностей за период профессионального обучения достоверно повышаются. Учитывая, что качество профессиональной деятельности современных учителей физической культурой во многом определяется развитием когнитивных способностей, полученные результаты позволили высказать предположение о необходимости в совершенствовании практики подготовки учителей физической культуры, акцентировав процесс подготовки на развитие когнитивных способностей.

Ключевые слова: когнитивные способности, физические способности, профессиональное образование будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.