Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «ЗРИТЕЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ» НА ДИНАМИКУ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «ЗРИТЕЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ» НА ДИНАМИКУ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «ЗРИТЕЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ» НА ДИНАМИКУ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

исходного состояния здоровья при поступлении в вуз и его изменений в процессе обучения, оптимизации условий обучения, быта, отдыха, формирование здорового образа жизни.

Л итература

1. Абайханова Д. И., Шаненова А. А., Бактенова А. С., Мансурова В. И. // Здравоохр. Казахстана.— 1985.— № 7.— С. 26—28.

2. Антонова Л. Т. Гипертония в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— М., 1970.

3. Баль П. В., Доскин В. А., Лаврентьева И. И. // Сов. мед.— 1973.— № 4.— С. 137—141.

4. Белоусов А. 3., Рыбакова Л. А., Саркисянц Э. Э. // Там же.— 1975,— № 3.— С. 56—58.

5. Киколов А. А. Обучение и здоровье.— М., 1985.

6. Клемент Р. Ф., Лаврушин А. А., Тер-Погосян П. А., Котегов 10. М. Инструкция по применению формул и таблиц дыхательных величин основных спирографических показателей.— Л., 1986.

7. Лесняк Г. П., Макридин В. ИПетров С. Б. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов.— Л., 1987.— С. 33—39.

8. Лойко В. И., Башмаков В. П., Парнов Б. С., Фом-кин А. Я. // Социально-гигиенические аспекты ожирения.— Л., 1981.— С. 6—14.

9. Новик А. В., Соколова М. И., Самарина Г. Я. и др. // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов.— Л., 1987.— С. 71—73.

10. Пивоваров А. И. Ц Там же.— С. 26—30.

11. Пивоварова Г. М., Пивоваров А. И. // Там же.— С. 30—33.

12. Сенотрусова Г. Я. // Там же.— С. 39—43.

13. Тарасова Г. М., Гульзар Ж., Мебанга М. // Там же.— С. 43—48.

14. Тырнова Е. В. // Там же.— С. 48—54.

15. Хасис Г. Л. Нормативы основных показателей функции внешнего дыхания.— Кемерово, 1970.

16. Хасис Г. Л. Показатели внешнего дыхания здоровья человека.— Кемерово, 1975.

Поступила 03.10.89

Summary. Diseases found in students of higher educational institutions of Leningrad are consequence of the functional and organic disturbances, that appeared in preschool and school periods of life, and they also are developed during the period of studying at higher educational institutions under exposure to unfavourable factors — climatic-ecological ones and factors specific for the Institutes (high level of psychoe-motional stress, disturbances of the hygienic standard for working, rest, nutrition etc.). While studying at the higher educational institution changes occur in the functional status of the cardio-vascular system, vegetative influences on it, and also of the system of external, breathing.

© В. Ф. БАЗАРНЫЙ, Л. П. УФИМЦЕВА, 1991 УДК 617.7-008.1-053.2-07

• . . 'ч. • V * ч! | 1** - _

В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ «ЗРИТЕЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ»

НА ДИНАМИКУ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР, Красноярск

Известно значительное количество работ, указывающих на то, что практикуемый в настоящее время режим школьного обучения неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии и физическом развитии учащихся. Об этом свидетельствуют также и факты распространения так называемых школьных форм патологии (близорукости, нарушений осанки, нервно-психических дисфункций) [1, 2]. Анализ данных литературы показывает, что у этиологических истоков школьной патологии стоит зрительная система. Так, переориентация зрительного анализатора из органа сигнально-поисковой активности в пространстве в орган зрительного труда на близком расстоянии во многом научно не организована. В этих условиях процесс чтения (письма, рисования), как правило, осуществляется ценой повышенных энергозатрат и чрезмерных напряжений организма.

Указанное обстоятельство явилось основанием для внесения коррективов в те разделы программ детских садов и школ, которые касаются различных аспектов передачи и переработки зрительной информации. В частности, это относится к обучению детей чтению, навыкам счета, ознакомлению с объектами и явлениями внешнего мира и т. д. Отличительной особенностью таких занятий явля-

ется то, что дидактический материал (буквы, предметы для счета, сюжетные и предметные картинки) размещается на максимально возможном удалении от детей (режим «зрительных горизонтов»). При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармонического формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей.

Приведем некоторые принципиальные положения обучения детей чтению в режиме «зрительных горизонтов». Процесс обучения условно подразделен на 3 этапа.

I этап является вводным и основывается на непроизвольном зрительном запечатлении букв (импритинге). «Букварем» на данном этапе служат стены одной из комнат. На них рисуют яркие сюжетные картины типа «В лесу», «У речки» или сюжеты из хорошо знакомых детям сказок. В различных участках картины фиксируют буквы. Последние целесообразно включать в игровые сюжеты (типа «Зайчик держит букву М, а ежик — букву «А» и т. д.). Основой изучения букв являются самоинициатива и стремление детей к распознаванию неизвестных образов. Как только дети позца-

комятся с буквами, следует закрепить знание их с помощью мышечно-тактильного чувства. С этой целью используют объемные пластмассовые буквы. Такие занятия способствуют формированию полисенсорного чувственного восприятия букв, а поэтому и более стабильного представления.

Описанный этап продолжается в среднем до 3 мес. После этого приступают к следующему этапу обучения чтению.

II этап — основной в методике обучения чтению в режиме «зрительных горизонтов». К нему приступают после того, как дети хорошо усвоят первичный необходимый запас букв. На данном этапе дети овладевают навыками слого- и словообразования. Занятия проводят в условиях максимально возможного удаления от детей разучиваемых слогов и слов. Такой режим способствует активизации зрительного сосредоточения вдаль, а также формированию навыка целостного восприятия слогов и слов. Шрифтом служат разрезные «Кассы букв и слогов». Важным моментом в это время является правильное рассаживание детей. С этой целью медицинская сестра детского сада проверяет у всех детей максимальную остроту зрения по таблицам, позволяющим оценивать ее в зоне выше общепринятой условной нормы 1,0. Размер разучиваемых букв подбирают с таким расчетом, чтобы они соответствовали 10-му ряду применяемых в стране таблиц Головина — Сивцева. В этих условиях предельной дистанции видения букв соответствуют следующие показатели остроты зрения: 8 м —

1,6, 7м— 1,4, 6м— 1,2, 5м— 1,0, 4м— 0,8,

3 м — 0,6 и т. д. Для каждого ребенка устанавливают индивидуальную зрительно-рабочую дистанцию. Занятия начинают после того, как все дети будут рассажены на предельные для зрения дистанции. V

Наряду с буквами детям предъявляют сюжетные и предметные картинки с мелкими изображениями. Основой таких занятий служит творческий союз воспитателя и детей, игровой характер обучения. Важный момент такого обучения состоит также в том, что воспитатель находится в постоянном движении, то приближаясь к детям, то удаляясь к предельной для зрения дистанции. Такой динамический режим способствует, с одной стороны, лучшей фиксации движущихся в пространстве букв и слов, их запоминанию, с другой — тренировке устойчивости зрительной фиксации и чувства локализации в пространстве.

III этап предназначен для постепенной адаптации к режиму ближнего зрения. Главная его цель — сохранение оптимальной зрительно-рабо-чей дистанции при самостоятельной работе с книгой. Занятия проводят по «Азбуке» или детским книжкам с крупным шрифтом, которые устанавливают на подставке для книг у края противоположного конца стола (примерно на расстоянии в 1 — 1,5 м). Воспитатель следит за тем, чтобы дети сидели прямо. В процессе таких занятий зрительная рабочая дистанция постепенно сокращается

(примерно до 40—50 см от глаз).

Таким образом, обучение детей чтению в режиме «зрительных горизонтов» позволяет осуществить поэтапный переход от чтения в режиме «дальнего зрения», наиболее физиологичного с учетом возраста детей, к работе с книгой на близком расстоянии.

В детских садах Красноярска, начиная с 1979 г., проводят наблюдение за детьми, обучавшимися чтению в режиме «зрительных горизонтов». Всего таким наблюдением было охвачено 408 детей 6— 7-летнего возраста, из них 325 прошли курс обучения чтению в режиме «зрительных горизонтов», 83 занимались в обычном режиме детского сада (контроль).

Изучали следующие показатели. Остроту зрения (03) исследовали с расстояния 5 м по таблице Головина — Сивцева в условиях стандартной освещенности 300 лк [3]. Поскольку данная таблица позволяет дифференцированно определять остроту зрения лишь в зоне общепринятой условной нормы (1,0), нами дополнительно была использована таблица О. М. Новикова, дающая возможность с точностью до 0,1 усл. ед. измерить максимальные значения данного показателя (от 1,0 до 2,0 усл. ед.). Время аккомодации вдаль определяли по предложенному нами способу, основанному на зритель-но-моторной реакции. Это связано с тем, что известный способ определения этого показателя [5] базируется на речедвигательной реакции, в то время как не все дети в возрасте 6—7 лет могут бегло читать вслух. Скорость и объем переработки зрительной информации (СПЗИ) исследовали по тестам и формуле Уэстона [4]:

V

п п

N'1

где v

показатель продуктивности; п

число

правильных ответов; N — число колец с заданным направлением разрыва; / — общее время, затраченное испытуемым. Зрительную рабочую дистанцию (ЗРД) — расстояние от глаз до объекта — измеряли специальной линейкой во время выполнения зрительной работы.

Анализ полученных данных показал следующее. У детей, занимавшихся в режиме «зрительных горизонтов», отмечено достоверное улучшение всех показателей зрительного анализатора. Так, среднегрупповой показатель 03 увеличился у них на 40 %, в то время как у детей контрольной группы лишь на 10,0 %. Помимо этого, у детей экспериментальной группы отмечено существенное повышение СПЗИ. Например, время аккомодации вдаль сократилось у них на 356 мс, в то время как в контрольной группе — лишь на 7 мс, зрительная продуктивность увеличилась на 0,13 бит/с (в контрольной группе на 0,05 бит/с).

Большое практическое значение имеет также и тот факт, что дети, прошедшие курс обучения чтению в режиме «зрительных горизонтов», и при зрительной работе другого характера сохраняют

ттимальную рабочую дистанцию. Так, при выпол-1ении корректурной пробы Уэстона (вычеркивание солец Ландольта с заданным направлением раз-шва) зрительная рабочая дистанция у них оказа-тась в среднем на 5 см больше, чем у детей из контрольной группы (19 см против 14 см)1. Иначе т>воря, при работе вблизи первые работают с меньшим напряжением аккомодации (на 2 дптр), *ем дети контрольной группы. Этот факт имел ме-гго и год спустя, когда те и другие оканчивали уже 1-й класс общеобразовательной школы. Это позво-тяет предположить, что у детей эксперименталь-юй группы сформирован динамический стереотип ю поддержанию оптимальной зрительной рабочей хистанции. Последним, по-видимому, обусловлено л то обстоятельство, что через год обучения в иколе у детей экспериментальной группы не этмечалось случаев снижения 03, в то время как / детей контрольной группы оно наблюдалось в 16,7 % случаев.

1 Эта рабочая операция (так же как и письмо) осуществ-тяется с участием зрительно-ручной функциональной системы и сопровождается большим напряжением организма по :равнению с процессом чтения. Так, по нашим данным, лишь зколо 10 % обычных детей этого возраста при выполнении корректурной пробы Уэстона соблюдают зрительную рабочую дистанцию, равную 19 см, 18 % работают на расстоянии иенее 10 см.

Выводы. 1. Учебно-познавательную деятельность в детских садах целесообразно осуществлять в режиме «зрительных горизонтов», т. е. расширения зрительно-пространственной активности.

2. Режим «зрительных горизонтов» способствует более полной реализации функций зрительного анализатора, связанных с приемом и переработкой информации.

3. Обучение детей чтению в режиме «зрительных горизонтов» позволяет выработать динамический стереотип по поддержанию оптимальной рабочей дистанции, тем самым снижая нагрузку на аккомодационный аппарат глаз и предотвращая отклонения в развитии остроты зрения.

Литература

1. Вайзман И. П., Дикая А. И. // Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников.— Минск,

1974.—С. 18—21.

2. Минский И. А. // Охрана здоровья детей и подростков.— М., 1978.—Вып. 9.—С. 23—27.

3. О единообразии исследований остроты зрения: Метод, указания.— М., 1958.

4. Офтальмоэргономика / Под ред. Э. С. Аветисова.— М.,

1976.

5. Сычев А. А. // Совещание по физиологический оптике, 5-е: Материалы.— М., 1966.— С. 87.

Поступила 17.04.90

Радиационная гигиена

6) КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 /ДК 613.632.4:546.1751-074

•• • • • ••

0 * * П. А. Демина, Г. В. Халтурин, Н. И. Андрюшкеева, О. В. Кузьменко, Л. В. Никитина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИНГАЛЯЦИОННОГО ПОСТУПЛЕНИЯ НИТРАТОВ 238Ри И 239Ри

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Имеющиеся в доступной литературе сообщения ) сравнительном ингаляционном метаболизме 238Ри А 239ри посвящены в основном диоксидам [4—9, 11] этих изотопов и свидетельствуют об ускорен--юм выведении из легких собак и большем отложе--ши в скелете и печени 238Ри по сравнению с !39Ри за счет большей удельной активности первого радионуклида. Информация о сравнительном ингаляционном метаболизме растворимых соеди-*ений указанных изотопов, в частности нитратов, тредставлена в единичных работах [2, 3, 10, 12]. Триведенных данных недостаточно для надежных :равнительных количественных оценок обмена, так <ак получены они в неидентичных условиях, на )азных видах животных, в различной размерности [определение начального содержания плутония в

легких). В этой связи в задачу настоящего исследования входило изучение сравнительного ингаляционного метаболизма нитратов 238Ри и 239Ри в ранние сроки воздействия.

Половозрелых крыс-самок популяции Вистар в течение 30 мин в камере динамического типа подвергали ингаляционному воздействию аэрозолей нитратов 238Ри или 239Ри с рН 1,0. Начальное отложение в легких (срок 30 мин) составило соответственно 13 и 15,5 кБк. Животных (по 6 крыс) декапитировали под эфирным наркозом и определяли содержание плутония в легких, крови, скелете, печени, почках через 1, 4, 8, 16, 32, 64 сут. В течение первой недели проводили ежедневный анализ экскретов. Результаты обрабатывали общепринятыми статистическими методами [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.