Научная статья на тему 'Влияние занятий спортивным ориентированием на психическое развитие младших школьников с ЗПР'

Влияние занятий спортивным ориентированием на психическое развитие младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майоркина И. В.

В статье рассматривается влияние занятий спортивным ориентированием на развитие познавательных процессов, а именно: внимания, памяти и мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Майоркина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий спортивным ориентированием на психическое развитие младших школьников с ЗПР»

УДК 159.9+796.022.7+371.31

И. В. Майоркина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

В статье рассматривается влияние занятий спортивным ориентированием на развитие познавательных процессов, а именно: внимания, памяти и мышления - у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, спортивное ориентирование.

Практическое отсутствие полностью здоровых детей, значительное увеличение количества детей с задержкой психического развития диктуют необходимость поиска новых путей для выхода из этой ситуации. Средства спортивного ориентирования могут значительно повлиять и на физическое, и на психическое развитие младших школьников.

Задержка психического развития (ЗПР) - это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Основой ЗПР является замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, которое вызывается нарушением их питания. Замедленный темп созревания приводит к частичному нарушению психического развития, без грубых органических повреждений и с минимальной функциональной недостаточностью. Причиной ЗПР может стать педагогическая запущенность детей, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка. Наиболее ярко симптомы ЗПР проявляются в младшем школьном возрасте, когда ребенок осуществляет переход к сложным и опосредованным формам деятельности.

Исследователи отмечают, что дети с ЗПР составляют 5,8% всех учащихся начальной школы и около 50% среди неуспевающих младших школьников [1]. Однако при правильно организованной работе с такими детьми они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе, но начальная школа - самый трудный этап для детей с ЗПР, и это тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь.

И. Н. Шевлякова подчеркивает, что при отсутствии коррекционной педагогической помощи различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становятся все более явными, что приводит к изоляции от сверстников, различным формам «ухода», компенсации невротического и асоциального характера [2].

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс направлен на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников, особенно младших классов, с целью выявления индивидуальных вариантов развития. Для обучения детей с ЗПР в школе используется специальная упрощенная учебная программа. Недостаточная разработка корректирующих программ, трудности с индивидуальным подходом к каждому ученику делают работу в этом направлении актуальной и необходимой. Физическое совершенствование приводит к улучшению психического состояния человека, повышению работоспособности и уменьшению утомляемости. Физическая активность благотворно влияет и на интеллектуальное развитие. Помочь школьникам адаптироваться к учебной деятельности с помощью программы начального обучения спортивному ориентированию, скорректировать психическое развитие младших школьников с ЗПР - цель данной работы.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, которым могут заниматься дети разного уровня физического развития без перегрузок и потери интереса к занятиям. К

особенностям ориентирования относятся: наиболее органическое сочетание в нем физического и умственного начал, исключительная эффективность его как способа снятия нервных перегрузок, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов.

Психологическую структуру спортивного ориентирования составляют такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, внимание, мышление. В процессе ориентирования восприятие окружающей местности протекает в форме наблюдения - сознательного, преднамеренного, планомерного, активного процесса. В ориентировании развивается воссоздающее воображение - умение представлять незнакомую местность по отвлеченным условным знакам на карте, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление взрослого - это последовательные ступени онтогенетического развития. Наглядно-действенное мышление постепенно выделяется из практической деятельности ребенка и принимает форму специальных пробующих действий. К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления Н. Н. Поддьяков относит формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации [3]. Дети научаются оперировать образами произвольно, актуализируя их. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления.

Все эти виды мышления осуществляются в деятельности ориентировщика. Для младших школьников с ЗПР развитие мышления проходит в соревновательно-игровой обстановке, характерной для обучения ориентированию и наиболее адекватной для детей. При этом проговаривание на начальных этапах вслух, а в дальнейшем «про себя» каждого последующего действия ведет к постепенному развитию словесно-логического мышления. По теории П. Я. Гальперина все психические акты человека формируются или могут быть сформированы в следующем порядке. Сначала они складываются как действия с внешними предметами или их заместителями в виде карточек с изображениями, затем эти процессы переводятся в план громкой речи, откуда потом они переходят во внутреннюю речь, а далее превращаются, автоматизируясь, в собственно внутреннюю деятельность [4].

В ориентировании строго фиксируются следующие мыслительные операции:

1. Нахожу на карте точки старта и КП 1 (контрольный пункт).

2. Оцениваю местоположение КП, нахожу ближайшую к нему привязку.

3. Приблизительно определяю рациональный путь к привязке, при этом первым делом обращаю внимание на попутные линейные и площадные ориентиры.

4. Выбираю опорные ориентиры и способы их достижения. И только тогда начинаю движение до привязки.

5. Уточняю по карте и легенде местоположение КП. Сравниваю объект, на котором стоит КП, с другими близлежащими объектами. Определяю их взаимное положение.

6. Выбираю способ выхода на КП от привязки [5].

Все эти мыслительные операции дети должны проговаривать вслух, затем, по мере научения навыкам ориентирования, переводить их во внутренний план, т. е. интерриоризировать.

Решение тактических задач основано на восприятии и переработке информации, сенсомоторном реагировании и интеллектуальных операциях, характеризующих оперативное мышление.

С. Казанцев считает, что человек способен в единицу времени обработать определенное количество единиц информации. Ясно, что с увеличением скорости бега количество единиц информации, приходящееся на определенное расстояние, будет уменьшаться. Спортсмен должен бежать, испытывая дефицит информации, что связано с определенным риском, либо уменьшать скорость бега для обращения к карте [6].

Т. Соколова в своей работе отмечает, что от современного спортсмена-ориентировщика требуется комплексное владение техникой абстрагирования рисунка

карты и выделение из нее главных опорных ориентиров, умение быстро представить, оценить характер и надежность каждого из них, выбрать наиболее рациональный путь между ними [7]. В. А. Акимов говорит, что у квалифицированных спортсменов изображение карты и представление о местности сливаются в единое целое. Спортсмен, глядя на карту, видит ее как конкретную местность, глядя на местность, он представляет ее в виде картографической схемы.

Ориентирование - это активная деятельность всего организма: длительный бег, до двух часов, при этом на отдельных участках работа в максимальном режиме; это прыжки, лазание, лыжи и так далее. Но доступно оно для детей с любым уровнем подготовки, так как только сам спортсмен выбирает наиболее подходящий для его возможностей и умений темп движения. Так как основой ЗПР часто является замедление созревания лобных отделов головного мозга, вызываемое нарушением их питания, то двигательная активность, которая в ориентировании чаще всего происходит в парковой или лесной зоне, будет заметно сказываться на снабжении мозга кислородом и улучшении его питания.

При обучении спортивному ориентированию используются игровой и соревновательный методы, наиболее подходящие для данного возрастного периода. Младший школьный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов. Любая спортивная деятельность, а особенно спортивное ориентирование, приводит к улучшению физического и психического состояния ребенка и благотворно влияет на интеллектуальное развитие.

Основой соревновательной деятельности в ориентировании является бег по пересеченной местности и поиск контрольных пунктов с помощью компаса и карты. Выбор маршрута передвижения по незнакомой местности обусловлен наличием информации, получаемой из карты данной местности. С помощью карты ребенок планирует путь передвижения, выбирая оптимальный вариант, определяет свое местонахождение, сличая местность с картой. Перемещение в пространстве связано с необходимостью определять расстояние и направление движения и сохранять направление с большой точностью. Огромное многообразие соревновательных ситуаций заставляет спортсмена искать свои пути решения возникающих проблем. Спортивное ориентирование позволяет научить оценивать свои физические и умственные возможности.

Гипотеза исследования: уровень развития внимания, памяти и мышления у младших школьников с ЗПР, занимающихся спортивным ориентированием, будет выше, чем у школьников с ЗПР, занимающихся общей физической подготовкой.

Задачи исследования:

1. Оценить уровень развития внимания, памяти и мышления у детей с ЗПР.

2. Разработать программу начальной подготовки по спортивному ориентированию для младших школьников с ЗПР.

3. Экспериментально апробировать и теоретически обосновать эффективность программы начального обучения спортивному ориентированию младших школьников с ЗПР.

В качестве методов исследования применялись: анализ научно-методической литературы, метод поперечных срезов, психодиагностическое тестирование, последовательный эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в четвертых классах школы-интерната № 2 и в четвертых классах общеобразовательной школы № 120. Выборочная совокупность составила 60 человек - дети младшего школьного возраста (10-11 лет). Для проведения эксперимента выборка была произвольно разделена на экспериментальную и контрольную группы. Дети без ЗПР были тестированы для определения условной нормы.

Обучение в общеобразовательной школе в классе с ЗПР и в школе-интернате ведется по одинаковым типовым программам, что исключает влияние на психическое развитие учебной программы как дополнительного фактора. С контрольной группой один раз в неделю дополнительно занимались общей физической подготовкой.

Программа начального обучения спортивному ориентированию состояла из 25 занятий по 60 мин. Эксперимент проходил с ноября 2007 по май 2008 г., занятия проводились один раз в неделю. В программе использовались специализированные задачи и упражнения спортивного ориентирования [8].

Анализу подвергались результаты поперечных срезов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента. Так как методики исследования психических процессов разработаны для детей с нормальным развитием [9], то для диагностики психических процессов у детей с ЗПР использовалась индивидуальная форма обследования.

Результаты исследования.

Анализ результатов первичного психологического тестирования показал, что уровень развития переключения, устойчивости, избирательности внимания, объем кратковременной памяти, уровень развития зрительной оперативной и непроизвольной памяти у младших школьников с ЗПР значимо ниже уровня развития этих свойств у школьников общеобразовательной школы. Между контрольной и экспериментальной группами достоверных различий не обнаружено.

Особенностями интеллектуальных способностей младших школьников с ЗПР являются: неполное, незавершенное переключение внимания; низкий уровень устойчивости внимания; низкий уровень избирательности внимания; небольшой объем кратковременной памяти; невысокий уровень развития зрительной оперативной памяти; низкая продуктивность непроизвольного запоминания, невысокий уровень наглядно-логического и образного мышления

К трудностям проведения эксперимента можно отнести то, что дети с ЗПР очень часто болели и в связи с этим пропускали занятия. Поведение детей из неблагополучных семей отличалось неконтролируемостью, неусидчивостью, нетерпеливостью, вспышками негодования из-за того, что что-то не получается.

К окончанию эксперимента поведение таких детей значительно улучшилось, они могли спокойно и внимательно выслушать объяснение тренера и даже сами помочь тем, у кого возникали проблемы с пониманием.

Анализ результатов повторного тестирования показал, что уровень развития свойств памяти и внимания повысился, увеличился объем кратковременной памяти. Различия между экспериментальной и контрольной группами имеют статистически достоверную значимость по переключению и устойчивости внимания, по объему кратковременной памяти (на слова и на числа). Сравнительные результаты исследования особенностей переключения внимания у школьников экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента с помощью таблиц Шульте представлены на рис. 1 и 2. Сравнительные результаты исследования устойчивости внимания до и после эксперимента по методике Рисса «Перепутанные линии» представлены на рис. 3 и 4. Сравнительные результаты исследования особенностей памяти по методикам Лурии и Векслера у экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента представлены на рис. 5 и 6.

Выводы.

1. Уровень развития переключения, устойчивости, избирательности внимания, объем кратковременной памяти, уровень развития зрительной оперативной и непроизвольной памяти у младших школьников с ЗПР, уровень наглядно-логического и образного мышления значимо ниже уровня развития этих свойств у младших школьников общеобразовательной школы. Уровень развития перечисленных свойств у экспериментальной и контрольной групп до эксперимента значимо не различался.

2. Программа начального обучения спортивному ориентированию младших школьников была составлена с учетом особенностей развития детей с ЗПР.

3. Значимые различия между экспериментальной и контрольной группой после эксперимента доказывают эффективность программы начальной подготовки по спортивному ориентированию.

Таким образом, средства спортивного ориентирования могут использоваться в качестве корректирующей программы для детей младшего школьного возраста с ЗПР или как средство психического развития детей. Включение спортивного ориентирования в школьную

программу по физической культуре не только для школьников с ЗПР, но и для школьников общеобразовательной школы позволит физически развить детей, поднимет их интерес к занятиям физической культурой и поможет развивать важнейшие психические функции детей.

Переключение внимания

300

250

200

о о

| 150 о

" 100 50 0

12 3 4

экспериментальная группа:1-красные числа,3-черныечисла контрольная группа:2-красные числа,4-черные числа

■ первый срез □ второй срез

Рис. 1. Сравнение средних значений времени выполнения тестовых заданий

с красными и черными числами

Переключение внимания

экспериментальная группа:1-красные числа,3-черные числа контрольная группа:2-красные числа,4-черные числа

■ первый срез 0 второй срез

Рис. 2. Сравнение средних значений скорости выполнения тестовых заданий

с красными и черными числами

Устойчивость внимания

930 -г

920 -

910 -

900 -

ы а> 890 -

о

к 2 880 -

а>

с аз 870 -

860 -

850 -

840 -

830 -

«1

8бЦ

1 2 1-экспериментальная группа 2-контрольная группа

н первый срез □ второй срез

Рис. 3. Сравнение средних показателей времени выполнения задания по методике «Перепутанные линии»

Устойчивость внимания

т

е

ф ш н о

X

X .0 е;

5

ш я а.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

11,95

10,95

11,851

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 1-экспериментальная группа 2-контрольная группа

■ первый срез □ второй срез

Рис. 4. Сравнение средних показателей количества правильных ответов по заданиям методики «Перепутанные линии»

Объем кратковременной памяти

12 3 4

экспериментальная: 1-слова,3-числа контрольная: 2-слова,4-числа

^ первый срез ■ второй срез

Рис. 5. Сравнение средних показателей объема кратковременной памяти

на слова и на числа

Зрительная оперативная и непроизвольная

память

с; £

ю

0

а

4,85

0

0

из

2,25

1

2

3

4

Зрительная оперативная память:1-экспериментальная группа,2-контрольная группа зрительная непроизвольная память:3-экспериментальная группа,4-контрольная группа

6

5

0

■ первый срез 0 второй срез

Рис. 6. Сравнение средних значений в баллах зрительной оперативной и непроизвольной памяти

Библиографический список

1. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие / Ю. В. Саенко. - М. : Академический Проект, 2006. - 182 с.

2. Шевлякова, И. Н. Посмотри внимательно на мир: программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / И. Н. Шевлякова. - М. : Генезис, 2003. - 96 с.

3. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А Конева. - СПб. : Речь, 2006. - 352 с.

4. Тихомиров, О. К. Психология : учебник / О. К. Тихомиров ; под ред. О. В. Гордеевой. - М. : Высшее образование, 2006. - 538 с.

5. Иванов, Е. И. Начальная подготовка ориентировщика / Е. И. Иванов. - М. : ФиС, 1985. - 159 с.

6. Казанцев, С. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков / С. Казанцев // Азимут. - 2004. - № 1. - С. 36-37.

7. Мальчиков, А. В. Анализ эффективности аудиторных методов развития специальных интеллектуальных способностей к работе с картой у юных спортсменов-ориентировщиков / А. В. Мальчиков, Т. М. Соколова // Азимут. - 2003. - № 3. - С. 42-43.

8. Огородников, Б. И. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию / Б. И. Огородников, А. Л. Моисеенков, Е. С. Приймак. - М. : Физическая культура и спорт, 1980. - 72 с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.

© Майоркина И. В., 2010

Автор статьи - Ирина Владимировна Майоркина, доцент кафедры физического воспитания ОмГУ им Ф. М. Достоевского, [email protected] или [email protected].

Рецензент - Л. М. Иванова, доцент кафедры физического воспитания ОмГУ, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.