ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
И.В. Новиков, канд. пед. наук, старший преподаватель В.К. Миловидов, профессор
Уральский государственный университет физической культуры (Россия, г. Челябинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-188-190
Аннотация. Спортивная гимнастика представляет собой сложно-координационный вид спорта, суть которого заключается в выполнении упражнений и элементов на гимнастических снарядах, а также упражнений акробатики. Автором, опытным путем проверено, что проведение занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушениями интеллекта оказывает положительное влияние на развитие когнитивных способностей занимающихся. Данные проведенного исследования указывают на то, что способность к концентрации и скорости мышления увеличивается после 3-х месяцев систематических занятий. Полученные результаты связаны с тем, что при занятиях спортивной гимнастикой создаются условия для развития у детей концентрации и внимания.
Ключевые слова: спортивная гимнастика; коррекционная педагогика; дети с нарушениями интеллекта; когнитивные способности; внимание; мышление.
Проблема развития когнитивных способностей детей с нарушениями интеллекта является одной из самых актуальных в современной коррекционной педагогике. Н. Ю. Сергеева отмечает, что «умственная отсталость - это общее психическое недоразвитие, с ведущим нарушением познавательной сферы, в результате глубокого органического поражения головного мозга» [2, с. 50].
К сожалению, количество детей с нарушениями интеллекта и когнитивных способностей увеличивается. Дети с нарушениями интеллектуальной сферы развиваются на дефектной основе. У них наблюдаются конкретность и тугоподвижность всех мыслительных процессов. Кроме нарушения интеллекта, большинство из таких детей имеют нарушения физического развития, отягощенные сопутствующими заболеваниями [3, с. 32].
В тоже время современная коррекционная педагогика не стоит на месте, и разрабатываются новые, все более эффективные методы и средства развития детей с нарушениями интеллекта. Учеными установлено, что «физическая активность влияет не только на состояние костно-мышечной системы, но и на когнитивные способности» [5, с. 45]. Физическое воспитание
тесно связано с общим образованием и развитием когнитивных способностей [1, с. 404].
Спортивная гимнастика представляет собой сложно-координационный вид спорта, суть упражнений которого заключается в выполнении упражнений и элементов на гимнастических снарядах, а также упражнений акробатики. Благодаря разнообразию и сложности гимнастических упражнений от занимающихся требуется развитие не только физических качеств, но и когнитивных способностей (внимания, мышления, памяти).
Цель исследования: выявить влияние занятий спортивной гимнастикой на развитие когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе спортивного зала федерации спортивной гимнастики города Челябинска. В исследовании приняли участие девочки 8-11 лет в количестве 12 человек с отклонениями интеллектуального нарушения. Диагностика проводилась по методике Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности. Данная методика предполагает выявление когнитивных способностей к
удержанию внимания, длительности концентрации и скорости мышления.
Экспериментальная группа детей с интеллектуальными нарушениями занималась спортивной гимнастикой три раза в неделю по 90 минут. В программу занятий входили упражнения на снарядах гимнастического многоборья и акробатики.
Упражнения на коне: удержание в упоре спереди и сзади; махи ногами в стороны; пронос ног вперед и назад в упоре на ручках.
Упражнения на кольцах: махи вперед и назад; удержание в висе; подъем ног в вис согнувшись.
Упражнения на параллельных брусьях: удержание в упоре; ходьба в упоре на руках лицом вперед и спиной назад; махи в упоре на руках; сгибание-разгибание рук в упоре.
Упражнения на перекладине: вис; вис углом; поднимание ног в висе до касания перекладины; подъем с переворотом; удержание в поре на прямых руках.
Опорный прыжок: запрыгивание на горку матов с разбега с использованием пружинящего мостика; кувырок на горку матов с разбега.
Вольные упражнения: перекат вперед и назад; кувырок вперед; кувырок назад; гимнастический мост; стойка на лопатках; перекат в сторону; переворот в сторону «колесо»; равновесие на одной ноге.
Кроме выполнения упражнений на гимнастических снарядах и упражнений и акробатики, выполнялись упражнения общей и специальной физической подготовки. Из упражнений общей и специальной физической подготовки применялись: сгибание-разгибание рук в упоре лежа; наклоны в складку ноги вместе и ноги врозь; шпагаты (поперечный и продольный); лазание по гимнастической стенке вверх-вниз, вправо-влево; прыжок в длину; прыжки через препятствия; бег; подтягивания (с помощью); приседания.
В разминку включались беговые, прыжковые упражнения и общеразвивающие упражнения в движении и на месте. Среди упражнений разминки были: бег; прыжки на двух ногах и на одной ноге; выпрыгивания из приседа; наклоны вперед и в стороны.
Необходимо отметить, что во время занятий необходимо осуществлять психологическую поддержку детей с нарушениями интеллекта, психологическая поддержка должна осуществляться на протяжении всего процесса взаимодействия с детьми [4, с. 62].
Результаты исследования. Тестирование когнитивных способностей испытуемых проводилось до и после эксперимента. Так, по результатам первого тестирования, неправильно маркированных фигур из 80 на период начала эксперимента было 50, что означает, что дети имеют существенные отклонения в когнитивной функции внимания. После проведения занятий спортивной гимнастикой, количество правильных ответов было больше - 55 из 80. Это свидетельствует о том, что произошли позитивные изменения в способности к концентрации и внимательному выполнению упражнения. А также к возможному повышению уровня мыслительных способностей детей.
Заключение. Таким образом, проведение занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушениями интеллекта оказывает положительное влияние на развитие когнитивных способностей занимающихся. Данные проведенного исследования указывают на то, что способность к концентрации и скорости мышления увеличивается после 3-х месяцев систематических занятий. Полученные результаты мы связываем, с тем, что при занятиях спортивной гимнастикой создаются условия для развития концентрации при выполнении упражнений и элементов. Занимающемуся необходимо иметь более-менее ясное представление о выполняемом упражнении, а при неудачном выполнении иметь способность к коррекции движений, что тесно связано с проявлением когнитивных способностей. Можно сказать, что, разучивание упражнений гимнастики и выполнения гимнастических элементов способствует развитию когнитивных способностей детей с нарушениями интеллекта.
Дальнейшие исследования могут быть проведены с точки зрения сравнительного анализа занятий спортивной гимнастикой и общими занятиями физическими упражнениями.
Библиографический список
1. Вихляева М.М. Особенности физического воспитания детей с нарушением интеллекта // Форум молодых ученых. - 2017. - №5 (9). - С. 404-407.
2. Сергеева Н.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта // Вестник науки. - 2020. - №6 (27). - С. 50-52.
3. Соколова И.А., Извеков Е.Л. Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта // Известия ТулГУ Физическая культура. Спорт. - 2020. - №4. -С. 32-39.
4. Халилова М.Г. Социализация детей с нарушением интеллекта // Вестник СПИ. -2022. - №1 (41). - С. 62-64.
5. Чупряев И.К., Пономарева С.Д., Ясакова А.В., Фролова Е.В. Физическая активность как фактор, влияющий на когнитивные нарушения // Российский семейный врач. - 2020. -№1. - С. 45-51.
THE IMPACT OF GYMNASTICS ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
I.V. Novikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer
V.K. Milovidov, Professor
Ural State University of Physical Culture
(Russia, Chelyabinsk)
Abstract. The article is devoted to the problem of the development of cognitive abilities of children with intellectual disabilities by means of gymnastics. Gymnastics is a complex coordination sport, the essence of which is to perform exercises and elements on gymnastic equipment, as well as acrobatics exercises. The author has experimentally verified that conducting gymnastics classes with children with intellectual disabilities has a positive effect on the development of cognitive abilities of those involved. The data of the conducted research indicate that the ability to concentrate and think faster increases after 3 months of systematic training. We associate the results obtained with the fact that during gymnastics classes conditions are created for the development of concentration and attention.
Keywords: gymnastics; correctional pedagogy; children with intellectual disabilities; cognitive abilities; attention; thinking.