Научная статья на тему 'Реализация методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха'

Реализация методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / РЕБЁНОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новиков Иван Владиславович, Новиков Владислав Владимирович

В статье представлены результаты реализации методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет в процессе физического воспитания в коррекционной образовательной организации второго вида. В исследовании рассматривается методика, которая предполагает проведение занятий по спортивной гимнастике. Показаны результаты проведенного педагогического эксперимента по использованию средств спортивной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Представлены упражнения спортивной гимнастики, которые были применены в процессе исследования. На основе педагогического эксперимента автором статьи делается вывод об эффективности формирования координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха на занятиях по спортивной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новиков Иван Владиславович, Новиков Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха»

Реализация методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха

Новиков Иван Владиславович,

аспирант кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта, Уральский государственный университет физической культуры, ivan-7504@mail.ru

Новиков Владислав Владимирович,

канд. пед. наук, доцент кафедры инфокоммуникационные технологии, Южно-Уральский государственный университет, novikovvv@susu.ru

В статье представлены результаты реализации методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет в процессе физического воспитания в коррекционной образовательной организации второго вида. В исследовании рассматривается методика, которая предполагает проведение занятий по спортивной гимнастике. Показаны результаты проведенного педагогического эксперимента по использованию средств спортивной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Представлены упражнения спортивной гимнастики, которые были применены в процессе исследования. На основе педагогического эксперимента автором статьи делается вывод об эффективности формирования координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха на занятиях по спортивной гимнастике. Ключевые слова: слуховые нарушения; физическое развитие; физические упражнения; спортивная гимнастика; ребёнок.

Введение. Нарушения слуха у детей младшего школьного возраста представляет важную медико-социальную проблему. В России более тринадцати миллионов детей имеют патологию слуха [3, с. 5]. Формирование и развитие моторной системы человека тесным образом связано с работой слухового анализатора. Поэтому, обычно «у глухих и слабослышащих детей отмечаются дискоордина-ция и неуверенность движений, нарушение равновесия, увеличение периода формирования двигательного навыка» [2, с. 63] Таким образом, слух оказывает существенное влияние на физическое развитие и физическую подготовку таких детей. В связи с этим, Седляр Ю. О. отмечает, что «дети с отклонениями в состоянии здоровья более других групп населения нуждаются в заботе и внимании педагогов и специалистов по физическому воспитанию» [6, с. 121]

У детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеются отставания в физическом развитии и физической подготовленности от сверстников, не имеющих нарушения слуха. В настоящее время у детей с нарушением слуха проблема развития двигательных способностей не является решённой. Существует значительная потребность общества в целом и в частности желание каждого конкретного ребёнка в преодолении отставания в физическом развитии и физической подготовленности. Кроме этого, важнейшей педагогической задачей физического воспитания младших школьников является «овладение жизненно важными двигательными навыками и развитие физических качеств» [5, с. 6]. Но в настоящее время в физическом воспитании детей с нарушением слуха используются недостаточно эффективные методы и средства для преодоления негативных влияний нарушений слуха и осуществления полноценного физического развития детей.

Большие возможности в вопросе физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха могут оказать упражнения спортивной гимнастики. В основе спортивной подготовки гимнастов лежит направленность на совершенствование технического мастерства, повышение стабильности и надежности выполнения упражнений и элементов, а также обогащение двигательного опыта [1, с. 24].

На сегодняшний день, в теории и практике физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха недостаточно работ посвящённых применению упражнений спортивной

со ^

0

сч

ю

01

гимнастики. Между тем, в спортивной гимнастике существует большое количество упражнений, которые имеют высокую доступность использования с различным контингентом занимающихся. Особенностью упражнений спортивной гимнастики является то, что их достаточно легко видоизменять (упрощать, усложнять). Это позволяет использовать средства спортивной гимнастики для достижения определённых результатов в физическом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и с разной степенью физической подготовленности. Таким образом, противоречие заключается в наличии больших возможностей спортивной гимнастики в повышении уровня физической подготовки занимающихся и существующей потребностью детей с нарушением слуха в развитии двигательных способностей.

Проблема исследования заключается в недостаточном использовании возможностей спортивной гимнастики как средства физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Актуальность. На общем фоне отставания в физическом развитии и физической подготовленности от своих слышащих сверстников, у детей с нарушением слуха координационные способности являются слабо развитыми [7, с. 6]. Формировать координационные способности особенно важно в детском возрасте, так как «чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности» [3, с. 268]. Кроме этого, как отмечают в своей статье В. Г. Никитушкин с соавторами, «в современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость» [6, с. 25].

Занятия спортом и процесс формирования координационных способностей детей с нарушением слуха подчиняется таким же правилам и закономерностям что и процесс формирования координационных способностей слышащих детей. Однако, при организации и проведении занятий с детьми имеющими нарушения слуха следует больше внимания уделять индивидуальным особенностям занимающихся, а также учитывать особенности нарушений и вторичных отклонений, которые присутствуют при нарушенной функции слуха.

Формирование координационных способностей детей с нарушением слуха является актуальной педагогической проблемой. Для решения обозначенной проблемы следует применять эффективные методики, которые способствуют повышению способности детей к удержанию равновесия и формированию большого двигательного опыта.

Цель исследования - реализовать методику формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха в практике физического воспитания коррекционного обра-

зовательного учреждения второго вида и определить её эффективность.

Методика. Предлагаемая нами методика, которую планируется реализовать в практике работы образовательной организации со слабослышащими детьми заключается во внедрении в процесс физического воспитания занятий по мужской спортивной гимнастике. Занятия спортивной гимнастикой будут проводиться взамен занятий направленных на общую физическую подготовку детей. Занятия по спортивной гимнастике с мальчиками предполагают выполнение упражнений на снарядах мужского гимнастического многоборья, а также выполнение акробатических упражнений и элементов. В основе предлагаемой нами методики лежат принципы адаптивной физической культуры, а также сделаны акценты на: сочетании индивидуальной и групповой работы с детьми, имеющими разные спортивные успехи на занятиях по спортивной гимнастике; осуществлении связи предыдущего занятия с последующим и поддержание систематичности в проведении тренировки.

На занятиях по спортивной гимнастике нами использовались следующие группы упражнений:

1. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении;

2. Акробатические упражнения и элементы (перекаты, кувырки, стойка на руках у гимнастической стенки, базовые акробатические положения и равновесия и др.);

3. Упражнения на снарядах мужского гимнастического многоборья (вис на кольцах, махи ногами в упоре на коне, удержание упора на параллельных брусьях, махи в висе на перекладине, выполнение опорных прыжков и многоскоков на мосту и др.);

4. Упражнения общей и специальной физической подготовки (подтягивание, лазанье по канату, шпагаты, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища из положения, лёжа на животе и др.).

Организация исследования. С целью апробации методики формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха и определения её эффективности, нами был проведён педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе коррекци-онной образовательной организации второго вида города Челябинска. В эксперименте приняли участие две группы слабослышащих мальчиков в возрастном промежутке от семи до девяти лет включительно. В экспериментальной и контрольной группе было равное количество испытуемых (по 16 мальчиков в каждой группе). В контрольной группе проводились занятия по физическому воспитанию по методике общей физической подготовки, без выполнения упражнений спортивной гимнастики, а в экспериментальной группе занятия по физическому воспитанию проводились по спортивной гимнастике.

В рамках педагогического эксперимента реализация предлагаемой нами методики в экспериментальной группе проводилась в течение четырёх месяцев. Проведено контрольное тестирование

координационных способностей испытуемых до и после проведения эксперимента. Для обработки результатов тестирования использовались методы математической статистики, а также компьютерная программа «Excel», корпорации Microsoft.

Результаты исследования. До начала проведения педагогического эксперимента испытуемые контрольной и экспериментальной группы имели одинаковый уровень физической подготовленности, и достоверных отличий в тестах на координационные способности не было. Это говорит о том, что выборка испытуемых сделана грамотно, что является одним из факторов правильности проведения педагогического эксперимента.

После проведения эксперимента и повторного тестирования координационных способностей испытуемых, мы увидели разницу между группами. Так результаты в тесте «Челночный бег 3х10 м», в контрольной группе улучшились на 8% по сравнению с исходным уровнем, а в экспериментальной группе улучшение составило 16,5%. Полученные результаты характеризуют лучшую способность к прогнозированию своих действий и способность к быстрой смене направления движения мальчиками в экспериментальной группе по сравнению с мальчиками контрольной группы.

В контрольном тесте «Воспроизведение половины максимального прыжка в длину», в контрольной группе точность воспроизведения повысилась на 3% по сравнению с исходным уровнем, а в экспериментальной группе точность выполнения данного теста повысилась на 12,8%. Полученные результаты характеризуют лучшую способность испытуемых к дифференцированию усилий и способность к ориентации в пространстве в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Скорость преодоления дистанции с сохранением равновесия, в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке», в контрольной группе по сравнению с исходным уровнем повысилась на 9,5%, а в экспериментальной группе результаты в данном тесте повысились на 18,5%. Полученные результаты характеризуют лучшую способность к сохранению динамического равновесия мальчиков экспериментальной группы, по сравнению с мальчиками контрольной группы.

По результатам теста «Поза «аист», в контрольной группе длительность удержания равновесия повысилась на 9,4% по сравнению с исходным уровнем, а в экспериментальной группе длительность удержания равновесия повысилась на 15,4%. Полученные результаты характеризуют лучшую межмыченую координацию испытуемых в экспериментальной группе по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

Вывод. Полученные результаты свидетельствуют о том, что реализованная нами методика формирования координационных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха в практике физического воспитания коррекционного образовательного учреждения второго вида является эффективной. Результаты исследования доказывают, что занятия спортивной гимнастикой способ-

ствуют формированию координационных способностей детей с нарушениями слуха.

Упражнения спортивной гимнастики способствуют повышению силы мальчиков 8 лет с нарушениями слуха. Что в частности достигается повышением силы мышц плечевого пояса, рук и повышение способности удерживать статическое положение тела. К такому выводу, мы пришли на основе результатов в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа». Результаты в экспериментальной группе стали лучше по сравнению с результатами контрольной группы - 14,8 и 8,7 соответственно (р<0,05).

Упражнения спортивной гимнастики способствуют улучшению координационных способностей мальчиков 8 лет с нарушениями слуха. Что в частности достигается повышением способности к пространственной ориентации, способности к быстрому изменению траектории движения. Мы делаем такой вывод на основе результатов в тесте «челночный бег 3х10 м». Результаты в экспериментальной группе стали лучше по сравнению с результатами контрольной группы -10,8 с и 12,5 с соответственно (р<0,05).

Упражнения спортивной гимнастики способствуют повышению скоростно-силовых способностей мальчиков 8 лет с нарушениями слуха. Что в частности достигается повышением прыгучести и силы мышц ног, а также улучшением пространственной ориентации. Мы делаем такой вывод на основе результатов в тесте «прыжок в длину». Результаты в экспериментальной группе стали лучше по сравнению с результатами контрольной группы - 128,4 см и 115, 5 см соответственно (р<0,05).

На примере результатов проведенного педагогического эксперимента с мальчиками 8 лет с нарушением слуха, можно говорить о положительном влиянии средств спортивной гимнастики на физическую подготовку детей.

Заключение. Использование упражнений спортивной гимнастики в работе по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста позволяет повысить уровень координационных способностей. Поэтому, на наш взгляд является целесообразным проведение дальнейших исследований по изучению вопросов связанных с формированием координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха, занимающихся спортивной гимнастикой.

Литература

1. Ботова Л. Н., Муллахметова А. Р. Совершенствование кинестезии у юных гимнастов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - №10 (152). - С. 24-28.

2. Медведева О. А., Алексанянц Г. Д. Физиологические характеристики сенсомоторных систем школьников с различной степенью слуховой де-привации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2010. - №3. - С. 63-69.

3. Медведева О. А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : дис. ...канд. биол. наук. - Краснодар, 2011 - 147 с.

4. Никитушкин В. Г., Малиновский С. В., Рази-нов Ю. И., Аулова А. В. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет // Вестник спортивной науки. 2012. - №2. - С. 25- 29.

5. Новиков И.В. Влияние слуховых нарушений на развивающийся организм ребёнка // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 6-10.

6. Седляр Ю. О. Структура принципов адаптивной физической подготовки / Ю. О. Седляр // Фiзичне виховання, спорт i культура здоров'я у су-часному сусптьствк - 2012. - № 2 (18). - С. 121125.

7. Шауро С. Н. Развитие физических качеств у детей 6-7-ми летнего возраста с преимущественным использованием средств гимнастики : дис. канд. пед. наук. - Москва, 2009 - 156 с.

The implementation of the method of formation of coordination

abilities in boys 7-9 years old with hearing impairments Novikov I.V., Novikov V.V.

Ural state University of physical culture, South Ural state University The article presents the results of the method of formation of coordination abilities in boys 7-9 years in the process of physical education in correctional educational organization of the second type. The study discusses a technique that involves conducting classes in sports gymnastics. The results of the pedagogical experiment on the use of gymnastics in physical education of children of primary school age with hearing impairment are shown. Exercises of gymnastics which were applied in the course of research are presented. On the basis of pedagogical experiment the author of article draws a conclusion about efficiency of formation of coordination abilities of boys with hearing impairments on occupations in sports gymnastics. Key words: hearing disorders; physical development; exercise;

sports gymnastics; child. References

1. Botova L.N., Mullahmetova A.R. Improving kinesthesia in young

gymnasts // Uchenye zapiski Lesgafta University. - 2017. - №10 (152). - p. 24-28.

2. Medvedeva OA, Aleksanyants GD. Physiological characteristics

of the sensorimotor systems of schoolchildren with varying degrees of auditory deprivation // Bulletin of Adygei State University. Series 4: Natural Mathematical and Technical Sciences. 2010. - №3. - pp. 63-69.

3. Medvedev OA. Physiological features of the sensory systems of

children in the period of the second childhood with varying degrees of hearing impairment: dis. ... Cand. biol. sciences. -Krasnodar, 2011 - 147 p.

4. Nikitushkin V. G., Malinovsky S. V., Razinov Yu. I., Aulova A. V.

Forming the coordination abilities of children 4-12 years old // Bulletin of sport science. 2012. - №2. - p. 25-29.

5. Novikov I.V. The impact of auditory disorders on the developing

body of the child // Modern psychology and pedagogy: problems and solutions: Coll. st. on mater. II-III Intern. scientific-practical conf. No. 2-3 (2). - Novosibirsk: SibAK, 2017. - p. 6-10.

6. Sedlyar Yu. O. The structure of the principles of adaptive physical training / Yu. O. Sedlyar // Physical training, sport and health culture in the modern community. - 2012. - № 2 (18). - P. 121-125.

7. Shauro S. N. The development of physical qualities in children 6-

7 years of age with the predominant use of gymnastics: dis. Cand. ped. sciences. - Moscow, 2009 - 156 p.

00 ^

0

СЧ

in

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.