Научная статья на тему 'Влияние занятий самообороной на физическую подготовленность студентов вуза'

Влияние занятий самообороной на физическую подготовленность студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
645
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ САМООБОРОНОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / MOTIVATION / SELF-DEFENSE TRAININGS / PHYSICAL PREPAREDNESS / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михеев Сергей Иванович

В статье обсуждается проблема недостаточной мотивации к занятиям физической культурой у современной студенческой молодежи. Предлагается изменить сложившуюся ситуацию с помощью использования в учебном процессе по физической культуре популярных направлений, в том числе занятий самообороной. Изложены условия организации педагогического эксперимента, в ходе которого отслеживалась динамика физической подготовленности студентов, обучающихся по традиционной программе, и студентов, проходящих курс обучения самообороне. В начальной и завершающей стадии исследования (сентябрь-май) фиксировались показатели физической подготовленности, полученные методом тестирования. В процессе анализа результатов в контрольной группе были выявлены случаи отрицательной динамики у отдельных студентов, установлены факты обратной зависимости в показателях гибкости и силы. Анализ полученных данных экспериментальной группы показал значительные положительные сдвиги без индивидуальной отрицательной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михеев Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of self-defense lessons on physical readiness of higher school students

In the article, the problem of lacking of motivation for physical training by today's students is discussed. Change of the situation with the help of usage of popular systems of training, including self-defense trainings, in the educational process of physical training has been discussed. There have been presented the conditions of organization of the pedagogical experiment, during which the dynamic of physical preparedness of students, studying under the traditional program, and students, attending the self-defense training course, has been monitored. In the initial and final phases of the research (September-May) the rates of physical preparedness, obtained by the method of testing, are fixed. During the process of analysis of the results in the control group some cases of negative dynamic among the students have been identified, the facts of inverse dependence in indicators of flexibility and strength have been set. The analysis of the received data of the experimental group showed significant positive changes without individual negative dynamic.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий самообороной на физическую подготовленность студентов вуза»

высить эффективность профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайдуллина, Г.Г. Педагогические условия социальной и педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье / Г.Г. Зайдуллина. -Челябинск : [б. и.], 2000. - 92 с.

2. Миннегалиев, М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2010. - С. 313-315.

3. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Миннегалиев М.М. - Уфа, 2004. - 20 с.

4. Юричка, Ю.И. Формирование здорового образа жизни детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Юричка, И.В. Мымрина. - Уфа, М. : [б. и.], 2004. - 95 с.

REFERENCES

1. Zaydullina, G.G. (2000), Pedagogical conditions social and pedagogical preventive maintenance and correction deviation behaviors teenagers in family, Chelyabinsk, Russian Federation.

2. Minnegaliev, M.M. (2010), "Role of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors student youth", Actual problems of the physical culture, sport and tourism, Ufimskiy state aircraft technical university, Ufa, Russian Federation, pp. 313-315.

3. Minnegaliev, M.M. (2004), Training-improving activity at school as preventive maintenance means deviation behavior of minors: diss. candidate sciences, Ufa, Russian Federation.

4. Jrichka, J.I. and Mymrina, I.V. (2004), Shaping sound lifestyle детей and teenager: scholastic-methodical allowance, Ufa-Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: MaratMagasumovich@rambler.ru.

УДК 796.082

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сергей Иванович Михеев, заведующий кафедрой физического воспитания, Академия труда и социальных отношений, Москва (АТиСО, Москва)

Аннотация

В статье обсуждается проблема недостаточной мотивации к занятиям физической культурой у современной студенческой молодежи. Предлагается изменить сложившуюся ситуацию с помощью использования в учебном процессе по физической культуре популярных направлений, в том числе занятий самообороной. Изложены условия организации педагогического эксперимента, в ходе которого отслеживалась динамика физической подготовленности студентов, обучающихся по традиционной программе, и студентов, проходящих курс обучения самообороне. В начальной и завершающей стадии исследования (сентябрь-май) фиксировались показатели физической подготовленности, полученные методом тестирования. В процессе анализа результатов в контрольной группе были выявлены случаи отрицательной динамики у отдельных студентов, установлены факты обратной зависимости в показателях гибкости и силы. Анализ полученных данных экспериментальной группы показал значительные положительные сдвиги без индивидуальной отрицательной динамики.

Ключевые слова: мотивация, занятия самообороной, физическая подготовленность, тестирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p125-129

INFLUENCE OF SELF-DEFENSE LESSONS ON PHYSICAL READINESS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Sergey Ivanovich Mikheev, Physical Education Department chair,

Academy of Labor and Social Relations, Moscow

Annotation

In the article, the problem of lacking of motivation for physical training by today’s students is discussed. Change of the situation with the help of usage of popular systems of training, including selfdefense trainings, in the educational process of physical training has been discussed. There have been presented the conditions of organization of the pedagogical experiment, during which the dynamic of physical preparedness of students, studying under the traditional program, and students, attending the self-defense training course, has been monitored. In the initial and final phases of the research (September-May) the rates of physical preparedness, obtained by the method of testing, are fixed. During the process of analysis of the results in the control group some cases of negative dynamic among the students have been identified, the facts of inverse dependence in indicators of flexibility and strength have been set. The analysis of the received data of the experimental group showed significant positive changes without individual negative dynamic.

Keywords: motivation, self-defense trainings, physical preparedness, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одна из главных проблем физического воспитания в высшей школе - слабый уровень мотивации к занятиям физической культурой (особенно в рамках учебного процесса) среди студенческой молодежи.

Обычно в роли главного мотива выдвигается положительное влияние практических занятий на физическое развитие студентов. Но собственно показатель динамики физической подготовленности, как правило, не служит для студентов позитивным фактором в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, хотя бы из-за особенностей возрастной психологии - стремления в любой деятельности получать максимальные результаты быстро и при минимальных физических, эмоциональных и временных затратах [4]. Закономерным следствием низкой мотивации к занятиям являются низкие показатели динамики физической подготовленности: контрольные нормативы предусматривают рост показателей в течение каждого учебного года, что зачастую никак не связано с практикой. Двигательная активность большинства студентов ограничивается обязательными занятиями по физической культуре (55%), да и эти занятия они нередко пропускают по различным причинам [3].

Одним из способов изменения сложившейся ситуации может послужить использование в учебном процессе новых форм - нетрадиционных систем физических упражнений, пользующихся популярностью среди молодежи и позволяющих разнообразить устоявшуюся вузовскую программу по физической культуре [2]. В число направлений, привлекательных для молодых людей сегодня, входят занятия самообороной.

Настоящее исследование посвящено анализу динамики физической подготовленности студентов, обучавшихся по традиционной программе, и студентов, проходивших в рамках программных практических занятий по физической культуре курс обучения самообороне.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2010 г. по май 2011 г. на учебно-тренировочной базе Академии труда и специальных отношений, г. Москва. В

эксперименте приняли участие 30 студентов основного отделения второго курса очной формы обучения (15 человек в экспериментальной группе и 15 в контрольной - по 7 юношей и 8 девушек), 1991-92 гг. рождения, не работающие, не имевшие спортивных разрядов и не занимающиеся спортом в настоящее время.

Занятия с каждой из групп были организованы в условиях стандартного расписания учебных занятий (4 академических часа в неделю) в первую смену, без посещения факультативных (секционных) занятий по физической культуре, т.е. без различий в объеме учебно-тренировочной работы. Со студентами контрольной группы практические занятия проводились по общей программе дисциплины «Физическая культура» (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика). Со студентами экспериментальной группы в течение учебного года проводились практические занятия по программе «Самооборона», составленной автором на основе техники прикладного раздела каратэ, направленной на формирование у студентов необходимого арсенала технико-тактических действий и специфических навыков, определяющих эффективное решение двигательных задач в ситуации внезапного нападения противника

С целью оценки эффективности эксперимента в контрольной и экспериментальной группах было проведено тестирование физической подготовленности, организованное в начальной и завершающей стадии эксперимента (сентябрь - предварительное тестирование, май - итоговое тестирование).

При составлении тестов учитывалось требование, по которому комплекс тестов должен фиксировать показатели, характеризующие двигательные качества, наиболее значимые для успешного выполнения соревновательных упражнений [1], в нашем случае - специфических действий, применяемых для обеспечения эффективного решения задач самообороны.

Тестирование заключалось в выполнении 5 упражнений из программы «Президентских состязаний»

- отжимания в упоре лежа (максимальное кол-во повторений);

- приседания на 1-ой ноге с опорой руки о стену (максимальное кол-во повторений);

- подъемы туловища из положения лежа, руки за головой, ноги согнуты и закреплены (кол-во повторений за 30 сек.);

- прыжок в длину толчком 2-х ног с места (см) - засчитывается лучший результат в 3 попытках;

- наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами (см).

Предусмотренное программой «Президентских состязаний» упражнение приседания на 2-х ногах на полной стопе на максимальное количество повторений заменено на приседания на 1-ой ноге с опорой руки о стену. Замена сделана с целью избежать перегрузки сердечнососудистой системы студентов при выполнении приседаний в режиме «до отказа».

Таким образом, сравнение результатов предварительного и итогового тестирования позволяет определить динамику физической подготовленности, а именно развитие таких физических качеств, как взрывная сила, скоростно-силовая выносливость, гибкость, силовая выносливость верхних и нижних конечностей (табл.).

Достоверность различий между средними арифметическими показателями определялась с помощью 1-критерия Стьюдента для связных выборок. По результатам итогового тестирования в контрольной группе наблюдался незначительный рост показателей физической подготовленности в 3 упражнениях и сокращение в 2 упражнениях. Так, у юношей отрицательная динамика проявилась в показателях силовой выносливости верхних и нижних конечностей (отжимания и приседания), у девушек - в показателях силовой выносливости верхних конечностей и гибкости (отжимания и наклон). Также в кон-

трольной группе при анализе индивидуальных результатов у юношей (43%) и девушек (50%) отмечено проявление обратной зависимости между показателями гибкости и силовой выносливости нижних конечностей (приседания).

Таблица

Результаты предварительного и итогового тестирования физической подготовлен_________ности студентов экспериментальной и контрольной групп (п=30)___________

Дата Контрольные показатели Юноши (Х±о) Девушки (Х±о)

ЭГ КГ ЭГ КГ

Сент. Отжимания 30,3±2,2 34,9±5,3 11,5±0,7 15,4±4,3

Май 32,9±2,3** 33,0±2,1 13,4±1,1** 14,1±3,1

Сент. Приседания 14,3±2,7 15,7±2,9 10,0±1,8 11,5±2,3

Май 15,6±2,5** 14,7±2,2 11,3±1,3** 12,3±1,5

Сент. Подъемы туловища за 30 сек. 29,7±1,7 29,9±1,7 27,4±1,3 23,8±2,6

Май 30,9±1,1* 30,6±1,7 27,9±0,9 24,5±1,7

Сент. Прыжок в длину с места (см) 223,7±21,7 235,9±14,2 176,9±9,6 159,6±15,6

Май 232,0±20,7** 240,1±12,7 181,6±8,9** 164,5±11,6

Сент. Наклон вперед (см) 12,7±5,3 8,4±5,4 17,3±5,9 19,4±3,5

Май 15,6±4,1** 10,0±6,7 21,6±6,5** 18,4±3,0

(*= р<0,05; ** = р<0,01)

В экспериментальной группе отмечена положительная динамика физической подготовленности как в групповых, так и в индивидуальных результатах по всем 5 тестируемым показателям, случаев отрицательной динамики нет. Наиболее значительные сдвиги у юношей и девушек отмечены в показателях гибкости (наклон), силовой выносливости верхних и нижних конечностей (отжимания и приседаниях), взрывной силы (прыжок) -р<0,01. Явная положительная динамика проявилась в показателях скоростно-силовой выносливости (подъемы туловища) у юношей - р<0,05. Изменения в показателях скоростно-силовой выносливости у девушек можно охарактеризовать как незначительные.

Сопоставление результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группе позволяет судить о сравнительной эффективности воздействия занятий самообороной и занятий, организованных по традиционной программе, на физическую подготовленность студентов, т. е. собственно об эффективности эксперимента в области общей физической подготовки студентов.

Среди дополнительных факторов, оказавших влияние на результаты эксперимента, следует отметить более устойчивое внимание к занятиям самообороной. Это отношение выразилось, в первую очередь, в посещаемости занятий студентами и отразилось на динамике физической подготовленности.

ВЫВОДЫ

1. Занятия самообороной, как и занятия единоборствами, обладают выраженным комплексным воздействием на организм, обеспечивая равномерное развитие основных физических качеств.

2. Специфика занятий самообороной предполагает систематическое активное применение игрового и соревновательного методов физического воспитания, что эффективно способствует росту функциональных возможностей организма и создает условия для всестороннего и гармоничного физического развития.

3. Занятия самообороной позволяют фиксировать рост тренированности не по абстрактным показателям, а в очевидном результате «проиграл - победил», что формирует у студентов устойчивое внимание к данному виду двигательной активности и заинтересованность в конкретном результате.

4. Очевидная актуальность самообороны и желание овладеть специфическими навыками положительно сказываются на факторе посещаемости и повышают мотивацию

к занятиям физической культурой в целом.

Таким образом, занятия самообороной полностью соответствуют задачам физического воспитания студентов высших учебных заведений. Обучение основам самообороны возможно и целесообразно организовывать в качестве отдельного модуля, общего или элективного курсов в рамках программных практических занятий по дисциплине «Физическая культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

2. Образовательные аспекты формы и содержания единоборств в вузе / Лабскир В.М. [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : 2 междунар. электрон. науч. конф. (7 февр. 2006 г.) : [сб. ст.] / [под ред. проф. Ермакова С.С.] ; Харьков. гос. акад. физ. культуры [и др.]. - Харьков, Белгород, Красноярск, 2006. - С. 137-139.

3. Опейкин, М.В. Физическая подготовка студентов секции каратэ-до // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 52-54.

4. Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

REFERENCES

1. Godik M.A. (1988), Sports Metrology, Physical Culture and Sports, Moscow, Russian Federation.

2. Labskir, V.M., Lyubiev, A.I. and Yushko, A.V. (2006), "The educational aspects of form and content of single combats in high school", Problems and Prospects of Development of Sports and the Single Combats in Higher Education, 2nd International Electronic Conference, Kharkov, 7 February 2006, collection of articles Ermakov, S.S. (Eds), Kharkov, Belgorod, Krasnoyarsk, pp. 137-139.

3. Opeykin, M.V. (2006), "Physical training of students of Karatedo section", Bulletin Sports Sciences, No.4, pp.52-54.

4. Fazleyeva, E.V. & Vasenkov N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.

Контактная информация: mikheevsrge@mail.ru

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СТРУКТУРУ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА И МОЛОДЁЖИ

Вера Петровна Мусина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

Впервые в отечественной психологии и педагогике профессиональная активность изучается системно, что имеет огромное теоретическое и практическое значение. В свете теории В.С.Мерлина в качестве субъекта профессиональной активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные её уровни. Эмпирически показана роль профессиональной активности в разноуровневых взаимосвязях структуры интегральной индивидуальности студентов очно-заочной формы обучения. При помощи факторного анализа доказано, что профессиональная активность как внутренняя субъектная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.