Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ НА ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ НА ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
440
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ПЛАВАНИЕ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МОТОРНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕРТИКАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полуянова Елизавета Дмитриевна, Лаврентьева Дарья Андреевна

Предполагалось, что систематические занятия грудничковым плаванием позволят детям несколько качественнее и быстрее демонстрировать навыки моторного онтогенеза в горизонтальном положении в сравнении с детьми, не занимающимися грудничковым плаванием. Целью исследования стало выявление влияния занятий ранним плаванием на освоение навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении детей в возрасте до 1 года. Научная новизна исследования заключается в расширении знаний о моторном онтогенезе в горизонтальном положении у детей до 1 года. Практической значимостью исследования являются применение полученных результатов и выводов на практике для снижения количества детей с задержкой освоения горизонтальных навыков моторного онтогенеза. В данной статье представлены результаты анализа показателей освоения навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении у детей в возрасте до 1 года, занимающихся грудничковым плаванием и не занимающихся; сравнения скоростей освоения навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении у детей в возрасте до 1 года, занимающихся грудничковым плаванием и не занимающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полуянова Елизавета Дмитриевна, Лаврентьева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EARLY SWIMMING ON MASTERING OF MOTOR ONTOGENESIS SKILLS IN HORIZONTAL POSITION OF CHILDREN UNDER 1 YEAR OF AGE

It was assumed that systematic classes in breast swimming would allow children to demonstrate motor ontogenesis skills in a horizontal position somewhat better and faster compared to children not engaged in breast swimming. The goal of research was to identify the impact of early swimming on the mastery of motor ontogenesis skills in the horizontal position of children under the age of 1 year. This article presents the results of the analysis of the indicators of mastery of motor ontogenesis skills in the horizontal position among the children under the age of 1 year, who are engaged in breast swimming and being not engaged; comparison of the speed of mastering motor ontogenesis skills in a horizontal position in children under 1 year of age engaged in breast swimming and not engaged. The scientific novelty of the study is to develop knowledge about motor ontogenesis in a horizontal position in children under one year. The practical significance of the study is the application of the educts and conclusions in practice to reduce the number of children with a retention in mastering the horizontal skills of motor ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ НА ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ НА ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В

ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

Елизавета Дмитриевна Полуянова, магистрант, Дарья Андреевна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической

культуры, Малаховка

Аннотация

Предполагалось, что систематические занятия грудничковым плаванием позволят детям несколько качественнее и быстрее демонстрировать навыки моторного онтогенеза в горизонтальном положении в сравнении с детьми, не занимающимися грудничковым плаванием. Целью исследования стало выявление влияния занятий ранним плаванием на освоение навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении детей в возрасте до 1 года. Научная новизна исследования заключается в расширении знаний о моторном онтогенезе в горизонтальном положении у детей до 1 года. Практической значимостью исследования являются применение полученных результатов и выводов на практике для снижения количества детей с задержкой освоения горизонтальных навыков моторного онтогенеза. В данной статье представлены результаты анализа показателей освоения навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении у детей в возрасте до 1 года, занимающихся грудничковым плаванием и не занимающихся; сравнения скоростей освоения навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении у детей в возрасте до 1 года, занимающихся грудничковым плаванием и не занимающихся.

Ключевые слова: раннее плавание, горизонтальные навыки, моторный онтогенез, гармоничное развитие, вертикализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p346-349

INFLUENCE OF EARLY SWIMMING ON MASTERING OF MOTOR ONTOGENESIS SKILLS IN HORIZONTAL POSITION OF CHILDREN UNDER 1

YEAR OF AGE

Elizaveta Dmitrievna Poluyanova, the master's student, Daria Andreevna Lavrentieva, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. Moscow State Physical Education Academy,

Malakhovka

Abstract

It was assumed that systematic classes in breast swimming would allow children to demonstrate motor ontogenesis skills in a horizontal position somewhat better and faster compared to children not engaged in breast swimming. The goal of research was to identify the impact of early swimming on the mastery of motor ontogenesis skills in the horizontal position of children under the age of 1 year. This article presents the results of the analysis of the indicators of mastery of motor ontogenesis skills in the horizontal position among the children under the age of 1 year, who are engaged in breast swimming and being not engaged; comparison of the speed of mastering motor ontogenesis skills in a horizontal position in children under 1 year of age engaged in breast swimming and not engaged. The scientific novelty of the study is to develop knowledge about motor ontogenesis in a horizontal position in children under one year. The practical significance of the study is the application of the educts and conclusions in practice to reduce the number of children with a retention in mastering the horizontal skills of motor ontogenesis.

Keywords: early swimming, horizontal skills, motor ontogeny, all-round physique, verticalization.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных этапов моторного онтогенеза является вертикализация ребёнка в пространстве в связи с тем, что предшествующие навыки и умения формируют качество прямохождения [3]. При сниженной двигательной активности и минимальном двигательном опыте могут возникнуть пропуски и отставание в моторном развитии [2].

Пребывание на занятиях ранним плаванием позволяет расширить сенсорные ощущения ребёнка, задействовать все группы мышц, снять нагрузку с опорно-двигательного

аппарата, улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развивать вестибулярный аппарат [1].

В настоящее время специальная литература по теории и методике занятий ранним плаванием в полной мере не раскрывает влияние систематических занятий на формирование моторного онтогенеза. В связи с этим, была выбрана настоящая тема исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование длилось 8 месяцев (с 01.08.2020 по 01.05.2021) на базе студии раннего плавания «Аквакласс» г. Москва. В начале было сформировано 2 экспериментальные группы: ЭГ1 (девочки) и ЭГ2 (мальчики), в каждую группу входило по 10 детей. Занятия проводились с каждым ребёнком индивидуально. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Набор и дозировка упражнений идентичны.

Параллельно была набрана контрольная группа детей (КГ), в которую вошли дети, не занимающиеся грудничковым плаванием. В конце исследования родителям всех групп была предложена анкета-опросник, включавшая в себя вопросы о возрасте становления навыков моторного онтогенеза. После чего, полученные данные были статистически обработаны, проанализированы и интерпретированы. В таблице 1 включены результаты анкетного опроса родителей детей всех групп, принимавших участие в эксперименте.

Таблица 1 - Навыки моторного онтогенеза в горизонтальном положении у детей грудного возраста, занимавшихся ранним плаванием и не занимавшихся_

Показатели Группы

ЭГ1 (девочки) ЭГ2 (мальчики) КГ

Удержание головы (месяцы) 1,26±0,25 1,7±0,35 1,7±0,25

Переворот на бок (месяцы) 3,6±0,46 2,85±0,6 3,38±0,35

Лежание на предплечьях (месяцы) 3,8±0,6 3,05±0,37 4±0,46

Лежание с опорой на кисти (месяцы) 4,65±0,75 3,95±0,85 4,8±0,53

Планка/опора на колено из планки (месяцы) 5,35±1 5,5±0,56 6,5±0,7

Ползание по-пластунски (месяцы) 5,9±1,35 5,7±0,86 7,13±0,86

Наклонное/вертикальное сидение (месяцы) 7,25±1,4 6,9±0,85 7,7±0,5

Четвереньки (месяцы) 6,4±1 7,05±0,95 8,06±0,32

Как следует из результатов, приведённых в таблице 1, дети, входившие в каждую группу, имели довольно ровные результаты по возрасту освоения навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении. Такой вывод можно сделать глядя на сигмальное отклонение. Однако, по средним показателям видны различия. Следовательно, необходим статистический сравнительный анализ, представленный в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Сравнительный анализ возраста освоения навыков моторного онтогенеза среди ЭГ (девочки) и КГ___

Показатели Группы Т-критерий Стьюдента

ЭГ1 (девочки) КГ

Удержание головы (месяцы) 1,26±0,25 1,7±0,25 3,5

Переворот на бок (месяцы) 3,6±0,46 3,38±0,35 1,17

Лежание на предплечьях (месяцы) 3,8±0,6 4±0,46 0,8

Лежание с опорой на кисти (месяцы) 4,65±0,75 4,8±0,53 0,42

Планка/опора на колено из планки (месяцы) 5,45±1 6,5±0,7 2,8

Ползание по-пластунски (месяцы) 5,9±1,35 6,8±1,07 2,44

Наклонное/вертикальное сидение (месяцы) 7,25±1,4 7,7±0,5 0,9

Четвереньки (месяцы) 6,7±1,35 8,06±0,32 5,1

В результате проведённого анализа в таблице 2 между ЭГ1 (девочки) и КГ выявлены различия по четырём показателям из восьми. По первому показателю удержания головы, в среднем девочки начинали уверенно демонстрировать этот навык в 1 месяц и 1 неделю, в отличие от мальчиков и девочек из КГ, которые в среднем уверенно демонстрировали этот навык на 2 недели позже, различия достоверны (Т=3,5). Это может быть связано с тем, что девочки по сведениям из специальной литературы развиваются в

моторном плане немного быстрее мальчиков, которые составили половину от состава КГ.

Достоверные различия выявлены в показателе планка/опора на колено из планки (Т=2,8). Девочки из ЭГ1 начинали демонстрировать этот навык в среднем около 5 месяцев и 2 недель, КГ овладела этим навыком, в среднем, на месяц позже. Похожую разницу можно наблюдать в следующем показателе - ползание по-пластунски, девочки из ЭГ1 начинали ползать таким образом ещё не достигнув 6 месяцев, дети из КГ освоили ползание по-пластунски практически на месяц позже. Различия достоверны (Т=2,44).

Важно, что достоверные различия выявлены в освоении навыка выхода на четвереньки. Девочки из ЭГ1 в среднем осваивали этот навык в 6 месяцев и 3 недели, тогда как дети из КГ демонстрировали этот навык с опозданием больше, чем на месяц (Т=5,1).

Результаты, полученные после анализа таблицы 3 между ЭГ2 и КГ, свидетельствуют о различиях по 7 показателям из 8. Несмотря на высокий темп развития девочек, согласно научной литературе, мальчики из ЭГ2 обладают хорошими весоростовыми показателями, благодаря которым освоение навыков моторного онтогенеза протекало в качественном и более высоком темпе, чем у детей КГ.

Таблица 3 - Сравнительный анализ возраста освоения навыков моторного онтогенеза среди ЭГ2 (мальчики) и КГ_

Показатели Группы Т-критерий Стьюдента

ЭГ2 (мальчики) КГ

Удержание головы (месяцы) 1,7±0,35 1,7±0,25 0,01

Переворот на бок (месяцы) 2,85±0,6 3,38±0,35 2,24

Лежание на предплечьях (месяцы) 3,05±0,37 4±0,46 4,7

Лежание с опорой на кисти (месяцы) 3,95±0,85 4,8±0,53 2,6

Планка/опора на колено из планки (месяцы) 5,5±0,56 6,5±0,7 3,2

Ползание по-пластунски (месяцы) 5,7±0,86 6,8±1,07 3,7

Наклонное/вертикальное сидение (месяцы) 6,9±0,85 7,7±0,5 2,35

Четвереньки (месяцы) 7,05±0,95 8,06±0,32 3,1

Приблизительно в одном возрастном диапазоне были продемонстрированы ЭГ2 такие навыки, как переворот на бок в возрасте 2 месяцев и 3 недель (Т=2,24) и лежание на предплечьях в возрасте 3 месяцев (Т=4,7), что несколько опережает нормы развития, указанные в специальной литературе. Данные навыки в КГ были освоены на месяц позже. Различия достоверны.

Достоверные различия также были выявлены в освоении навыка лежания с опорой на кисти. Мальчики из ЭГ2 уверенно продемонстрировали данный навык в возрасте почти 4 месяцев, опередив в развитии КГ немного больше, чем на месяц (Т=2,6).

Стоит отметить, что навыки планка/опора на колено из планки и ползание по-пластунски также были освоены ЭГ2 быстрее приблизительно на месяц, чем КГ в возрасте 5 месяцев и 3 недель. Различия достоверны (Т=3,2), (Т=3,7). Время освоения данных навыков у ЭГ2 находится в одном возрастном диапазоне с ЭГ1, которые опережают нормы развития на 2 месяца, что объясняется положительным воздействием свойств воды на опорно-двигательный аппарат детей во время занятий грудничковым плаванием.

Достоверные различия были выявлены среди показателей наклонного/вертикального сидения (Т=2,35) и выхода в четвереньки (Т=3,1) в ЭГ2. Данные навыки были уверенно продемонстрированы мальчиками из ЭГ2 в возрасте 7 месяцев, в отличие от КГ, которая освоила эти навыки в 8 месяцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав временную разницу между освоением навыков ЭГ2, ЭГ1, КГ и нормами развития, можно заметить, что экспериментальные группы, в среднем, опережают в развитии КГ на 1 месяц и почти на 2 месяца нормы развития. При этом, навыки моторного онтогенеза осваиваются примерно в одно время ЭГ1 и ЭГ2, которые занимались ранним плаванием. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что системати-

ческие занятия ранним плаванием способствуют своевременному освоению навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении, повышают качество овладения ими, а также способствуют гармоничному развитию детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шалаева И.Ю. Особенности проведения занятий плаванием с детьми раннего возраста в группах «мама и малыш»/ И.Ю. Шалаева; И.М. Сазонова; Т.А. Крохина // Успехи современной науки. - 2016. - Т.2, № 6. - С.117-119.

2. Исламова Д.А. Раннее плавание в комплексе мер по поддержанию нормального роста и развития детей первого года жизни / Д.А. Исламова; Д.Г. Платунова // Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и технических наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - Белгород, 2017. - С. 94-97.

3. Лаврентьева Д.А. Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию / Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 100-103.

REFERENCES

1. Shalaeva I.U., Sazonova I.M., Krohina T.A. (2016), "Features of swimming lessons with young children in the "mom and baby" groups'', Advances in modern science, No. 6, pp. 117-119.

2. Islamova D.A. and Platunova, D.G. (2017), "Early swimming in a complex of measures to maintain the normal growth and development of children in the first year of life'', Results of fundamental and applied research in the field of natural and technical sciences: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. Agency for Advanced Scientific Research (APNI), Belgorod, pp. 94-97.

3. Lavrenteva, D.A. (2014), "Influence of the peculiarities of the individual asymmetry profile on the choice of the structure of leg movements in the water in primary school children at the stage of primary swimming training'', Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 100-103.

Контактная информация: lisa-00.00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 796.035

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ФИТНЕС-

ИНДУСТРИИ

Анастасия Александровна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Федоровна Попова, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Федоровна Харина, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

С позиций понятийно-терминологического и теоретико-методологического анализов представлены теоретические и организационные основы физкультурно-оздоровительной адаптации. Исследование является продолжением цикла работ, раскрывающих особенности морфофункцио-нальной адаптации личности. Аргументом актуальности явились работы ученых и практиков в области исследования стресс-реакции. Цель работы выявление теоретических и организационных основ физкультурно-оздоровительной адаптации личности в сфере фитнес-индустрии. Методика и организация исследования определена концептуальным подходом - одним из механизмов адаптационной оценки личности к предпринимательской деятельности в сфере фитнес-индустрии. Результаты исследования и их обсуждение: в рамках теоретического аспекта исследования определено сущностное представление физкультурно-оздоровительной адаптации. Под термином

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.