Научная статья на тему 'Влияние занятий пожарно-спасательным спортом на уровень профессионально-прикладной подготовленности курсантов-девушек командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь'

Влияние занятий пожарно-спасательным спортом на уровень профессионально-прикладной подготовленности курсантов-девушек командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КУРСАНТЫ-ДЕВУШКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FIRE AND RESCUE SPORT / PROFESSIONALLY APPLIED TRAINING / PSYCHOLOGICAL READINESS / CADETS GIRLS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чумила Евгений Анатольевич, Соболевская Екатерина Сергеевна

В статье представлены результаты внедрения специальной методики занятий по дисциплине «Физическая культура» для курсантов-девушек Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. Исследование проводилось на основе использования следующих методов: изучение, анализ и обобщение литературных источников; анкетный опрос; педагогическое наблюдение; контрольно-педагогические испытания; антропометрические измерения; физиологические измерения; психологическая диагностика; педагогический эксперимент. В ходе анализа данных об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности испытуемых была установлена закономерность, подтверждающая положительное влияние методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чумила Евгений Анатольевич, Соболевская Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of fire-rescue training exercise on the level of professional-applied preparedness cadets girls of the Institute for Command Engineers of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belar

The article presents the results of the implementation of special teaching methods on the subject «physical education» for cadets-girls of the Institute for Command Engineers of the Ministry for Emergency Situation. The study was conducted through the using the following methods: studying, analyzing and generalizing of the literature; questionnaire; pedagogical supervision; control and pedagogical tests; anthropometric measurements; physiological measurements; psychological diagnosis; pedagogical experiment. During the analyzing of data on the level of professional-applied physical readiness was established a pattern which confirming the positive effect of the methodology.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий пожарно-спасательным спортом на уровень профессионально-прикладной подготовленности курсантов-девушек командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь»

УДК: 614.8:796:159.9-055.2

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ СПОРТОМ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОГО ИНСТИТУТА МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Чумила Е.А., Соболевская Е.С.

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты внедрения специальной методики занятий по дисциплине «Физическая культура» для курсантов-девушек Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. Исследование проводилось на основе использования следующих методов: изучение, анализ и обобщение литературных источников; анкетный опрос; педагогическое наблюдение; контрольно-педагогические испытания; антропометрические измерения; физиологические измерения; психологическая диагностика; педагогический эксперимент. В ходе анализа данных об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности испытуемых была установлена закономерность, подтверждающая положительное влияние методики.

The article presents the results of the implementation of special teaching methods on the subject «physical education» for cadets-girls of the Institute for Command Engineers of the Ministry for Emergency Situation. The study was conducted through the using the following methods: studying, analyzing and generalizing of the literature; questionnaire; pedagogical supervision; control and pedagogical tests; anthropometric measurements; physiological measurements; psychological diagnosis; pedagogical experiment. During the analyzing of data on the level of professional-applied physical readiness was established a pattern which confirming the positive effect of the methodology.

(Поступила в редакцию 11 сентября 2014 г.)

Введение. Руководством МЧС Беларуси в качестве решающего фактора повышения эффективности деятельности подразделений МЧС, обеспечения результативности служебной деятельности определено совершенствование профессиональной подготовки. При этом в качестве приоритетного объекта развития кадрового потенциала МЧС Беларуси выделено профессиональное образование, а основной задачей образовательной политики МЧС Беларуси - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1].

Профессиональная деятельность работников МЧС в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач, направленных на реализацию государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны. Важным средством совершенствования этой деятельности является профессионально-прикладная физическая подготовка (далее - ППФП), ее развитие у обучающихся в учебных заведениях МЧС [2].

Достижение высокого уровня развития ППФП обучающихся в учреждениях высшего образования МЧС является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных учебных заведений как профессионалов, компетентных работников МЧС, способных с гарантированными результатами выполнять возложенные на них обязанности. В последнее десятилетие значительно увеличился набор девушек в учебные заведения силовых структур Республики Беларусь, в том числе и в учебные заведения МЧС. Процесс подготовки курсантов-девушек мало чем отличается от процесса подготовки юношей, включая учебные занятия, повседневную деятельность, режим труда и отдыха. Особое место в подготовке курсантов-

девушек занимает ППФП - составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к будущей трудовой деятельности [3, 4, 5].

В связи с чем актуальным является необходимость анализа структуры ППФП курсантов-девушек и определения научно обоснованных средств и методов, позволяющих ее повысить.

В ходе проведения анализа учебной программы по дисциплине «Физическая культура» в Командно-инженерном институте МЧС Республики Беларусь (далее - КИИ) было определено, что занятиям по профессионально-прикладной физической подготовке уделяется минимальное внимание, что является недопустимым, особенно при подготовке специалистов, занимающихся спасением людей и ликвидацией ЧС, зачастую рискуя собственной жизнью.

Анализ научно-методической литературы и учебно-нормативной документации по проблеме повышения эффективности средств и методов физической подготовки курсантов-девушек позволил выявить некоторые положения, которые были учтены в исследовании. Кроме того, были обобщены мнения профессорско-преподавательского состава и специалистов в области физической культуры и спорта о причинах неудовлетворительного решения проблемы прогрессирующего снижения уровня физической подготовленности курсантов-девушек в КИИ, а также были намечены методологические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания с акцентом на профессионально-прикладную направленность [6, 7, 8, 9].

Проведенный аналитический обзор состояния проблемы послужил основанием для формулирования гипотезы, определения цели и задач исследования, а также для разработки методики проведения учебных и факультативных занятий по физической подготовке с курсантами-девушками КИИ на основе применения специальных упражнений пожарно-спасательного спорта (далее - ПСС), направленных на совершенствование профессионально-прикладных навыков.

Методологическую основу исследования составили дифференцированный, системный и классификационный подходы [10].

Самыми важными направлениями методики дифференцированного подхода выступили:

- приоритет образовательного аспекта в содержании учебного материала, заключающегося в получении курсантами-девушками необходимых знаний и формировании навыков физического самосовершенствования, а также и формирования на этой основе мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности;

- разнообразие средств и организационно-методических форм реализации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов-девушек;

- обеспечение отношения доверия и сотрудничества субъектов физического воспитания [10].

Определение системного подхода включало обязательность изучения и практического использования следующих аспектов:

- системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему;

- системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

- системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и их взаимной увязки между собой;

- системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы [11].

Использование классификационного подхода позволило накопить необходимую информацию об изучаемой проблеме, выявить ее существенные признаки, определить пути и способы решения конкретных задач профессионально-прикладной подготовки. Этот

подход имел большое практическое значение, поскольку позволял ориентироваться в многообразии факторов, влияющих на эффективность профессионально-прикладной физической подготовки, наблюдать их единство и специфику [12].

В ходе наших исследований использовались следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников.

2. Анкетный опрос. Проводился нами с целью получения информации о проведении занятий по профессионально-прикладной физической подготовке, отношении курсантов-девушек различных курсов к занятиям физической культурой и спортом, влиянии упражнений входящих в состав ПСС на уровень профессионально-прикладной физической подготовленности. Опрос проводился среди курсантов-девушек 2-4 курсов инженерного факультета КИИ в период с января по март 2014 г. в процессе проведения учебных занятий, самостоятельной подготовки и во внеучебное время. Вопросы, вошедшие в состав анкет, сформулированы и сформированы в процессе предварительных бесед с профессорско-преподавательским составом КИИ и специалистами центра организации спортивно-массовой работы МЧС. Участие в опросе приняли 34 курсанта-девушки.

3. Педагогические наблюдения.

Объектом наблюдений являлся процесс физической подготовки курсантов-девушек КИИ.

Предметом наблюдений были содержание физической подготовки курсантов-девушек КИИ, новизна и традиционность применяемых средств и их эффективность (в том числе удовлетворенность занятиями).

В процессе наблюдений проводилось хронометрирование занятий в целях оценки моторной плотности при применении существующей и предлагаемой методики направленной на повышение уровня ППФП курсантов-девушек КИИ. Также проводились наблюдения и сравнительная оценка степени соответствия техники передвижения, уровня физической нагрузки, средств физической и психологической подготовки, а также диагностики специальных упражнений двигательным действиям, выполняемым в ходе выполнения профессиональных задач.

4. Контрольно-педагогические испытания.

В наших исследованиях использовались нормативы, содержащие упражнения профессионально-прикладной направленности для работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, которые определены инструкцией «О порядке организации физической подготовки и спорта в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», утвержденной приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.12.2011 № 281. Все нормативы, используемые нами в процессе исследований, составили две соответствующие группы, характеризующие физическую и профессионально-прикладную подготовку (таблица 1) [13].

Таблица 1 - Упражнения, характеризующие физическую и профессионально-прикладную подготовленность_

Упражнения, характеризующие физическую подготовленность

направленность физических упражнений наименование упражнений нормативный показатель

отлично хорошо удовл.

Циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие быстроту, общую и скоростную выносливость Бег на 100 м, сек 16,1 16,2 16,3

Челночный бег 10х10 м, сек. 30,0 31,5 32,0

Ациклические физические упражнения, повышающие скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места, см 215 210 205

Циклические физические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости Бег на 1 000 м, мин. сек. 4,10 4,15 4,20

Ациклические физические упражнения, повышающие силу и силовую выносливость Комплексное силовое упражнение, к-во раз за 1 мин. 42 41 40

Упражнения, характеризующие профессионально-прикладную подготовленность

направленность физических упражнений наименование упражнений нормативный показатель

отлично хорошо удовл.

Ациклические физические упражнения, повышающие скоростно-силовые качества Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни, сек. 9,0 9,4 9,8

Ациклические физические упражнения, повышающие скоростно-силовые качества Подъем по штурмовой лестнице во 2-ой этаж учебной башни, сек. 11,5 12,0 12,5

Циклические физические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие быстроту, общую и скоростную выносливость Преодоление 100-метровой полосы с п/п, сек. 24 25 26

5. Антропометрические измерения.

Для оценки уровня физического развития исследуемых обучающихся использовались данные, полученные в ходе антропометрических измерений:

- длина тела (см) определялась при помощи ростомера с точностью измерения 1,0 см;

- масса тела (кг) определялась при помощи весов электронных с точностью измерения

0,1 кг;

- росто-весовой показатель, индекс массы тела - индекс Кетле (кг/м2), который

определялся как отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах.

ИМТ = масса тела / (рост х рост).

6. Физиологические измерения.

Для определения функционального состояния организма обучающихся использовались показатели жизненной емкости легких (далее - ЖЕЛ).

Результаты антропометрических и физиологических измерений представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели физического развития курсантов-девушек КИИ МЧС Республики Беларусь

Исследуемые показатели Результат до эксперимента Результат после эксперимента

Длина тела, см 165,40±3,16 165,46±3,91

Масса тела, кг 57,26±3,21 56,11±3,52

Индекс Кетле 20,97±1,49 20,10±1,22

ЖЕЛ, см3 х 1000 3,54±0,27 3,72±0,19

Примечание. Достоверность различий Р > 0,05.

Изменение показателей длины тела не зависело от методики, используемой в процессе их подготовки. Изменения носили преимущественно возрастной характер.

Незначительное изменение массы тела курсантов после эксперимента (среднее увеличение массы тела - 0,06 кг) позволяет сделать вывод об отсутствии влияния применяемой методики на данный показатель.

Средние значения индекса Кетле до и после эксперимента изменились незначительно, так как данный показатель зависит от длины и массы тела.

Динамика показателей жизненной емкости легких свидетельствовала, что увеличение показателей было существенным и составило 180 см3, что указывает на положительное влияние методики на дыхательную систему.

7. Методы психологической диагностики.

Для проведения психологической диагностики использовались 2 вида опросников:

опросник Орлова «Потребность в достижении цели» и опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

Опросник Орлова. Методика «Потребность в достижении цели» используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения.

Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.

Опросник Реана. Опросник является специальным психодиагностическим инструментом, позволяющим раскрыть сущность индивидуальных различий мотивации и активности человека и построить на этом теоретически опосредованном основании типологии. Типология мотивации Реана отличается от собирательных или описательных типологий тем, что не только упорядочивает отношения индивидуального к типологическому, но и объясняет эти отношения существенными различиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего, которые одновременно являются ведущими, глубинными мотивами этого взаимодействия. Эти четыре ведущих мотива, воплощающие собою четыре основные подструктуры внутреннего и внешнего взаимодействия, разворачиваются в соответствующие мотивационные стратегии. Результаты опросника позволяют определить ведущий жизненный мотив личности, прогнозировать его поведение, судить о его карьерных целях, ценностных ориентациях, а также об общей и профессиональной направленности личности. Опросник широко применяется в управлении персоналом, психологическом консультировании, профотборе, профессиональной ориентации, в социальной работе.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу [14, 15].

Результаты психологической диагностики приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты психологической диагностики до и после эксперимента

Опросник Орлова

Уровень потребности До эксперимента После эксперимента

количество, чел. % от общего числа опрошенных количество, чел. % от общего числа опрошенных

Низкий 2 11,1 1 5,7

Ниже среднего 6 33,3 5 27,7

Средний 7 38,8 8 44,4

Выше среднего 2 11,1 3 16,5

Высокий 1 5,7 1 5,7

Опросник Реана

Показатель мотивации До эксперимента После эксперимента

количество, чел. % от общего числа опрошенных количество, чел. % от общего числа опрошенных

Мотивация на неудачу (1-7 баллов) 1 5,7 1 5,7

Мотивация на успех (14-20 баллов) 13 71,8 14 77,2

Мотивация ярко не выражена

8-9 баллов 1 5,7 1 5,7

12-13 баллов 2 11,1 1 5,7

10-11 баллов 1 5,7 1 5,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам опросников было выявлено, что 72,1 % испытуемых имеют средний и ниже среднего уровень в достижении потребности, а 11,1 % и 16,8 % - низкий и высокий уровень соответственно. Также было установлено, что 71,8 % испытуемых мотивированы на успех, 5,7 % - мотивированы на неудачу, а у 22,5 % мотивация ярко не выражена.

8. Педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте приняли участие 18 курсантов-девушек КИИ. Посещаемость занятий среди обучающихся до и после эксперимента была примерно одинаковой и составляла от 80 до 95 %. Занятия до эксперимента проводились согласно типовым учебным программам по физической культуре и аварийно-спасательной подготовке. В период проведения эксперимента с курсантами-девушками проводились дополнительные занятия по упражнениям, входящие в состав ПСС. В рамках эксперимента организованного на спортивной базе КИИ, были проведены контрольные занятия по упражнениям, определяющим физическую и профессионально-прикладную подготовленность. Параллельно с контрольными занятиями были проведены антропометрические и физиологические измерения (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели физической и профессионально-прикладной подготовленности курсантов-девушек КИИ___

Исследуемые показатели До эксперимента После эксперимента

результат оценка результат оценка

Бег на 100 м, сек. 16,53±0,20 5,76±1,95 15,92±0,19 9,65±0,62

Челночный бег 10х10 м, сек. 31,45±0,27 8,47±0,49 29,47±0,17 10±0

Прыжок в длину с места, см 195,71±7,98 5,71±1,52 209,96±5,14 8,59±0,89

Бег на 1 000 м, мин. с 4,11±0,02 9,18±0,58 4,04±0,03 10±0

Комплексное силовое упражнение, к-во раз за 1 мин. 39,65±0,96 7,65±0,96 47,29±,73 10±0

Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни 9,29±0,21 7,06±1,71 8,95±0,29 8,76±1,59

Подъем по штурмовой лестнице в 2-ой этаж учебной башни, сек. 11,77±0,23 8,29±1,13 11,61±0,21 9,06±0,78

Преодоление 100-метровой полосы с п/п 25,19±0,29 6,35±1,07 24,44±0,28 8,59±0,78

Примечание. Достоверность различий Р < 0,05.

Результаты формирующего педагогического эксперимента подтвердили предположения об эффективности экспериментальной методики в процессе совершенствования профессионально-прикладной подготовленности курсантов-девушек КИИ. После эксперимента прослеживается положительная динамика в результатах сдачи контрольных нормативов. Результаты упражнений, характеризующих физическую

подготовленность, увеличились в среднем на 7,29 %, а упражнений, характеризующих профессионально-прикладную подготовленность на 8,3 %. Также после эксперимента увеличилось количество курсантов-девушек мотивированных на успех и со средним и высоким уровнем потребности в достижении цели в среднем на 5,4 %. В результате исследования было установлено, что по всем показателям физической и профессионально-прикладной подготовленности курсанты-девушки института после эксперимента показали результаты лучше, чем до эксперимента. Достоверность различий между результатами до эксперимента и результатами после эксперимента была подтверждена в ходе статистической обработки данных формирующего педагогического эксперимента (Р < 0,05).

Заключение. Проведенные исследования подтверждают возможность занятий ПСС и их положительное влияние на физическое развитие курсантов-девушек.

Работа выполнена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, грант Г14М-024.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.: текст по состоянию на 24 марта 2011 г. - Минск: РУМЦ ФВН, 2011. - С. 35.

2. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009.

3. Чумила, Е.А. Физическая культура: учеб. пособие для курсантов и студ. уч. завед МЧС/ Е.А. Чумила, И.Б. Щербинский и др., - Минск КИИ, 2013. - 286 с.

4. Жилкин А.И. Физическое воспитание курсантов в УВАУ ГА: учебно-метод. пособие / А.И. Жилкин, Р.Р. Салимзянов, В.К. Федулов.- Ульяновск: УВАУ ГА, 2005. - 287 с.

5. Самсонов, Д.А. Теоретико-методические аспекты совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки пожарных: дис... канд. пед наук / С.А. Самсонов. - М., 2005. - 201 с.

6. Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.М. Динаев. -Шуя, 2009. - 157 с.

7. ИГПС МЧС России, 2006. - 128 с.

8. Физическая культура студента: Учеб. для вузов / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич и др.; Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. С. 242-243, 260.

9. Марьин, М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России/ М.Н. Марьин. - М.: ВНИИПО, 1998. -114 с.

10. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования / С.П. Евсеев // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы международного конгресса. - СПб., 1996. - 76 с.

11. Антонов, Г.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: учеб. пособие / Г.В. Антонов, Л.В. Ермаков. - Минск. 2003. - С. 45-62.

12. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993.

13. Постановление МЧС Республики Беларусь от 23 октября 2003 г. № 34 «Об утверждении правил по охране труда в ОПЧС республики Беларусь».

14. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для работы и отдыха / авт.-сост. Н.Ф.Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 272 с.

15. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 2005. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.