Влияние занятий казацким боевым искусством «спас» на физическое здоровье подростков 13-14 лет
Лукоянова Е.В.
Запорожский национальный университет
Аннотации:
Представлены данные уровня физического здоровья подростков. Исследуется воздействие занятий по казацкому боевому искусству «СПАС» на физическое состояние организма подростков. В эксперименте приняли участие школьники 13 и 14 лет. Рассмотрена и предложена авторская методика обучения казацкому боевому искусству «СПАС». Показаны возможности методики по сравнению с существующими подходами в физическом воспитании молодежи. Предложен ряд тестов оценки физического состояния подростков.
Ключевые слова:
подростки, морфофункциональные
показатели, физическое здоровье.
Лукоянова К.В. Вплив занять козацьким бойовим мистецтвом «СПАС» на фізичне здоров’я підлітків 13-14 років. Представлено дані рівня фізичного здоров'я підлітків. Досліджується вплив занять козацькому бойовому мистецтву «СПАС» на фізичний стан організму підлітків. В експерименті взяли участь школярі 13 і 14 років. Розглянута і запропонована авторська методика навчання козацькому бойовому мистецтву «СПАС». Показано можливості методики в порівнянні з існуючими підходами у фізичному вихованні молоді. Запропоновано ряд тестів оцінки фізичного стану підлітків.
підлітки, морфофункціональні показники, фізичне здоров'я.
Lukoyanova K.V. Influence of employments a cossack martial art on the physical health of teenagers 13-14 years. Information of physical health of teenagers level is presented. Influence of employments is probed on a cossack martial art on the bodily condition of organism of teenagers. In an experiment schoolboys took part 13 and 14 years. Considered and offered author method of teaching a cossack martial art. Possibilities of method are rotined as compared to existent approaches in physical education of young people. The row of tests of estimation of bodily condition of teenagers is offered.
teenagers, indexes, physical health.
Введение.
На современном этапе развития общества остро стала проблема укрепления и сохранения здоровья нации. Особенную тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков [2, 7, 11]. Известно, что подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития ребенка, который нуждается в новых и эффективных методах воспитания и учебы [3, 4].
В Украине благодаря огромной работе сторонников национальных боевых искусств украинская борьба приобрела достаточно большое развитие. Украинские традиционные боевые искусства предназначены вернуть физическую культуру Украины к национальным корням. В тоже время, на сегодняшний день, в Украине весьма остро стоит проблема отсутствия в учебных и тренировочных программах для молодежи элементов национальных традиции физического воспитания.
Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре, основывающихся на национально-региональном компоненте, а в научнометодической литературе наблюдается незначительное количество соответствующих этому публикаций.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы заключалась в определении изменений показателей физического состояния подростков 13 и 14 лет под воздействием авторской методики занятий казацким боевым искусством «СПАС».
Организация исследования. В эксперименте приняли участие школьники 13 и 14 лет СШ №74 г. Запорожья. Из них были скомплектованы четыре группы: две экспериментальные и две контрольные. По показателям физического развития, физического здоровья и физической подготовленности группы были прак-
© Лукоянова Е.В., 2009
тически равноценными. Длительность эксперимента составила один учебный год (2007 - 2008гг.).
Морфофункциональные показатели оценивались по общепринятым методикам [6, 8, 9, 10], показатели физического здоровья по методике Апанасенко Г.Л. [1], показатели физической подготовленности по Го -сударственным тестам и нормативам оценки физической подготовленности населения Украины [5].
Результаты исследований.
Результаты влияния на морфофункциональные показатели и уровень физического здоровья, полученные в процессе эксперимента, приведены в таблицах 1, 2.
В результате проведенных исследований было установлено, что после эксперимента (табл. 1.) показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки и массо-ростовой индекс Кетле в экспериментальной и контрольной группах улучшились. Так, например, масса тела подростков 13 и 14 лет экспериментальной группы увеличилась соответственно на 2,60 кг и 2,37 кг Окружность грудной клетки в экспериментальной группе у 13-летних увеличилась на 2,88 см, у 14-летних - на 4,48 см, а в контрольной группе - на 2,35см и 3,19 см соответственно. По показателям длины тела наблюдается практически одинаковый прирост результатов, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Массо-ростовой индекс Кетле находится в пределах возрастной нормы (265,1 -315,0 гр/см) для подростков 13 и 14 лет экспериментальных и контрольных групп.
В экспериментальной группе отмечается улучшение показателя на 8,98 гр/см и 8,02 гр/см (в 13 и 14 лет соответственно). После эксперимента зафиксировано изменение уровня физического развития по индексу Кетле только в экспериментальной группе 14 лет со среднего на выше среднего (см. табл.1.). В контрольной группе прирост показателей составил у подростков 13 лет 6,62 гр/см, у 14 лет - 10,62 гр/см.
Таблица 1
Статистические показатели физического развития подростков 13 и 14 лет экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
№ Показатели Стат. хар-ки Статистические показатели
13 лет (эг-п=25,кг-п=28) 14лет (эг-п=23,кг-п=27)
до после до после
1. Рост, см ЭГ М 158,68* 162,76 161,43 164,54
т 1,45 1,43 2,21 2,51
КГ М 158,75 162,36 158,37 160,74
т 1,12 1,05 1,72 1,89
2. Масса тела, кг ЭГ М 46,00 48,60 50,43 52,80
т 1,29 1,16 2,52 2,63
КГ М 45,75** 47,86 45,78 48,17
т 1,31 1,10 2,16 1,94
3. ОКГ, см ЭГ М 74,64* 77,52 79,78 84,26
т 0,97 0,95 2,10 2,54
КГ М 74,61 76,96 76,85 80,04
т 1,01 1,13 1,88 1,90
4. Ручная динамометрия, кг ЭГ М 25,44*** 31,56 25,65* 31,09
т 1,08 0,86 1,62 1,93
КГ М 23,54*** 26,68 24,07 26,67
т 0,52 0,46 1,21 1,09
5. Индекс Кетле, гр/см ЭГ М 288,93 297,91 309,70 317,72
т 5,82 5,11 12,10 11,78
КГ М 287,52 294,15 287,20 297,82
т 7,02 5,25 10,83 8,96
Примечание: ***-р<0,001;**-р<0,01;*-р<0,05
Таблица 2
Статистические показатели физического здоровья подростков 13 и 14 лет экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
№ Показатели Стат. хар-ки Статистические показатели
13 лет (эг-п=25,кг-п=28) 14лет (эг-п=23,кг-п=27)
до после до после
1. Индекс Руфье отн.ед. ЭГ М 9,15 7 23*** 8,19 5,98***
т 0,43 0,39 0,43 0,46
КГ М 11,06 7 74*** 8,10 7,81
т 0,58 0,33 0,40 0,41
2. Жизненный индекс, мл/кг ЭГ М 61,69 68,98*** 58,90** 64,90
т 1,53 1,47 1,52 1,88
КГ М 61,08 62,41 61,50 60,68
т 1,65 1,62 1,30 1,07
3. Силовой индекс, % ЭГ М 56,65 65,01** 54,72 58,41
т 1,28 1,11 2,06 1,84
КГ М 52,04 54,90 52,80 55,62
т 1,28 1,21 1,77 1,53
4. Индекс Робинсона, усл. ед. ЭГ М 82,75 75,90** 81,67** 72,32
т 1,96 1,43 2,56 1,80
КГ М 82,34 81,62 81,55 80,70
т 1,89 2,32 2,83 2,66
Примечание: ***-р<0,001;**-р<0,01;*-р<0,05
Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию силовых возможностей человека. Во время эксперимента подросткам были предложены разные упражнения, которые направлены на развитие силы мышц рук. Анализ результатов кистевой динамометрии (табл. 1.) показал, что в экспериментальных группах они улучшились у 13-летних подростков на 6,12 кг, у 14-летних - 5,44 кг. В контрольных группах силовые возможности мышц кисти
в 13 лет увеличились на 3,14 кг, в 14 лет - на 2,60 кг. Разница между показателями кистевой динамометрии экспериментальных и контрольных групп составляет у 13-летних - 4,88 кг (18,3 %), у 14-летних - 4,42 кг (16,58 %), в пользу подростков экспериментальных групп.
В результате проведенных исследований нами был оценен уровень физического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
и до и после
ниже среднего средним выше среднего
Рис.1 Уровень физического здоровья подростков контрольной группы (13 лет)
70%
7%
□ ДО
ЕЛ после
ниже среднего средним выше среднего
Рис.2 Уровень физического здоровья подростков контрольной группы (14 лет)
□ ДО
101 после
ниже среднего средний выше среднего высокий
Рис. 3 Уровень физического здоровья подростков экспериментальной группы (13 лет)
Наибольший процент прироста обнаружен в показателях силового и жизненного индексов в экспериментальных группах, что составило у 13-летних подростков - 11,82 % и 9,19%, у 14-летних - 4,85% и 6,75% соответственно. В контрольных группах максимальный прирост выявлен в показателях силового индекса 5,50% и 5,34%. Отмечается значитель-
ное уменьшение показателей индекса Руфье во всех исследуемых группах за исключением контрольной группы 14 лет. В экспериментальных группах 13-летних снижение этого индекса составило - 20,99 % и 14-летних - 26,99 %, в контрольной - 35,02 % (13 лет). Наименьший процент изменений обнаружен в показателях жизненного индекса в контрольных группах - 2,18 % и 2,36 % соответственно.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ до
ЕЛ после
ниже среднего средний выше среднего высокий
Рис.4 Уровень физического здоровья подростков экспериментальной группы (14 лет)
Как следует из табл. 2, показатели физического здоровья в контрольной группе не имели существенных изменений. Так показатели силового индекса после эксперимента у 13 и 14-летних подростков относятся к среднему уровню, жизненный индекс и индекс Робинсона - к выше среднего уровню. Но следует отметить, что в 13 лет индекс Руфье перешел от ниже среднего к среднему уровню физического здоровья, тогда как в 14 лет это показатель остался неизменным (средний уровень).
В экспериментальной группе 14-летних подростков все показатели физического здоровья перешли от среднего уровня к выше среднего. В 13 лет индекса Руфье остался на среднем уровне, жизненный индекс под воздействием экспериментальной методики достиг высокого уровня, силовой индекс и индекс Робинсона увеличились от среднего к выше среднего уровню физического здоровья.
В контрольных группах уровень физического здоровья остался на том же уровне, который был до эксперимента.
Необходимо также подчеркнуть значительное уменьшение количества детей 13 и 14 лет, которые принадлежат к группе со средним уровнем физического здоровья в экспериментальных группах сравнительно с контрольными после эксперимента. В контрольных группах до эксперимента количество подростков со средним уровнем составили 68 % и 70 %, после эксперимента 57 % и 59 %, соответственно (рис. 1, 2). В экспериментальных группах у подростков 13 и 14 лет процентное соотношение таково: до эксперимента -64 % и 57 %, после - 8 % и 17 % (рис. 3, 4).
Итоговая оценка уровня физического состояния обследуемых свидетельствует об эффективности авторской методики. Из 48 лиц экспериментальных групп (25 - 13-летних и 23 - 14-летних) семнадцать (10 - 13-летних и 7 - 14-летних, что составило 40 % и 30 %) достигли высокого уровня физического здоровья, тогда как в контрольной группе ни один человек не принадлежит к этому уровню. Следует отметить, что и в контрольных и в экспериментальных группах,
после эксперимента, нами не выявлено детей с уровнем физического здоровья ниже среднего.
Выводы:
- результаты исследования показали статистически значимое повышение показателей силового индекса, жизненного индекса, снижения показателей индекса Робинсона и Руфье после эксперимента у подростков экспериментальных групп сравнительно с показателями подростков контрольных;
- в экспериментальных группах нами зафиксировано наличие высокого уровня физического здоровья.
Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением особенностей адаптации организма школьников к физической нагрузке под воздействием занятиями казацким боевым искусством «СПАС» для достижения высокого уровня здоровья детей и подростков, которые проживают в разных регионах Украины.
Литература:
1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека /ГЛ. Апанасенко. - СПб.: Петрополис, 1992. - 123 с.
2. Безверхня Г.В. Мотивація до занять фізичною культурою і спортом школярів 5-11 класів: автореф.дис... канд.наук з фізичного виховання і спорту: 24.00.02 /Г.В. Безверхня. - Умань, 2003. -22 с.
3. Бекас О.О. Аналіз рівня фізичного стану молоді 13-20 років /О. О. Бекас // Фізіологічний журнал, 1998. - Т. 44. - № 3. - С. 265-266.
4. Гуськов С. Почему школьники должны заниматься физической культурой? / С. Гуськов, А. Зотов // Наука в олимпийском спорте, 2001. - № 3. - С. 55-61.
5. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине /В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
6. Кудряшов В.А. Антропоморфологические признаки физического развития и методы его оценки / В.А. Кудряшов //Труды Междунар. конф. «Физическое воспитание в ВУЗах». - Харьков: Нова, 1991. - С.45-46.
7. Круцевич Т.Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания: автореф.дис. докт.наук по физическому воспитанию и спорту: 24.00.02 /Т.Ю. Круцевич. -К., 2000. - 510 с.
8. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика /Ю.В. Менхин. - М.: СпортакадемПРЕСС, 2003. - 322 с.
9. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів /Л.П. Сергієнко. - К.: Олімпійська література, 2001. - 440 с.
Поступила в редакцию 24.10.2009г.
Лукоянова Екатерина Валериевна [email protected]