Научная статья на тему 'Влияние занятий футболом в школьной спортивной секции на личностные характеристики подростков'

Влияние занятий футболом в школьной спортивной секции на личностные характеристики подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий футболом в школьной спортивной секции на личностные характеристики подростков»

При этом хотелось бы подчеркнуть, что для достижения должного оздоровительного эффекта, уровня физической подготовленности важен не только объем двигательной активности, но и интенсивность выполняемой нагрузки. Кроме того, не следует забывать и о том, что учащиеся отличаются друг от друга отношением к различным видам физических упражнений, физическим здоровьем, моторной одаренностью, состоянием различных систем и органов организма, относительно выраженным проявлением одних качеств и способностей и низким развитием других. Вполне очевидно, для достижения оздоровительно-развивающего эффекта на занятиях у школьников необходимо использовать разные подходы к построению уроков физической культуры, учитывающих их индивидуальные особенности. В рамках школьного урока осуществить это одному педагогу весьма сложно.

Поэтому в решении проблемы модернизации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ необходимо идти по пути дальнейшего повышения качества уроков физической культуры, с одной стороны, а с другой, интеграции их с внеурочными формами построения занятий. Это обеспечит участие школьников в разнообразных формах двигательной активности с учетом их интересов, состояния здоровья, возраста, пола, физической и спортивной подготовленности.

М.А. Курбангельдыев, В.П. Аксёнов

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, Россия

Дополнительное образование является важным звеном во всей системе обучения, воспитания и формирования личности детей и юношества. Оно реализует несколько основных направлений: творческое, военно-патриотическое, краеведческое, спортивное и др. Детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, детско-юношеские клубы физической подготовки, дома творчества детей и юношества, школьные спортивные секции успешно ведут подготовку спортивного резерва различной квалификации.

Спорт является специфической сферой деятельности человека. Он имеет творческий характер, направлен на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей людей. Среди основных его социальных функций особое место занимает и многогранная воспитательная, формирующая в итоге спортивный характер человека.

Известно, что личность в целом не только проявляется, но и формируется в деятельности. Можно сказать, что человек, занимаясь каким-либо обществен-

но полезным делом, создает себя как личность. Ежедневные тренировочные занятия, участие в соревнованиях развивают те функции (физические и психические), которые обеспечивают высокие результаты в спортивной деятельности. Этот вид деятельности оказывает комплексное и положительное воздействие на личностные качества спортсменов, особенно юных.

Целью работы являлось определение степени влияния занятий футболом на личностные качества спортсменов, занимающихся в школьной секции МОУ Ленинская СОШ №1 Ленинского района Тульской области. Педагогический эксперимент проходил с сентября 2009 по сентябрь 2010 года с участием 14 учащихся данного учреждения в возрасте 12-14 лет со стажем занятий 1-2 года.

Изучение личностных качеств спортсменов в процессе занятий футболом, проводимых по разработанной нами методике, показало, что существует определенная положительная динамика их показателей.

В начале эксперимента показатели характерологического типа личности находились в диапазоне средней или средне-низкой степени выраженности и мало изменились за год. Однако, можно отметить, что на достоверно значимом уровне понизились значения по сангвинистическому типу (1 = 3,73; р<0,01) и повысились показатели по аморфному типу (1 = 2,93; р<0,01). Это говорит о том, что у подростков в результате занятий несколько снизилась направленность на людей и общение, в то же время у них снизился показатель нервного типа личности, правда, недостоверно.

В конце эксперимента показатели морально-волевой сферы личности юных футболистов находились в диапазоне средней степени выраженности и имели некоторую тенденцию повышения, по сравнению с его началом. Достоверно повысился показатель совестливости (1 = 2,76; р<0,05), что говорит об увеличении морального компонента в поведении спортсменов. По всей видимости, спортивная игра по правилам формирует стремление человека и в жизни следовать нормам, установленным в обществе.

У юных футболистов в годичном тренировочном цикле произошли некоторые изменения и в эмоционально-мотивационной сфере. Несколько возрос уровень эмпатии, что говорит о повышении стремления подростков выражать сочувствие другим людям и сопереживать вместе с ними их успехи и неудачи. У них несколько снизился уровень вспыльчивости и мстительности.

У юных спортсменов несколько снизился показатель мотивации достижения успеха, и, наоборот, возрос мотив избегания неудач. Это косвенно свидетельствует о повышении уровня ответственности подростков за результаты игры перед тренером и товарищами.

В процессе занятий спортом у подростков несколько меняются ценностные ориентации. Если в начале эксперимента у них первую тройку терминальных ценностей составляли здоровье, счастливая семейная жизнь и любовь, то в конце его на первом месте по-прежнему остается здоровье, на втором - активная деятельная жизнь, третье место разделили: спокойствие в стране и мире,

красота природы и искусство, счастливая семейная жизнь.

Среди инструментальных ценностей положительная динамика наблюдалась в показателях аккуратности. Процент лиц, ставящих это качество на первое место, возрос с 27,3% до 35,7 %. Чёткость выполнения тренировочных заданий у юных футболистов стала выше. В конце эксперимента такое качество как исполнительность включается юными спортсменами в число ведущих ценностей. Значительно возрастает значимость такого качества как отстаивание своего мнения.

Таким образом, процесс годичного цикла подготовки юных футболистов на базе данного учреждения оказал в целом положительное влияние на ряд их личностных характеристик.

Макаров В.К., Борисова Е.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии

С точки зрения Е. А. Климова, выбор профессии «...это не одномерный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру» (Г. Г. Григорьева, 1998, с. 378). Такой подход позволил рассматривать выбор профессии как специфический вид деятельности, регулируемый сознанием активность, порождаемый потребностями и направленный на познание и преобразование внешнего мира (Г. С. Костюк, 1988). Проведенные Д. А. Леонтьевым и Н. В. Пилипко экспериментальные исследования привели к выводу о том, что выбор - это деятельность, имеющая свою мотивацию и сложную операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта, а выбор профессии отнесен ими к деятельности смыслового выбора.

Исходя из понимания выбора профессии как процесса, т. е. развернутого во времени активной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение, мы выбрали для описания особенностей выбора профессии старшеклассниками следующие характеристики:

• когнитивная составляющая - тип профессиональной направленности старшеклассника;

• мотивационная составляющая - мотивация выбора профессии старшеклассником;

• поведенческая составляющая - готовность к выбору профессии. Остановимся подробнее на анализе типа профессиональной направленности. Тип профессиональной направленности старшеклассников изучался с помощью двух процедур: специально разработанной нами анкеты с открытыми вопроса-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.